"Правописание буквы Ь после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Сударкина Татьяна Васильевна

Данный урок построен по типу уроков решения конкретно-практических задач, целью которых является формирование навыка, отработка способа действия. Предлагаемый урок построен с учётом основных требований формирования системно - деятельностного подхода. Соблюдены следующие этапы: 1) демонстрация детьми владения старым способом; 2) оценивание степени владения старым способом; 3) ситуация «разрыва» 4) преобразование модели с учётом «нового открытия» 5) рефлексия.

Тема урока: Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.

Цели урока: 1. Формирование  орфографических навыков. 2. Дополнение модели правописания буквы ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия. 3.Усвоение алгоритмических образцов рассуждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

I  Пояснительная записка к уроку

Данный урок построен по типу уроков решения конкретно-практических задач, целью которых является формирование навыка, отработка способа действия. Предлагаемый урок построен с учётом основных требований формирования системно - деятельностного подхода. Соблюдены следующие этапы: 1) демонстрация детьми владения старым способом; 2) оценивание степени владения старым способом; 3) ситуация «разрыва» 4) преобразование модели с учётом «нового открытия» 5) рефлексия.

На предыдущем уроке дети способом наблюдения выяснили, что слова, называющие предметы, с шипящими в конце, пишутся с буквой ь только в женском роде единственного числа. Это открытие было представлено в виде модели. На новом уроке учащимся предлагается, опираясь на модель, объяснить правописание слов с изучаемой орфограммой. Среди слов, называющих предметы, мужского  и женского рода в форме единственного числа включено слово, называющее действие. Объяснить правописание этого слова по известной модели дети не могут, так возникает ситуация «разрыва», формируются цель и задача урока. К «новому открытию» ученики подходят, используя известный им способ наблюдения за словами. Выясняется, что слова, называющие действия, всегда пишутся с мягким знаком. На основе этого вывода модель дополняется, проговаривается алгоритм правописания слов с шипящими в конце. Использование презентации на уроке позволяет качественно провести  работу, возможности анимации позволяют ярко и акцентировано выделить этапы алгоритма проверки написания слов с шипящими в конце. Затем, выполняя действия контроля и оценки, школьники обращают внимание на содержание собственных действий, рассматривают их с точки зрения результата, требуемого учебной задачей.

Физкультминутка проводится по усмотрению учителя, предположительно после 4-го этапа.

Тема урока: Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.

Цели урока:

  • Формирование  орфографических навыков. Дополнение модели правописания буквы ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия. Усвоение алгоритмических образцов рассуждения.

Задачи урока:

Образовательные:

  • С помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися правописания буквы ь после шипящих в конце слов, называющих действия.
  • Учить применять на практике правила правописания мягкого знака после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.

Воспитательные:

  • Учить высказывать свои  мысли и понимать позицию  собеседника. Воспитывать  любовь к родному языку, культуру общения, аккуратность, усердие, взаимовыручку.

Развивающие: 

  • Развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое  мышление, память, речь  учащихся, умение анализировать свою деятельность.
  • Учить выделять главное, существенное в изучаемом материале.
  • Формировать у школьников умения преодолевать трудности в учении,  обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний.
  • Развивать интеллектуальные способности и мыслительные умения.
  • Учить переносить имеющие знания и умения в новые ситуации.

Используемое оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.

Интернет ресурсы: www.sight-touch.com; http://www.prozagadki.ru/131-zagadki-pro-medvedja.html; http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-mysh.html; http://www.zagadki.org/riddles/animals/8/ ; http://www.factroom.ru/wp-content/uploads/2011/09/pig.jpg; http://wallpaper.imcphoto.net/animals/brown-bear/big-brown-bear-photo.jpg;

II. Содержательная часть:

2.1. Конспект урока

Деятельность учителя с указанием номера слайда

Деятельность ученика

Этап 1 урока (5 минут)

Систематизация знаний о работах буквы Ь в словах

Цель этапа: мотивирование ученика к учебной деятельности.

Цель этапа: обобщение знаний о работе буквы Ь в словах.

-Отгадайте загадки, запишите отгадки. (Слайд № 2)

Проверьте написание слов.

Оцените себя.

- Что общего в написании слов-отгадок?

- Какую работу выполняет буква Ь в этих словах?

