Урок русского языка 3 класс по теме "Имена собственные и нарицательные"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Грудцына Наталья Михайловна

Правописание имен собственных. Определение рода у нескллоняемых имен собственных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.rar2.44 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урок № 99.

Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные».

Цель: Обобщение знаний об именах существительных собственных и нарицательных.

Учебные задачи:  

1.. Повторение и обобщение знаний об именах существительных собственных и нарицательных.

2. Правописание имен существительных собственных и нарицательных (прописная заглавная буква).

3. Знакомство с грамматическими признаками неизменяемых (число, падеж) именами собственными.

4. Формирование навыка определения рода имен собственных по их названиям и грамматическим признакам.

5. Знакомство с составными подлежащими имен собственных.

6. Воспитание любви к родному краю, знание его истории, названий населенных пунктов, рек, озер и т.д.

ХОД УРОКА:

Этапы урока

Учебные задачи

Формы, приемы и методы обучения

Подготовительный

Организация учащихся на учебную деятельность.

Подведение к теме урока.

( 5 мин)

Презентация №1

1. Чтение детьми письма ученика 3 класса Иванова Кирилла.

-нахождение и исправление ошибок в письме.

2. Наводящие вопросы учителя. Подведение к теме урока:

Учитель: - В каких словах допустил ошибки Кирилл?

-Это имена существительные?

-Что это за слова?

Дети делают вывод: это имена собственные…

      -О чем как вы думаете, будет тема нашего урока?

( выводы детей)

Презентация №2

Учитель: И так, что же такое имена собственные и нарицательные?

( ответы детей)

Учитель: Действительно у каждого из нас есть собственное имя, фамилия и отчество, у рек и озер (а их множество) тоже есть свои собственные имена. Поэтому те имена, которые встречаются в единичном экземпляре,  являются именами собственными.

Те же предметы, которые нас окружают и их множество- стол, стул (их так назвали или нарекли люди)- называются именами нарицательными.

Учитель: Посмотрите на доску, отнесите определение к именам собственным и нарицательным…

(презентация № 3)

Повторение

Повторение и обобщение знаний об именах существительных собственных и нарицательных.

( 5мин)

1. Учитель: Посмотрите на доску, выберите правильный ответ.

(презентация №4)

Учитель: А теперь давайте откроем учебники на стр. 54 и прочитайте рубрику «Тайны русского языка» посмотрим, правильно ли вы сделали выводы об именах собственных и нарицательных.

( чтение правила из учебника, сравнение правила и выводов детей)

2. А как пишутся имена собственные и нарицательные?

3. Минутка чистописания заглавных прописных букв.

( презентация №5)

Обучающий

Обучение написания имен существительных собственных и нарицательных.

( 5 мин)

1.Работа в учебнике на стр: 54,55:

-УСТНО

Работа с упр. № 1. на стр. 54.

-чтение упражнения, нахождение и подчеркивание имен существительных собственных.

Учитель: Названия чего вам встретились в этом упражнении?

( ответы детей)

Страны:

Фамилии:

Города:

Реки:

(презентация № 6)

Учитель: Выпишите 1 ряд - страны,

2 ряд- фамилии людей,

3 ряд- города,

4 ряд – реки.

2. Проверка.

( презентация №7)

Учитель: И так мы узнали с вами и сделали выводы, что такое имена собственные и нарицательные, что пишутся они с заглавной буквы. А теперь давайте с вами запишем предложение  с именами собственными и нарицательными.

3. Запись предложения на доске.

( 1 чел. у доски)

( 8 мин)

Сочи расположен на побережье Черного моря.

-найти главные члены предложения;

-нахождение имен собственных, определение числа, рода, падежа, скл…

Зимняя олимпиада две тысячи четырнадцатого года пройдет в городе Сочи.

-найти главные члены предложения;

-нахождение имен собственных, определение числа, рода, падежа, скл…

Учитель: И так понаблюдайте над именем собственным - Сочи…давайте попробуем просклонять его по падежам…

( склонение по падежам на доске и в тетрадях)

(Презентация №9)

Что вы заметили?

( выводы детей)

Учитель: действительно имя собственное Сочи не имеет склонения, а значит…

( выводы детей)

(Презентация №10)

Учитель: Давайте посмотрим правильные ли выводы мы с вами сделали. Прочитаем правило на стр. 55.

