Главные вкладки

    конспект урока русского языка в 4 классе "Общие сведения о личных местоимениях"
    план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

    Комарова Татьяна Владимировна

    конспект урока русского языка в 4 классе "Общие сведения о личных местоимениях"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mestoimeniya.docx28.73 КБ
    Файл mestoimeni30.01.odp243.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Местоимения

    Цель урока: сформировать представление о местоимении как части речи. Познакомить с особенностями местоимений и их ролью в нашей речи. Формировать умение распознавать их в тексте. Совершенствовать умение писать слова с изученными орфограммами. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь.

    Задачи: 

    • закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
    • познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными;
    • упражняться в определении рода, числа, лица местоимений;
    • замене существительных местоимениями в речи;
    • воспитывать любовь к русскому языку, чувство коллективизма;
    • развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.

    Организационный момент.

    - Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на уроке и надеюсь, что это взаимно.

    Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня на урок.

    1. Минутка чистописания а и о я э

    Определите, какую букву мы будем писать? Какая лишняя?

    Перед вами ряд букв, продолжите его Яя кя ля Яя мя

    2. Словарно-орфографическая работа

    .сква, б.реза, сейча., шес.надцать, м.локо, л.сица, килогра., п.тух, то..а, т.традь.
    (слайд на эл. доске )


    – Для того, чтобы назвать слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, необходимо в каждом данном слове выделить букву, являющуюся в нем орфограммой.

    – Какое слово получилось?

    Местоимение

    – Что можете сказать о написании этого слова?

    – Запишите слово в тетрадь, выделив орфограммы.

    Для начала необходимо выяснить, почему эта часть речи получила такое название.
    - Вместо какой части речи мы употребили в предложениях местоимения? Назовите эти существительные. А теперь разберите слово местоимение по составу.
    МЕСТ – О - ИМЕНИЕ
    - Почему же эта часть речи получила такое название?
    Далее учитель напоминает, что слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса -й( е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание.

    Кто сформулирует тему урока?

    Упражнение  «Отыщи местоимение в слове»

    (яма, тыква, мыло, тысяча, высота, бульон, куранты, мышка, пони, корона, магнитофон и т. д.) (слайд) Выпишите местоимения в тетрадь.

    Проблемная ситуация.  Редактирование текста. Прочитайте текст про одно из путешествий.

    Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я  отнял  у нее птенца, и она просила отдать  его обратно. Я не понимал, что ей нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету.  

    -Такие слова, которые не называют предмет, а только на него указывают, называются местоимениями.

    -Какую речевую ошибку вы заметили в данном тексте?(повтор слов)

    Как её исправить? Давайте отредактируем (работа в парах на карточках)( показ слайда читают готовый текст). - Прочитайте, что же получится, если мы исправим речевую ошибку.

    Сообщение темы и цели урока
    - Назовите слова, которые помогли нам исправить ошибки.
    Вместо какой части речи мы их употребили?
    Как вы думаете, о какой части речи мы будем сегодня говорить?
    - Выясним, какова же роль местоимения в речи?
    - Вернемся к нашим предложениям, в которых мы исправляли ошибки.
    Какую речевую ошибку помогли исправить местоимения?
    Для чего же мы используем в речи местоимения?
    Вывод 2.
    (слайд)
    Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.

    - В чем же различие в значении местоимения и имени существительного?

    Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

    Подведем итог: слова какой части речи могут заменять местоимения?

    Какие морфологические признаки  существительного вы знаете?

     Неизменяемые признаки: одуш. – неодуш.; собст. – нариц.; склонение, род.

    Изменяемые признаки: число, падеж.

    1. Какую гипотезу мы можем выдвинуть? (предположение) (слайд)

    Гипотеза:

    Если местоимения могут заменять имена существительные, значит, они могут иметь те же морфологические признаки, что и имена существительные.

    1. Какую проблему мы перед собой поставим?

    Проблема: выяснить, какие морфологические признаки могут быть у местоимения? Изменяются ли местоимения по числам и падежам.

    Попробуем найти общие признаки у имени существительного и местоимений.

     -  На какой вопрос отвечает слово ласточка? А местоимение, его заменившее?

     -  Значит 1 сходство:

    - местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное, но это относится только к личным местоимениям (на доске прикрепляется слово ЛИЧНЫЕ и табличка? МЕСТ = ?СУЩ)

     -  К личным местоимениям относятся местоимения я, ты, он, она, оно, они, вы, мы.

     – Проверим правильность нашего утверждения, прочитав правило в учебнике на странице 45.

    (Чтение правила в учебнике).
    - Какой ещё можно сделать вывод на основе прочитанного правила?

    Знакомство с личными местоимениями.

    - У вас на парте лежат карточки со словами, приготовьте их. Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос:

    - Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя?

    - Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать?

    - Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить?

    - Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?

    - Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим?
    - Если это группа лиц?

    - Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему?
    (Все они указывают на лица)
    Перечислим еще раз все личные местоимения.

    (слайд)
    Я и Мы, Ты и Вы,
    Он, Она, Оно, Они –
    Все слова отличные,
    Важные и личные
    Это без сомнения
    Все местоимения.

    Вывод 4 .
    Местоимения отвечают на те же вопросы, что и имена существительные.

    Рассматривание таблицы на экране. (1,2, 3 лицо)

    Мы, друзья, не знаем скуки,
    Дружно вверх поднимем руки.
    Вниз опустим, а затем
    Вдох глубокий сделать всем.
    А теперь и ты, и я
    Приседайте – ка, друзья.
    Руки за спину – она
    Распрямиться вмиг должна.
    Дружно в сторону наклон,
    Сбросить лень поможет он.
    Вправо, влево наклонитесь.
    И, конечно, не ленитесь.
    Что же в классе есть оно?
    Посмотрите на окно.
    Смотрим прямо. А теперь
    Посмотрите все на дверь.
    Вы похлопайте тихонько
    И попрыгайте легонько.
    Глубоко сейчас вдохнуть,
    Выдох без сомнения.
    Помогли нам отдохнуть
    Все местоимения.

     Работа с учебником упр 3 стр 46  Выпишите только местоимения. Выпишите словосочетание со словом ему, Просклоняем это местоимение. Местоимения как и существительные изменяются по падежам.

    Парная самостоятельная  творческая работа.

    - Ребята, вы хорошо усвоили, вместо каких частей речи употребляются местоимения, какова их роль в речи. Попробуйте применить свои знания практически. Игра в перволого «Рыбалка» (работа на макбуках)

    Игра 4 лишнее.

    Вывод: Местоимения позволяют избежать речевых ошибок, нежелательных повторов слов, помогают сделать нашу речь более краткой, лаконичной и выразительной.

    ЧЕЙ РЯД

    БЫСТРЕЕ И ПРАВИЛЬНЕЕ?

    Задание: Каждый ученик в одном предложении подчёркивает местоимение и передаёт следующему.


    1. Я остановился в недоумении.

    2. Они тоже бывают разные.

    3. Поздравляем вас с праздником.

    4. Дружно пели мы песню.

    5. Видел ли ты орла?

    6. Друзья очень ценят тебя.

    7. Вдруг она прыгнула в воду.

    8. Закинул он невод в море.

    9. Тут и выглянуло оно.

    10. У него хороший голос.

       Подведение итогов урока. Рефлексивно – оценочный этап.        

    - Как называется часть речи с которой мы познакомились?

    -Почему так называется эта часть речи?

    -Как отличить местоимение от других частей речи?

    Какова роль местоимения в нашей речи?

    Возьмите карандаши и на полях нарисуйте смайлик (светофор)

    - Поставленные задачи мы выполнили. На следующем уроке рассмотрим личные местоимения.

    Домашнее задание.

    1.  выучить что такое местоимение.
    2.  Стр. 49 упр. 9
    3. Оценивание учащихся.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка в 3 классе "Роль личных местоимений в предложении"

    Конспект урока русского языка в 3 классе "Роль личных местоимений в предложении".Учебник "Русский язык 3 класс" Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. Цель урока: добиться усвоения учащимися знаний ...

    Урок русского языка в 3 классе "Склонение личных местоимений. Употребление личных местоимений в косвенных падежах"

    Цель: учащиеся научатся изменять местоимения по падежам, определять категорию падежа   личных местоименийЗадачи: развитие учебно-познавательной компетенции (учащиеся научатся правильно употр...

    Конспект урока Русский язык. 4 класс. Тема: Синтаксическая роль местоимения в предложении.

    Русский язык. 4 класс.Тема: Синтаксическая роль местоимения в предложении.Цель: Обобщить  и  систематизировать  знания  учащихся о личных  местоимениях; уточнить знания о синт...

    Урок русского языка в 4 классе "Склонение личных местоимений 3 лица с предлогами"

    Открытый урок русского языка был дан накануне дня освобождения города Льгова от немецко - фашистских захватчиков, поэтому весь материал для раскрытия новой темы был взят из исторических источников....

    Урок русского языка в 3-м классе "Личные местоимения"

    Урок русского языка в 3-м классе "Личные местоимения", ОС "Школа 2100"....

    Урок русского языка 4 класс по теме "Личные местоимения 1 ,2. и 3 лица" УМК "Школа России"

    Урок русского языка 4 класс по теме "Личные местоимения 1 ,2. и 3 лица" УМК "Школа России" содержит подробный конспект и презентацию урока...

    Урок русского языка 4 класс по теме "Личные местоимения 1 ,2. и 3 лица" УМК "Школа России"

    Ознакомить с личными местоимениями 1,2.3 лица единственного имножественного чисел.- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;- упражняться в определении лица, числа местоимений; заме...