- Сколько работ буквы Ь мы знаем на сегодняшний момент? (Слайд № 3)

Отгадывают загадки (фронтальная работа), записывают слова в тетрадь (самостоятельная работа).

Самопроверка (по образцу).

Самооценка (если в написании слов не было допущено орфографических ошибок, рисуется смайлик (или плюс) на полях; если были ошибки, дети их исправляют зелёной пастой)

Анализируют.

- В написании всех слов есть буква Ь.

- В слове медведь буква Ь указывает на мягкость предыдущего согласного. В слове свинья буква Ь вместе с буквой Я служат для обозначения звука [й] на письме. В слове мышь буква Ь указывает на женский род слова, называющего предмет, в форме единственного числа.

Обобщают ранее сказанное.

Этап 2 урока (6-7 минут)

Систематизация знаний правописания буквы Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Цель этапа: повторение алгоритма проверки правописания ь после шипящих в словах, называющих предметы.

- Вспомните и запишите модель проверки орфограммы «буква Ь после шипящих».

- Какие шаги вы обозначили в модели? (Слайд № 4)

- Запишите слова, прописывая, где это необходимо, букву Ь. (Слайд № 4)

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Возьмите  зелёную пасту. Оцените работу соседа (знаки +/-). (Слайд №5: до щелчка)

Самостоятельная работа: запись модели.

Самоконтроль и самооценка.

Самостоятельная работа

(с использованием модели).

Взаимопроверка: один из учеников читает слово, комментирует своё согласие или несогласие с его написанием у соседа по парте. Сравнивают с эталоном.

Этап 3 урока (5 минут)

Возникновение проблемной ситуации.

Цель этапа: выявление места и причины затруднения, формулирование цели урока.

Цель этапа: постановка новой учебной задачи на основе проблемной ситуации.

Прочитайте слова. (Слайд № 5, после щелчка)

- Во всех  этих словах есть одна и та же орфограмма. Какая?

- Объясните, по какому правилу написана эта орфограмма в каждом из слов.

(Слайд №5)

- А почему написана буква Ь в слове беречь?

- Чего мы ещё не знаем?

- Так какая же цель сегодняшнего урока?  

- Что нужно узнать сегодня на уроке?

Учитель фиксирует задачу урока на доске.

- Что для этого нужно сделать?

Читают слова: луч, речь, куч, беречь.

- Во всех этих словах орфограмма «Ь после шипящих»

Объясняют правописание слов:

- В слове луч буква Ь не пишется потому, что это слово, обозначающее предмет, мужского рода. В слове речь буква Ь пишется потому, что это слово, обозначающее предмет, женского рода в форме единственного числа. В слове куч буква Ь не пишется потому, что это слово,  обозначающее предмет, женского рода в форме множественного числа.

Высказывают свои предположения.

-Не знаем, как пишутся слова, называющие действия, с шипящими в конце слова.

-Правописание слов, называющих действие, с шипящими в конце

-Узнать, пишется ли буква Ь после шипящих в словах-действиях и при каких условиях.

-Понаблюдать за правописанием слов, называющих действия.

Этап 4 урока (7-8 минут)

Дополнение модели правописания буквы Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия

Цель этапа: дополнение алгоритма правописания орфограммы «Ь после шипящих» с учётом слов, называющих действие.

Цель этапа: включение в модель правописания буквы Ь после шипящих слов, называющих действие.

- Разбейте предложенные слова на группы. (Слайд № 6)

- Сколько групп у вас получилось? По какому принципу вы разделили слова на группы?

Если дети разделят слова только на две группы, предложить им разбить группу слов, которые пишутся с мягким знаком, на две подгруппы:

- Как вы думаете, можно ли разделить слова первой группы на подгруппы? По какому принципу?

Если кто-нибудь предложит  сразу вариант с тремя группами слов, то попросить их объяснить своё решение.

В результате должны получиться три группы слов: слова, обозначающие предметы женского рода в форме единственного числа; слова,  обозначающие предметы мужского рода; слова, называющие действие. (Слайд № 6)

- Прочитайте ещё слова, называющие действия (слайд № 6: далее по щелчку)

- Встретилось ли хоть одно слово, называющее действие, без буквы Ь после шипящих? Что вы теперь можете сказать о правописании слов, называющих действия, с шипящими в конце слов?

- Дополните модель орфограммы «буква Ь после шипящих».

Фиксирование открытого способа в модели (Слайд № 7)

- Какие шаги мы должны выполнить, чтобы правильно написать слова с шипящими в конце слова?

