Парные согласные звуки в середине слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
научить правильно обозначать парные согласные в середине слова, развивать умения сопоставлять произношение и правописание слов, умение подбирать проверочные слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_klass_russkiy_yazyk.doc | 88 КБ |
valentina.pptx | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Парные согласные звуки в середине слова.
Цель: научить правильно обозначать парные согласные в середине слова, развивать умения сопоставлять произношение и правописание слов, умение подбирать проверочные слова.
Ход урока
I .Организационный момент:
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
I I .Чистописание , сообщение целей урока.
1.Запишите , продолжите закономерность.
в ф г к д т
- Догадались , над чем будем работать сегодня на уроке?
- Над парными согласными.
2. Прочитайте пословицу, объясните её значение.
Сказка – ложь , да в ней намёк –
Добрым молодцам урок.
- Как вы понимаете выражение?
- Сказки сочинили чтобы научить чему – то других. Сказка всегда поучает.
- Спишите , подчеркните орфограммы. Назовите слова с парными согласными в середине слова.
-Сказка , молодцам.
- В какой части слова находятся парные согласные звуки?
- В середине слова.
- Подберите проверочные слова.
Сказка – сказочка , сказочный.
Молодцам – молодец.
III. Словарно –орфографическая работа.
1.Восстановите слова.
Звтрк (завтрак ),ксмнвт (космонавт ), трвк ( травка ).
- Объясните лексическое значение слов.
ЗАВТРАК – утренняя еда.
КОСМОНАВТ – специалист , совершающий полет в космическом пространстве.
ТРАВКА –растение зелёным невысоким стеблем.
- В каких из этих слов написание парных согласных можно проверить , а в каких нужно запомнить ?
Завтрак , космонавт – нужно запомнить , травка можно проверить.
Найдите проверочное слово.
ТРАВКА –травы .
IV. Работа по теме урока.
1.Фронтальная работа.( упр. 187 )
- Как произносятся звуки на месте выделенных букв?
- Какие звуки – звонкие или глухие – произносятся после них?
2. Коллективная работа.
Запись под диктовку. (Один ученик работает у доски.)
- Подчеркните согласные буквы , которые нужно проверить. Напишите проверочные слова , обозначьте корни слов.
Глазки, косьба, лодка, низкий, коробка, загадка, книжка, улыбка, скользкая, берёзка.
3. Работа над правилом. (стр. 99)
- Что нужно делать , чтобы правильно написать слова с парными звонкими и глухими согласными?
-Изменить слово так , чтобы после этого звука был гласный.
Парные согласные – самые опасные.
В корне ты их проверяй-
Рядом гласный подставляй.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами:
Утром мы , когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья , настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись
И опять же улыбнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались.
Завтракали не торопясь,
В школу , к знаниям, стремясь.
V. Закрепление изученного.
1.Коллективная работа.(упр. 189)
- Выпишите слова , в которых парные согласные нужно проверять .
-Проверка.
2. Самостоятельная работа.
- Запишите , вставляя пропущенные буквы.
В сенокос горька , а в мороз сла..ка.
Пришёл невод с одной ры…кой.
У ко…ки зоркие гла…ки и острые зу…ки.
Любим мы играть в сне…ки,
Печь из снега пиро…ки.
Взаимопроверка.
3. Творческая работа.
- Из данных слов составьте и запишите предложения:
вянет, и, травка , на , желтеет , лугах
избушка , на , ножках ,стоит, курьих
-Подчеркните в словах парные согласные , которые нужно проверить.
- А теперь прочитайте , что написано на доске.
Парные согласные
Бывают такие опасные!
Звук очень ясно слышится ,
А буква другая пишется.
VI. Итог урока.
- Над какой орфограммой работали на уроке?
- В какой части слова находится эта орфограмма?
-Как проверить парный согласный в корне слова?
VII. Домашнее задание : упражнение 190, стр. 100,
выучить правило (стр.99 )
Вот уроку конец ,
А кто работал – молодец.
Тема :Парные согласные в конце слова.
Цель : развивать умение находить в тексте слова с парными звонкими и глухими согласными и подбирать проверочные слова, формирование умения сравнивать согласную букву проверочного слова и проверяемых , развитие внимания и воспитывать наблюдательность.
Ход урока
I . Организационный момент , сообщение целей урока.
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
II . Чистописание.
Запишите , продолжив закономерность.
Жа жа Жб жб
III . Повторение.
1.Из какой это сказки?
- Кто потерял хрустальный башмачок, убегая из дворца? (Золушка)
-Какая девочка дружила с семью гномами?(Белоснежка)
-Какой старичок наградил падчерицу за трудолюбие и наказал мачехину дочь за лень?(Морозко)
- Запишите отгадку. Подчеркните орфограмму.
- Как её проверить?
- Запишите проверочное слово.
2.Проверка домашнего задания.
IV. Словарно – орфографическая работа.
- Вставьте пропущенные буквы.
Новая кни…ка , знакомый а…тор , ни…кий потолок , мя…кий диван , гла…кая бумага ,у…кая дорога , сколь…кий пол , ги…кая тросточка , закла…ка в кни…ке.
