Конспект урока русского языка в 3 классе "Местоимение как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Кузнецова Любовь Ивановна

Открытый урок русского языка  по теме "Местоимение как часть речи" 3 класс  "Школа 2100"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык

МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Открытый урок

Тема: Понятие о местоимении. Личные местоимения

  Развитие умений определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён существительных.

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

У: Добрый день, уважаемые гости.

Если вы любите наблюдать, исследовать и если вы любите русский язык как мы, то этот урок для Вас.

У: Дети, представьте, что у вас в ладонях чаша, наполненная «добротой», осторожно и бережно перелейте часть своей доброты другу. Подарите окружающим добро. (Дети желают друг другу удачи)

Надеюсь, что хорошее настроение сохранится у вас на протяжении всего урока.

У: Сегодня мы познакомимся с профессией корректора (табличка)

Кому-то знакомо значение этого слова (Корректор – работник издательства, газеты или типографии, который вносит исправления в тексты).

У: Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек данной профессии (внимательность, аккуратность)

У: А также ответственность. Теперь представьте, что наша классная комната – издательство, а каждый из вас сегодня на уроке – корректор. Работать вы будете в парах, группах, но в разных отделах

 1 группа «Отдел новостей», 2 группа – «Отдел рекламы», 3 группа – «Отдел писем»

У: Вспомните основное правило работы в группе или паре (помощь друг другу, доброта, поддержка)

У: Верно. Ваша работа будет оцениваться следующим образом.

Если справились с заданием – ставьте себе на полях 2 балла,

если будете в чём-то сомневаться – 1 бал,

если ошибаетесь – 0 баллов.

Физминутка. Самомассаж кистей рук.

Откройте тетрадь. Что надо записать? (Дату)

Комментированная запись числа.

У: Несмотря на то, что корректор очень грамотный человек, ему часто приходится обращаться к словарям. Начнём и мы урок со словарной работы. 

Словарная работа.

Проверим как вы дома поработали со словами из словаря (Слайд 2)

Издательство, реклама, газета

У: Вставьте пропущенные буквы и запишите эти слова.

Проверьте по эталону и оцените выполненное задание на полях в баллах (Слайд 3)

В каком слове букв больше, чем звуков? Почему?

Какое слово подходит к схеме?

Как проверим ваше предположение (выполним разбор слова по составу)

У: Объясните значение записанных слов.

Что их объединяет? (это имена существительные)

У: Что вы знаете об имени существительном?

Выполните разбор существительного как части речи.

У: Молодцы, вы вспомнили всё то, что поможет нам сделать новое открытие на уроке.

Теперь вернёмся в издательство. Представьте, молодой журналист написал текст, а главный редактор остался недоволен. Вы же у нас корректоры. (Слайд 3)

Прочитайте текст и подумайте почему редактор остался недоволен.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы.

 1  3  3  4

Работа в паре.

Задание 1 Догадались? (текст непонятный)

И действительно.

– Какие слова называют в тексте героя?(я, мне, меня)

– А какие – о чём он мечтает?(о нём, его, он)

– Выпишите эти слова в две группы.

Сформулируйте основной вопрос урока. (Как называются выписанные слова, кого они называют, заменяют в тексте, как сделать текст понятным?)

– Сравните ваши вопросы с проблемными вопросами в учебнике          (с. 196).

– Давайте составим план урока.

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

Решаем эти проблемы, открываем новое знание (Слайд 4)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие новых знаний.

2    3   4    5    2

1. Наблюдение.

Прочитайте предложение во втором задании. Какие слова вы вставите вместо точек?

Ученики читают предложения в упражнении и подставляют необходимые местоимения.

– Почему вам легко было справиться с этим заданием?

– Как называются слова, которые были вашими помощниками? (Имена существительные.)

– А без этих существительных-подсказок можно будет что-то понять? (Нет.)

– Проведите эксперимент: закройте первые части предложений.

– Для чего были нужны слова, которые вы вставляли вместо точек?

(Они заменяли эти существительные.)

2. Работа над понятием «местоимение».

– Прочитайте информацию в рамке после упр. 290 и скажите, как называются такие слова.

– Почему же они получили такое название – местоимения?

– На какие вопросы отвечают местоимения? (кто? что?)

– Попробуйте провести «обратный» эксперимент. Вставить «известные» существительные вместо местоимений. Что получится?

