Роль долговременной памяти в формировании орфографического навыка на уроках русского языка в школе первой ступени
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Соловьева Лариса Яковлевна
Орфографическая грамотность учащихся — это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря е возраст, проблема орфографической грамотности до сих пор не решена. В чем же причина? Орфографически-правильное письмо предполагает умение находить, узнавать гения языка на основе, так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему- остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль долговременной памяти в формировании орфографического навыка на уроках русского языка в школе первой ступени

        Орфографическая грамотность учащихся — это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря е возраст, проблема орфографической грамотности до сих пор не решена. В чем же причина?

        Орфографически-правильное письмо предполагает умение находить, узнавать гения языка на основе, так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему- остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.

       Орфографический навык — это сложный навык. Он создается в процессе зрительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как:

  • навык письма,
  • умение анализировать слово с фонетической стороны,
  • умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки;
  • умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.

      Особая роль в формировании орфографического навыка принадлежит начальным классам. Поэтому учителю нужно научить учащихся превращать свои знания в навыки, а ученик должен понять, что от знаний, через упражнения, осознавая каждый орфографический случай, действуя по правилам, он приходит, наконец, к овладению навыком.

       Но, говоря о сформированности  орфографического навыка, нельзя не сказать и о работе памяти. Память помогает запоминать и сохранять материал. Именно долговременная память помогает дольше всего удерживать информацию, которую учащиеся используют при написании. И тем самым способствует сформированности  орфографических навыков.

        Долговременная память и формирование орфографического навыка у школьников хотелось бы рассматривать как одно целое.

        Методической основой исследования является положение теории познания и деятельностная теория Леонтьева А.Н., в которой долговременная память рассматривается как фактор, влияющий в процессе систематических повторений на запоминания и сохранения материала в памяти.

        Теоретическое значение работы состоит в том, что можно расширить и уточнить знания о роли долговременной памяти в формировании орфографического навыка.

        Практическое значение работы в том, что на основе выявленной зависимости между уровнем развития долговременной памяти и уровнем  сформированности орфографического навыка есть система упражнений, которая поможет оптимизировать процесс овладения орфографией.

       Память не является какой-то самостоятельной функцией, а теснейшим образом связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями. Поэтому развитие и совершенствование происходит параллельно с развитием человека.

      Хотя память каждого человека имеет свои особенности. Одни люди отличаются наглядно-образным типом памяти. Человек с таким типом памяти особенно хорошо

запоминает наглядные образы, форму, цвет и так далее. У людей отличающихся словесно-отвлеченным типом памяти, преобладает вторая сигнальная система. Многие люди хорошо замечают и наглядно-образный и словесно-логический материал, и вместе с тем, отличаются хорошей памятью на чувства. Характерной особенностью памяти младшего школьника является то, что он легче и быстрее запоминает конкретные слова и предметы, труднее - абстрактные слова и понятия.

      Уже в младшем школьном возрасте начинают определяться особенности памяти. Запоминание в этом возрасте в основном носят произвольный характер. В этом возрасте развитие памяти осуществляется в условиях целенаправленного систематического обучения, что значительно ускоряет и повышает уровень развития памяти детей. Одновременно само обучение предъявляет новые требования к памяти. Необходимо запомнить заданный материал и точно воспроизвести его по требованиям учителя.

            Задача учителя состоит в прямом, непосредственном научении приемам, действующим осмыслению, пониманию и, следовательно, запоминанию знаний.

Это связано с тем, что учитель требует от детей обязательного запоминания конкретного материала, даже если этот материал им не интересен. Школьнику дается немало ответственных заданий, которые продиктованы характером учебной деятельности: знать наизусть стихи, слова, правила и так далее. Учащихся предупреждают о том, какие знания ему понадобится и чего ему не следует забывать. Вот почему уже при запоминании школьник должен пользоваться определенными приемами, которые в нужный момент обеспечили бы точное и полное припоминание нужного материала. Учащийся, прежде всего, ставит перед собой цель: овладеть нужным материалом, уметь самостоятельно припомнить.