V . Работа по теме.
1.Письмо по памяти.
- Запишите загадку по памяти , напишите отгадку.
Под сосною у дорожки ,
Кто стоит среди травы?
Ножка есть , но нет сапожек ,
Шляпка есть – нет головы. (Гриб.)
- Подчеркните буквы , обозначающие парные согласные звуки.
2. Наблюдение за парными согласными в конце слов.
- Над чем будем работать сегодня?
- Парные согласные в конце слов.
- В какой части слова находятся парные согласные?
- В конце слова.
Упражнение 191.
-Объясните орфограммы на месте пропуска букв . Спишите текст.
- Проверка.
3. Коллективная работа ( упр. 195)
-Объясните знакомые орфограммы.
Физкультминутка.
Собираем детвору
Поиграть в одну игру.
Покажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверята.
Как лисёнок просыпается,
Как бельчонок умывается,
Как зайчонок поскакал,
Как волчонок пробежал.
Как ежонок и ежиха
Собирают ежевику.
Только медвежонок спит,
Просыпаться не спешит.
V. Закрепление изученного.
1.Творческая работа.
- Вставьте пропущенные буквы. Запишите словосочетания. Составьте предложения с каждым из словосочетаний.
Вариант I Вариант II
Вкусный пиро… Душистый ланды…
Хороший уло… Свежий хле…
2.Комментированное письмо (упр.196)
Звонкие согласные Глухие согласные
- Как распределить существительные в единственном числе в две группы? Запишите каждую группу слов.
3. Самостоятельная работа .
- Поставить пропущенные буквы, в скобках написать проверочные слова.
Кто он ?
Живёт в лесу симпатичный зверё… . Летом шу…ка у него серая. Хвост короткий и пушистый. У…ки торчат длинные. Гла…ки круглые и всегда испуганно блестят.
4.Игра «Цепочка слов» ( последняя буква первого слова становится первой буквой второго слова )
Холод –дед – дог – газ – зуб – брод – дуб - ….
Мороз – зуб – багаж – жук – куб – бег - ….
VII.Итог урока.
-Что нового узнали на уроке?
- Как проверить парный согласный в конце слова?
VIII. Домашнее задание: упражнение 194, повторить словарные слова.
Тема: Правописание парных согласных звуков в конце и в середине слова.
Цель: закреплять умения выделять корень в словах и находить однокоренные слова, закрепить умения грамотного написания слов с парными согласными в середине и на конце слова, закреплять умения работать самостоятельно и в парах, используя приобретённые на уроке знания.
Ход урока
I.Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот – тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!
II.Чистописание.
1.Отгадайте загадку.
Палочка волшебная
Есть у меня , друзья!
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолёт
И большущий пароход!(Карандаш)
- Назовите парные согласные , требующие проверки.
- Назовите согласный, составляющий ему пару.
2. Запишите, продолжив закономерность.
Дт ж Ш
3.Прочитайте пословицу, объясните её значение.
В зимний холо… всякий моло… .
- Запишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.
III.Повторение.
1.Проверка домашнего задания.
2.Словарный диктант.
Обед, четверг, космонавт, автобус, готов, багаж, завтрак, морковь, голубь, тетрадь, обувь.
- Что общего у этих слов?(Во всех есть парные согласные.)
- Подчеркните их.
3. Проверка знаний правила проверки парных согласных.
-Нужно ли проверить написание парных согласных в середине и на конце слова?(да)
- Какое слово является проверочным?(Слово, в котором после согласного стоит гласный.)
IV.Игра «Чей ряд быстрее».
- Вставьте в слова пропущенные буквы. Соедините с проверочным словом.
1-й ряд
бро…ь тетради
дроз… круги
тетра…ь брови
уло… дрозды
стол… уловы
кру… столбы
2-й ряд
жира… дожди
дож…ь жирафы
сугро… паруса
сне… рукава
пару… сугробы
рука… снега
V.Работа по теме.
1.Письмо по памяти.
В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?(Рябина)
-Подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки.
2.Кроссворд.
а) В огне не горит, в воде не тонет.(Лёд)
б) Сидит дед , в 100 шуб одет,
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)
в ) Берега зелёные, вода красная, а рыбки чёрные. (Арбуз)
г ) Его весной и летом мы видим одетым,
А осенью с бедняжки слетели все рубашки. (Дуб)
д ) Кто растёт корнем вверх? (Зуб)
Л | А | |||
Ё | Л | Р | ||
Д | У | Б | ||
К | У | |||
З | У | Б |
- В словах – отгадках объяснить написание парных согласных.
Физкультминутка.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер- полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
3.Комментированное письмо (упр.204)
-Прочитайте, объясните орфограммы на месте пропуска букв.
- Спишите , вставляя пропущенные буквы.
- Найти проверочные слова.
VI. Закрепление изученного .
1.Самостоятельная работа (упр.206)
-Взаимопроверка.
2.Сравнение написания и произношения слов (упр.210)
-Сравните написание слов с их произношением.
