Главные вкладки

    Доклад на тему "Словарно -орфографическая работа на уроках русского языка в классах первой ступени"
    учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) по теме

    Непокрытых Ольга Александровна

          Цель моих методических рекомендаций -  раскрыть современные подходы к формированию навыка правописания слов из орфографического словаря, обобщить свой  опыт работы и показать материал из практики  для организации деятельности детей на уроке.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Районная научно- практическая конференция педагогических работников образовательных учреждений

    МО «Осинский район»

    «Компетентностный подход как фактор развития образования в современных условиях»





    Тема доклада:


    «Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в классах первой ступени»
                                   

     Непокрытых Ольга Александровна,
                                                            учитель начальных классов
                                                  МБОУ «Майская СОШ»


    с. Майск
    2012г.

          Работа по формированию навыка правописания слов из орфографического словаря имеет большое значение для обучения правописанию ученика начальных классов. Даже на первых ступенях своей учебы ребенок встречает в процессе чтения и письма сотни слов, написание которых нельзя объяснить с помощью определенного орфографического правила.

          Все программы по русскому языку, действующие в начальных классах, планируют формирование словарно – орфографического навыка у младшего школьника. Усвоение написания непроверяемых и труднопроверяемых слов представляет собой сложность для ребенка: они требуют индивидуального запоминания.

          Цель моих методических рекомендаций -  раскрыть современные подходы к формированию навыка правописания слов из орфографического словаря, обобщить свой  опыт работы и показать материал из практики  для организации деятельности детей на уроке.

          С моей точки зрения, заслуживает внимания педагогический опыт Софьи Николаевны Лысенковой, которая разработала систему работы над словами из орфографического словаря. Она предлагает изучать трудные слова, объединяя их в тематические группы по 4 – 5 слов.

         В течение недели предлагается проводить детей по всем 3 этапам.

    1 этап: Понедельник – знакомство со словами с использованием картинного словаря. Работа над значением слов, запись слов в тетради.

    2 этап: Вторник – запись слов по трафарету на кальке. Один ученик у доски.

    Среда – списывание слов с доски с пропущенными орфограммами.

    Четверг – письмо слов под диктовку с последующей самопроверкой или взаимопроверкой.

    3 этап: Пятница – проверка усвоения (картинный, слуховой диктанты, по перфокартам).

           Я считаю, что данный подход можно совершенствовать, обогащая его новыми приемами работы. Современный урок русского языка требует работу над «трудными» словами сделать средством активизации мыслительной деятельности детей, реализации принципа: обучая – развивай.

    1 этап. Организация знакомства учащихся с новым словом.

           Начинают словарную работу, как правило, с первичного предъявления слова детям. При изучении новых слов не надо давать их в готовом виде детям. Лучше, избегая однообразия в работе с младшими школьником, можно начинать с написанного слова или отгадывания его через ребус, через раскрытие различных шифров.

    Представлю некоторые виды работ на этом этапе.

    1. Работа со словарем.

    Полезно познакомить детей с этимологическим словарем. Использование учителем этимологической справки на уроке не только оказывает положительное влияние на обучение правописанию непроверяемых орфограмм, но и расширяет кругозор детей, вызывает интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение, приобщает к конкретным историческим фактам культуры родного языка. Толковые словари являются полезным пособием для организации словарно – орфографической работы. Они помогают младшему школьнику раскрыть значение нового для него слова, уточнить значение знакомого. Орфографическим словарем необходимо учить младших школьников пользоваться для решения орфографической задачи. При этом работа должна быть направлена на овладение алгоритмом поиска нового слова в словаре.

    1. Создание различных ассоциативных образов

    Введение слова с непроверяемым написанием через стихотворение, рисунок, схему, сказку.

    Например, через стихотворение:

    Ягода, ягода

    Круглая такая,

    букву О нам ягода

    всем напоминает.

    Запоминание словарного слова с помощью ассоциативного образа, связанного с трудным словом каким – то общим признаком (цвет, форма, материал, количество, звучание, место, вкус….).

     Методика работы:

    А) записать слово, поставить ударение: огурец

    Б) выделить (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает сомнение, трудность при написании: О – гурец

    В) выписать отдельно слог или букву, вызывающие сомнения, выделив (размером, цветом) сомнительную букву;

    Г) найти ассоциативный образ, связанный со словом, и записать его:

      О – гурец (см. в приложении)

         После знакомства с работой дети могут самостоятельно подбирать ассоциативные образы. Не нужно навязывать детям свои ассоциации. Ценность этой работы – в развитии воображения у детей, рождение своего ассоциативного образа. (см. в приложении коллективное творчество детей и учителя)

    1. Введение слова через разгадывание ребуса

        Разгадывание ребуса – очень популярная игра, в которой слова обозначаются с помощью нарисованных вещей. Младшие школьники с удовольствием занимаются разгадыванием ребусов на уроках и внеурочное время.

