Богатство родного языка.
план-конспект занятия по русскому языку по теме

 

  • Занятие развивает интеллектуальные способности учащихся по русскому языку;
  • прививает интерес к русскому языку;
  • развивает речь;
  • развивает творческую инициативу каждого участника игры;
  • совершенствует навык коллективной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_zanyatie.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Богатство родного языка.

Цели:

  • развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку;
  • прививать интерес к русскому языку;
  • развивать речь;
  • развивать творческую инициативу каждого участника игры;
  • совершенствовать коллективный навык работы.

Оборудование: карточки с заданиями для команд, чистые листы для решений, ручки, проектор

‘этапы урока

Ход урока

примечания

  1. организационный момент

3мин.

  1. представление команд

1-2 мин.

  1. Конкурс

До 5 мин.

         2. Конкурс-разминка.                                     “Путаница”.

3-4 мин.

3. Конкурс “Вспомни пословицу”.

5-7 мин.

4. Конкурс “ОСЫ”.

5 мин.

физкультминутка

2-3мин.

5. Конкурс. Игра “Загадка в загадке”.

4 мин.

6. Конкурс “Бюро находок”.

5-7 мин.

7. Конкурс “Найди ошибки и исправь их!”

5 мин.

 Итог игры. 

Приветствие.

Прозвенел звонок!

Начинается урок!

На столе у нас в порядке книжки, ручки и тетрадки!

Ребята, сегодня  у нас не простой урок. Это урок-путешествие в страну нашего родного языка. Не секрет, что русский язык – это могучий, богатый язык. Это как богатая, полноводная река. Но не каждый может пользоваться этими богатствами, а только человек образованный и умный. Если мы не будем бережно относиться к нему, изучать его, обогащать свою речь, то эта река может превратиться в ручей

Наше путешествие пройдет в виде соревнования команд.

Команда “Грамотеи”, капитан команды …

Команда “Эрудиты”, капитан команды ….

Команда “Умники”, капитан .. .

Учитель: объясняю правила игры:

Правила игры: за каждый правильный и быстрый ответ команда получает красный жетон, команда ,набравшая больше красных жетонов, становится победительницей.

 Конкурс начинается с проверки домашнего задания.

Домашнее задание: каждая команда должна выбрать из толкового словаря наиболее понравившееся слово, раскрыть его содержание и объяснить, в каком контексте употребляется в речи.

              Отвечают командиры или игроки по желанию

Каждая команда получает листок со стихотворение С.Я Маршака (в ноябре 2011 г. исполняется 124 года со дня рождения писателя).

Задание: составить из перепутанных строк четверостишие

Умеет он под стол ходить пешком,
Читатель мой особенного рода:
С читателем двухтысячного года!
Но радостно мне знать, что я знаком.

Правильный вариант:

Читатель мой особенного рода:
Умеет он под стол ходить пешком,
Но радостно мне знать, что я знаком.
С читателем двухтысячного года!

Как только одна команда выполнит задание, другие команды прекращают работать, сдают листки.

Учитель: зачитываю правильный вариант ответа, объявляю команду-победителя

Пословицы для команды “Грамотеи”:

Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).
Век живи … (век учись).
Нет друга – … (ищи, а нашел – береги).

Пословицы для команды “Эрудиты”:

Друзья … (познаются в беде).
За двумя зайцами … (погонишься, ни одного не поймаешь).
Поспешишь … (людей насмешишь).

Пословицы для команды “Умники”:

Семеро … (одного не ждут).
Красна птица пером, а … (человек умом).
Цыплят по … (осени считают).

Учитель: Продолжаем игру. Внимание на экран.

Для команд предлагается задание: расшифровать слово и записать его.

ОС_ _ А На этой осе в октябре позолота. 
ОС_ _ А А эта растет на лугу у болота.

_ ОС_А С этой спит в колыбели малыш.
_ОС_ _ _ _ А А эта на солнышке худеет и тает.

Учитель: Все славно потрудились, устали, давайте отдохнем и “скоропоговорим”. Дружно вместе! (Дети произносят скороговорки и имитируют движения)

От топота копыт пыль по полю летит.

Три сороки тараторки
Тараторили на горке.

Рыбу ловит рыболов
Весь в реку уплыл улов.

Зарядка на внимательность (говорю одно, показываю другое, дети должны выполнить то, что говорю)- руки вверх, вниз, в стороны и т.д.

Дети должны прочитать загадки, вставить в слова пропущенные буквы и написать отгадки.

Он очень нужен д…творе,
Он на доро…ках во дв…ре,
Он и на стро…ке, и на пляже,
И он в ст…кле расплавлен даже. 
(Песок)

Железная ры..ка ныряет,
А хвост на в…лне оставляет. 
(Иголка с ниткой)

- Отгадайте, кому принадлежат вещи, которые я назову. Назовите книгу, героем которой является владелец данной вещи.

1. Волшебные туфли, помогающие передвигаться так быстро, как захочешь. (“Маленький Мук.” Гауф, Муку. )

2. Волшебное зеркальце, умеющее говорить. (“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” Пушкин, царице-мачехе)

3. Маленькая хрустальная туфелька. (“Золушка” Перро)

4. Петушок из чистого золота (“Сказка о золотом петушке” Пушкин, царю Дадону)

5. Соловей, сделанный из золота и украшенный драгоценными камнями. (Соловей” Г.Х.Андерсен, китайскому императору)

Раздать карточки, самостоятельная работа детей. Проверка- команда читает по 2 предложения, обсуждают ошибки.

1. Вернулся со школы.

2. Идти в концерт.

3. Пришел из завода.

4. Доехать на аэропорт.

5. Выехать с города

6.выйти с дома.

Учитель: Заканчивается наша игра и прежде, чем мы подведем итог, хочется сказать:

Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда, 
И та награда – в нем самом.

(Сабир Абдулла)

Подсчет жетонов, объявление победителя

Дети рассаживаются за партами(3 группы)

Раздача карточек с названиями команд, выбор капитана детьми

Раздаточный материал №1 (конверты с разрезными строчками из стихотворения)

Красный жетон

Задание выполняется устно.

Первая справившаяся  команда зачитывает ответы, ребята  из др.команд могут дополнять или исправлять ошибки

Дети должны встать

Раздаточный материал №2

Раздаточный материал №3

Вручение грамот


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час.Конкурс знатоков родного языка "Ты наш друг, родной язык".

Классный час посвящён празднованию Международного дня родного языка, который ежегодно отмечается 21 февраля....

ПОЛОЖЕНИЕ Об открытой школьной викторине, посвященной международному дню родного языка «Язык мой родной»

1. Цель и задачи школьной викторины.1.1. Целью школьной викторины «Язык мой родной» является расширить знания младших школьников о русских народных сказках, а также развить интерес к изучению родного ...

Урок по родному языку (русскому) 3класс ( на основе рабочей программы по учебному курсу «Родной язык» для 1-4 классов, «Школа России»).

Цели: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи.Планируемые результаты:предметные:распознавать местоимения среди других частей речи;определять лицо и число местоименийметапредметные:п...

План урока окружающего мира на тему "Подземные богатства родного края"

Урок составлен составлен с учетем возрастных, индивидуальный, психологических особенностей учащихся 4 класса. В урок включен материал о подземных полезных ископаемых России и  Республики Дагестан...

Урок посвящённый Международному дню родного языка « Чем богат родной язык»

Как же прекрасен родной мой язык,Волшебный, певучий,играющий.Словно прозрачный хрустальный родникСердце и душу ласкающий...

Родной язык - наше богатство

Обучение и воспитание младших школьников через развивающие возможности родного языка...