Виды упражнений для словарно-орфографической работы на уроках русского языка в 4 классе
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме

Банникова Нина Валентиновна

Упражнения , которые можно применять для организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка в 4 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Виды упражнений для словарно-орфографической работы на уроках русского языка в 4 классе.

                                                  Учитель: Банникова Н.В.

Р-1.                                     октябрь, сентябрь, ноябрь

     - Прочитайте слова. Что можете сказать о данных словах?  ( Это неодушевлённые сущ-ые, они отвечают на вопрос «что?». Все существительные мужского рода, ед. числа. В каждом слове два слога. В каждом слове под ударением во втором слоге гласный звук (а). Каждое слово имеет непроверяемую безударную гласную. Все слова заканчиваются мягким согласным звуком (р), мягкость обозначена мягким знаком. Все слова можно отнести к теме «Осень». Слова обозначают названия месяцев.)

Р-2.

                                            автор, адрес, альбом

   -Прочитайте слова. Что они обозначают? Что можете сказать об этих словах? ( Это сущ-ые мужского рода, ед. числа. В каждом слове два слога. Все слова имеют непроверяемую безударную гласную. Эти слова нужно записать в словарик. Слова начинаются на букву А.)

   - Какое слово лишнее? ( Варианты ответов: 1. слово «автор». Это одушевлённое сущ-ое, отвечает на вопрос КТО? 2. «Автор», в этом слове все согласные твердые. 3. «Альбом». В этом слове 6 букв, а в других словах по 5 букв. 4.  «Альбом». В этом слове пишется ь. 5. «Альбом». В этом слове второй слог ударный, непроверяемая безударная гласная «а» в первом слоге.)

- Запишите слова. Составьте предложение, в которое входят все три слова.

Р-3.

« Слова рассыпались».

    1 ряд – ББЛИОКАИТЕ (библиотека)

    2 ряд – БКИОТИН (ботинки)

    3 ряд – БГЖАА (багаж)

- Что обозначают эти слова?

Слово библиотека пришло к нам из греческого языка, и оно образовано из двух древнегреческих частей: библион – книга и ТЭКе – хранилище.

Багаж. Слово заимствовано из французского языка и содержит корень –баг- существительного со значением  « узел с пожитками, кладь»

  - Запишите слова в словарик. Обозначьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Р-4.

1).  Разминка

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

вОлчата-...                                      брОдить -...

слОмался-...                                    чАродейка -...

смОтреть-...                                 налОвить -...

кОвер-...                                          пОра -...

2) Словарные слова.

автобус, автомобиль, аккуратно, аллея, аптека, аромат, агроном, активный

  -Объясните значение этих слов. Запишите слова в тетрадь. Обозначьте ударение, подчеркните безударные гласные.

слово автомобиль пришло из французского языка. Состоит: греческое «аутос», значит «сам», и латинского слова «мобилис» - «движущийся». Вот и получилось: автомобиль – сам собою движущийся».

Р-5.

  -Расшифруйте слова.

                  есдабе,  елибт, льоубдезр, гфибораия, аааррбикд

 Слова: беседа, билет, бульдозер, биография, баррикада.

Объясните значение этих слов. Записать слова в тетрадь и подчеркнуть опасные места.

Р– 6.

1. Разминка. Вставь нужную букву.

                                   

              к(а,о)ч(а,я)ть

             к(а,о)(л,ль)цо

            (к) зв(и,я,е)зде

             хле(б,п)

            любо(в,ф)ь

            верблю(т,д)

2. Расшифруй слова.

    г...р...й

   д...к...брь

  г...ря...и...

  д...р...г...

  г...т...в

  до с...и...а...ия

  -Запишите слова в тетрадь. Обозначьте ударение. Подчеркните безударные гласные.

Р-7.

1. «Путаница». Восстановить слова.

   идзеть, йытлеж, еонтовиж, ракзавтр, дапаз, сеятьза, дезсь

( ездить, жёлтый, животное, завтрак, запад, засеять, здесь)

- Запишите слова в тетрадь. Обозначьте ударение. Подчеркните безударные гласные.