       Этот вид работы расширяет кругозор учащихся, обогащает их словарный запас. Игры данного типа дают возможность включить в работу детей и «аудиалистов», и «визуалистов», и «кинестетиков». Разгадывание ребусов учит ребят уже в 3 -4 классах самостоятельно составлять ребусы, преодолевать трудности, проявлять знания, волю, смекалку. (см. в приложении).

         Приведу еще несколько упражнений:

    1)Очень интересные задания на   выделение искомого слова через работу с составляющими его буквами.

    Например: Расположите буквы по степени увеличения количества точек

     Е .. (2)  В….(4)  М . (1) Д ……(6)  Е …..(5) Ь …….(7) Д …(3)  - медведь

     2)Работа учащихся с символами, кодами, шифрами. Такие упражнения позволяют формировать абстрактное мышление.

    Например: Назовите слово, зашифрованное с помощью чисел, каждому из которых соответствует буква из алфавита:

     2, 6, 18, 4, - берег;   4, 16, 18, 10, 9, 16, 15, 20, - горизонт;

    3) Упражнения, связывающие слова с изучаемым лингвистическим материалом.

    Например:  Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке:

    ПФБКТХЕШСРЧЁЩЗЦА – береза;

    4) Вставьте пропущенное слово и прочитайте новое слово.

    УКРОП

            ВЕСЕЛЫЙ

      ПОЯС

           БОЛЕЗНЬ

    ЛЕСОК                              (Песок)

    2 этап. Закрепление правописания слов из орфографического словаря.

          Задача этого этапа – закрепить в памяти ребенка графический образ слова, формировать навык грамотного письма слов с непроверяемыми орфограммами. Работа для ребенка на данном этапе будет скучна. Если из урока в урок он записывает слова с комментированием и выделением орфограмм. Эффективность ее значительно повышается, если ее включить в другую языковую и речевую работу на уроке, разнообразить формы  и виды ее проведения, включая игровые приемы, заботясь о развитии мышления и творческих способностей детей.

         Хочу предложить различные виды работ, которые учитель  может чередовать, совмещать при организации процесса усвоения непроверяемых написаний.

    1. Словарный диктант – одно из наиболее употребляемых письменных упражнений. Письмо диктанта может сопровождаться различными заданиями.

     Различают следующие вида диктанта: слуховые, зрительные.

     Многие учителя на уроках русского языка и чтения используют тренировочные упражнения, разработанные И.Т. Федоренко (для развития навыков чтения). Такую же работу можно проводить и со словарными словами.

     Например: Игра «Внимание!»

     Учитель по сигналу на 1 секунду показывает из словаря или на карточках слово. Задача  - учащихся правильно записать.

    2 вариант игры:

     В течение 2 – 3 секунд учитель демонстрирует набор из 3 – 10 слов, написанных на карточках печатными буквами на плакате, затем закрывает. Дети воспроизводят прочитанное. Это могут быть отдельные слова, слова из одной темы, предложения, пословицы…и.т.д.

    2. Составление и запись словосочетаний.

         Это упражнение позволяет углубить понимание лексического слова  и выявить сочетаемость данного слова с другими словами. Учитель предлагает детям какое – нибудь слово и просит составить и записать с ним как можно больше словосочетаний.

        Например:  Небольшой, огромный, красивый, прекрасный, новый, современный, чистый, светлый, просторный, шумный, городской, железнодорожный, морской, речной, московский…..- ВОКЗАЛ.

     Словосочетания: добраться до вокзала, спешить на вокзал, остановиться у вокзала,  вернуться с вокзала…и.т.д.

     3.Загадывание  и сочинение загадок

          Занимательная и творческая деятельность для младших школьников. Урок оживляется, дети соревнуются. Загадки расширяют кругозор учащихся, знакомят с окружающим миром, явлениями природы. При этом развивается и обогащается речь учащихся. Загадки способствуют формированию интеллектуальных качеств. Составление загадок идет сначала в коллективной работе класса, а затем в процессе домашней работы. В словарную работу надо включать разные типы загадок: загадки – описания, загадки – характеристики, загадки – шутки, загадки – шарады..и.т.д.  (см. в приложении)

    1. Работа с пословицами.

         Позволяет глубже осмыслить значение слов из орфографического словаря, развивает мыслительные способности, пополняет нравственные представления  ребенка. Работа может проводиться не только на уроках русского языка, но и на уроках чтения, внеклассных занятиях.

     Например: Спиши пословицы, объясни значение. Подчеркни слова  с непроверяемыми написаниями.

    Не море топит корабль, а ветер.

    Не молот кует железо, а кузнец, что молотом бьет.

    Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

     Можно детям дать задание подобрать пословицы и поговорки на любую тему с данными словами

    .

