Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Лупеко Галина Валерьевна

Урок русского языка . Активазицация познавательной деятельности с применением ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_seminar.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы».

Тип урока: Урок развития умений.

Цель: обеспечить выполнение следующих планируемых результатов:

Личностные – мотивация на развитие речи, рефлексия (осознание учебной цели, связь последовательных задач с конечной целью), обогащение словарного запаса.

Метапредметные – 1) познавательные синтез (из частей целое предложение;

                                      2) регулятивные – постановка учебной задачи, план работы, контроль,

        коррекция, оценка, самооценка;

                                    3) коммуникативные – умение слушать, вступать в диалог, постановка

        вопросов.

Предметные – 1) дать понятие « предложение»;

        2) преобразование предложений с целью выявления грамматического строя,

        анализ предложений, сбор информации.        

                                                      Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Самостоятельная работа по изученному на основе заданий.

- Перед вами у каждого лежат конверты . Предлагаю взять их в руки и открыть. Внутри конверта вы видите разноцветные карточки с заданиями. Красные карточки обозначают сложное задание, зеленые карточки – задание средней сложности, желтые карточки легкое задание. Вы должны выбрать то задание, которое вы считаете сможете выполнить. Выполнять вы будете в тетради, при этом на полях пометите цветным карандашом цвет какой карточки вы выбрали.

После того, как дети выполнят это задание, предлагаю отложить в сторону тетрадь и ручку.

  1. Словарная работа.

1.Игра «Доскажи слово» (слайд1).

- Ребята, вы должны из всех признаков выбрать те, которые всегда остаются неизменными. Свой выбор вы должны обосновать.

2. (слайд 2)

- Прочитайте предложения , записанные на доске. Что их объединяет? Правильно это пословицы.

- Объясните смысл этих пословиц. (выслушиваются ответы детей).

-А теперь разбейте эти пословицы на две группы по смыслу.(дети отвечают).

- Посмотрите еще раз на эти пословицы в течение 30 секунд и запишите одну по памяти. (дети выполняют задание).

Затем пословицы открываются. Проверьте себя, сравнив с образцом.

- Поднимите руки те, кто сделал без ошибок, с одной ошибкой, вообще не справился. Похвалить тех, кто справился.      

4. Формулирование темы и цели урока.

Слайд 3.

На слайде слова:

Жила Вовы ручная У ворона.

-  Что записано на доске? (слова)

Составьте из них предложение. (У Вовы  жила ручная ворона.)

- Есть ли еще какие-нибудь варианты? ( Ручная ворона жила у Вовы. Ручная ворона у Вовы жила.)

- Что вы сделали для того, чтобы составить предложение?   ( Поставили слова в нужном по смыслу порядке.)

- Всегда ли был одинаковый порядок слов? (нет, возможны варианты)

- Сформулируйте на основе этого задания цель урока.

- начинайте с известной формулы: Сегодня мы будем учиться… (составлять предложения из слов, расставляя слова в нужном порядке.)

5. Физкультминутка. (слайд 4)

6. Развитие речевых и правописных умений.                       

Работа по учебнику.

Упр 98. – развивается умение конструировать предложения из слов, расставляя их в определенном порядке. Для выработки умения вместе с детьми составляется алгоритм. Алгоритм фиксируется на доске во время рассуждения.

Дети записывают предложение из слов камыш, чуткий , дремлет. Например, Чуткий камыш дремлет.

- Что нужно найти вначале? (Главные слова, грамматическую основу.)

- Как это можно сделать? (Вспоминаем алгоритм нахождения основы предложения: определить о чем будет говориться в предложении и что именно будет говориться)

- Что поможет нам в этом?( Вопросы)

- Определяйте из каких слов будет состоять основа.

- о чем говорится в предложении? (О камыше-что? Камыш.)

На доске появляется кто? что?

- Что именно о нем говорится? (Камыш что делает? дремлет.)

- Как вы понимаете значение этого слова?

(Ниже на доске появляется 2. Что делает?)

- От какого  слова надо поставить надо поставить вопрос к слову чуткий. ( От слова камыш- камыш –какой?  Чуткий)

- Как вы понимаете значение слова чуткий?

(Ниже появляется еще одна запись – 3. Другие вопросы.)

- А теперь послушайте. Это строчка из стихотворения И Никитина «Утро». У него такой порядок слов:

           Дремлет чуткий камыш,

          Тишь, безлюдье вокруг…

- Что же произошло со словами? (Они поменялись местами.)

- Сделайте вывод, как могут располагаться слова в предложении? (слова в предложении могут располагаться свободно, они могут меняться местами.)

- Покажите графически связь слов в предложении.

- Второе предложение ученики составляют сами, опираясь на алгоритм.

1. Кто?Что?

2. Что делает?

3. Другие вопросы.

Упр.99. – совершенствуется умение конструировать из слов предложения, наблюдать разные варианты составления предложений.

Ученикам  дается задание:

- Опираясь на алгоритм, расскажите еще раз о том, как нужно действовать при составлении предложения.

- Проверьте себя по памятке на стр.172.

- Есть ли расхождения? Если есть, то в чем? (Может быть не только вопрос какой?) Приведите пример. (В упр.98 – в предложении Сонная река течет медленно. Течет (как?) медленно)

- Что такое капель? (Чтение статьи из толкового словаря в учебнике.) А может капель быть летом? (Это капли тающего снега, а снега летом нет.)

- Составьте три предложения. Прочитайте их сразу.

- Есть другие варианты? (Можно послушать несколько  ответов.)

- Что получилось? (Текст)

- Подберите к нему название («Начало весны». «Весна пришла»)

7. Итог урока.

- Назовите ключевые слова-сочетания урока. (составление предложений, порядок слов)

8. Домашнее задание.

Упр. 101.