Урок русского языка "Междометия". 3 класс. "Школа 2100".
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) на тему

Зелинская Александра Владимировна

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме "Слова, к которым нельзя задать вопрос"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация технологии проблемного обучения в начальной школе

Урок  русского языка во 2 классе УМК «Школа 2100»

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Тема: «Слова, к которым нельзя задать вопрос, их роль»

 (урок изучения нового материала)

Цели:

Познакомить  учащихся с междометиями, раскрыть их роль в речи.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с междометьями, развивать творческие способности учащихся.
  • воспитывать эмоционально-чувственное отношение.
  • обогащать их словарный запас, способствовать развитию речи

Развивающие:

  • развивать  умение самостоятельно добывать и использовать  необходимую информацию, работая в паре и самостоятельно
  • развивать аналитико-синтетические процессы мышления;
  • развивать познавательную активность;

Воспитательные:

  •  формировать ценностно-ориентированного отношения к  воспитывать любовь к родному краю, мотивированное  стремление беречь и охранять природу родного края;
  • формировать навыков совместной деятельности посредством использования личного опыта и опыта других.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Повторяем правила школьников

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая,

Говори всё чётко, внятно,

Чтобы было всем понятно.

Если хочешь отвечать,

 Надо руку поднимать!

-Для чего мы повторили правила школьников?  (Чтобы не терять время и сделать всё, что запланировано)

II Чистописание. Найдите среди предложенных слов «лишнее». Свой ответ обоснуйте.

         громко, весело, ох, хорошо

- Напишите красиво «лишнее» слово.

III Актуализация знаний

– Что сейчас надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

-Сегодня  у нас необычный урок. Представьте, что сегодня вы не просто ученики, а исследователи и ученые. И сегодня вам предстоит делать великие открытия.

-Как вы думаете, какие качества нужны ученому, чтобы открытие состоялось? Выберите из предложенных. (дети высказывают свои предположения - они отмечаются на доске (терпение, наблюдательность, усидчивость, внимание, ум))

-Все эти качества мы берем с собой на урок. Вы готовы к сотрудничеству?

  • Прочитаем хором девиз нашего урока.

Знаешь – говори, не знаешь – слушай!

  • Вспоминаем, какие шаги  нужно сделать при открытии нового знания
  1. Вспоминаем то, что важно для урока
  2. Определяем основной вопрос урока
  3. Открываем новые знания
  4. Применяем новые знания
  1. Разминка

-Давайте вспомним, с какими группами слов мы с вами знакомы? (предметы, действия, признаки).

-Что вы знаете о каждой группе слов? (дети дают названия группам и называют их признаки).

На доске расположена ромашка. При названии каждой группы, лепесток переворачивается. На нем указаны группы. Один лепесток остается не перевернутым.

  1. Создание проблемной ситуации

На доске записаны слова.

  • Распределите слова по группам (слон, большой, пенал, лечить, зеленый,ах, прыгать, девочка, болеть, весёлый)

- Какие слова записали в первый столбик? (во второй, в третий)

-Как вы определили, что это слова, обозначающие предметы? (действия? признаки?)

- Все ли слова распределили по группам?

- Какие возникли трудности? (слово «ах»)

-Почему это слово не попало ни в одну из групп?

-А может какой-то другой вопрос можно задать к этому слову? (дети пытаются подобрать разные вопросы)

В ходе рассуждения приходим к выводу, что к этим словам нельзя поставить вопрос!

1. Инсценировка сказки  (выступают подготовленные дети)

-Внимательно послушайте отрывок из сказки про двух братьев.

Ах и Ох

«Говорят, где-то когда-то были два брата. Одного звали Ах, а другого Ох.  Ах всегда был весел и всем восторгался. Ох, наоборот, постоянно ныл, скулил и был всем недоволен.Проснутся они, бывало, утром, Ах воскликнет: -Ах, какое утро! Как хорошо! Как здорово! Ах!

А Ох ноет с утра:- Ох, встал рано! Холодно, темно! Спал бы себе и спал! Ох!»

-Какие слова помогли героям выразить их душевное состояние, их чувства? (ах, ох)

-Какие чувства выражает каждое из этих слов? (ах – восхищение? ох –огорчение)

2. – Рассмотрим новый кадр в учебнике перед упр. 102. Катя Персикова и Вова Колесников увидели подснежник.

