Урок русского языка (развитие речи) в 3 классе. Сочинение по картине В.М.Васнецова «Аленушка».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Урок можно использовать по любому УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skanirovannye_dokumenty.doc151.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка (развитие речи) в 3 классе. Сочинение по картине В.М.Васнецова «Аленушка».

Цели урока: 1) формировать умение составлять художествен ное описание;

  1. учить «читать» картину, осмысливать ее содержа ние;
  2. показать отличие картины от иллюстрации к худо жественному произведению;
  3. развивать умение составлять план и ридерживаться его при составлении связного текста;
  4. формировать умение правильно выбирать начало и концовку сочинения;
  5. формировать умение отбирать нужные для описа ния слова;
  6. формировать умение выделять микротемы в описа нии;
  7. познакомить с жизнью и творчеством В.М.Васнецо ва;
  8. способствовать развитию чувств и эмоций детей;

  1. способствовать развитию творческого воображе ния;
  2. прививать любовь к искусству.

Оборудование: портрет В.М.Васнецова; диск с записью русской

народной песни «Во поле береза стояла...», репродукция картины «Аленушка».

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы и целей урока.

-        Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством извест
ного русского художника Виктора Михайловича Васнецова и
с его картиной «Аленушка». Научимся «читать» картину,
осмысливать ее содержание, правильно подбирать слова для
ее описания. Напишем сочинение по этой картине.

3.        Вступительное слово учителя и детей о В. М. Васнецове и
его творчестве.

1)        Рассказ о жизни В. М. Васнецова.
Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в глухом
вятском селе Лопьял в большой семье сельского священника. Когда
мальчику было два года, семья переехала

в вятское село Рябово.

Витя рос впечатлительным мальчиком, с детства любил слушать

народные сказки и песни.

Когда сын подрос, отец отправил его в Вятку, в духовную семинарию.

Но семинарии Виктор не закончил, приехал в Рябово просить

благословения на учебу в Петербургской Академии художеств.

2)        Рассказ о творчестве художника.
Рисунки Васнецова посылают на Лондонскую международ-
ную выставку, и они получают две бронзовые медали.

По проекту Васнецова в Абрамцеве строится церковь. Там он знакомится с русскими художниками Репиным, Поленовым, Суриковым, Серовым, Левитаном.

Позже художник расписывает Владимирский собор в Киеве, иллюстрирует книги, «Я только Русью и жил», - говорил ху дожник . В основу многих своих картин Васнецов взял сюже ты русских народных сказок и былин. За самоотвержимое творчество и любовь к Родине друзья художника пожаловали титул «Богатырь русской живописи».

-        Какие картины В. М. Васнецова вы уже знаете? («Богатыри»,
«Иван-царевич на сером волке», «Ковер-самолет»).

4.        Подготовка к восприятию картины.

Сюжет картины навеян художнику русской народной сказкой

о сестрице Аленушке и братце Иванушке. Прежде, чем рассматривать картину, давайте вспомним сказ ку.

  • Какой в сказке представляется Аленушка. (Добрая, спокой ная, ласковая, красивая, внимательная, заботливая, скромная)
  • Когда вы особенно переживали за героиню сказки?
  • А как вы представляете себе облик Аленушки в тот мо мент, когда случилась беда? (Она была грустная, печальная).

5.        Рассматривание картины .1 слайд.

  • А теперь посмотрите внимательно на картину. Обратите внимание на позу девушки, на природу ее окружающую (зву чит грустная русская народная музыка).
  • Отличается ли ваше представление об Аленушке от пред ставлений художника? (Нет. Аленушка очень грустна и печальна).
  • Можно ли эту работу художника назвать иллюстрацией к сказке? (Нет. Иллюстрация изображает эпизод сказки со всеми деталями, взятыми из содержания).

Здесь Васнецов показывает обобщенный образ горькой судь бы бедной русской девушки, ставшей сиротой, выражает свое отношение к ней. Такую девушку он действительно уви дел однажды на дороге, по которой нищие шли на богомолье. Одиноко брела она, и была в ее глазах страшная тоска. Образ этой девушки запал в сердце.

