Работа над формирование навыков грамотного письма.
статья (русский язык) по теме

Данченко Татьяна Валентиновна

Тема эта волнует всех учителей начальных классов, так как мы призваны обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма.Чтобы добиться результатлв в этом вопросе, необходимо постоянно работать в определенной системе.

Как этого добиться?

Необходимо научить слышать звуки, определять их количество в слогах, затем в словах, различать гласные и согласные звуки, ударные и безударные. Эту работу помогут осуществить звуковые схемы.Нельзя пренебрегать этой работой, так как впоследствии учащиеся будут без пропусков букв.

Второй этап в этой работе-это выработка орфографической зоркости .Учитель должен научить ученика видеть и узнавать рфограммы.А этот навык формируется в деятельности и является результаом многократных действий.

И третье, что необходимо для достижения грамотного письма,-это научить ребят самоконтролю.

Вывод:звуковой анализ, орфографическая зоркость и самоконтроль-вот что необходимо для выработки грамотного письма.И работу эту нужно вести не поэтапно, а одновременно.

Некоторые методы и приемы , позволяющие или не допускать ошибок, или быстро их находить и исправлять.

1.Следует сделать индивидуальные пакеты звуковых схем.Это набор прямоугольников и квадратов, различных по цвету, таких как в азбуке.Они нужны для того, чтобы каждый ученик самостоятельно мог составить звуковую схему к заданному слову.

2.Когда заканчивается обучение грамоте, учитель каждому ученику выдает "волшебный квадрат"(квадрат со стороной 5 см, украшенный аппликацией). Этот квадрат лежит у ученика в тетради. Учитель поясняет, что квадрат будет обладать волшебной силой, если дети научатся им правильно пользоваться.Для этого квадрат накладывается на первое предложение.Постепенно, двигая его вправо, ученик открывает первый слог слова,потом второй и т.д.Таким образом он легко обнаружит пропуск буквы. Квадрат как бы притормаживает движение глаза, не дает ему скользить по строке, заставляет быть внимательнее. Этот простой прием дает хорошие результаты. Дети учатся контролировать себя и, как правило, почти не допускет ошибок на пропуск букв.

3.По мере изучения новых тем добавляются другие приемы проверки написания слов.При изучении сочетаний жи, ши учащимся предлагается задание списать упражнение и найти 5 слов с сочетаниями жи, 3 слова с сочетаниями ши.

4. При изучении какой-либо темы, например"Звонкие и глухие согласные", учитель ежедневно дает задание подчеркнуть в конце или в середине слова звонкую или глухую согласную, заостряя внимание ученика на изучаемых орфограммах.

5. Для формирования орфографической зоркости необходимо предложить следующее упражнение.На доске написать 2 слова со звонкой или глухой согласной, 2 слова с проверяемой безударной гланой, 2 слов с удвоенной согласной. Дать задание :выписать слова с проверяемой безударной гласной.

6.Рекомендуется также проводить и такое упражнение. При изучении темы "Непроизносимые согласные" предложить детям написать по памяти 5 слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их. Если ученик пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчеркивать.Это упражнение можно продолжить. После того как учащиеся написали 5 слов по памяти, учитель открывает доску, на которой написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчеркивая непроизносимые согласные.Это упражнение можно использовать при изучении любой темы.

7.Хорошо развивает орфографическую зоркость игра "Огоньки". На доске записано предложение . Ученики "зажигают"огоньки под изученными орфограммами, т.е. прикрепляют красные кружки, а затем записывают предложение в тетрадь.

8. Необходимо с 1 класса вести такую работу, как письмо с проговариванием.Ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически. в 1 классе по слогам, в 2-4 классах-по слогам, четко проговаривая каждое слово, так как артикуляция является составной частью в процессе письма.

9. Письмо с комментированием.

10. Перед диктантом,изложением, сочинением следует проводить такую работу.Выписать все трудные слова и включить их в работу на уроке. Это может быть словарная работа, творческая работа. Дети читают слова хором или индивидуально, запоминают или объясняют их написание, составляют с ними предложения.Это дает возможность предупредить ошибки в диктантах, сочинениях, изложениях.

11. После проведения диктанта учитель выписывает в отдельную тетрадь все слова, в которых учащиеся допустили ошибки. На следующий день учитель выписывает их на доску. Дети устно олбъясняют орфограммы в этих словах, проговаривают их хором или индивидуально, а затем учитель проводит составленный их этих слов небольшой диктант на 3-5 минут.На следующий день учитель вновь выписывает те слова, в которых были допущены ошибки, дети анализируют их устно, затем дает новый диктант.