4. Работа с упр. № 2 (устно) ( 5 мин)

-чтение;

-нахождение и прочтение имен собственных;

-определение у выделенных имен существительных рода, числа.

5. Работа с доской. (устно)

Задание: Определи род несклоняемых имен собственных по их именам нарицательным.

( Презентация №11)

6. Проверка.

 ( Презентация 12)

ФИЗМИНУТКА ( 2 мин)

Я называю имена собственные и нарицательные. Если имя собственное -вы встаете, а если нарицательное- садитесь.

Мама, Олеся, клоун, река, Москва, Россия, кошка, озеро, Екатеринбург, россиянин, Пушкин, сентябрь, Америка, Илья Муромец, книга, Гарри Поттер, собака, мороз, пятерка, задача, Волга, корабль, Луна, Земля.

7. Учитель: А скажите мне в каком округе мы с вами живем?

( 10 мин)

А в каком районе?

 И так я вам предлагаю посмотреть на карту нашего советского района.

( Презентация №13)

8. И так посмотрите на названия наших населенных пунктов, рек, озер.

( чтение)

А как вы думаете, почему в нашем районе так много интересных таких загадочных названий?

( ответы детей)

А сможете ли вы определить род имен собственных не зная имен нарицательных?

9.Например Ем-Еган - будет какого рода?

( ответы детей)

А в сочетании со словом река?

( ответы детей)

И так как определить род данных названий?

( ответы детей)

А теперь я попрошу вас составить красивые предложения с названиями наших рек, озер и населенных пунктов, так чтобы в предложении встречались однородные члены предложения.

( ответы детей)

10. Запись наиболее удачного предложения на доске.

На территории нашего района протекают красивые реки: Ейтья, Ух, Эсс, Оус, Ем-Еган, Тапсуй.

-определение рода имен собственных;

Я проезжал станцию Алябьево, поселок Самзу и   Няксимволь.

-определение рода имен собственных;

Мы отдыхали на берегу озера Ранге-Тур.

- синтаксический разбор предложения

-определение  рода имен собственных.

Закрепление

Закрепление изученного материала.

( 5 мин)

Самостоятельная работа.

Работа с доской.

Презентация №15

Задание: Найди в предложениях имена собственные, определи род.

Мы отдыхали на берегах озер Светлое, Ранге-Тур, Арантур, Хантовское, Большое.

В нашем районе протекает много крупных  рек: Малая Сосьва, Лоусия, Конда, Супра, Мулымья, Ворья.

Туристы прошли по интересному  маршруту: побывали в хантыйской деревне Еманкурт, в поселке газовиков Няксимволь, прошли по берегам рек Большой Тап и Мулымья, искупались в озере Арантур.

Итог урока.

Выводы по изученному материалу

Учитель:

Что нового мы узнали сегодня на уроке?

(ответы детей)

Презентация № 16.

План:

Запись числа и классной работы.

  1. Сочинение.
  2. Тема урока.
  3. Что такое имена собственные и нарицательные?
  4. Чтение правила.
  5. Минутка чистописания.
  6. Работа с упражнением №1.
  7. Работа с предложением о Сочи.
  8. Склонение имени Сочи.
  9. Выводы о несклоняемых именах собственных.
  10.  Чтение правила.
  11. Работа с упражнением №2.
  12. Работа с доской на закрепление полученного навыка.
  13. Физминутка.
  14. Работа с картой.
  15. Составление предложения с однородными членами.
  16. Самостоятельная работа на закрепление.
  17. Выводы по уроку.

Доска.

Линии к минутке чистописания.

Табличка для самостоятельной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс

Конспект урока по русскому языкуТема "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей"Цели деятельности учителя: формировать умения писать с заг...

Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные собственные и нарицательные"

Данная технологическая карта оказывает методическую помощь в разработке урока русского языка....

Конспект урока. Русский язык. 3 класс. Собственные и нарицательные имена существительные.

Конспект урока русскогоязыка, 3 класс. Собственные и нарицательные имна существительные....

урок русского языка по теме "Собственные и нарицательные имена существительные." 2 класс

Цель: познакомить с именами собственными и нарицательными; иметь представление о различии имён собственных и нарицательных....

Презентация к уроку русского языка по теме «Собственные и нарицательные имена существительные»

Презентация к уроку русского языка по теме «Собственные и нарицательные имена существительные»...