6.        Беседа по картине.

  • Закройте глаза, попробуйте представить себе эту картину и скажите, что видите ярче всего? (Аленушка, ее печальное лицо)
  • Посмотрите, почему художник изобразил Аленушку в цент ре картины?

(Она - главный герой этой картины, художник хочет, чтобы мы обратили на нее внимание)

  • Где находится наша героиня?
  • В какой позе изобразил ее художник? (Поникла голова, ей грустно, смотрит на воду, пригорюнившись)- 2-ой слайд
  • Что можно сказать о волосах, о руках, о взгляде.
  • Какое у Аленушки настроение. Обратитесь за помощью к словарю настроений.

Запись на доске.

Аленушка
задумчивая        безрадостная        пригорюнившаяся

одинокая        печальная        подавленная

грустная        унылая

  • Как вы думаете, почему грустит Аленушка? (Она грустит о своем братце, печалится о том, что она сирота, одна-одине-шенька).
  • Что говорит о бедности и о сиротской доле Аленушки?
  • Как художник отразил в картине свое отношение к ней? (Лицо у нее хоть и печальное, но красивое и доброе. Она обая тельна).
  • Опишите все, что находится на заднем плане.

Запись на доске.
Лес        Небо

густой        осеннее

темный        пасмурное

таинственный        неласковое

страшный загадочный тревожный дремучий сумрачный

В сказках и песнях человек часто обращается к природе, вовлекает ее в свои переживания и призывает на помощь. Посмотрите на островерхие сосенки, острые стебли осоки. Они как бы охраняют девочку, защищают ее от злых людей. Опустились и согнулись тонкие ветки осины. Они тоже гру стят вместе с Аленушкой.

-        Опишите, что находится на переднем плане (3-ий слайд
презентации).
Омут - глубокая яма на дне реки, озера.

Запись на доске.

Озеро
тёмное

глубокое        зловещее     холодное

мрачное        печальное

-Как художник показал нам, что приближается осень?

Как художник показал нам,что приближается

-Случайно ли Васнецов изобразил на картине это время года?

  • Не кажется ли вам, что кто-то еще грустит вместе с Але нушкой? (Это ласточки)

В народном творчестве ласточки - это символ дружелю бия к добрым людям.

Ласточки у злой семьи под стрехой гнезда не вьют - гово рится в народе.

 7. Выявление изобразительных средств картины. Для того, чтобы передать настроение героини художник Использует несколько художественных приемов - освеще ние и отбор красок.

-        Обратите внимание на фон картины. Какой он темный или
светлый?

Свет падает на лицо девушки, чтобы на темном фоне вы делить его для зрителя.

-        Какие краски использует художник, чтобы мы могли луч
ше понять настроение героини. (Неяркие краски: темно-зеленые,
красновато-коричневые).

Но мы видим в картине и светлую полоску гаснущей зари, и желтые листья на деревьях, и яркую зелень осоки и розовые цветы на сарафане Аленушки.

Этим художник хотел сказать, что светлое и доброе побежда ет темное и злое. Художник верил, что наступят для Алену шки счастливые дни.

8. Работа по раскрытию замысла картины.

-        Попробуйте сформулировать свое отношение к Аленушке.
(Нам она нравится, но ее очень жалко, ее грусть передается нам).

-        А как сам художник относится к своей героине? (Художник с большой любовью показал нам Аленушку, ее чувства.
Живописуя природу он как бы передал нам свое грустное,печальное настроение. Художник сострадает своей героине).

-        Художник хотел донести до нас образ простой, но милой
крестьянской девушки. Картина нас трогает и волнует, зас тавляет переживать вместе с героиней.

9. Работа с опорными словами и микротемами.

Аленушка       Лес       Небо       Озеро

Свешиваются спутанные волосы, выражение лица, неподвиж но смотрит, печально сложены на коленях, поникла голова. Сирота, осока, сарафан, обаятельная, порванный. Подобрать близкие по смыслу слова к слову художник. Художник - автор, живописец. Как можно назвать Аленушку? Сирота.

