"Склонение имен существительных" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Упрок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_3_klasse_sklonenie.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Склонение имен существительных»

Цель: обобщить знания учащихся по теме « Склонение имён существительных в единственном числе»;развивать внимание, логическое мышление;воспитывать нравственные качества личности.

Задачи:

Образовательные:

  • показать распределение им. сущ. по трем типам склонения;
  • показать, что у одного типа склонения одинаковые окончания;
  • показать, что ударные и безударные окончания пишутся одинаково.

Развивающие: развивать логическое мышление (операции анализа и синтеза, классификации)

Воспитательные: воспитывать любовь к языку, чувство товарищества.

Оборудование: учебники, карточки, иллюстрации

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки друг другу и всем окружающим. Ведь улыбки располагают к приятному общению, а теперь настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесем нашу волшебную фразу:

Я хочу много знать!

2. Актуализация и мотивация.

1.  Открыли тетради. Записали число и классная работа.

2. минутка чистописания. Ая, Яа

 Что вы можете рассказать об этих буквах?

Асякаляоянаеянаияеа- вычеркни все буквы я и а. что получилось?

2. Словарная работа.

  1. Утренний приём пищи ( завтрак)
  2. У природы нет плохой (погода)
  3. Зимняя пурга, буран (метель)
  4. Дерево со светлой корой, символ России (берёза)
  5. Человек, который совершает поездку на транспортном средстве (пассажир).
  6. Домашнее животное породы фокс (собака)

- выделяем буквы. Ставим ударение.

- на какие группы можно разделить слова? (одуш-неодуш, , по количеству слогов, твердые согласные – мягкие согласные. на три склонения)

3.  Определение темы и целей урока.

Как вы думаете, исходя из минутки чистописания и словарной работы какова тема урока?

Какие цели вы для себя определите?

Я узнаю, смогу, сделаю выводы (СЛАЙД)

Молодцы! Ваши мысли в порядке. Думаю, к штурму определенных заданий  вы уже готовы.

3. Работа над новым материалом.

Вам уже известно, что такое склонение имен существительных.
Кто может ответить на этот вопрос?
В зависимости от рода и окончаний все имена существительные делятся на 3 склонения. Только задание определить, к какому склонению относятся слова, для некоторых из вас было сложным.

Вот почему сегодня мы продолжим упражняться в определении склонения существительных, поможем потерявшимся словам найти своё место, повторим ранее изученный материал. Готовы?

Анишит Йокоповна предложила нам следующие задания (СЛАЙД)

  1. Повторение теоретического материала.

Вспомним правило. Характеристики склонений. (ответы детей)СЛАЙД

Мы вспомнили правило, а теперь потренируемся определять склонение имён существительных.

  1. Работа в парах в нетбуках. Тренажер «Определи склонение»

С помощью обратного словаря дополните столбики слов

  1. Анишит Йокоповна предлагает провести Исследование и доказать как произошло деление существительных по типам склонения.

    Учитель: Лучшим способом исследования является выполнение задания практическим путем.

Запись на интерактивной доске окончаний по падежам , потом стираем.

Начнем с I склонения.
- Изменение по падежам 4 слов (ручка, тетя, дедушка, дядя).
Посмотрите внимательно на окончания. Что вы заметили? (В некоторых падежах окончания совпадают, а в некоторых различаются).
Сделайте транскрипцию последних двух звуков в словах с различными окончаниями. (Дети самостоятельно должны сделать вывод о том, что окончания существительных I склонения в определенном падеже совпадают.)
Физкультминутка
Продолжаем исследование. Проверим наш вывод на существительных второго склонения.
Работа в парах. Первый вариант изменяет по падежам существительные среднего рода (окно, море). Второй вариант – мужского рода ( сын, пень).
Дети меняются тетрадями и убеждаются в совпадении окончаний.
Самостоятельное исследование учащихся с последующим комментированием результатов.
Выполнение упражнения 109 из учебника часть 1. (Изменение по падежам слов степь и речь.)
Общий вывод: В зависимости от того как изменяется слово по падежам и произошло деление существительных по типам склонения. Мы убедили Анишит Йокоповну в этом.

6. Закрепление мониторинг с пультами.

7. Итог урока.

. Подведение итогов урока.
1. Какой же вопрос мы исследовали на сегодняшнем уроке? Какой вывод сделали?
2. Оценивание детей.
3. Рефлексия (на листочках).
 синквейна 

 Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

  • первая строка – название темы (одно существительное);
  • вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
  • третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
  • четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

кому сложно определить в цветах


4. Рекомендации по выполнению домашнего задания.( 1часть- обязательная: упражнение 77, 2 часть – по желанию: творческое задание- придумать сказку про склонения.)