Р-8.

-Прочитайте слова. Какое слово лишнее?

 облако, оттенок, очевидец, орнамент

- Запишите слова, Обозначьте ударение. Подчеркните безударные гласные.

Р-9.

 -Какое слово лишнее? Запишите слова в тетрадь. Обозначить ударение. Выделить безударные гласные.

              каллиграфия, карикатура, конституция, квартал

Р-10.

-Расшифруйте слова.

р...к...т...                                  р...с...е...и...

р...с...к...з        р...ш...т....

р...с...т...я...и...        р...с...н...к

  -Какое слово лишнее. Запишите слова в тетрадь. Обозначьте ударения. Подчеркните опасные места.

Р-11.

1. «Буквы потерялись»

- Какие буквы потерялись?

...ело

...нна

...орь

...ист

...ига

-Прочитайте слово. объясните значение слова. Запишите его в тетрадь.

2. Игра «Кто больше?»

- Подберите однокоренные слова к слову сахар, обозначающие существительное, прилагательное, глагол. Записывайте слова в три столбика. Выделите корень.

Р-12.

      -Как называется время приёма пищи утром и вечером?

                    завтрак, ужин

      -Каких слов не хватает?

                             обед, ужин

    - Используя одну из приставок, образуйте и запишите новые слова. Выделите приставки.

              за-, пере-, по-, при-.

   - Какую часть речи вы образовали?

   - Для чего служит приставка?

Р-13.

                  Февраль, футбол, хоккей.

  - Объясните значение этих слов. Что общего в этих словах? Какое слово лишнее?

  - Составьте предложение с одним из этих слов. Запишите слова в тетрадь.

Р-14.

   - Перепишите слова и поставьте ударение:

                    алфавит, звонит, километр, случай.

  - Какое слово лишнее? Составьте предложение с одним из этих слов.

Р-15.

        Комментированное письмо.

        Вежливый, викторина, горизонт, биография, директор, диалог, заповедник, изложение, командир.          

Р-16.

          Игра «Путаница».

                боркаль,  ртонкве,  авоц,  льапро,  аазбва.

- Запишите слова в тетрадь. определите ударение в словах. Подчеркните безударные гласные.

С одним из слов составьте предложение.

Р-17.

-Расшифруйте слова.

              С...кр...т, р...й...н, п...ч...ль.

- Какое слово лишнее? Запишите слова в тетрадь. Составьте с одним из этих слов предложение.

Р-18.

Игра-соревнование. Вспомнить и записать слова из словаря на тему:

       1  вариант:       «Школа»

      2 вариант:             «Животные»

Р-19.

    Комментированное письмо.

Интонация, директор, пейзаж, восемь, двенадцать, доверие, комета, каталог, двадцать.

   -Выделить безударные гласные.

Р-20.

         Отгадайте загадку.

 

                          Зверь такой на свете есть:

                          Он немытого не ест,

                          Всё в реке ополоснёт,

                           А зовётся он ... (енот)

     - Что можете сказать об этом слове? (Это одушевлённое имя существительное 2-го склонения с нулевым окончанием. Первая буква в слове обозначает два звука). Провести фонетический разбор слова. Записать слово в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды упражнений для проведения словарной работы на уроках русского языка

Данный материал направлен на то, чтобы при изучении новых слов видное место занимали упражнения направленные на ознакомление обучающимися лексического значения, усвоение грамматических форм, на обучен...

Словарная работа на уроке русского языка 2 класс

Написание словарных слов по картинкам, самопроверка с доски...

Доклад на тему "Словарно -орфографическая работа на уроках русского языка в классах первой ступени"

    Цель моих методических рекомендаций -  раскрыть современные подходы к формированию навыка правописания слов из орфографического словаря, обобщить свой  опыт работы ...

тексты для работы на уроках русского языка 4 класс

Эти тексты взяты из художественных произведений. Они помогут учителю разнообразить подачу учебного материала....

Словарная работа на уроках русского языка 4 класс

Готовый материал для проведения этапа словарная работа. на уроках русского языка...