            Можно выделить следующие основные приемы, содействующие пониманию и осмысленному запоминанию учебных текстов:

  • использование смысловых связей,
  • сравнение;
  •  классификация;
  • систематизация;
  • операции контроля;
  • большое место занимают вопросы, направляющие внимание школьников на главное;
  • учебно-методические задания;
  •  мыслительные задачи (написание планов, конспектов, изложений, сочинений и так далее).

         Активная мыслительная деятельность будет создавать необходимую атмосферу процесса запоминания, стимулирующую развитие памяти ребенка.

              Нередко можно услышать, что кто-то имеет хорошо натренированную память. Такое выражение лишено научного смысла, хотя в некоторой мере дает образное представление о достигнутых успехах в умении управлять своей памятью.

             Память нельзя тренировать так, как, скажем, тренируют мышцы. Бессмысленное зазубривание материала не приведет к тому, что школьник с каждым днем будет все легче заучивать новый материал. Однако систематические упражнения позволяют глубже проникать в сущность фактов, легче ориентироваться в материале,  способствуют привитию навыков рационального заучивания, запоминания и припоминания. Все это усиливает власть над процессами памяти.

Система повторения учебного материала по русскому языку

1 класс

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Списывание

Письмо по памяти

Списывание

Письмо по памяти

Деление слов на слоги

Имена собственные

Перенос слов

Ударение

Парные звонкие и глухие согласные

Безударная гласная в корне слова

алфавит

Словарные слова

Безударная гласная в корне слова

Перенос слов

Правописание гласных после  шипящих

В дальнейшем  система повторения  изученного  учебного материала по русскому языку

Будет строиться на основе знаний, умений, навыков учащихся  1 -4 классов.

            Учитель должен хорошо знать особенности развития памяти. Это необходимо для того, чтобы он опирался в учебном процессе на сильные стороны памяти школьников и развивал слабые стороны памяти, добиваясь, таким образом, полноценного равномерного развития памяти.

           Мы можем прийти к выводу, что развитие долговременной памяти у детей младшего школьного возраста зависит от уровня хранения материала и количества повторений проводимых систематически. Успех в развитии долговременной памяти,  может  быть достигнут благодаря тематическим повторениям, повышая уровень сохранения материала, развивая долговременную память у детей младшего школьного возраста.

            Орфографическая грамотность будет  сформирована, если выработано умение обнаруживать орфограммы в слабой позиции. Орфографическая зоркость развивается постепенно. При  систематической тренировке грамотность  автоматизируется   и становится частью графического навыка, обеспечивая успешное выполнение орфографического действия.

           Когда пишущий осознает наличие орфограммы в слове, он выполняет орфографическое действие.

         Орфографическое действие — это деятельность пишущего, который намеренно обращается к правилу, так как осознает наличие орфограммы в слове.

         Можно выделить  пять этапов, которые должен пройти школьник, решая орфографические задачи:

1. увидеть орфограмму в слове;

2. определить ее вид;

3. определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы;

4. определить шаги, ступени решения и их последовательность, то есть составить алгоритмы решения;

5. решить задачу, то есть выполнить последовательные действия по алгоритму.

        В связи с этим можно предложить систему работы над ошибками по русскому языку для 2 класса. На полях тетради учитель выставляет цифру, по этой цифре ребенок выполняет работу над ошибками. В  3-4 классах  ученики без помощи учителя выполняют работу над ошибками.

                                         Работа над ошибками. (2 класс)

1. Пропуск, замена, искажение букв. Напиши слово по слогам, подчеркни гласные.

2. Перенос слов. Запиши слово, разделяя для переноса, подчеркни гласные.

3.Правописание гласных после шипящих:  жи-щи, ча-ща, чу-щу. Выпиши слово правильно, запиши еще два слова на это правило.

