КВН по русскому языку для учащихся начальных классов
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

Серая Татьяна Николаевна

 

Участвуют 2 команды по 8 человек. Каждая команда имеет свой символ, название.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

КВН по русскому языку для учащихся начальных классов

Оформление сцены:

"Нет силы более могучей, чем знание: человек, вооружённый знанием, – непобедим".

А.М.Горький.

"Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом".

Сабир Абдулла.

Участвуют 2 команды по 8 человек. Каждая команда имеет свой символ, название.

Девиз КВНа:

В клуб пришёл, не хмурь лица.
Будь весёлым до конца.
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей гвоздь.
Не стесняйся, не ломайся,
Всем законам подчиняйся!
Ведущий: Итак, друзья, начнём программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они?
Для вас!

                1. Приветствие команд.

А). Мы весёлые ребята,
И не любим мы скучать,
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть.
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.

        Б). Мы отвечаем дружно,
        Сегодня будет дружба
        Владычицей побед.
        И, соревнуясь, вместе с вами
        Мы останемся друзьями.
        Пусть борьба кипит сильней
        И наша дружба крепнет с ней.

Все участники поют песню о КВН (на мелодию песни "Улыбка").

        Любит КВН наш дружный класс,
        И объявит заседание сейчас.
        Вот болельщики, а вот жюри.
        Путь к победе труден, что ни говори.
        Нам доверено с тобой
        Провести удачно бой,
        Чтоб находчивость и знания проверить.
        Ты велик, родной язык,
        Ты богат, родной язык,
        Ты наш друг, и в это все мы будем верить.

2. Разминка "Угадай название нашей команды"

Капитан каждой команды сообщает:

1) Название нашей команды обозначает название предмета, отвечает на вопросы Кто?, Что?, в предложении бывает подлежащим и второстепенным членом.

2) Название нашей команды обозначает название действий предмета, отвечает на вопрос Что делает?, в предложении бывает сказуемым.

Ведущий обращается с вопросами к болельщикам:

– Какое название имеет каждая команда? Какие ещё части речи вы знаете?

                        3. Конкурс "Ответь на пять!"

Конкурс состоит из 2 этапов.

1) Сосчитай, сколько звуков и сколько букв.

Солнце
Юла
Касса
Деньки

Сердце
Яма
Грамм
Пеньки

2) Составь слово, переставив буквы.

Ланпе (пенал)
Тарпа (
парта)
Ганик (
книга)
Ватра (
трава)

Чкару (ручка)
Кисарк (
краски)
Вонзок (
звонок)
Елонь (
олень)

Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ.

                4. Конкурс "Где слова родные, однокоренные?"

На доске – 2 рифмовки с родственными и неродственными словами:

Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисёнок,
Лось, лоскут, лосёнок,
Горный, горка, городок,
Пёс, песочный и песок.

Моряки, морской, моржи,
Корень, корневой, коржи,
Холод, холмик, холодок,
Носик, носит и носок.
Семя, семечко, семья,
Вдруг, подруга и друзья.

Каждая команда выписывает из своей рифмовки только родственные, однокоренные слова, обозначая в них корень. Игроки, первыми выполнившие задание в каждой команде, выходят к доске, обозначают корни в родственных словах и объясняют, почему остальные слова не являются родственными.

        5. Конкурс "Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?"

На доске в 2 столбика записаны слова:

(За) горой
(По)бежать
(Под) сосной
(За) кричать
(На) горе
(Об) судить
(Во) дворе
(Из) учить

(С) кресла шарф
(С) тащил щенок…
(По) волок
(За) уголок...
(По) трепал
(Со) всех сторон…
И (по) мчался
(На) балкон.

Игроки раскрывают скобки и объясняют слитное или раздельное написание.

                6. Конкурс болельщиков "Образуй существительное"

На доске записаны в 2 столбика прилагательные:

Глупый –… (глупец)
Хвастливый – …(хвастун)
Сильный – …(силач)
Ленивый – …(лентяй)
Смелый – …(смельчак)
Старый – …(старик)
Болтливый – …(болтун)
Крепкий – …(крепыш)

Храбрый – …(храбрец)
Шаловливый – … (шалун)
Богатый – …(богач)
Мудрый – …(мудрец)
Крикливый – …(крикун)
Маленький – …(малыш)
Добрый – …(добряк)
Грубый – …(грубиян)

Нужно подобрать к прилагательному однокоренное существительное – название человека.

                                7. Конкурс капитанов

Задание: найти слово по его частям.

1) Корнем – с дорогой роднится,
В сборе приставка таится.
Суффикс как в слове
дневник
Целым же в космос проник.
(Спутник.)

2) Корень мой находится в "цене".
В
"очерке" найди приставку мне.
Суффикс мой в
"тетрадке" вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
(Оценка.)

                        8. Конкурс "Замени одним глаголом"

Задание: заменить каждый фразеологический оборот глаголом близким по смыслу.

Совать нос – (любопытничать)
Надуть губы – (
обидеться)
Выходить из себя – (
сердиться)
Зарубить на носу – (
запомнить)
Заговаривать зубы – (
отвлекать)

Чесать языки – (болтать)
Водить за нос – (
обманывать)
Унести ноги – (
убежать)
Ломать голову – (
думать)
Клевать носом – (
дремать)

                        9. Конкурс " Предмет или действие?"

Игроки должны указать, какое из выделенных слов обозначает предмет, а какое – действие предмета, и доказать ответ постановкой вопросов.

1) Затопили печь, чтобы пироги печь.
2) Ведро дало течь, и вода стала течь.
3) Медведь в лесу, не зная
правил,
однажды мотоциклом правил. 

1) Снежное покрывало всё поле покрывало.
2) Была Катюша запевала, она все песни запевала.
3) Кто без кисти и
белил,крыши города белил?

                                10. Конкурс болельщиков

Задание: найти слова, которые спрятались.

Хлев – (лев), коса – (оса),

щель,   зубр,   столб,   укол,   удочка,   точки.

11. Конкурс для команд "Можем мы диктант писать на "4" и на "5"   

Каждый участник команды пишет по 1 предложению, 1 участник проверяет.

                                                Русский язык

Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка. Сколько в нём метких слов! Русский язык звучный, красивый. В словах можно услышать вой вьюги, жужжание пчелы. На этом языке писал стихи Пушкин, маленькие рассказы для детей писал Толстой.

                        12. Конкурс "Домашнее задание" 

Команды заранее получили задание подобрать загадки о лесе и его обитателях. Члены одной команды загадывают загадки, а вторая команда их отгадывает. Затем они меняются ролями. Можно обращаться к помощи болельщиков.

13. Жюри объявляет счет. Ведущий подводит итоги соревнования. Награждение участников.

14. Участники КВН исполняют песню "Серьёзный разговор" (муз. Н. Прокудина, слова О. Высотской).

Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составить телеграмму
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравить!
Отправляя поздравленья,
Помни правило склоненья.
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!
А приставки и частицы –
Вроде хитреньких зверьков!
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников!
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!

15. Подведение итогов

Ведущий благодарит детей за участие в соревновании. Жюри объявляет итоги.

Литература:

  1.  Агапова А., Давыдова М. Лучшие игры со словами.-М: ООО ИКТЦ «Лада», 2007.
  2. Я иду на урок в начальную школу: Русский язык. Книга 2. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000г.
  3.  Бондаренко А.А., Гуркова И.В. Русский язык для весёлых девочек и мальчиков: Книга для учащихся начальных классов. – Новосибирск, 1995
  4.  Волина В.В. Учимся играя. – М.: «Новая школа», 1994