 10. Составление плана сочинения.

-        Учитывая все сказанное, мы должны составить план сочи
нения, но прежде вспомните из каких частей состоит текст?
(начало, основная часть, концовка).

                      План.

  1. Художник В. М. Васнецов и картина «Аленушка».
  2. Девушка у омута.
  3. Природа сочувствует Аленушке.

а)        Описание леса.

б)        Описание озера.

в)        Описание приближающейся осени.

г)        Птицы на картине.

  1. Краски картины.
  2. Наше отношение и отношение художника к героине.

11.        Составление рассказа по картине.

(составление и редактирование мини-описаний, а затем всего рассказа).

12.        Коллективное устное составление речевого высказыва
ния по отдельным частям плана.

а) составление начала текста.

 -   Обратите внимание на особое начало, когда вы пишите сочинение по картине.

  1. На уроке русского языка мы познакомились с удивитель ной картиной...
  2. Картина... узнаваема и знакома каждому.
  3. Перед нами картина известного русского художника...
  4. На картине В. М. Васнецова «Аленушка» изображена...
  5. В. М. Васнецов написал много картин на тему народных бы лин и сказок.
  6. В. М. Васнецов - замечательный русский художник.

б) составление концовки.

  1. Эта картина заставляет нас переживать за судьбу девушки.
  2. Художник с большой любовью показал нам Аленушку, ее чувства.
  3. В этой картине художник сочувствует своей героине.
  4. Художник хотел донести до нас образ простой, но милой девушки.

5.        Смотришь на картину, и хочется верить, что пройдет время и
наступят для Аленушки счастливые дни.

6.        В. М. Васнецов желал счастья и радости своей героине, поэ
тому старался своей картиной вызвать сочувствие у зрителя к
к судьбе бедных детей - сирот.

  1. Письменное сочинение по картине.
  2. Самопроверка сочинений.
  3. Подведение итогов урока.
  • Рефлексия. 
  • Чему учились на уроке?
  • Что нового узнали?

- Достигли намеченных целей?


ПАМЯТКА.

  1. Внимательно выслушайте ответ товарища.
  2. Оцените

  • полноту ответа;
  • последовательность (логику изложения);
  • использование примеров;
  • наличие вывода.

  1. Исправьте ошибки, дополните ответы.
  2. Дайте обоснованную оценку.

 .



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка (развитие речи) 2 класс---тема "Обучающее изложение"

Данная презентация может оказать помощь учителям начальных классов при обучении детей написанию изложений....

Урок русского языка. Развитие речи. Сочинение от имени цветка.

Урок развития речи по русскому языку. Сочинение от имени цветка - одуванчика. 3 класс....

Урок. Русский язык. Развитие речи 3 класс. Сочинение"В окно повеяло весною"

В материале размещен урок русского языка в 3 классе.Сочинение на тему "В окно повеяло весною"...

Учебно-методический комплекс к уроку русского языка (развитие речи), 3 класс. Тема: "Текст-описание, текст-повествование"

Цель деятельности учителя: продолжить знакомить детей с признаками текстов описания и повествования; учить различать типы текстов; учить составлять собственные тексты разных типов....

Конспект урока русского языка. Развитие речи. 3 класс

Тема: сочинение-описание «Мой класс»Цель: учить детей построению сочинения по наблюдениям.Задачи: формирование УУДЛичностные: ценить свой класс, видеть его уютные уголки, посмотреть на него глаз...

РУССКИЙ ЯЗЫК РАЗВИТИЕ РЕЧИ 3 КЛАСС ТЕМА: Работа с картиной Валентина Серова « Портрет Мики Морозова».

РУССКИЙ ЯЗЫК РАЗВИТИЕ РЕЧИ  3 КЛАССТЕМА: Работа с картиной Валентина Серова « Портрет Мики Морозова»....

Конспект урока русского языка "Развитие речи. Сочиняем басню по картине." 3 класс

Цели деятельности учителя:Развитие умения работать с информацией, развитие речи, создание условий для понимания детьми особенностей басни, для практического освоения детьми данного жанра  Планиру...