Работают в парах. Записывают слова по группам.

С учётом правописания буквы Ь после шипящих в конце слова.

Скорее всего, дети разделят слова на две группы: слова, в конце которых пишется мягкий знак и слова, в которых мягкий знак не пишется.

Делятся своими наблюдениями.

Предлагают варианты дополнения модели.

Записывают модель в тетради.

Проговаривают алгоритм по модели.

Этап 5 урока (5 минут)

Первичное закрепление. Совершенствование орфографических умений и навыков.

Цель этапа: решение задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Цель этапа: использование модели правописания буквы Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия, на практике.

Работа в учебниках.

- Найдите  словосочетания из упражнения 131 на странице 163. В парах устно объясните написание  данных слов. Следите, чтобы сосед соблюдал алгоритм объяснения, то есть действовал по модели.

Парная работа с проговариванием признаков написания слов изучаемой орфограммы.

 

Этап 6 урока (10 минут)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: автоматизация умственных действий по изученным нормам.

Цель этапа: самостоятельное применение открытого способа действия.

- Найдите и прочитайте задание упражнения 131.

- Расскажите, что вам необходимо сделать? 

- Выполните это задание самостоятельно.

- Возьмите зелёную пасту для взаимопроверки. Поменяйтесь тетрадями. Кого-то из вас я попрошу прочитать работу в тетради соседа, оценить признаки проверки.

Сначала весь класс слушает одноклассника, потом по заданному образцу оценивает работу соседа по парте.

- Поменяйтесь тетрадями вновь. Встаньте (поднимите руки) те, у кого не найдено ни одной ошибки. Теперь поднимитесь те, у кого были ошибки. Вы согласны с замечаниями соседа?

- Почему вы допустили ошибки? Как их можно избежать в будущем?

Читают задание молча.

- Надо записать слова в два столбика: в один столбик – слова, в которых пишется мягкий знак, а в другой – слова, в которых мягкий знак не пишется. Кроме этого после каждого слова нужно указать в скобках признаки, по которым можно определить, нужно писать мягкий знак или нет.

Самостоятельная работа.

Взаимопроверка: читают слово и признак его проверки, соглашаются или не соглашаются с мнением соседа по парте. Ставят в тетради плюс или минус на полях.

Самооценка.

Исполнительская рефлексия учебных действий

Этап 7 урока (3 минуты)

Рефлексия учебной деятельности

Цель этапа: рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

-Достигли мы цели урока?

- Выполнили поставленную задачу?

- Что нового нам удалось узнать сегодня?

-Изменился ли алгоритм проверки орфограммы «мягкий знак после шипящих» в связи с нашим «открытием»?

- Какие шаги необходимо выполнить при написании слов с шипящим в конце?

Учитель берёт на проверку тетради и ставит отметки отдельным ученикам за работу на уроке.

Рефлексия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь».

                              Урок русского языка в 3 классе.    Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце   имён существительных женского рода». «Снова о Ь».      Цели:* познакомить с ...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.

Урок (4кл. программа "Школа 2100") проходит  на интерактивной доске. Ребята на уроке знакомятся с новой орфограммой и выводят орфографическое правило....

Урок русского языка в 3 классе "Правописание мягкого знака после шипящих"

Урок русского языка разработан по теме «Мягкий знак в конце существительных после шипящих» по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.В основе урока лежит технология личностно-ориентированного...

Правописание О-Ё после шипящих

Презентация.  Обобщение  по  теме "Правописание  О-Ё  после  шипящих  в  разных  частях  слова"...

УМК "Начальная школа 21 века". Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных"

Учителям начальной школы, работающим по УМК "Начальная школа XXI века" (3 класс)...

Интегрированное занятие по информатике и русскому языку в 3 классе. Темы: "Как исправить неверный символ" и "Правописание О-Е после шипящих"

Интегрированное внеурочное мероприятие по информатике и русскому языку в 3 классе. Темы: "Как исправить неверный символ" и "Правописание О-Е после шипящих". Дети знакомятся с управлением клавишами на ...

Урок по русскому языку в 3-м классе по теме"Правописание ь знака после шипящих на конце имен существительных женского рода х

Данный урок был опубликован в материалах Фестиваля педагогических идей " Открытый урок" в 2004-2005 учебном году ( на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов).Урок разработан в соответс...