    1. Запись слов в алфавитном порядке или цепочкой.

          Это упражнение дает учащимся повторить алфавит. Учиться располагать слова в алфавитном порядке, ориентируясь не только на первую букву, но и на последующие буквы.

    Например: Запишите слова в алфавитном порядке.

    КОМНАТА, ЗАВОД, ЖЕЛТЫЙ, КРОВАТЬ, ЗДЕСЬ, КОЛХОЗ.

    1. Работа с деформированными словами.

                 Работа носит игровой характер и вызывает интерес у детей. Она способствует развитию внимания, навыков чтения у учащихся 1  - 2 классов.

    Например: АШИНАМ – МАШИНА  (см. в приложении)

    1. Разгадывание и составление кроссвордов  на заданную тему.

                 Это упражнение открывает наибольшие возможности для осознания лексического значения слов, способствует развитию у детей лексико – семантического значения взгляда на слова., обогащает речь детей, вызывает у школьника познавательный интерес к русскому языку. Можно использовать такие темы: «Растения и огород», «Животные», «Птицы», «Какие слова сказала ворона?» и. т.д. На первых этапах обучения работе с кроссвордами можно использовать задание на воспроизведение слов в таблицах по неполной записи. (см. в приложении)

    1. Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его.

    АВТОМОБИЛЬ, УРОЖАЙ, ТРАМВАЙ, САМОЛЕТ

    КАПУСТА, ПОМИДОР, СОЛОМА, МОРКОВЬ

    ПЕНАЛ, ТЕТРАДЬ, ТЕЛЕФОН, КАРАНДАШ

    1. ИГРА «Волшебные домики»

           Играют две команды. На доске записаны слова в два столбика с пропущенными буквами. Под каждым столбиком нарисован домик с окошками, закрытыми шторками, на обратной стороне которых написаны пропущенные буквы. Нужно открыть шторки, взять букву и вставить ее на место пропуска в нужное слово. Выигрывает команда, которая быстрее  откроет все окошки.

    ЛАГ-РЬ                   Т-ТРАДЬ

    К- СТЕР                   С-РЕНЬ

    Р-БЯТА                    СВ-БОДА

    УЛ-ЦА                      Р-СТЕНИЕ

    1. Игра «Собери слово»

     ПУС, КА, ТА;    РОЗ, МО;    ЖЕ, ИН, НЕР;    ТОР, ТРАК;

    1. Домашнее задание творческого характера.

             Такие задания повышают интерес к словарно – орфографической работе, развивают воображение. Формируют самостоятельность.

     Например: Дети готовят друг другу карточки с пропущенными орфограммами, а на уроке обмениваются и выполняют задание: вставить пропущенные буквы. После выполнения следует взаимопроверка.

    Например:

    - Один ученик готовит группу слов и выступает на уроке в качестве учителя: диктует подготовленные им слова и сам же контролирует.

    - Учащиеся составляют и оформляют кроссворды с изученными словами на заданную тему. Этот вид работы заставляет учащихся пользоваться толковым словарем. Способствует развитию речи, внимания.

             Названные виды работ можно дополнять каждому учителю, опираясь на собственное творчество и творчество детей своего класса.

    3 этап. Контроль навыка по правописанию изученных слов с непроверяемыми орфограммами.

                 Этот контроль относится к текущему контролю. Он осуществляется в форме контрольного словарного диктанта или контрольного списывания со вставкой пропущенных букв. Можно проводить диктант с помощью перфокарт. Работа по перфокартам позволяет быстро организовать проверку уровня усвоения изученных слов, поддерживает интерес школьников, позволяет организовать самопроверку и взаимопроверку учащихся. В настоящее время в работе используется тестирование.

               В заключении мне бы хотелось отметить, что на основе личного опыта, разных приемов, форм и средств обучения в работе над трудными словами, вышеперечисленные упражнения  способствуют быстрому и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов с непроверяемыми орфограммам с  которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи.

       

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах .

    Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэто...

    Методическая разработка "Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка в 3 классе"

    Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила...

    Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах .

    Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах . Кому из учителей не известно, что чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и ...

    "Деятельностный подход. Аспекты словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах".

    Словарная работа также может прекрасно вписаться в современный урок разработанный на основе деятельностного подхода. В соответствии с этим структура словарно-ор­фографической работы претерпивает измен...

    "Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах".

    Как заинтересовать детей, увлечь работой по изучению слов, сделать процесс усвоения особенно трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая большого напряжения и сил учителя. Решать эту за...

    Виды упражнений для словарно-орфографической работы на уроках русского языка в 4 классе

    Упражнения , которые можно применять для организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка в 4 классе...

    Роль долговременной памяти в формировании орфографического навыка на уроках русского языка в школе первой ступени

    Орфографическая грамотность учащихся — это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря е возраст, проблема орфографической грам...