Главные вкладки

    Урок русского языка 3 класс по теме "Имена собственные и нарицательные"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

    Правописание имен собственных. Определение рода у нескллоняемых имен собственных.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл russkiy_yazyk.rar2.44 МБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект урок № 99.

    Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные».

    Цель: Обобщение знаний об именах существительных собственных и нарицательных.

    Учебные задачи:  

    1.. Повторение и обобщение знаний об именах существительных собственных и нарицательных.

    2. Правописание имен существительных собственных и нарицательных (прописная заглавная буква).

    3. Знакомство с грамматическими признаками неизменяемых (число, падеж) именами собственными.

    4. Формирование навыка определения рода имен собственных по их названиям и грамматическим признакам.

    5. Знакомство с составными подлежащими имен собственных.

    6. Воспитание любви к родному краю, знание его истории, названий населенных пунктов, рек, озер и т.д.

    ХОД УРОКА:

    Этапы урока

    Учебные задачи

    Формы, приемы и методы обучения

    Подготовительный

    Организация учащихся на учебную деятельность.

    Подведение к теме урока.

    ( 5 мин)

    Презентация №1

    1. Чтение детьми письма ученика 3 класса Иванова Кирилла.

    -нахождение и исправление ошибок в письме.

    2. Наводящие вопросы учителя. Подведение к теме урока:

    Учитель: - В каких словах допустил ошибки Кирилл?

    -Это имена существительные?

    -Что это за слова?

    Дети делают вывод: это имена собственные…

          -О чем как вы думаете, будет тема нашего урока?

    ( выводы детей)

    Презентация №2

    Учитель: И так, что же такое имена собственные и нарицательные?

    ( ответы детей)

    Учитель: Действительно у каждого из нас есть собственное имя, фамилия и отчество, у рек и озер (а их множество) тоже есть свои собственные имена. Поэтому те имена, которые встречаются в единичном экземпляре,  являются именами собственными.

    Те же предметы, которые нас окружают и их множество- стол, стул (их так назвали или нарекли люди)- называются именами нарицательными.

    Учитель: Посмотрите на доску, отнесите определение к именам собственным и нарицательным…

    (презентация № 3)

    Повторение

    Повторение и обобщение знаний об именах существительных собственных и нарицательных.

    ( 5мин)

    1. Учитель: Посмотрите на доску, выберите правильный ответ.

    (презентация №4)

    Учитель: А теперь давайте откроем учебники на стр. 54 и прочитайте рубрику «Тайны русского языка» посмотрим, правильно ли вы сделали выводы об именах собственных и нарицательных.

    ( чтение правила из учебника, сравнение правила и выводов детей)

    2. А как пишутся имена собственные и нарицательные?

    3. Минутка чистописания заглавных прописных букв.

    ( презентация №5)

    Обучающий

    Обучение написания имен существительных собственных и нарицательных.

    ( 5 мин)

    1.Работа в учебнике на стр: 54,55:

    -УСТНО

    Работа с упр. № 1. на стр. 54.

    -чтение упражнения, нахождение и подчеркивание имен существительных собственных.

    Учитель: Названия чего вам встретились в этом упражнении?

    ( ответы детей)

    Страны:

    Фамилии:

    Города:

    Реки:

    (презентация № 6)

    Учитель: Выпишите 1 ряд - страны,

    2 ряд- фамилии людей,

    3 ряд- города,

    4 ряд – реки.

    2. Проверка.

    ( презентация №7)

    Учитель: И так мы узнали с вами и сделали выводы, что такое имена собственные и нарицательные, что пишутся они с заглавной буквы. А теперь давайте с вами запишем предложение  с именами собственными и нарицательными.

    3. Запись предложения на доске.

    ( 1 чел. у доски)

    ( 8 мин)

    Сочи расположен на побережье Черного моря.

    -найти главные члены предложения;

    -нахождение имен собственных, определение числа, рода, падежа, скл…

    Зимняя олимпиада две тысячи четырнадцатого года пройдет в городе Сочи.

    -найти главные члены предложения;

    -нахождение имен собственных, определение числа, рода, падежа, скл…

    Учитель: И так понаблюдайте над именем собственным - Сочи…давайте попробуем просклонять его по падежам…

    ( склонение по падежам на доске и в тетрадях)

    (Презентация №9)

    Что вы заметили?

    ( выводы детей)

    Учитель: действительно имя собственное Сочи не имеет склонения, а значит…

    ( выводы детей)

    (Презентация №10)

    Учитель: Давайте посмотрим правильные ли выводы мы с вами сделали. Прочитаем правило на стр. 55.

