Урок "Род имен существительных"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Тимченко Алла Владимировна

Урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_2.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  по русскому языку

1.Программа «Планета знаний» под общей редакцией И.А.Петровой, 3 класс.

2.Тема урока: род имен существительных (тип урока – сообщение новых знаний)

3. Цель: научить определять род имён существительных

Задачи:

- образовательные:  познакомить  с приемами распознавания рода имен существительных;

- воспитательные: воспитывать уверенность в своих силах и  интерес к самостоятельной работе;

- развивающие: развивать и обогащать речь учащихся,  интеллектуальные и коммуникативные   навыки.

4. Литература:

- Русский язык: учебник: для 3-го кл.:В 2 ч. Ч.1/Л.Я.Желтовская, О.Б. Калинина. –М. : АСТ: Астрель, 2011.- 143,: ил. – (Планета знаний).

- Русский язык:рабочая тетрадь №1:  3-ий  кл./Л.Я.Желтовская, О.Б. Калинина. –М. : АСТ: Астрель, 2011.- 47,: ил. – (Планета знаний).

- Обучение в 3-ем классе по учебнику «Русский язык» Л.Я. Желтовской: программа, методические рекомендации, тематическое планирование/Л.Я.Желтовская. - М. : АСТ: Астрель, 2011.- 94 – (Планета знаний).

5. Оборудование:

- компьютерная презентация

- карточка со словарным словом

- разрезные карточки

6.План урока:

  • Организационный момент 1 мин.
  • Проверка выполнения  домашнего задания: проверка знаний учащихся по теме «Предложение». 4 мин.
  • Подготовка тетради к работе 3 мин.
  • Минутка чистописания 2 мин
  • Словарная работа 4 мин.
  • Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.7 мин.
  • Усвоение новых знаний 5 мин.
  • Физминутка 1 мин.
  • Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний 9 мин.
  • Систематизация и обобщение знаний 4 мин.
  • Подведение итогов 2 мин.
  • Информация о домашнем здании.3 мин.
  • Организационное завершение урока. 1 мин.

7. Ход урока

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Доброе утро, ребята! Проверьте свое рабочее место: та должны лежать дневник, учебник, тетради и письменные принадлежности. Если все готовы, мы начинаем урок.

Дети встают, проверяют готовность рабочего места и здороваются  с учителем.

  1. Проверка выполнения  домашнего задания

Открываем учебник на стр. 47 и тетрадь с домашним заданием. Проверяем.

Дети открывают учебник и тетрадь. Один из учеников читает словосочетания, в которых уточняется назначение стола, называет вопросы. Второй ученик читает словосочетания, где слово «стол» является зависимым. Третий ученик объясняет роль предлогов в словосочетаниях.

  1. Подготовка тетради к работе.

Записываем в тетрадь число: октября, классная работа.

Дети записывают.

  1. Минутка чистописания

Сегодня мы вспомним соединения букв с Ь и Ъ.

Записываем соединения букв в тетрадь: ль,ье, ъю.

 Стараемся делать это аккуратно  и красиво.

Дети прописывают сочетания букв.

  1. Словарная работа

Найдите в орфографическом словарике в учебнике слово с одним из записанных сочетаний букв.

Попутно вывешивается картинка.

На  какую букву нужно обратить внимание и запомнить написание слова?

Альбом.

 

На букву А.

  1. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

На доске записаны три  слова  с пропущенными буквами: С.. мейный,  го..,   уд..вительный. Прочитайте слова.

Вставьте пропущенные буквы.

 Какое слово лишнее?

Вы знакомы с именем существительным?

Предлагаю  поиграть  в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя  существительное».

Игра «Да – нет»

Имя  существительное – это часть речи?

Имена  существительные  отвечают на вопросы:  какой, какая, какое, какие?

Имена  существительные  отвечают на вопросы Кто? Что? 

Имена  существительные  обозначают действие предмета?

Имена  существительные  обозначают  предмет?

Прочитайте. Что это за слова? (слова напечатаны на разрезных карточках)
мама, девочка дом,  папа, книга мальчик, яблоко.
На какие
две группы  их  можно разделить?

Назовите, какие слова являются одушевленными?

Какие неодушевленные?

Дети записывают слова в тетрадь и

объясняют орфограммы.

Год – имя существительное, остальные слова – имена прилагательные.

Да

Да

Нет

Да

Нет

Да

Имена существительные

Одушевленные и неодушевленные.

мама, девочка, папа, мальчик.

Дом, книга, яблоко.

  1. Усвоение новых знаний

Сможете ли вы эти же слова разделить на три группы?

По какому признаку соединили маму и девочку,  папу и мальчика?

Какие будут ваши предложения  относительно других слов? Книга? Дом?

В какую группу запишем слово – яблоко? Про него можно сказать она, он?

Ребята, а может кто-то знает,  или догадывается,  как называется такое деление слов?
Мы распределили слова по родам. В первом столбике находятся имена существительные Ж.р, во 2 – М.р., в 3 – Ср.р.
Оказывается, у  имён существительных можно определить род. Для того, чтобы говорить,  писать грамотно и красиво, мы должны знать  род имён  существительных.
Тема нашего урока: « Род имён существительных» (Слайд № 2 по щелчку)

  1. Мама, девочка.2. Папа, мальчик. 3. Яблоко, книга, дом.

Можно про них сказать – она моя,  он мой. Остальные – в третью группу.

Она моя, значит,  запишем тоже в первую группу, а дом – он, мой – во 2 группу.

Оно моё, в 3 группу

По родам

  1. Физминутка

На презентации слайд № 3 по щелчку.

Учащиеся следят за траекторией движения мяча.

  1. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний

Давайте обратимся к правилу в  учебнике, с.48 и проверим правильность ваших предложений.

попробуем полученные  знания применить на практике

1. Картинный диктант.
К какому роду относятся?   
Гриб, хоккеист, море, бабочка, кресло, свеча, самолёт, тыква, перо, сердце.
Слова гриб, хоккеист, море – всем классом (слайды № 4-13 по щелчку).

Работаем с упражнением 27 письменно.

Запишите составленные словосочетания по рисункам, выделите окончания, укажите род существительного.

Дети читаю правило.

Дети смотрят на картинку, называют предмет и определяют его род.

Ученики письменно работают с упражнением.

  1. Систематизация и обобщение знаний

С какой темой мы познакомились на уроке?

Имена существительные какого рода вы знаете?

Как определить род имен существительных?

Род имен существительных.

Мужского, женского и среднего.

Подобрать слова он мой, она моя, оно мое. Определить окончание.

  1. Подведение итогов

Учитель ставит отметки за урок.

Дети ставят их  в дневник.

  1. Информация о домашнем здании.

Записываем в дневник домашнее задание: правило на стр. 48 – учить, упр. 29 –письменно.

  1. Организационное завершение урока.

На этом урок окончен. До свидания!

Дети прощаются с учителем и несут дневники на подпись.

  1. Оформление доски

Двадцать первое октября.

Классная работа.

Ль

Ье

ъю

Альбом

С..мейгый, го..,  уд..вительный

Упражнение 27.

  1. Оформление записи в тетради учащегося.

Двадцать первое октября.

Классная работа

Ль Ль Ль Ль Ль

ье ье ье ье ье

ъю ъю ъю ъю ъю

Альбом

Упражнение 27.

Текст упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...