Конспект урока по теме "Правописание сочетаний чк, чн"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Горбунова Наталия Алексеевна

Конспект урока русского языка для 3 класса по УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chk_chn_urok_2.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Правописание сочетаний чк, чн

Задачи  урока:

- помочь детям усвоить, что [ч’] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать;

- закрепить  знания  детей  по  правописанию  слов  с  сочетаниями  чк,  чн.

- развивать умение находить слова с изученными орфограммами.

Целевые установки на достижение результатов:

  • Личностных:  проявлять  устойчивое стремление к процессу общения, заинтересованность  в получении совета с целью улучшения учебных результатов; обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей.
  • Предметных:  научатся различать твердые и мягкие согласные звуки, кратко характеризовать звуки русского языка (согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие); решать учебные и практические задачи – правильно писать сочетания ЧК, чн;  получат возможность научиться выявлять слова, и уточнять  значения по тексту или с помощью толкового словаря.
  • Метапредметных:
  • Регулятивных: принимать и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность работы;  оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения грамматических и этических норм
  • Познавательных:  общеучебные- овладение умением составлять небольшое монологическое высказывание о театре; освоение практических навыков работы с толковым словарем с целью уточнения значения незнакомых слов;
  • Коммуникативных: использовать в речи языковые средства, соответствующие цели и условию общения; учитывать разные мнения и стремиться к координации позиций в деловом сотрудничестве; оформлять свою  мысль в устной и письменной форме речи.

Ход урока

I. Организационный момент

-         Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. Садитесь, ребята.

-         Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.

 II.      Чистописание

-         Мне кажется, что кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть? (показываю).

-         Что закрыла тучка? Она спрятала от нас задание по

чистописанию. Чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесем слово вместе.

-         Тучка. Какой звук вы слышите в середине слова? [ч] Какой буквой обозначается этот звук?

-         Что мы знаем о звуке [ч]?  Согласный, непарный, глухой, всегда мягкий.

-         Молодцы. Тучка открыла нам задание. Напишем заглавную и строчную букву че.

-         Давайте будем любить эту букву, она нам необходима сегодня на уроке.

-         Ребята, а тучка не уходит. Наверно нам еще что-то надо вспомнить. Какое правило встретилось в слове тучка? (чк пишется без ь)

-Запишем   эти  два  сочетания  на  следующей  строчке.

- Слова  с  сочетаниями  чк  чн  -  это  и  есть  тема  нашего  урока.

III.  Словарная работа.

-         Подул ветерок, наша тучка полетела дальше, а вдогонку за тучкой летят снежинки,   а  со  снежинками  загадки. Давайте  их  отгадаем.

Гуляю  в  поле,  гуляю  на  воле,

Кручу,  бурчу,  знать  никого  не  хочу.

Вдоль  села  пробегаю,

Сугробы  наметаю.   (метель)

Какой  это  мастер  на  стёкла  нанёс,

И листья, и  травы,  и  заросли  роз?   (мороз)

Висит  за   окошком  кулёк  ледяной.

Он  полон  капели,  и  пахнет  весной. (сосулька)

В  гору  бегом, а   с  горы  кувырком.  (заяц)

-  Мы  знаем  много  словарных  слов,  а  в каком   словарном  слове  встречается  сочетание  чк ?   Давайте  с  вами  запишем  слово  девочка.  

-         Запишите это слово, поставьте ударение и выделите гласную, которую нужно запомнить.

-         Проверьте то, что вы написали.

-         Вывод: чк, чн встречается и в словарных словах.

- Составьте  предложение  со  словарными  словами.  (Лучшее  записать)

IV. Работа  над  пройденным  материалом

-         Снова подул ветер. Полетели снежинки и упали рядом с необычным домиком, где живут слова с сочетаниями чк, чн. Слова не могут попасть в дом, их не пускает ь , который тоже хочет жить в этом домике. Нам нужно правильно распределить слова по окошкам и тогда Ь  пропадёт.

