"Корень слова. Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Афанасьева Ольга Михайловна

Формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме

"Корень слова. Однокоренные слова"

Цель:  формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень;

Задачи:

  1. развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова;
  2. научить находить корень в однокоренных словах;
  3. развивать внимание, вырабатывать орфографическую зоркость, умение доказывать, рассуждать, делать выводы;
  4. воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль;
  5. воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока

      I. Орг\момент.  Настрой на работу. 

Ребята, давайте поприветствуем гостей, которые пришли к нам  на урок, пожелаем всем хорошего настроения и удачи. Ведь как гласит народная мудрость – с малой удачи начинается большой успех.

    Ну, а чтобы урок был результативным, давайте позитивно настроимся на него.

II. Мотивация. Речевая разминка.( Слайд)

Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение:

нас, всё, у, сегодня, получится!

Произнесём это предложение хором, «разбудим»  наши голоса.

-  У нас сегодня всё получится! ( Написать на доске )

-Это и будет девиз нашего урока.

Молодцы, ребята, замечательно. Итак, начнём урок.

3.Актуализация знаний.

-Ребята, посмотрите , какие (  части)  растений вы знаете? ( показать на одном из комнатных растений –листья, стебли, цветок, корень.)

- Я вам загадаю загадку, а вы внимательно послушайте и скажите о чём говорится в этой загадке.

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту. ( Корень.)

 -Где в жизни вы встречаетесь со словом  «корень».

-Сколько значений  у  слова   корень?

-Какой вывод можно сделать? Слово корень- многозначное:

1) Подземная часть растения;

  2) часть слова.

-Как вы думаете, какое значение имеет для  растения , для зуба корень? ( Это важная, необходимая часть).

  Формулировка темы и цели урока.

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? ( О корне) ( Слайд)

-А какую   цель мы поставим? ( Умение правильно находить и выделять корень.)(СЛАЙД)

-А что вы знаете о корне, для этого вы посмотрите на эталон и ответьте на вопросы.(Слайд)

1.Что такое корень слова?

2.Как  найти в слове корень?

3.Как выделяем корень?

4.Может ли существовать слово без корня?

5. Может ли слово состоять из одного корня?

 ( Обобщение, итог )

 

Беседа

-Какое  сейчас время года?  ( СЛАЙД)  

-Кому нравится зима? Почему? ( Мне тоже нравится зима, потому что зимой можно поиграть в снежки, лепить снеговика ,  а ещё  Зима  у нас суровая и всем трудно зимой ,ребята я помогаю зимой, думаете кому?  (Птицам ).

-А вы помогаете птицам ?

Что вы делаете?

 Работа над деформированным текстом.

-Ой, кто это? ( Стук в дверь) Снеговик.

-Ребята нам пришло письмо от Снеговика, давайте прочитаем его?

( слайд)

Помощь птицам.

Зимой для них мало корма. Наступила зима. Трудно приходится птицам.   Поэтому птиц зимой  нужно кормить. Каждый день они приносят птичкам корм. Ребята делают кормушки.

( Составляем связный рассказ, потому что текст деформированный).

-Ребята, пока Снеговик шёл к нам, предложения все перепутались, он просит нашей помощи. Поможем ему ,ребята.?

Помощь птицам.

Наступила зима. Трудно приходится птицам. Зимой для них мало корма. Поэтому птиц зимой нужно кормить. Ребята делают кормушки. Каждый день они приносят птичкам корм.

Физкультминутка   «Снежинки»  

(Слайд)

 Дифференцированное задание : На столах лежат карточки с заданиями и надо прочитать и  выбрать одно задание, с которым вы можете справиться или чтобы оно вам было по силам.

Карточка1

Прочитайте текст. Выпишите из текста однокоренные слова с корнем –мороз –

Карточка 2

Выпишите из текста однокоренные слова с корнем –зим-, запишите свои слова  с этим корнем, выделите   корень и с одним из слов составьте  предложение.

Карточка 3

Составить и записать текст из 4-5 предложений о птицах, используя свои наблюдения.

 -А сейчас проверим, ребята поднимите руку, кто выполнял задание по 1 карточке., а остальные слушают, по 2 карточке, по 3 карточке.

( Самооценка, итог )

Самостоятельная работа  по карточкам  в паре .

-А сейчас вы будете работать в паре, у вас на партах лежат карточки, прочитайте внимательно задания и начинаем работать.

(Взаимопроверка,  взаимооценка, итог )

 

Рефлексия ( вернёмся к нашим вопросам и ещё раз ответим на них( Слайд)

 А сейчас вернёмся к девизу нашего урока.

У нас сегодня всё получится !

-А какой девиз нашего урока был?

 У нас сегодня всё получится !

Ребята, а сейчас вернёмся к нашим вопросам, посмотрите на   вопросы, кто ответит на все вопросы, поднимите красный кружок

У кого трудности возникают, поднимите зелёный кружок

Кто совсем не может ответить, поднимите синий кружок.

Домашнее задание

  1.    Написать  слова  с корнем- мороз   .
  2. Составить рассказ   с корнем – мороз-.

 

 

 .

 

Тестовая работа.

- А сейчас вы выполните тесты. Вам нужно прочитать вопрос и  из 3 вариантов выбрать один верный ответ.

1.В каком ряду все слова однокоренные?

а) мёд, медок, сладкий

б) корм, крошки, кормушка

в) дом, домик, домашний.

2. В каком предложении имеются однокоренные слова.

а) Много сказок создал наш народ.

б) Рыбаки наловили много рыбы.

в) Денис и Митя живут рядом.

3.Найди и запиши слово, состоящее только из корня.

а) лесок

б) хлеб

в) лисёнок

4.Найди  лишнее слово

а) мороз

б) морозный

в) холодильник

 

(Самопроверка, самооценка, итог)(Слайд)

1-в

2-б

3-б

4-в

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».            Цель: формировать общее представление об однокоренных с...

План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....

Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)

Русский язык Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(2 класс)...