урок русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Валентина Дмитриевна Смолянская

Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки

Цель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о приставке как части слова.

Задачи:

Образовательная – познакомить с приставкой как частью слова; научить находить в слове приставку, образовывать новые слова;

Развивающая – продолжить развитие умения анализировать, сравнивать, сопоставлять; внимания, памяти, мышления;

Воспитательная – воспитывать интерес к предмету, способствовать сплочению коллектива в ходе совместной деятельности.

Формирование УУД:

Предметные – научиться находить приставки в словах, образовывать новые слова при помощи приставок;

Метапредметные1) познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах;

2) регулятивные: формулировать тему урока, цель; сравнивать свою работу с образцом; анализировать, делать выводы; оценивать уровень овладения тем или иным действием.

      Коммуникативные – работать в паре, сотрудничать с учителем и учащимися.

Оборудование и материалы:

- учебник: Н.А.Чуракова «Русский язык. 2 класс» - в трех частях, часть 3;

- раздаточный материал: карточки для работы в парах; карточки для дифференцированной работы;

- мультимедиа проектор, ноутбук, интерактивная доска;

- презентация SMART  Notebook.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме «Как делаются слова» во 2 классе, УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки

Цель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о приставке как части слова.

Задачи:

Образовательная – познакомить с приставкой как частью слова; научить находить в слове приставку, образовывать новые слова;

Развивающая – продолжить развитие умения анализировать, сравнивать, сопоставлять; внимания, памяти, мышления;

Воспитательная – воспитывать интерес к предмету, способствовать сплочению коллектива в ходе совместной деятельности.

Формирование УУД:

Предметные – научиться находить приставки в словах, образовывать новые слова при помощи приставок;

Метапредметные – 1) познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах;

2) регулятивные: формулировать тему урока, цель; сравнивать свою работу с образцом; анализировать, делать выводы; оценивать уровень овладения тем или иным действием.

      Коммуникативные – работать в паре, сотрудничать с учителем и учащимися.

Оборудование и материалы:

- учебник: Н.А.Чуракова «Русский язык. 2 класс» - в трех частях, часть 3;

- раздаточный материал: карточки для работы в парах; карточки для дифференцированной работы;

- мультимедиа проектор, ноутбук, интерактивная доска;

- презентация SMART  Notebook.

Методы: проблемный, объяснительно – иллюстративный, словесный, частично-поисковый, практический.

Технологии: игровая, ИКТ, технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП): кластер, рефлексия.

Формы организации урока: фронтальная, работа в парах, индивидуальная, коллективная.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для вас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сядьте, спинки прямо.

Вижу, класс наш – хоть куда,

Мы начнем урок тогда.

Какое у вас настроение? Желаю, чтобы оно таким и оставалось до конца урока. Начнем.

  1. Чистописание.

То я в клетку, то в линейку

Написать по мне сумей-ка

Можешь и нарисовать.

Что такое я? … (тетрадь)

Откройте тетради, запишите дату сегодняшнего урока и вид работы, подчеркните орфограммы.  Слайд 1

Вспомним как пишутся строчные буквы. Запишите в тетрадях следующие соединения: сс   со   са

  1. Актуализация опорных знаний.

Послушайте стихотворение. Подумайте, есть ли в нем родственные слова.

КАК  РАСТУТ  СЛОВА

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово было корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из садика рассада,

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идет.

Очень интересно

 Гулять в саду словесном.  

                                    Е. Измайлов

Какие родственные слова вы услышали в стихотворении? Назовите.

(сад, садик, рассада, садовник, посадки) слайд 2 «шторка»

Что вы можете сказать об этих словах? (это родственные слова) Почему? (потому, что у них одинаковый корень). Молодцы. Запишем эти слова и выделим в них корень.

Какие еще известные вам части слова вы можете выделить в этих словах? (суффикс, окончание, основу) Выделите, пожалуйста.

Проверим. Все ли справились с заданием? (нет)

Как вы считаете, почему не смогли ? (потому, что мы не знаем как выделять часть слова перед корнем)

Значит нам предстоит это выяснить. Выскажите свои предположения по теме урока. (части слова).

  1. Постановка учебной задачи.

Какие возникли у вас вопросы при выполнении задания? (как называется часть слова, которая стоит перед корнем, для чего она нужна в словах, как обозначается).

Сформулируйте цель нашей работы на уроке сегодня.

(познакомиться с новой частью слова, научиться ее обозначать)

  1. Поиск решения учебной задачи.

А где мы сможем получить такую информацию? (в учебнике) Правильно. Откройте учебник (У3, с.60), найдите плакат летучей мыши. Прочитайте внимательно.

Как же называется эта часть слова? (приставка) Выделите приставки в наших словах.

Какие вопросы можно задать по новой теме? (Что такое приставка? Где она находится? Для чего она служит? Как обозначается?)

Молодцы. А теперь приступаем к практическим заданиям.

  1. Первичное закрепление.
  1. Откройте Обратный словарь на Ь. найдите слова на –ТЬ. Сколько в списке слов, родственных слову бежать? 6 Можете выделить корень у этих слов? Назовите. А теперь назовите приставки при помощи которых образовались новые слова. –за, - до , - про, -у, -вы. Мы еще узнаем много других приставок. А сейчас давайте составим помогайку «Что такое приставка?»

