Конспект урока русского языка 2 класс "Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: «Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы».
Тип урока: Урок развития умений.
Цель: обеспечить выполнение следующих планируемых результатов:
Личностные – мотивация на развитие речи, рефлексия (осознание учебной цели, связь последовательных задач с конечной целью), обогащение словарного запаса.
Метапредметные – 1) познавательные синтез (из частей целое предложение;
2) регулятивные – постановка учебной задачи, план работы, контроль,
коррекция, оценка, самооценка;
3) коммуникативные – умение слушать, вступать в диалог, постановка
вопросов.
Предметные – 1) дать понятие « предложение»;
2) преобразование предложений с целью выявления грамматического строя,
анализ предложений, сбор информации.
Ход урока:
- Оргмомент.
- Самостоятельная работа по изученному на основе заданий.
- Перед вами у каждого лежат конверты . Предлагаю взять их в руки и открыть. Внутри конверта вы видите разноцветные карточки с заданиями. Красные карточки обозначают сложное задание, зеленые карточки – задание средней сложности, желтые карточки легкое задание. Вы должны выбрать то задание, которое вы считаете сможете выполнить. Выполнять вы будете в тетради, при этом на полях пометите цветным карандашом цвет какой карточки вы выбрали.
После того, как дети выполнят это задание, предлагаю отложить в сторону тетрадь и ручку.
- Словарная работа.
1.Игра «Доскажи слово» (слайд1).
- Ребята, вы должны из всех признаков выбрать те, которые всегда остаются неизменными. Свой выбор вы должны обосновать.
2. (слайд 2)
- Прочитайте предложения , записанные на доске. Что их объединяет? Правильно это пословицы.
- Объясните смысл этих пословиц. (выслушиваются ответы детей).
-А теперь разбейте эти пословицы на две группы по смыслу.(дети отвечают).
- Посмотрите еще раз на эти пословицы в течение 30 секунд и запишите одну по памяти. (дети выполняют задание).
Затем пословицы открываются. Проверьте себя, сравнив с образцом.
- Поднимите руки те, кто сделал без ошибок, с одной ошибкой, вообще не справился. Похвалить тех, кто справился.
4. Формулирование темы и цели урока.
Слайд 3.
На слайде слова:
Жила Вовы ручная У ворона.
- Что записано на доске? (слова)
Составьте из них предложение. (У Вовы жила ручная ворона.)
- Есть ли еще какие-нибудь варианты? ( Ручная ворона жила у Вовы. Ручная ворона у Вовы жила.)
- Что вы сделали для того, чтобы составить предложение? ( Поставили слова в нужном по смыслу порядке.)
- Всегда ли был одинаковый порядок слов? (нет, возможны варианты)
- Сформулируйте на основе этого задания цель урока.
- начинайте с известной формулы: Сегодня мы будем учиться… (составлять предложения из слов, расставляя слова в нужном порядке.)
5. Физкультминутка. (слайд 4)
6. Развитие речевых и правописных умений.
Работа по учебнику.
Упр 98. – развивается умение конструировать предложения из слов, расставляя их в определенном порядке. Для выработки умения вместе с детьми составляется алгоритм. Алгоритм фиксируется на доске во время рассуждения.
Дети записывают предложение из слов камыш, чуткий , дремлет. Например, Чуткий камыш дремлет.
- Что нужно найти вначале? (Главные слова, грамматическую основу.)
- Как это можно сделать? (Вспоминаем алгоритм нахождения основы предложения: определить о чем будет говориться в предложении и что именно будет говориться)
- Что поможет нам в этом?( Вопросы)
- Определяйте из каких слов будет состоять основа.
- о чем говорится в предложении? (О камыше-что? Камыш.)
На доске появляется кто? что?
- Что именно о нем говорится? (Камыш что делает? дремлет.)
- Как вы понимаете значение этого слова?
(Ниже на доске появляется 2. Что делает?)
- От какого слова надо поставить надо поставить вопрос к слову чуткий. ( От слова камыш- камыш –какой? Чуткий)
- Как вы понимаете значение слова чуткий?
(Ниже появляется еще одна запись – 3. Другие вопросы.)
- А теперь послушайте. Это строчка из стихотворения И Никитина «Утро». У него такой порядок слов:
Дремлет чуткий камыш,
Тишь, безлюдье вокруг…
- Что же произошло со словами? (Они поменялись местами.)
- Сделайте вывод, как могут располагаться слова в предложении? (слова в предложении могут располагаться свободно, они могут меняться местами.)
- Покажите графически связь слов в предложении.
- Второе предложение ученики составляют сами, опираясь на алгоритм.
1. Кто?Что?
2. Что делает?
3. Другие вопросы.
Упр.99. – совершенствуется умение конструировать из слов предложения, наблюдать разные варианты составления предложений.
Ученикам дается задание:
- Опираясь на алгоритм, расскажите еще раз о том, как нужно действовать при составлении предложения.
- Проверьте себя по памятке на стр.172.
- Есть ли расхождения? Если есть, то в чем? (Может быть не только вопрос какой?) Приведите пример. (В упр.98 – в предложении Сонная река течет медленно. Течет (как?) медленно)
- Что такое капель? (Чтение статьи из толкового словаря в учебнике.) А может капель быть летом? (Это капли тающего снега, а снега летом нет.)
- Составьте три предложения. Прочитайте их сразу.
- Есть другие варианты? (Можно послушать несколько ответов.)
- Что получилось? (Текст)
- Подберите к нему название («Начало весны». «Весна пришла»)
7. Итог урока.
- Назовите ключевые слова-сочетания урока. (составление предложений, порядок слов)
8. Домашнее задание.
Упр. 101.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/21/picture-20252.jpg)
Конспект урока русского языка, 2 класс. Какие слова отвечают на вопрос кто? а какие на вопрос что?
Урок русского языка во 2 классе по программме "Школа 2100". Цель: познакомить учащихся со словами, отвечающими на вопросы кто? и что?...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/28/picture-99448-1453986058.jpg)
Конспект урока русского языка во 2 классе "Слова, к которым нельзя задать вопрос" (междометия)
Цель данного урока: дать понятие о междометиях (без определения), познакомить с их особенностями, научить отличать от других частей речи. На уроке рассматриваются некоторые приемы по развитию самооцен...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/02/picture-303034-1380729559.jpg)
Презентация урока по русскому языку: Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.
1. Зна зна мство с новым словарным словом; 2. Закре...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/05/picture-500776-1415209918.jpg)
Конспект урока русского языка "Как составить из слов предложение?"
Учащиеся учатся составлять предложение, устанавливать связь слов, читать предложения, делая логическое ударение....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/05/picture-458719-1430847419.jpg)
Конспект урока русского языка по теме "какие слова отвечают на вопрос (кто?), а какие - на вопрос (что?)" (урок 1)
Конспект урока по программе "Школа 2100"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/05/picture-458719-1430847419.jpg)
Конспект урока русского языка по теме "какие слова отвечают на вопрос (кто?), а какие - на вопрос (что?)" (урок 2)
Конспект урока русского языка по программе "Школа 2100"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/04/picture-1054356-1699109590.jpg)
Конспект урока по рус.языку. Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы
Тип урока:Урок рефлексииЦель:Содержательная цель: Слово, предложение, схема предложения. Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. Главные члены предложения.Деятельностная цель:-Закрепление...