– Что они сказали? (Катя: «Какая прелесть (какой красивый цветок)!» Вова: «Подумаешь, обычный цветок».)

– С каким чувством они могли бы это сказать? (Катя – с радостью, Вова – равнодушно, с пренебрежением.)

– Какие слова могут помочь им выразить свои чувства? (Ах, ой: «Ах, какой красивый цветок, какая прелесть!», «Ой, подумаешь, обычный цветок».)

-Вспомните ещё такие особенные слова.

-Как думаете, для чего нужны эти слова в нашей речи?

  1. Работа над темой урока. Наблюдение за ролью междометий.

- На основе инсценированной сказки и кадра киноплёнки сформулируйте тему урока – то, чем будем заниматься на уроке.

Слова, к которым нельзя задать вопрос, их роль.

-Эти слова называются «междометия». С латинского это название переводится как «брошенное между».

    Открываю последний лепесток ромашки, на котором записано название новой части речи.

-Сегодня на уроке мы выясним, с какой целью в нашей речи употребляются междометия.

  • Составим план урока.

План (примерный)

- Что мы сейчас узнали? (Какие слова выражают чувства)

  1. Какие слова выражают чувства?
  2. Что обозначают эти слова?

-      Мы познакомились с новой группой слов, значит, что ещё мы должны уметь? (Учиться употреблять эти слова в речи, т.е. составлять предложения с этими словами)

  1. Составление предложений.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

– Какой кружок обозначает это умение?

  • Работа в учебнике.

Упр. 103 – развивается умение находить слова, выражающие чувства, но не называющие их, и определять характер чувства, а также интонировать предложения, в которых есть такие слова.

Чувства, которые выражены в словах: 

ах! – радость, удовольствие;

ох – неудовольствие;

ух – страх, испуг.

  • Дополнительное задание: составьте схему 1-го  предложения. Обратите внимание на запятую после этих слов, а также знаки в конце предложений. (| Ах, ________ ________!)

б) знакомство с междометиями (слайд 11)

В русском языке много таких слов, с помощью которых можно передать свои чувства, отношение к происходящему, выразить свои эмоции.(варианты междометий записаны на таблице)

Ах – восхищение, радость

Ух – страх, испуг

Ох  – огорчение

Ай, Ой – боль, грусть

Ух, Ой – удивление

Фу, фи – злоба, недовольство

- Именно эти слова помогают выражать нам наши чувства, эмоции.

-      Давайте расставим смайлики в соответствии с чувством, которое они испытывают.

в) Составление предложений по схемам. Особенности записи междометий в предложении. (слайд 12)
-Составьте предложения по схемам.

– Из скольких слов состоит предложение?

– Какие знаки стоят в конце предложения? (Обычно восклицательный знак.)

– Что это значит? (Предложения произносят с особым чувством.)

Какое чувство передают слова, которые стоят на первом месте в предложениях? (Ах – восторг, ха-ха – насмешка, злорадство, ох – усталость, недовольство, эх – радость,  ух – восхищение, удивление.)

Ах! Какая красота!
Ох, беда уже близка!
Ух, и здорово!

Ой, какой  холодный ручей!

-Какие знаки препинания ставятся в предложениях после междометий?

YI Прочитайте предложение

Ах, какая бабочка!

  • Замените слово ах другими словами, которые выражают различные чувства.
  • Ой, какая бабочка!
    Ух, какая бабочка!
    Фу, какая бабочка!

YII Физминутка 

Наша бабочка встряхнулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

И нектара всласть поела.

YIII Междометия в произведениях известных писателей

-Многие писатели в своих произведениях используют междометия, чтобы сделать свои стихи, сказки и рассказы эмоционально ярче и красочнее.

-Послушайте отрывки из известных вам произведений.

  •  «Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал: - Ой, умру от смеха! Сыски!» (В.Драгунский «Заколдованная буква»)

-Узнали откуда?

-Найдите новое слово.