Приставка – это __________ слова,

которая стоит ____________корнем.

С помощью приставки _____________________ новые слова.

 Вернемся к списку слов в Обратном словаре. Выберите из этого списка слова, подходящие по смыслу и дополните словосочетания. Запишите эти словосочетания. (после выполнения взаимопроверка по образцу) слайд 3

  1. Физкультминутка

Вы, наверное устали?

Ну тогда все дружно встали.

С при – приставкою присесть,

С по – приставкою подняться,

С под – подпрыгнуть, подмигнуть,

С по – приставкой посмеяться,

С вы – вытягиваем руки,

С о – опустим их опять.

Вот и все настало время

С за – зарядку завершать.

  1. Включение нового знания в систему знаний.

Я предлагаю вам работу в парах. Запишите одним словом ответ на вопрос. Выделите приставки.

На карточках:

Начал говорить - ________________________

Начал бежать - _________________________

Начал цвести - ____________________________

Закончил читать - __________________________

Закончил расти - ___________________________

 Слайд 4 для проверки задания. «шторка»

  1. Игра «Академия младшего школьника»

Упражнение выдели приставки в словах ( состав слова упр. 9)

  1. Включение нового знания в систему знаний.

Фронтальная работа. У вас на столах есть карточки со звездочками. Прочитайте задание, выполните его самостоятельно. Кому трудно поднимите руку, но сначала попытайтесь выполнить сами.

Вставь приставки.  Запиши новые слова, выдели в них приставки.

…лить

…лить

…лить

…лить

…лить

Вставь подходящую по смыслу приставку, запиши словосочетания.

…лить чай в чашку,

…лить цветы,

…лить воду из ведра,

…лить сок из банки в кувшин.

Впиши в слова подходящие по смыслу приставки. Запиши текст. Выдели приставки.

___шла зима. Леса и поля ____крылись пушистым снегом. Трудно птицам в лесу.____летели они к людям. ____кормите птиц!

Проверка вслух.

  1. Итог урока.

Пришло время подвести итоги. Весь наш урок был посвящен ответу на вопрос… (что такое приставка?)

На доске слова, которые помогут нам сделать вывод.

Прием «Кластер»

Маленькое слово

Часть слова

Для образования новых слов

Для связи слов в предложении

После корня

Перед корнем

Не имеет значения

Имеет значение                   ПРИСТАВКА

Так что же такое приставка? Ответы детей.

  1. Рефлексия.

Урок полезен, все понятно.

А кому чуть-чуть не ясно?

Кому придется потрудиться?

Да, трудно все-таки учиться!

Оцените свою работу на уроке. Лесенка успеха.

                    Я могу…

           Мне еще трудно…

  Мне не понятно…

  1. Оценки за урок.
  2. Домашнее задание. Дифференцированные карточки.

          Помогайка «Что такое приставка?»

Приставка – это __________ слова,

которая стоит ____________корнем.

С помощью приставки _____________________ новые слова.

          Помогайка «Что такое приставка?»

Приставка – это __________ слова,

которая стоит ____________корнем.

С помощью приставки _____________________ новые слова.

          Помогайка «Что такое приставка?»

Приставка – это __________ слова,

которая стоит ____________корнем.

С помощью приставки _____________________ новые слова.

          Помогайка «Что такое приставка?»

Приставка – это __________ слова,

которая стоит ____________корнем.

С помощью приставки _____________________ новые слова.

          Помогайка «Что такое приставка?»

Приставка – это __________ слова,

которая стоит ____________корнем.

С помощью приставки _____________________ новые слова.

Вставь приставки.  Запиши новые слова, выдели в них приставки.

…лить

…лить

…лить

…лить

…лить

Вставь подходящую по смыслу приставку, запиши словосочетания.

…лить чай в чашку,

…лить цветы,

…лить воду из ведра,

…лить сок из банки в кувшин.

Впиши в слова подходящие по смыслу приставки. Запиши текст. Выдели приставки.

___шла зима. Леса и поля ____крылись пушистым снегом. Трудно птицам в лесу.____летели они к людям. ____кормите птиц!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

Приставки. Логопедическое занятие. Образование слов противоположного значения при помощи приставки.

Тема: Образование слов противо­положного значения при помощи приставок.Цели: 1) Учить образовывать новые слова при помощи приставок через собственные действия.2) Учить заменять приставки, придавая сло...

Презентация урока русского языка по теме: "Образование слов с помощью суффиксов ник и ниц" 2 класс. ПНШ.

Данная презентация составлена по теме: "Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы"....

урок русского языка по теме: " Образование слов с помощью приставок" (Перспективная начальная школа)

Распознавание родственных слов с приставками и овладение умений составлять слова с помощью приставок...

Карточки для групповой работы на уроке русского языка по теме " Образование слов с помощью суффиксов"

Карточки можно использовать для групповой работы на уроке русского языка по теме " Образование слов с помощью суффиксов"....

Урок русского языка по теме "Однокоренные слова. Родственные слова. Общая часть родственных слов."

Архив содержит: конспект урока русского языка по теме "Однокоренные слова. Родственные  слова. Общая часть родственных слов.", презентацию, таблицы для схемы, материал для работы в малы...