-         Запишите слова в два столбика в тетради, сочетания чк, чн подчеркните.

(точка,  ночка, точно  срочно,  пальто, капелька)

   чк                                                                 чн

 точка                                                                         точно

  ночка                                                                       срочно

- Проверим

V. Физминутка

VI. Упражнения  по  развитию  устной  и  письменной  речи.

-         Посмотрите! Озорник ветер не только со снежинками  играет. Он перемешал слова в предложении. Оказывается, сочетания чк, чн важны и при записи предложений.

-Давайте вернем слова на свои места. (Жили, Лены, у, ручные, ежи)

- Какое предложение у нас получится? (У  Лены  жили  ручные  ежи)

-         Какое правило мы должны помнить при записи предложения? (начало предложения с большой буквы, в конце ставится точка).

-         Какие правила встретились? Подчеркните их. (чк, Л большая буква,  жи-ши).

-         Молодцы

VII. Работа с карточками в парах.

-    А сейчас мы  с  вами будем работать в парах. На стол к вам опустилось облачко, а на нем задание. Внимательно прочитайте задание. Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу. Выписываем слова на новой строке, через запятую. Сидим прямо.

(карточки, на которых написано стихотворение.)

-Ребята, из этого стихотворения вам нужно выписать слова с сочетанием чк.

Прилетела к нам синичка.

Села прямо над окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждем.

И чтоб ей полегче стало,

Ведь исчезли червячки,

Для неё кусочки сала

Мы повесим на сучки.

- Какие слова с сочетанием чк вы выписали?

Слова: синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки.

- Проверьте  друг  друга.

VIII. Закрепление  пройденного  материала

- Откройте  учебники  на  странице  55  упражнение  85.

- Составьте транскрипции слов: бочка, скучный, сердечный, обычный

IX. Подведение  итогов.

- Ребята,  какое  правило  мы  повторяли  сегодня   на  уроке?

Давайте  ещё  раз  повторим  правило,  связанное  с  этими  сочетаниями.   Сочетания  чк,  чн    пиши  без  мягкого  знака.

- Ребята, мне  хотелось  бы,  чтобы  вы  сами оценили свои знания. Кому  понравился  сегодняшний  урок,  кому  было  интересно  на  уроке,  кто  чувствует,  что  хорошо  поработал. Если  вы  работали  на  5 возьмите  и  прикрепите  к  ёлочке  красный  шарик.

Если  на   4  то  синий  шарик.

Если  на  3   жёлтый  шарик.

Оценки  за  урок.

Домашнее  задание (по выбору)

1). С.54 упр 83

2).  Составить  рассказ  «Как  мы  любим зиму».        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме: " Правописание сочетаний ЧК, ЧН"

Урок проведён во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" Тип урока- повторение и закрепление знаний....

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Правописание сочетаний ЧК, ЧН"

Данный конспект подходит для уроков русского языка во 2 классе...

Методическая разработка. Конспект урока по теме: Сочетание ЖИ-ШИ.

Урок обучения грамоте. 1 класс. УМК "Школа России"Цель: Формировать умение правильно писать сочетания ЖИ-ШИ...

Презентация к конспекту урока по теме "Сочетание ЖИ-ШИ"

Презентация к уроку "Сочетание ЖИ-ШИ" с упражнениями....

Конспект урока русского языка "Сочетания чк, чн" (1 класс)

Конспект урока по УМК "Планета знаний"...

Конспект урока во 2 классе: Тема урока: Правописание слов в сочетаниях жи-ши,ча-ща, чу-щу.

Тема  урока: Правописание слов в сочетаниях жи-ши,ча-ща,                       чу-щу....

План-конспект урока русского языка "Сочетание синонимов с другими словами"

Конспек урока разработан для учащихся 2 класса по программе "Начальная школа 21 века". Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая....