Рабочая программа по русскому языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Муратова Зульфия Кадимовна

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programmma_po_russkomu_yazyku.doc451 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

 Программа составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

- примерной программы «Русский язык», Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Пронина О. В.- М.: БАЛАСС, 2011 год

- учебного плана МБОУ «СОШ №12»  на 2012-2013 учебный год.

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе: развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения; формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цели

Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся.

Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Отличие данной программы заключается в том, что:

Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.

Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.

Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.

Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.

Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.

Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

2. Содержание программы

Систематический курс.

Фонетика и орфоэпия

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердые согласных звуков, определение парных и непарных по твердости - мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости и глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ударение,  произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика

Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ знаков.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика[1]

Понимание слова как единства звучания и значения. Нахождение в словаре значения слова; понимание значения слова в тексте. Осознание словарного богатства русского языка. Различение однозначных и многозначных слов. Различение прямого и переносного значения слова: анализ образцов использования в тексте. Синонимы и антонимы: наблюдение в текстах, использование в речи.

Состав слова (морфемика)

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в слове корня, окончания, приставки, суффикса. Осознание значения суффиксов и приставок. Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Имена существительные собственные и нарицательные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам. Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица, единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?» (глаголы совершенного и несовершенного вида). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. 

Синтаксис

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.  

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях  с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений.

        Орфография и пунктуация

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

 Применение  правил правописания:

  • Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
  • Перенос слов.
  • Прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных.
  • Проверяемые безударные гласные в корне слова.
  • Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
  • Непроизносимые согласные.
  • Непроверяемые гласные и согласные в корне слова на ограниченном перечне слов.
  • Гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках.
  • Разделительные ъ и ь.
  • Безударные окончания имен прилагательных.
  • Раздельное написание предлогов с личными местоимениями.
  • Не с глаголами.
  • Раздельное написание предлогов с другими словами.
  • Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.
  • Знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи

Осознание ситуации общения: цели, задачи, участники, место, время, средства коммуникации.

Практическое овладение диалогической формой речи. Диалог (беседа, спор). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Практическое овладение устными монологическими высказываниями: словесный отчет о выполненной работе; связные высказывания на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).  

Текст. Признаки текста: единство темы, связность, законченность. Выделение в тексте темы, основной мысли.

Последовательность и смысловое единство предложений в тексте.

Заглавие текста.

Абзац. Последовательность абзацев в тексте.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. 

Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела “Лексика”): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

3-й класс – 140 ч (4 часа в неделю)

Повторение. (7 ч)

Слово. (98 ч)

1. Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных.

Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).

Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.

Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.

Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.

2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.

Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).

3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).

4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.

Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.

Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.

Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-.

Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы.

Предложение и текст. (18 ч)

Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.

Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.

Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.

Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.

Повторение. (8 ч)

Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.

Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.

Резерв. (9 ч)

3. Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 3-го класса

Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
Учащиеся должны
знать:
– правила правописания слов с изученными орфограммами;
– определения имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола;
– название и определение членов предложения: главных (подлежащее, сказуемое) и второстепенных (без их дифференциации); однородных членов предложения.
Учащиеся должны
уметь:
– производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми и непроизносимыми согласными, с удвоенными согласными в корне, с
ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной гласной о и е; частицу не с глаголами; безударные гласные в окончаниях имен прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объемом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с
ь;
– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по со-ставу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
– распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объеме программы;
– определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
– разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
– составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
– осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
– читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
– письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

4. Календарно – тематический план

п/п

Тема урока

Кол-во

ча

сов

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия

Вид

контроля

Дата

проведе

ния

Знать, понимать

Уметь

план

факт

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык»

1

читать и понимать учебные тексты

Личностные: Знакомиться с новым учебником, вычитывать

информацию из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозировать содержание и виды работы по учебнику.

Регулятивные: 

Находить в словах изученные орфограммы, составлять и писать самодиктанты. Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму.

Познавательные:

Называть отличительные признаки слова, предложения, текста.Отличать текст от набора предложений, записанных как текст.

Составлять устный рассказ «Что я знаю о тексте»; сопоставлять содержание своего рассказа и

рассказов одноклассников.

Классифицировать изученные орфограммы (буквенные – небуквенные; буквы гласных, буквы согласных, буквы ъ и ь).

Группировать слова с изученными орфограммами.

Графически обозначать выбор написания, писать графические диктанты.

Коммуникативные: работать в паре, группе.

Текущий. Устный опрос. Индивидуальные задания

3.09

Раздел 1. Повторение (7 часов)

2

Что мы знаем

о тексте

1

– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после;

– делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста;

– составлять простой план

Текущий.

Устный опрос

4.09

3

Что мы знаем

о слове, предложении, тексте

1

о различении предложения и текста

Текущий.

Устный опрос

6.09

4

По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами

1

о правописании безударных гласных

Текущий.

7.09

5-6

Повторяем изученные орфограммы и их графическое обозначение. Работа над ошибками

2

о правописании безударных гласных.

Текущий.

10.09

13.09

7

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы.

Проверочное  списывание

1

Правописание безударных гласных

– видеть в словах изученные орфограммы и другие «опасные» для написания места;

– графически обозначать выбор тех или иных написаний;

– писать слова с изученными непроверяемыми написаниями;

– писать текст под диктовку;

– правильно списывать текст

Текущий.

Списывание текста

14.09

8

Входной диктант

1

Тематический.

диктант

11.09

Раздел 2. Слово. (98 часов)

2.Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне (3 ч)

9

Повторение понятий корень слова, однокоренные слова. Понятие о чередовании согласных звуков в корне слова

1

значимые части слова (корень), понимать, что для правильного написания слов целесообразно подбирать однокоренные слова, в том числе в словах с чередующимися согласными в корне

Личностные:

Интерес к изучению языка, осознание ответственности за правильно написанное слово.

Регулятивные:

Работать по плану, определять цели, степень успешности в работе.

Познавательные: Находить корень в группе однокоренных слов,

аргументировать правильность выбора.

Обнаруживать чередующие согласные звуки в

корне однокоренных слов, выделять эти корни.

Составлять связный текст из деформированных

предложений.

Коммуникативные: работать в паре, группе.

Текущий.

17.09

10

Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне. Словарный диктант

1

орфограммы, алгоритма действий при выборе способа проверки и правильном написании слов с чередующимися согласными звуками в корне, правило написания парных звонких и глухих согласных.

подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне

Текущий.

Словарный диктант

18.09

11

Чередование согласных в корне слова

1

письменно пересказывать текст

20.09

3. Правописание проверяемых согласных букв в корне слова.  (4 ч)

12

Правописание проверяемых согласных букв в корне слова

1

Правописание парных звонких и глухих согласных

– правильно писать слова с проверяемыми согласными;

– владеть способами проверки;

– правильно писать слова с удвоенными согласными буквами в корне;

– письменно пересказывать текст;

– писать подробное изложение доступного текста

Личностные: Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания.

Регулятивные: Формулировать обобщённое правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова.

Познавательные: Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно

писать слова, графически объяснять выбор

написаний, находить и исправлять орфографические ошибки.

Осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать это при фонетическом разборе слова. Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами. 

Писать свободный диктант после предварительной подготовки.

Коммуникативные: Участвовать в «открытии» и формулировании

орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов.

Текущий.

21.09

13

Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму

1

Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных

Текущий.

24.09

14

Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму

1

Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных

Текущий.

25.09

15

Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Правописание проверяемых согласных букв в слове»

1

самостоятельно анализировать изученные языковые явления и выполнять проверочную работу

Тематический.

Проверочная работа

27.09

4. УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА (5 ч)

16

Понятие об удвоенных согласных буквах.

1

Правописание удвоенных согласных

работать со словарем, применять теоретические знания в практической деятельности

28.09

17

Понятие об удвоенных согласных буквах

1

Правописание удвоенных согласных

Текущий.

1.10

18

Правописание слов

с удвоенными согласными буквами

в корне

Словарный диктант

1

Правописание удвоенных согласных

работать со словарем, применять теоретические знания в практической деятельности

Текущий.

Словарный диктант

2.10

19

Упражнения в написании слов с удвоенной согласной буквой в корне. Изложение на слух воспринятого текста.

1

Правописание удвоенных согласных

Текущий.

4.10

20

Повторение. Проверочная работа

№ 2 по теме «Удвоенная согласная буква в корне слова»

1

Тематический.

Проверочная работа

5.10

5. НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА (9 ч)

21

Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне

1

Правописание непроизносимых согласных

– подбирать однокоренные слова;

– обозначать на письме непроизносимые согласные звуки

текущий

8.10

22

Правило написания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова

1

Правописание непроизносимых согласных

текущий

9.10

23

Правописание слов

с непроизносимыми согласными в корне.

1

Правописание непроизносимых согласных

правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне

Текущий.

11.10

24

Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука

1

Правописание непроизносимых согласных

Текущий.

12.10

25

Формулирование обобщенного правила правописания проверяемых согласных в корне слова

1

Разные способы проверки правописания слов

Текущий.

15.10

26

Проверочная работа

№ 3 по теме «Непроизносимые согласные в корне слова»

1

Правописание непроизносимых согласных

Тематический.

Проверочная работа

16.10

27

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Словарный диктант

1

Правописание непроизносимых согласных

– писать под диктовку текст;

– находить и исправлять ошибки

Текущий.

словарный диктант

18.10

28

Контрольный диктант № 1

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1

Тематический.

Диктант

с грамматическим заданием

1910

29

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

Разные способы проверки слов

 

22.10

6. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА (6 ч)

30

Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов

к словам с двумя безударными гласными в корне

1

Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки

– находить корень в слове;

– правильно писать слова с безударными гласными в корне;

– подбирать проверочные слова.

Текущий.

23.10

31

Развитие умения видеть в словах орфограммы – безударные гласные. Развитие речи. Свободный диктант

1

Изложение текста (повествование)

25.10

32

Упражнения в правописании слов

с безударными

гласными в корне. Проверочная работа № 4 по теме «Безударные гласные в корне слова»

1

Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки

Тематический.

Проверочная работа

26.10

33

Повторение. Развитие речи. Изложение на слух воспринятого текста.

1

Сочинение по наблюдениям

29.10

34

Контрольный диктант № 2

«Безударные гласные в корне слова»

1

Тематический.

Диктант

с грамматическим заданием

30.10

35

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

Разные способы проверки слов

31.10

7. СЛОЖНЫЕ СЛОВА И ИХ ПРАВОПИСАНИЕ (6 ч)

36

Знакомство с понятием «Сложные слова»

1

– правильно писать сложные слова с соединительными гласными;

– распознавать существительные и прилагательные;

– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после;

– находить и исправлять ошибки

Личностные: Осознавать лексическое значение сложного

слова, которое складывается из значения двух

корней.

Регулятивные: Находить в предложении (тексте) сложные слова

путём выделения двух корней и соединительной

буквы о (е).

Познавательные: Использовать в речи и правильно писать сложные слова разных тематических групп, в том

числе характеризующих человека (внешность,

характер).

Коммуникативные:

Высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи и на письме.

8.11

37

Соединительные гласные о и е

в сложных словах

1

правило написания сложных слов с соединительной гласной

Текущий.

9.11

38

Образование сложных слов.

Словарный диктант

1

словарный диктант

12.11

39

Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи  для характеристики людей

1

Слово и его значение

– правильно писать сложные слова с соединительными гласными;

– распознавать существительные и прилагательные;

– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после;

– находить и исправлять ошибки

Текущий.

13.11

40

Употребление в речи и правописание сложных слов.

1

Слово и его значение

Текущий.

15.11

41

Повторение. Проверочная работа № 5 по теме «Сложные слова и их написание»

1

Тематический.

Проверочная работа

16.11

8. ЧАСТИ СЛОВА. ПРИСТАВКА (1 ч)

Личностные: Мотивировать слитное – раздельное написание

(по- – это приставка, так как ... поэтому пишется

слитно; по – это предлог, так как ... поэтому

пишется раздельно; это орфограмма-пробел).

Регулятивные: Различать и правильно писать слова с удвоен-

ной буквой согласного в корне и на стыке при-

ставки и корня.

Познавательные: Находить в словах корень, суффиксы, приставки,

различать омонимичные приставки и предлоги. Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму.

Систематизировать знания о составе слова в

виде схемы, таблицы.

Различать приставки по- и па-, про- и пра-.

Анализировать состав слова, осознанно выбирать

разделительный ъ или ь, исходя из состава слова и

фонетических опознавательных признаков.

Коммуникативные: Участвовать в открытии нового знания о соста-

ве слова, работать в группе, участвовать в учеб-

ном диалоге, сотрудничать с одноклассниками.

42

Приставка, ее роль

в слове (повторение). Развитие умения находить в словах приставки

1

Выделение значимых частей слова (корень)

– находить исправлять ошибки;

– находить в слове приставки

Текущий.

19.11

9. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ (2 ч)

43

Правописание безударных гласных

в приставках

1

- правило написания приставок с безударной гласной;

– правило написа-

ния разделительных ъ и ь.

 

– находить в слове приставки;

– правильно переносить слова с удвоенной согласной: на стыке приставки и корня; в корне;

– правильно писать слова с разделительными ъ и ь, правильно их переносить;

– находить окончание и основу в слове;

Текущий.

20.11

44

Приставки про-

и пра-, по- и па-

1

Значение приставок

Текущий.

22.11

10. УДВОЕННЫЕ ГЛАСНЫЕ НА СТЫКЕ ПРИСТАВКИ И КОРНЯ (2 ч)

45

Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня?

1

Правописание удвоенных согласных

Текущий.

23.11

46

Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки

и корня

1

Правописание удвоенных согласных

– разбирать по составу доступные слова;

– писать под диктовку текст

Текущий.

26.11

11. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ И Ь (4 ч)

47

Звук й и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных

ъ и ь

1

Употребление разделительных ь и ъ

применять на практике изученные правила

Текущий.

27.11

48

Проверочная работа № 6 по теме «Части слова. Приставка. Безударные гласные в приставках. Удвоенные согласные

на стыке приставки

и корня. Разделительные ъ и ь»

1

Тематический.

Проверочная работа

29.11

49

Правописание слов

с разделительными

ъ и ь Словарный диктант

1

Употребление орфограммы «Разделительные ъ и ь»

писать под диктовку текст

Текущий.

словарный диктант

30.11

50

Контрольный диктант № 3 «Безударные гласные в приставках. Удвоенные согласные

на стыке приставки

и корня. Разделительные ъ и ь»

1

Тематический.

Диктант

с грамматическим заданием

3.12

12. ЧАСТИ СЛОВА. ОКОНЧАНИЕ И ОСНОВА. (2 ч)

51

Работа над ошибками. Понятие об окончании и основе слова

1

Выделение значимых частей слова (окончание)

– находить окончание и основу в слове; – разбирать по составу доступные слова

4.12

52

Развитие умения находить в слове окончание

1

Выделение значимых частей слова (окончание)

Текущий.

6.12

13. основа слова и Окончание (2 ч)

53

Как найти в слове основу?

1

Выделение значимых частей слова (основа)

образовывать слова с помощью суффикса

Текущий.

7.12

54

Развитие умения находить в слове окончание и основу

1

разбирать по составу доступные слова

Текущий.

10.12

14. Части слова. Суффикс (2 ч)

55

Изложение на слух воспринятого текста «На стройке».

1

Выделение значимых частей слова (суффикс). Значение суффиксов

разбирать по составу доступные слова

11.12

56

Суффикс и его роль

в слове Повторение и систематизация знаний о частях слова

1

Выделение значимых частей слова (суффикс). Значение суффиксов

Текущий.

13.12

15. разбор слова по составу (4 ч)

57

Составление слов

по схемам. Порядок разбора слова по составу

1

Выделение значимых частей слова

– разбирать по составу доступные слова;

– писать слова с непроверяемыми написаниями;

Текущий.

14.12

58

Контрольное списывание с заданием

1

безошибочно списывать текст

Тематический

17.12

59

Упражнения в разборе слов по составу. Словарный диктант

1

Выделение значимых частей слова

– образовывать слова с помощью суффикса;

– правильно списывать текст

Текущий.

словарный диктант

18.12

60

Повторение. Проверочная работа № 7 по теме «Части слова. Окончание и основа слова. Суффикс. Разбор слова по составу»

1

контролировать и анализировать выполнение своей проверочной работы

Тематический.

Проверочная работа

20.12

16. ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (2 ч)

61

Контрольный диктант за 2 четверть

1

– распознавать имена существительные в речи;

– производить их морфологический разбор;

Личностные: 

Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно-ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для

успешного общения

Регулятивные:

 Продуцировать связное высказывание на грамматическую тему («Что я знаю об именах существительных», «Опираясь на знания об именах

существительных, я умею...»).

Познавательные: 

Выделять в предложении самостоятельные и

служебные части речи.

Определять грамматические признаки имён

существительных.

Определять начальную форму имени существительного.

Наблюдать за использованием имён существительных в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением имён существительных. Употреблять

имена существительные в речи: выполнять творческую работу – составление текста-описания с

помощью имён существительных.  Анализировать имена существительные: называть их грамматические признаки в определён-

ной последовательности (выполнять морфологический разбор).

Разбирать имена существительные по составу,

соотносить слово со схемой.

Письменно пересказывать текст-повествование

с элементами описания (писать обучающее по-

дробное изложение текста).

Сочинять сказку, используя имена существительные с различными суффиксами.

Коммуникативные: Составлять в группе обобщённую схему «Части

речи», сопоставлять свой вариант с вариантом

учебника.

Открывать, участвуя в проблемном диалоге, при-

знаки имени существительного как части речи.

Итоговый

21.12

62

Работа над ошибками. Части речи в русском языке

1

– читать художественные тексты

24.12

17. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (2 ч)

63

Определение имени существительного

1

Имя существительное, его значение и употребление, определение имени существительного.

– читать художественные тексты;

– образовывать слова  с помощью суффиксов

Текущий.

25.12

64

Роль имен существительных в речи

Развитие речи. Изложение на слух воспринятого текста.

1

Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?

Работа над созданием текста

– распознавать имена существительные в речи;

– читать художественные тексты

Текущий

27.12

18. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЁННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ (2 ч)

65

Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных

1

Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных

Текущий

28.12

66

Что мы знаем об именах существительных

1

Текущий.

Устный опрос

14.01

19. РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (3 ч)

67

Имена существительные мужского, среднего и женского рода

1

Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода

– определять род имен существительных;

– находить и выделять окончание в слове

Текущий.

15.01

68

Род – постоянный признак имен существительных

1

17.01

69

Окончания имен существительных мужского, среднего и женского рода

1

Текущий.

18.01

20. ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (3 ч)

70

Изменение имен существительных по числам

1

Изменение существительных по числам

– находить и выделять окончание в слове;

– писать слова с непроверяемыми написаниями;

– писать небольшие сочинения по картинкам и опорным словам;

Текущий.

21.01

71

Образование множественного числа имен существительных. Словарный диктант

1

Изменение существительных по числам

Текущий.

Слов .диктант

22.01

72

Окончание имен существительных

в единственном

и множественном числе

Разбор имени существительного как части речи

1

Изменение существительных по числам

выполнять морфологический разбор имени существительного

Текущий.

24.01

21. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (7 ч)

73

Образование имен существительных

с уменьшительно-ласкательным значением. Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен .

1

Значения суффиксов и их применение в речи

– образовывать имена существительные с помощью суффиксов;

– письменно пересказывать текст, составлять план;

– выделять в слове его части;

– делить текст на части, озаглавливать части, пересказывать текст по плану;

– писать подробное изложение;

– распознавать имена существительные в речи

Текущий.

25.01

74

Образование имен существительных от основ существительных и глаголов

1

Упражнения в образовании

Текущий.

28.01

75

Использование  в речи имен существительных с разными суффиксами

1

Работа над сочинением: устное описание картинок, создание вымышленных историй, сказок

Фронтальный

29.01

76

Разбор имен существительных по составу

1

Выделение значимых частей слова

выполнять морфологический разбор имени существительного

Текущий.

31.01

77

Обучающее изложение «Мурлыка»

1

Изложение текста (повествование)

1.02

78

Повторение.  Имя существительное. Словарный диктант

1

Выделение значимых частей слова

выполнять морфологический разбор имени существительного

Текущий.

Словарный диктант

4.02

79

Проверочная работа № 8 по теме «Имя существительное как часть речи»

1

Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной работы

применить ЗУН по теме

Тематический.

Проверочная работа

5.02

22. МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (6 ч)

80

Понятие о местоимении. Личные местоимения

1

Местоимение; значение, употребление

распознавать личные местоимения

Личностные: Осознавать роль личных местоимений в речи.

Регулятивные: 

Продуцировать текст с использованием место-

имений (сочинение «О себе»).

Познавательные: 

Отличать местоимения от слов других частей

речи.

Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактиро-вания).Писать предлоги с местоимениями раздельно

Коммуникативные: Открывать, участвуя в проблемном диалоге, при-

знаки местоимения как части речи.

.

7.02

81

Местоимения 1, 2,

3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями

1

Местоимение; значение, употребление

Текущий.

8.02

82

Разбор местоимения как части речи

1

Местоимение; значение, употребление

Текущий.

11.02

83

Роль личных местоимений в речи

Обучающее сочинение о себе

1

Местоимение; значение, употребление

распознавать личные местоимения

применять местоимения в устной и письменной речи

Текущий

Фронтальный

12.02

84

Закрепление знаний о местоимении.

1

14.02

85

Проверочная работа № 9 по теме «Местоимение как часть речи»

1

Местоимение; значение, употребление

– находить местоимения в текстах;

– исправлять деформированные тексты

с неправильным употреблением местоимений

Текущий. Проверочная работа

15.02

23. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (3 ч)

86

Определение имени прилагательного

1

– определение имени прилагательного;

– правило написания безударных окончаний прилагательных.

проверять безударные окончания прилагательных

Личностные: Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи

Регулятивные: 

Продуцировать текст-описание по опорным словам.

Познавательные:

Группировать слова по частям речи.

Находить в тексте имена прилагательные по

вопросу.

Анализировать текст с преимущественным употреблением имён прилагательных.

Различать текст-повествование и текст-описание.

Выделять в предложении словосочетания

прил. + сущ., ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

Называть признаки имени прилагательного

(морфологический разбор).

Подбирать антоним к данному имени прилага-

тельному.

Проверять написание безударного окончания

имени прилагательного с помощью вопроса.

Разбирать по составу имена прилагательные.

Коммуникативные:

Открывать, участвуя в проблемном диалоге, при-

знаки имени прилагательного как части речи.

18.02

87

Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными

1

Имя прилагательное; значение, употребление

Текущий.

19.02

88

Разбор имени прилагательного как части речи

1

Выделение значимых частей слова

Текущий

21.02

24. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (3 ч)

89

Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе

1

Имя прилагательное; значение, употребление

осуществлять проверку прилагательных с безударными окончаниями

Текущий

22.02

90

Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных

1

Правописание безударных окончаний прилагательных

Текущий. Комментированный разбор прилагательных

25.02

91

Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами Словарный диктант

1

Правописание безударных окончаний прилагательных

Текущий.

Словарный диктант

26.02

25. РАЗБОР ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО СОСТАВУ (4 ч)

92

Словообразование имен прилагательных. Развитие речи. Сочинение по опорным сочетаниям слов

1

Значение суффиксов и приставок имен прилагательных

Создание небольшого текста (сочинение)

определять значение суффиксов -н-, -еньк-, -оват-,

-еват-

Работа над связным текстом

Текущий.

Творческая работа

28.02

93

Проверочная работа № 10 по теме «Имя прилагательное как часть речи»

1

применять ЗУН при выполнении проверочной работы

Тематический.

Проверочная работа

1.03

94

Разбор имен прилагательных по составу

1

значимые части слова

выделять значимые части слова

Текущий

4.03

95

Контрольный диктант № 4 по теме «Имя прилагательное»

1

писать текст под диктовку

Тематический.

Диктант

с грамматическим заданием

5.03

26. ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (4 ч)

96

Определение глагола как части речи

1

Глагол, значение и употребление

– распознавать глаголы и выполнять их морфологический разбор;

– изменять глаголы по временам, родам, числам (прошедшее время)

Сларный

Текущий. Выборочный диктант

7.03

97

Изменение глагола по временам

1

Изменение глагола по временам

Текущий.

8.03

98

Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам

1

Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени

Текущий.

11.03

99

Изменение глаголов по числам

1

Изменение глаголов по числам

Текущий.

12.03

27. ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИ (2 ч)

100

Употребление частицы не с глаголами. Правило написания частицы не с глаголами

1

Правописание не

с глаголами

писать не с глаголами раздельно

Текущий

14.03

101

Развитие умения писать частицу не с глаголами

Развитие речи. Свободный диктант

1

Правописание не

с глаголами

Текущий. Свободный диктант

15.03

28. НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА (7 ч)

102

Понятие о неопределенной форме глагола

Словарный диктант

1

Неопределенная форма глагола

– писать ь на конце глаголов в неопределенной форме после шипящих;

– образовывать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени

Текущий.

Словарный диктант

18.03

103

Развитие речи. Изложение

1

Изложение текста (повествование)

излагать текст

Тематический. Изложение

19.03

104

Неопределенная форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределенной формы

1

Употребление ь после шипящих на конце глаголов

– писать ь на конце глаголов в неопределенной форме после шипящих;

– образовывать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени

Текущий.

22.03

105

Контрольный диктант № 5 по теме «Глагол»

1

контролировать и анализировать собственное написание диктанта

Тематический.

Диктант

с грамматическим заданием

21.03

106

 Образование форм времени от неопределенной формы глагола

1

Изменение глаголов по временам

– писать ь на конце глаголов в неопределенной форме после шипящих;

– образовывать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени

1.04

107

Разбор глагола как части речи

1

Текущий.

по плану

2.04

108

Повторение. Проверочная работа № 11 по теме «Глагол как часть речи. Правописание частицы не с глаголом»

1

Тематический.

Проверочная работа

4.04

Раздел 3. предложение. (18часов)

29. Виды предложений по цели высказывания (2 ч)

109

Виды предложений по цели высказывания

1

Разновидности предложений

по цели высказывания

определять вид предложения по цели высказывания

Личностные: Накапливать опыт постановки логического ударения.

Регулятивные: Оценивать правильность работы. Продуцировать устное сообщение на грамматиче-

скую тему по изученному материалу

Познавательные:

Различать виды предложений по цели высказывания.

Произносить с соответствующей интонацией

предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные.

Различать слово, словосочетание и предложение.

Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически.

Различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения.

Устанавливать грамматические связи в слово-

сочетании с помощью вопросов.

Разделять непунктированный текст на предложения.

Распространять и сокращать предложение до

основы, сравнивать смысл.

Находить однородные члены в простом предло-

жении с двумя главными членами.

Объяснять постановку знаков препинания.

Конструировать предложения с однородными

членами.

Накапливать опыт нахождения в тексте и

использования в речи таких предложений.

Наблюдать за ролью разделительного знака –

запятой в предложении с однородными членами.

Различать простое и сложное предложение (одна

грамматическая основа – две грамматические

основы).

Накапливать опыт постановки запятой и употребления в речи сложных предложений из двух

частей с бессоюзной связью.

Конструировать сложные предложения (по

схеме, по данному началу).

Совместно составлять алгоритм синтаксическо-

го разбора сложного предложения, действовать

по алгоритму, проверять себя.  Систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова,орфографии, синтаксису и

пунктуации. Представить его в виде схем, таблиц.

Коммуникативные: 

Совместно обсуждать порядок действий при синтаксическом разборе простого предложения.

Использовать этот порядок при разборе

Текущий.

Самостоятельная работа

5.04

110

Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение

Восклицательные и невосклицательные предложения

1

Знаки препинания в конце предложения

Разновидности предложений

по эмоциональной окраске

– правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;

– определять вид предложения по интонации

Фронтальный, групповой

8.04

30. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕНННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (5 ч)

111

Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое

1

Главные и второстепенные члены предложения: названия и определение членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без дифференциации).

– разбирать предложения по членам;

– выделять подлежащее и сказуемое;

– выделять сочетания слов

Текущий.

Определение

по плану главных членов

в предложении

9.04

112

Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое 

1

Главные и второстепенные члены предложения

Текущий.

Самостоятельная работа с последу-ющей проверкой

11.04

113

Понятие о второстепенных членах предложения

1

Главные и второстепенные члены предложения

Текущий. Работа по образцу

12.04

114

Составление схем предложения и предложений по схемам

Предложения распространенные и нераспространенные

1

Главные и второстепенные члены предложения

Простое распространенное и нераспространенное предложение

ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие относятся к подлежащему и какие к сказуемому

Текущий. Составление алгоритма

15.04

115

Разбор предложений. Словарный диктант

1

Текущий. Словарный диктант

16.04

31. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ (6 ч)

116

Однородные подлежащие и сказуемые

1

Однородные члены предложения

– правильно произносить предложения с интонацией перечисления;

– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов и с одиночным союзом и);

– осознавать роль знаков препинания в письменном общении;

– составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи

Беседа

18.04

117

Упражнение в нахождении однородных членов предложений и их графическом обозначении

1

Запятая в предложениях с однородными членами

Текущий.

19.04

118

Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами

1

Запятая в предложениях с однородными членами

Текущий.

22.04

119

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами

1

Запятая в предложениях с однородными членами

Текущий.

Самостоятельная работа

23.04

120

Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения

1

Однородные члены предложения

Текущий.

25.04

121

Повторение изученного. Развитие речи. Свободный диктант

1

Изложение текста (повествование)

излагать текст

Текущий.

26.04

32. ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (5 ч)

122

Понятие о простом

и сложном предложении

1

Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения

– читать и понимать учебно-научные тексты;

– письменно пересказывать текст;

– ставить запятую

в предложениях

с однородными

членами

Текущий.

Составление схем

29.04

123

Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения

1

Текущий.

Самостоятельная работа по инструкции

30.04

124

Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые. Развитие речи. Свободный диктант

1

Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения

Текущий.

2.05

125

Разбор простого

и сложного предложений Словарный диктант

1

Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения

Текущий.

Разбор по алгоритму

3.05

126

Повторение. Проверочная работа № 12 по теме «Предложение»

1

Тематический.

Проверочная работа

6.05

Раздел 4. ПОВТОРЕНИЕ (14 ч)

127

Повторение знаний

о предложении, тексте, частях речи.

1

Различение предложения и текста.

Значение и употребление знаменательных частей речи

видеть в словах изученные орфограммы; правильно писать слова с ними, списывать текст

Текущий.

7.05

Итоговый. Списывание

9.05

128

Контрольное списывание

1

129-130

Повторение изученных орфограмм

и состава слова

2

Правописание слов с изученными орфограммами. Выделение значимых частей слова

Текущий.

Самостоятельная работа

10.05

13.05

131

Административная контрольная работа за год

1

Итоговый. Диктант с грамматическим заданием

14.05

132

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

Разные способы проверки слов

находить и исправлять ошибки

16.05

133

Итоговая контрольная работа

1

Урок контроля ЗУН

Итоговый. Контрольная работа

17.05

134

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

Разные способы проверки слов

находить и исправлять ошибки

20.05

135-139

Повторение орфограмм и их графическое обозначение

5

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

Текущий.

Самостоятельная работа

21.05

23.05

24.05

27.05

28.05

140

Урок-игра «Путешествие по орфографии»

1

Урок повторения, обобщения и систематизации материала

30.05

  1. Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся

Для тематического контроля предлагаются проверочные работы. Их цель - проверить усвоение программного материала по каждой крупной теме курса. Эти темы указаны перед заглавием "Проверочная работа № Каждое задание в проверочной работе контролирует одно базовое умение или навык, иногда два. Задание № 1 в большинстве работ проверяет базовые теоретические знания. Базовые умения по всем темам курса 2-го класса проверяет итоговая контрольная работа

В ходе проверки учитель анализирует насколько развиты учебно-языковые, правописные и речевые умения детей по данной теме.

Время проведения проверочной работы 30-35 минут урока.

Формы итогового контроля - проверочное и контрольное списывание и контрольные диктанты.

В тетради отведены специальные страницы для написания контрольных диктантов ("Диктант № ...") и для выполнения работы над ошибками ("Пишу правильно").

Дополнительные задания после написания диктантов не предполагаются, так как дети проводят письменную самопроверку (графически объясняют написание изученных орфограмм).

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Контрольный диктант

Первое полугодие

Второе полугодие

3 класс

45-55 слов

55-60- слов

Оценки:

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Ошибки:

1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

3. Наличие ошибок на изученное правило по орфографии.

4. Существенное отступление от авторского текста при написании изложения, искажающее смысл  произведения.

5. Употребление слов в несвойственном  значении ( в изложении).

Недочеты.

1. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

2. Отсутствие «красной строки».

3. Неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило.

4. Незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

Примечание

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.

Тексты диктантов подбираются средней трудности, с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает  достаточное количество  изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа  всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задания данного вида целесообразно давать отдельно от контрольного  диктанта и контрольного списывания. В грамматическое задание включается от 3 до 4-5 видов работы.

Оценки:

«5» – без ошибок.

«4» – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

 

Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на 5-8  слов больше, чем тексты для контрольного диктанта.

Первое полугодие

Второе полугодие

3 класс

50-60 слов

60-65 слов

«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.

«3» – за работу, в которой допущены 2–3 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.

АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ

1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).

2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

3. Выдели орфограммы в списываемом предложении.

4. Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе диктовать (орфографическое чтение).

5. Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.

6. Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.

7. Проверь написанное предложение, отмечая дужками слоги в словах.

8. Подчеркни орфограммы в словах.

 

ТЕСТ

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания  в нестандартных учебных ситуациях.

Оценки:

«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» – верно выполнено 3/4 заданий.

«3» – верно выполнено 1/2 заданий.

«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.

ИЗЛОЖЕНИЕ

Изложение проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовывать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тексты для 2-3 классов, предназначенные для изложения и сочинения, соответственно увеличиваются на 15-20 слов для каждого класса; тексты для 4 класса – до 25-30 слов.

«5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.

«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.

«3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.

«2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.

СОЧИНЕНИЕ

«5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.

«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.

«3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.

«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.

Примечание: В связи с развитием письменной речи изложение и сочинение носит обучающий характер, а не контролирующий.

Цель проведения изложения: определить формирование навыков письменной речи, передачу содержания текста, правильное построение предложений, соблюдение синтаксических норм.

Нормы оценки работ творческого характера.  

        За содержание:

-         оценка «5» ставится за последовательное и правильное воспроизведение авторского текста (изложение), логически оправданное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильное  речевое оформление. Допустимо не более одной речевой неточности;

-         оценка «4» ставится за правильную и достаточно полную информацию по авторскому тексту (изложение). Тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. Допустимо не  более трех речевых недочетов в содержании и построении текста;

-         оценка «3» ставится за некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонение  от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений), бедность словаря, речевые неточности. Допустим не более пяти недочетов речи в содержании и построении текста;

-         оценкам «2» ставится за несоответствие работы теме, значительные отступления от авторского текста, большое количество неточностей фактического характера, нарушение последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между частями текста, бедность словаря. В целом в работе  допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

За грамотность:

-    оценка «5»: отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо одно-два исправления;

-   оценка «4»: не более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки, одно – два исправления;

-   оценка «3»: три-пять орфографических ошибок, одна-две пунктуационные, одно – два исправления;

     -    оценка «2»: шесть и более орфографических ошибок, три-четыре пунктуационных, три-четыре исправления.

Словарные диктанты

        Содержание словарных диктантов составляют слова, правописание которых не регулируется правилами. Словарный диктант проводится 1-2 раза в неделю с целью осуществления текущего контроля.

        

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Первое полугодие

Второе полугодие

3-й класс

10-12 слов

12-15 слов

Оценки:

«5» – без ошибок.

«4» – 1 ошибка и 1 исправление.

«3» – 2 ошибки и 1 исправление.

«2» – 3–5 ошибок.

  1. Контроль уровня обучения

              График контрольных работ

№ п/п

Тема

Дата

по плану

фактич.

1

Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Правописание проверяемых согласных букв в слове»

27.09

2

Проверочная работа № 2 по теме «Удвоенная согласная буква в корне слова»

5.10

3

Проверочная работа № 3 по теме «Непроизносимые согласные в корне слова»

16.10

4

Контрольный диктант № 1 Правописание проверяемых согласных в корне слова.

19.10

5

Проверочная работа № 4 по теме «Безударные гласные в корне слова»

26.10

6

Контрольный диктант № 2 «Безударные гласные в корне слова»

30.10

7

Проверочная работа № 5 по теме «Сложные слова и их написание»

16.11

8

Проверочная работа № 6 по теме «Части слова. Приставка. Безударные гласные в приставках. Удвоенные согласные на стыке приставки и корня. Разделительные ъ и ь»

29.11

9

Контрольный диктант № 3 «Безударные гласные в приставках. Удвоенные согласные на стыке приставки и корня. Разделительные ъ и ь»

3.12

10

Проверочная работа № 7  по теме «Части слова. Окончание и основа слова. Суффикс. Разбор слова по составу»

20.12

11

Контрольный диктант за 2 четверть

21.12

12

Проверочная работа № 8 по теме «Имя существительное как часть речи»

5.02

13

Проверочная работа № 9 по теме «Местоимение как часть речи»

15.02

14

Проверочная работа № 10 по теме «Имя прилагательное как часть речи»

1.03

15

Контрольный диктант № 5 по теме «Имя прилагательное»

5.03

16

Контрольный диктант № 6 по теме «Глагол»

22.03

17

Проверочная работа № 11 по теме «Глагол как часть речи. Правописание частицы не с глаголом»

4.04

18

Проверочная работа № 12 по теме «Предложение»

6.05

19

Административная контрольная работа за год

14.05

20

Итоговая контрольная работа

17.05

  1. Источники информации и средства обучения

Для реализации программного содержания курса русского языка используются следующие учебники и учебные пособия:

  1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Руский язык». Учебники.  3-й класс. – М.: Баласс, 2009
  2. Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебникам «Русский язык» для  3-го класса. – М.: Баласс, 2012
  3. Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 3-го класса. – М.: Баласс, 2012
  4. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями» (словарные слова). Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1–4-го классов. – М.: Баласс, 2009 

Литература для учителя:

  1. Образовательная система «Школа 2100». Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.
  2. Е.В. Бунеева, М. А. Яковлева «Руский язык». 3-й класс. Методические рекомендации для учителя – М.: Баласс, 2012.
  3. Яковлева М.А.Тетрадь по чистописанию. 3-й класс. (К учебнику «Русский язык», 3-й класс) / Под ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой– М.: Баласс, 2009
  4. Рабочая тетрадь по русскому языку. 3 класс (к учебнику «Русский язык», 3 кл., Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной). – М. : Баласс, 2011.

Сайты:

  1. http://www.sch2000.ru/
  2. http://pedsovet.su/
  3. http://viki.rdf.ru/
  4. http://www.nachalka.com/
  5. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva
  6. http://www.school2100.ru/
  7. http://festival.1september.ru/
  8. http://www.it-n.ru/


[1] Изучается во всех разделах курса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...