– Зачем же нужны местоимения? (Чтобы избежать повторов.)

 Перечислите местоимения, которые нам нужно запомнить.

3. Первичное закрепление – нахождение местоимений в тексте.

Задание 3 (Слайд 5)

Сначала ученики ищут местоимения, потом существительные, которые они заменяют.

Запись в тетрадях. проверьте по эталону и оцените выполненное задание на полях в баллах

Гусь – он, берега – на них; гусь – я; гусь, гусёнок, гусыня – мы.

4. Работа с определением (с. 63).

1. Прочитайте определения про себя, а потом побеседуем о том как вы поняли информацию в форме блицопроса (+ -)

2. Беседа на выявление понимания.

– Местоимение – это самостоятельная часть речи?

- Местоимения называют людей, животных, предметы?

Местоимения указывают на предметы, животных, людей? (проверка)

- Что значит не называют предметы, а указывают на них (если нет существительного, то мы не можем понять, что именно называется, но знаем  что речь идёт о человеке или животном)

– Сколько их? (8.)

- Назовите их.

Как выдумаете их только 8? Оказывается их 69 и по частоте употребления они занимают 3 место. Почему? (Они произносятся быстро, это экономит время)

Физкульминутка

5. Продолжение наблюдений над местоимениями.

Слайд 6. Выполняется по вопросам в задании. Ученики наблюдают, какие местоимения указывают на участников диалога.

Прочитайте реплики диалога.

Кто был первым говорящим лицом в диалоге и как он себя назвал?

Кто другой участник диалога и какое местоимение указывает на него?

О каких других лицах разговаривают участники диалога, какие слова на них указывают?

Посмотрим как называются эти лица на странице 64.

Тот, кто начинает разговор, называет себя я. Это первое лицо, которое участвует в диалоге. На второго участника (второе лицо) диалога указывает местоимение ты. Эти двое говорят о ком-то ещё, кто не участвует в диалоге (т.е. о третьих лицах): Маша – она, Саша – он.

Работа со схемой (с. 64).

– Прочитайте местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица.

– Сделайте вывод.

– Почему местоимения я, ты, он, мы и т.д. называют личными?

(Они указывают на лицо или лица.)

– Сколько местоимений 3-го л. ед.ч.? (3.)

– Как вы думаете, с чем это связано? (С родом.)

– Назовите местоимение 3-го л. ед.ч. ж.р. Какое у него окончание? (-а.)

– А какое окончание у местоимений оно, он? (-о и нулевое.) Какая ещё информация о местоимениях содержится в тексте в рамке?

(В предложениях местоимения изменяются.)

– Как это проверить? Вспомните, на какие вопросы отвечают местоимения? (Задать вопросы.)

Меня, мне – это новые местоимения или формы? (Это формы, так как так изменяется местоимение я: задаём вопросы кто? кого? кому?)

– Попробуйте назвать формы местоимения ты. (Тебя, о тебе.)

IV. Развитие умений.

3  4   6  1  3

Работа на нетбуках.

1. Игра «Бильярд» 2. Упр. 294 (первая строчка) 3. Работа с текстом

Проверка упр.294 (по эталону)

1) Я (1 л., ед.ч.), ты (2 л., ед.ч.), он (3 л., ед.ч.).

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

V. Итог урока.

4  4

- Итоговым заданием будет творческая работа

- Каждый отдел нашего издательства готовит рубрику в газету.

- «Отдел новостей» (Рассказ «Что для нас сегодня было открытием»)

- «Отдел рекламы» (Он сделает рекламу для личных местоимений)

- «Отдел писем» (Он будет отвечать на вопросы читателей)

- Используйте материалы урока, тетрадь, учебник. Желаю успехов.

(Вопрос читателей. Как пишутся местоимения с предлогами?)

У: Это задание максимального уровня выполняли наши отличники. Удалось ли вам справиться с ним?

Какое предположение есть у Вас на этот счёт?

На следующем уроке мы будем сравнивать ваше предположение с информацией учебника.

А сегодня нам осталось отметить самооценку урока

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

VI. Домашнее задание.

Упр. 1, с. 70–71. Представить информацию в рамках любыми удобными способами (опора, рифма, рисунок, схема), выучить таблицу личных местоимений на с. 64.

Деятельность учеников:

  • Отличать местоимения от слов других частей речи.
  • Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования).
  • Писать предлоги с местоимениями раздельно.