    4. Работа с упр. № 2 (устно) ( 5 мин)

    -чтение;

    -нахождение и прочтение имен собственных;

    -определение у выделенных имен существительных рода, числа.

    5. Работа с доской. (устно)

    Задание: Определи род несклоняемых имен собственных по их именам нарицательным.

    ( Презентация №11)

    6. Проверка.

     ( Презентация 12)

    ФИЗМИНУТКА ( 2 мин)

    Я называю имена собственные и нарицательные. Если имя собственное -вы встаете, а если нарицательное- садитесь.

    Мама, Олеся, клоун, река, Москва, Россия, кошка, озеро, Екатеринбург, россиянин, Пушкин, сентябрь, Америка, Илья Муромец, книга, Гарри Поттер, собака, мороз, пятерка, задача, Волга, корабль, Луна, Земля.

    7. Учитель: А скажите мне в каком округе мы с вами живем?

    ( 10 мин)

    А в каком районе?

     И так я вам предлагаю посмотреть на карту нашего советского района.

    ( Презентация №13)

    8. И так посмотрите на названия наших населенных пунктов, рек, озер.

    ( чтение)

    А как вы думаете, почему в нашем районе так много интересных таких загадочных названий?

    ( ответы детей)

    А сможете ли вы определить род имен собственных не зная имен нарицательных?

    9.Например Ем-Еган - будет какого рода?

    ( ответы детей)

    А в сочетании со словом река?

    ( ответы детей)

    И так как определить род данных названий?

    ( ответы детей)

    А теперь я попрошу вас составить красивые предложения с названиями наших рек, озер и населенных пунктов, так чтобы в предложении встречались однородные члены предложения.

    ( ответы детей)

    10. Запись наиболее удачного предложения на доске.

    На территории нашего района протекают красивые реки: Ейтья, Ух, Эсс, Оус, Ем-Еган, Тапсуй.

    -определение рода имен собственных;

    Я проезжал станцию Алябьево, поселок Самзу и   Няксимволь.

    -определение рода имен собственных;

    Мы отдыхали на берегу озера Ранге-Тур.

    - синтаксический разбор предложения

    -определение  рода имен собственных.

    Закрепление

    Закрепление изученного материала.

    ( 5 мин)

    Самостоятельная работа.

    Работа с доской.

    Презентация №15

    Задание: Найди в предложениях имена собственные, определи род.

    Мы отдыхали на берегах озер Светлое, Ранге-Тур, Арантур, Хантовское, Большое.

    В нашем районе протекает много крупных  рек: Малая Сосьва, Лоусия, Конда, Супра, Мулымья, Ворья.

    Туристы прошли по интересному  маршруту: побывали в хантыйской деревне Еманкурт, в поселке газовиков Няксимволь, прошли по берегам рек Большой Тап и Мулымья, искупались в озере Арантур.

    Итог урока.

    Выводы по изученному материалу

    Учитель:

    Что нового мы узнали сегодня на уроке?

    (ответы детей)

    Презентация № 16.

    План:

    Запись числа и классной работы.

    1. Сочинение.
    2. Тема урока.
    3. Что такое имена собственные и нарицательные?
    4. Чтение правила.
    5. Минутка чистописания.
    6. Работа с упражнением №1.
    7. Работа с предложением о Сочи.
    8. Склонение имени Сочи.
    9. Выводы о несклоняемых именах собственных.
    10.  Чтение правила.
    11. Работа с упражнением №2.
    12. Работа с доской на закрепление полученного навыка.
    13. Физминутка.
    14. Работа с картой.
    15. Составление предложения с однородными членами.
    16. Самостоятельная работа на закрепление.
    17. Выводы по уроку.

    Доска.

    Линии к минутке чистописания.

    Табличка для самостоятельной работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по русскому языку на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс

    Конспект урока по русскому языкуТема "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей"Цели деятельности учителя: формировать умения писать с заг...

    Конспект урока по русскому языку на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"

    Предмет: русский язык.Класс: 3 «а»Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные.Цели урока: формировать умения различать собственные и нарицательны имена существительные, писать заглав...

    Конспект урока по русскому языка на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные." (2 класс, УМК "Школа России")

    Конспект урока по русскому языка на тему: "Собственные и нарицательные  имена существительные." (2 класс, УМК "Школа России")...

    Конспект урока по русскому языку "Имена существительные собственные и нарицательные"

    Разработка урока по русскому языку не тему"Собственные и нарицательные  имена существительные"...

    Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные собственные и нарицательные"

    Данная технологическая карта оказывает методическую помощь в разработке урока русского языка....