12.Некоторые виды диктантов позволяют развить орфографическую зоркость.Например , диктант "Проверяю себя".Ученики пищут предложения под диктовку, а те слова, в написании которых появляются сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают учителя, как надо правильно написать то или иное слово, т.е. слово, в написании которого сомневались.И только после этого вставляют нужную орфограмму.В этом случае важно плддержать ученика, не унижать его достоинства, так как ребенок замкнется и не станет спрашивать учителя.Тогда данная работа не получится.Учителю нужно напомнить ученику правило, задать наводящий вопрос или объяснить. Только доброжелательная обстановка на уроке даст желанный результат в этой работе.

13.Диктант с обоснованием. Учитель диктует слова, а ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое читает учитель, т. е. обосновать орфограмму.

14. Диктант с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносится слово с какой-либо орфограммой.Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.

15. Диктант "Найди слова". Учитель диктует несколько предложений и дает задание:подчеркнуть те слова, которые можно проверить.Это могут быть слова с проверяемой безударной гласной и с непроизносимой согласной, и со звонкой или глухой согласной. Все эти диктанты должны быть небольшими по объему,состоящими из2-3 предложений.

16. Работая , учитель переходит к изучению новых и новых тем. И вот здесь нельзя забывать о том, что учащиеся должны регулярно повторять ранее изученные темы. Для этого нужно ежедневно отводить 5 минут на повторение . При этом руководствоваться тем, что повторять нужно только одну изученную ранее тему.Все эти методические приемы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_formirovaniem_navykov_gramotnogo_pisma.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов МАОУ

«Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов»

города Альметьевска Республики Татарстан

Галеева Халида Гайфуллиновна

Тема : Работа над формированием навыков грамотного письма.

«То, что неясно, следует выяснить.

                                                                        То, что трудно делать, следует

     делать с великой настойчивостью»  

Конфуций.

Что такое настоящий урок? Это, прежде всего, урок, на  котором на всё и на всех хватает времени, где решена главная задача: учить доступно, следовательно, результативно.

        Занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом.  Нежелание  заниматься русским языком порождает неграмотность. Пробудить интерес можно, если систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

        Загляните в тетрадь учеников. Ведь и сейчас не редкость: урок русского языка состоит из двух – трёх упражнений, переписанных из учебника. И это именуется развитием самостоятельности, и результат  урока – традиционные  записи в тетради: «Где работа над ошибками?»

        Чтобы добиться результатов в этом вопросе,  необходимо постоянная работа.

  1. Прежде всего, надо научить звуковому анализу, нельзя пренебрегать этой работой, в будущем ученики будут писать без пропусков букв.

2. Выработка орфографической зоркости. Этот навык  формируется в деятельности и является   результатом многократных действий.

3. Научить детей самоконтролю.

         Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки» (зажигают огоньки под орфограммами). Мы с учениками используем для этого ручку с зелёной пастой. Необходимо с первого класса вести такую работу, как письмо с проговариванием; письмо с комментированием. Перед диктантами и сочинениями следует проводить словарную, творческую  работы для того, чтобы предупредить ошибки. Для развития орфографической зоркости помогают такие диктанты: «Проверяю себя»,  «Диктант с обоснованием, диктант с постукиванием  во время орфограммы, диктант «Найди слова». В работе использую и такие   диктанты: предупредительный, зрительный, объяснительный, выборочный, словарный,  самодиктант, творческий диктант по началу, творческий диктант по картине, диктант- перевод, свободный, восстановительный, по памяти и др.  Изучив статьи Н.А. Зайцева «Резервы обучения чтению» по текстам Федоренко я использую и композиционное письмо с взаимопроверкой.

Нельзя забывать о том, что ученики должны регулярно повторять ранее изученные темы. Для этого необходимо ежедневно отводить пять минут на повторение.

                                                  Кубик для повторения.

 На гранях кубика приклеены обозначения орфограмм. Бросая кубик, выбираем для повторения выпавшую орфограмму на верхней грани кубика. Ученики получают задание: дома подобрать к этой теме слова. На следующем уроке зачитываем, комментируем.  

                                       

Грамматическое домино

Пользоваться (играть) им можно на любом уроке по любой теме  и даже по любому предмету. Польза от этого очень большая. Теперь уже в течение трёх – пяти  минут дети ежедневно повторяют все правила правописания. Суть в том, что к заданному вопросу требуется  найти правильный ответ. Один ученик читает вопрос, все остальные внимательно читают свои  карточки, тот, у кого ответ на этот вопрос, читает и переворачивает свою карточку, читает следующий вопрос. Так по цепочке работают с карточками.

                         Игра- повторение « учителя - ученики»

 В классе в одном ряду 5 карт, значит – пять учителей и пять учеников. У каждого «учителя» три - четыре карточки, например, на непроизносимую согласную. У каждого « учителя» нет одинаковых слов. Ученик за последней партой ответил, например: «Радостный, пищу «Т», опасный - опасен…» . Ответив, садиться за первый стол. Получается, что у каждого «учителя» побывает пять «учеников». В следующий раз они меняются, меняется и тема.

 

Многие учителя в своей работе используют памятки.  Я использую  памятки «Не знаешь – спроси, но неграмотно не пиши!». Они собирательны, лаконичны, удобны и понятны.

                                      Конверты « Мои ошибки»

Ученик выписывает из своей тетради ошибки и кладёт в конверт. Мои ошибки из моего конверта мне диктует мой сосед.

                          Памятки «Работа над ошибками»

Основным приёмом словарной работы, рассчитанным на осознанное понимание значения и орфографии слова, является использование этимологии.

С помощью этимологического словаря можно работать не только над орфографической грамотностью учащимся, но и обогащать их словарный  запас.

 При работе со словарными словами я даю и такое задание: «Нарисуй слово, как видишь»

  Когда ребенок приходит в начальную школу, на него обрушивается поток новой информации, за короткий промежуток времени он должен усвоить много новых слов. Осознание морфемного состава родного языка должно способствовать более эффективного росту словаря учащихся, развитию их индивидуальной языковой системы, поэтому очень важно, чтобы младшие школьники знакомились с морфемикой языка  на словообразовательной основе. Для более наглядной демонстрации морфемного состава слова и процессов словообразования на уроках русского языка хорошо использовать морфемный конструктор. Я использую абак  «Состав слова».

В настоящее время работа учителя по орфографии в основном идет стереотипно: дети сначала учат правило, затем упражняются. Но знать правило и свободно писать – вещи разные! Знание правила – это первый этап в формировании орфографического навыка, а различные виды упражнений, позволяющие закрепить правило, - третий. Второй этап, который чаще всего отсутствует на уроке – это применение правила на практике на основе алгоритма.  Используя алгоритм, дети сами ведут себя по пути рассуждения. Когда отработают применение алгоритма до автоматизма, алгоритм проходит стадию свертывания. Возвращаемся к нему и в трудных случаях,  так как он учит рассуждать, логически мыслить. У учеников вместо нагромождения правил в голове утверждается орфографический порядок. Графическое обозначение орфограммы – это фиксация пути рассуждения по применению правила на практике на основе алгоритма, это письменное решение орфографической задачи по сути дела, это письменный орфографический разбор. Здесь надо отметить роль пособий по русскому  языку, собирательные плакаты: «Глагол», «Существительное» и др., а также опорные таблицы.         Орфографические ошибки неравномерно распределяются по длине предложения, сосредотачиваясь в тех местах, которые вызывают у детей наибольшие трудности при построении и записи предложений. Одним показателем линейного распределения орфографических ошибок является сосредоточение их в последнем слове простого предложения и в словах – сказуемых. В сказуемом ученики допускают больше орфографических ошибок. К лингвистическим причинам следует отнести обилие форм глагола. Развивая речевую  память при помощи специальных упражнений на уроках русского языка и используя приёмы самоконтроля, сориентированные на преодоление орфографических ошибок в первую очередь в местах их наиболее вероятного появления в предложении, можно значительно повысить грамотность учащихся.

        Почему в большинстве случаев так болезненно происходит переход учащихся из начальных классов, в старшие? Здесь есть и просчёты учителей старших классов. Прежде всего, должна быть тесная связь учителей – предметников с учителями начальных классов. Опытный словесник, изучив учебники за курс начальной школы, отметит, что поздно изучаются правила написания глаголов второго и третьего лица, инфинитива (неопределённой формы), в текстах недостаточно наречий. А в учебниках пятого класса этот материал даётся так, словно он уже хорошо закреплён в начальных классах. Это значит, что и учитель начальных классов при календарно – тематическом планировании должен уделить внимание этим темам и отвести больше времени на изучение и закрепление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА. РАБОТА ПО ПРЕДУПPЕЖДЕНИЮ ГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК.

В статье рассказывается о причинах возникновения графических ошибок на письме и какие упражнения можно проводить, чтобы снизить количество графическихъ ошибок....

Обобщение опыта работы "Формирование навыка грамотного письма, выработка орфографической зоркости"

Презентация и описание опыта работы в начальных классах по формированию навыков грамотного письма и выработке орфографической зоркости учащихся...

Выступление из опыта работы по теме самообразования «Организация работы по формированию навыка грамотного письма»

     Грамотность - знание законов и правил родного языка в сочетании с  твёрдыми навыками пользования ими в устной и письменной речи.   Начальная школа призвана об...

«Работа над формированием навыков грамотного письма у детей в начальной школе».

В данном докладе приведены примеры основных упражнений, приемов, которые можно использовать на уроках русского языка с целью повышения грамотности учащихся начальной школы. Некоторые приемы разработан...

Методическая копилка по теме: Формирование навыков грамотного письма у младших школьников. Работа с безударными гласными.

Данный материал поможет учителю подобрать упражнения при работе по теме "Безударные гласные"....