4. Имена собственные. Выпиши слово правильно,  запиши еще два слова на это правило. Составь предложение с этим словом.

5. Знаки препинания. Выпиши предложение, поставь нужный знак в конце предложения.

6. Безударная гласная в слове. Измени слово так, чтобы безударная гласная в слове стояла под ударением, запиши.  Составь предложение с этим словом.

7. правописание словарных слов. Выпиши слово три раза и заучи. Составь предложение с этим словом и запиши.

8. правописание парных звонких и глухих согласных. Измени слово так, чтобы после согласной стояла гласная. Запиши это слово. Составь предложение с этим словом, и запиши.

9. Правописание Ъ и Ь знаки. Выпиши слово правильно. Запиши два слово на это правило. Составь предложение с этим словом, и запиши.

10. Правописание предлогов со словами. Между предлогом и словом вставь еще слово или вопрос и запиши. Составь предложение с этим словом, и запиши.

11. Сочетания ЧК-ЧН, МЩ-НЩ, ЧТ-ЩН. Запиши слово. Подбери и запиши на это правило еще два слова. Составь предложение с этим словом, и запиши.

12. Ударение. Поставь правильно в слове ударение, запиши его. Составь предложение с этим словом, и запиши.

13. Произведи правильный фонетический разбор.

14. Произведи правильный разбор предложения.

15. Слова с удвоенными согласными. Выпиши слово правильно. Составь предложение с этим словом, и запиши.

       Таким образом, орфографический навык нельзя принимать за автоматизм подлинный. Многие дети пишут уверенно, не задумываясь, и обычно правильно, по памяти и языковому чувству, но у таких детей, развитых в языковом отношении, могут быть ошибки. Поэтому, преодоление трудностей в обучении грамотному письму и формированию у младших школьников орфографических навыков во многом зависит

педагога. Если он будет учитывать условия для успешного формирования орфографических навыков и взаимосвязь между всеми компонентами, образующими фундамент этих навыков; то во многом облегчит работу младшим школьникам по усвоению и выработке орфографического навыка; так как формирование орфографических навыков сложный и длительный процесс.

Работа над развитием  долговременной памяти имеет свои сложности.

Эти сложности вызваны тем, что младший школьник имеет свои психологические особенности, связанные с сохранением материала в памяти и его воспроизведения,

сложным составом орфографического навыка и длительностью его формирования, на основе этого можно прийти к выводу, что орфографический навык зависит от развития долговременной памяти.

                                                                                              Лариса Соловьева,

                                                                               учитель начальных классов МОУ СОШ № 82,

Краснодарский край,

                                                                                                                                      Г. Сочи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование орфографических умений на уроках русского языка в начальной школе"

В этой работе показана важность осознанного овладения навыками грамотного письма. Опыт показывает, что только при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится част...

«Формирование орфографического навыка на уроках русского языка и литературы»

       До сегодняшнего дня в нашей стране одним из «больших» мест нашей школы остается недостаточная грамотность учащихся, причина кроется не только в трудностях русск...

Развитие орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе

Материал можно использовать в индивидуальной и групповой работе на уроках русского языка и для дополнительных занятий...

Доклад на тему "Словарно -орфографическая работа на уроках русского языка в классах первой ступени"

    Цель моих методических рекомендаций -  раскрыть современные подходы к формированию навыка правописания слов из орфографического словаря, обобщить свой  опыт работы ...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Успех всей работы зависит, если чётко планировать всю работу, подбирать тренировочные  упражнения, систематически и разносторонне работать со слабоуспевающими учениками, постоянно контролировать ...

Формирование орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе.

Педагогический проект "Формирование орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе"...

Система работы по формированию орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе

В статье представлена система поэтапной работы по развитию орфографической зоркости обучающихся, приёмы, позволяющие не допускать ошибок, причины появления ошибок и этапы по их устранению....