-Какое чувство оно выражает? (боль от смеха)

  • «-Я тучка, тучка, тучка, а вовсе не медведь. Ах, как приятно тучке по небу лететь!» (А.Милн «Винни – Пух и все-все-все»)

-Есть новое слово? Какое чувство оно выражает? (радость, восторг)

в) «-Фу, как не стыдно язык показывать! – загремел голос из громкоговорителя» (Н.Носов «Незнайка на луне»)

-Назовите новое слово. Что оно выражает? (недовольство)

VII. А сейчас вы будете учиться правильно, к месту употреблять междометия. Вы получили  карточки с предложениями, в которые необходимо вставить подходящие по смыслу междометия  и вписать их.

  •  Щиплет уши, щиплет нос.

    …, на улице мороз!  (Ой)

  • …, и трудная эта работа из болота тащить бегемота. (Ох)
  • В пятнышках спинка.

   …, как неловко.

    И покраснела божья коровка. (Ох)

  • …, бескрылый человек, у тебя две ножки,

            Хоть и ростом ты велик, едят тебя мошки.  (Эх)

VIII.Восстановление деформированного текста. (Работа в парах.

            На каждой парте лежат карточки.

-       Выбери и составь только то предложение, в котором есть междометие.

Как, ах, лес, зимний, красив

Пушистым, ветки, покрылись, инеем

На, кружева, снежинок, из, осинках

  • Запись предложения с комментированием

IX Ребята, попробуйте сложить рифмовку из междометий. (Каждое междометие записано на отдельной карточке)

 Караул! Увы! Ага!

 Привет! Ой! Ха-ха! Ура!

 Браво! Ба! Да-да! Хо-хо!

 Фи! Фу! О! Бай-бай! Ого!

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

IХ.     Выводы по уроку

-Поздравляю вас! Сегодня на уроке вы сделали маленькое открытие. Напомните какое? О чем мы говорили?

- Послушайте высказывания, продолжите их

1. В русском языке есть слова, к которым нельзя…( задать вопрос)

2. Эти слова называются… (междометия)

  3. В речи они употребляются для того, чтобы речь была …(ярче, богаче и эмоциональнее).

  3. После междометий ставится…( восклицательный знак или запятая.)

- А сейчас послушайте стихотворение и вставьте подходящее междометие:

Мне, - сказало междометье, -

Интересно жить на свете,

Выражаю поощренье,

Похвалу, упрек, запрет,

Благодарность, восхищенье,

Возмущение, привет…

Те, кого охватит страх,

Произносят слово …! (Ах)

У кого тяжелый вздох,

Произносят слово … ! (Ох)

Кто встречается с бедой,

Произносит слово … ! (Ой)

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово … ! (Эй)

У кого захватит дух,

Произносит слово … ! (Ух)

Интересно жить на свете,

Если знаешь….(междометия)

Х. Рефлексия

-А теперь, используя междометия, придумайте предложения, выражающие ваше отношение к уроку, эмоциональный настрой на уроке.

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

ХI.Домашнее задание Д.м. У.88


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "За землю Русскую" 3 класс "Школа 2100"

Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику Данилова "Моё Отечество" по программе "Школа 2100"...

Урок математики 3 класс "Школа 2100"

Нестандартный урок систематизации и обобщения изученного материала...

Урок в 4 классе (Школа 2100) по теме "Исторические эпохи" (Обобщение по разделу «Человек и история человечества»).

Представлена разработка обобщающего урока окружающего мира в 4 классе по теме «Исторические эпохи», проведённого в виде презентации индивидуальных и групповых проектов, посвящённых разным эпохам разви...

Математика. Урок-сказка. 4 класс."Школа 2100"

Развитию у обучающихся творческих, познавательных способностей способствуют нестандартные и нетрадиционные формы уроков. Младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внима...

Урок математики 3 класс "Школа 2100" "Письменное деление на однозначное число"

В начальном образовании происходит кардинальное  изменение приоритетов целей обучения, где на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в большей степени обеспечивающая становле...

Урок математики. Тема урока «Величины» 1 класс (Школа- 2100).

Повторение и обобщение материала о величинах, отрабатывать вычислительные           навыки в пределах 9, развивать логическое мышление и память....

К уроку обучения грамоте: "Упражнения в чтении и письме. Многоточие". (Урок 47) 1 класс Школа 2100

Презентация к уроку обучения грамоте. Можно использовать для интерактивной доски и мультимедиапроектора....