- Спишите слова. Подчеркните знакомые орфограммы.
3.Игра «Не ошибись».
Учитель читает слова , а учащиеся показывают карточки , на которой написана буква, обозначающая парный звонкий или глухой согласный звук. Подбирают проверочные слова. Выигрывает та группа , которая набрала больше фишек.
Бере…, ястре… , ле…, стри…, голу…ь, ёр…, го…, огоро…, дохо…, хоро…, утю…, пля…, ёр…, сне…ки, серё…ки, берё…ки, сапо…ки,шля…ка, ло…ка, карто…кА.
VII.Итог урока.
- Над какой орфограммой работали на уроке?
- Как проверить парные согласные в конце и в середине слова?
Домашнее задание: упражнение 213.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Загадка: Братцы в гости снарядились, Друг за друга уцепились, И помчались в путь далёк, Лишь оставили дымок.
C ю р п р и з
КОНВЕРТ № 1 «Угадай-ка!»
У меня есть пятачок, Вместо хвостика – крючок, В луже я лежать люблю И похрюкивать: «Хрю, хрю!»
Я маленькая, белая Пушистая, несмелая, Шерсть даю своей хозяйке На шарфы и на фуфайки
Хоть и бархатные лапки, Но зовут меня «царапкой», Мышек ловко я ловлю, Молоко из блюдца пью.
Бородатый и рогатый Заберётся в огород Съест капусту и укроп.
И сметану и кефир, Молоко и вкусный сыр, Чтобы были мы здоровы, Даст нам пёстрая…
Я хозяину служу, Дом хозяйский сторожу. Я рычу и громко лаю, И чужих я прогоняю.
Кто я, догадайтесь сами. Я везу зимою сани, Что легко скользят по снегу, Летом я везу телегу.
Комочек пуха – длинное ухо Прыгает ловко, любит морковку.
КОНВЕРТ № 2 «Кто где живёт?»
1. Где живёт лошадь? - в конюшне 2. Собака - в конуре 3. Кролик - в клетке, в крольчатнике 4. Свинья – в свинарнике 5. Кошка – в доме 6. Корова – в хлеву, в коровнике 7. Коза – в хлеву 8. Овца – в овчарне
Конура
Свинарник
В хлеву
В клетке
КОНВЕРТ № 3 « Назови народные приметы»
1. Кошка моется – гостей зазывает. 2. Конь храпит – к вьюге. 3. Кошка мордочку прячет – к морозу. 4. Собака ест траву – к дождю. 5. Конь ложится, катается – к теплу. 6. Кошка спит крепко – к теплу. 7. Кошка лежит брюшком кверху – к жаре. 8. Свинья чешется – к ветру.
Кошка моется – гостей зазывает
Конь храпит – к вьюге.
Кошка мордочку прячет – к морозу
Собака ест траву – к дождю
Конь ложится, катается – к теплу
Кошка спит крепко – к теплу
Кошка лежит брюшком кверху – к жаре.
Свинья чешется – к ветру
КОНВЕРТ № 4 Физкультминутка
«Лошадка» Цок, цок, цок, цок, Я лошадка – серый бок Я копытцем постучу, Если хочешь – прокачу Посмотри, как я красива, Хороши и хвост и грива. Цок, цок, цок, цок, Я лошадка – серый бок.
КОНВЕРТ № 5 «Узнай по описанию»
КОНВЕРТ № 6 «Объясни словечко»
Табун
Стадо
Свора
Отара
Пальчиковое упражнение «Котёнок» Кусается сильно котёнок – глупыш, Он думает это не палец, а мышь (смена рук) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парные согласные звуки и буквы. Дидактическая игра
Автор: Федотова В.А. Дидактическая игра для урока обучения грамоте и русского языка. Картинки следует вырезать, в окошечках домиков сделать прорези для вставки букв...
Парные согласные звуки д-т. Буквы Д д и Т т.
Презентация предназначена для урока обучения грамоте в 1 классе по программе " Школа России". Автор учебника Горецкий В.Г. В презентации предоставлен урок №53 Парные согласные звуки д-т. Буквы Д,д и Т...
Звонкие и глухие парные согласные звуки и буквы
Урок по русскому языку в 1 классе по программе "Перспектива" ( с применением нетбуков)...
Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 г классе УМК « Гармония » «Парные согласные звуки [п],[п’],[б],[б’] и буквы П,п и Б,б» ( с исользованием ИКТ )
Конспект урока по обучению грамоте проведенный в 1классе.Цель урока: формирование умений различать парные согласные звуки [п],[п;],[б],[б;] и буквы П,п, Б,б. Урок с яркой презентацией....
Конспект урока по теме "Парные согласные звуки в середине слова"
Урок русского языка в 3 классе по учебнику А.В.Поляковой. Цель урока: - учить различать сильные и слабые позиции парных согласных в словах; - упражнять...
Звонкие и глухие парные согласные звуки. Закрепление
Интегрированный урок русский язык и история СПб...
Парные согласные звуки. как отличить глухой от звонкого согласного звука?
Открытый урок по русскому языку во 2 классе по ФГОС...