Парные согласные звуки в середине слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

научить правильно обозначать парные согласные в середине слова, развивать умения сопоставлять произношение и правописание слов, умение подбирать проверочные слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_klass_russkiy_yazyk.doc88 КБ
Файл valentina.pptx1.24 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Парные согласные звуки в середине  слова.

Цель: научить правильно обозначать парные согласные в середине слова, развивать умения сопоставлять произношение и правописание слов, умение подбирать проверочные слова.

                                         

Ход урока

I .Организационный момент:

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

I I .Чистописание , сообщение целей урока.

1.Запишите , продолжите закономерность.

в          ф          г             к            д               т

- Догадались , над чем будем работать сегодня на уроке?

- Над парными согласными.

2. Прочитайте пословицу, объясните её значение.  

Сказка – ложь , да в ней намёк –

Добрым молодцам урок.

- Как вы понимаете выражение?

- Сказки сочинили чтобы научить чему – то других. Сказка всегда поучает.

- Спишите , подчеркните орфограммы. Назовите слова с парными согласными  в середине слова.

-Сказка , молодцам.

- В какой части слова находятся парные согласные звуки?

- В середине слова.

- Подберите проверочные слова.

Сказка – сказочка , сказочный.

Молодцам – молодец.

III. Словарно –орфографическая работа.

1.Восстановите слова.

Звтрк (завтрак ),ксмнвт (космонавт ), трвк ( травка ).

- Объясните лексическое значение слов.

ЗАВТРАК – утренняя еда.

КОСМОНАВТ – специалист , совершающий полет в космическом пространстве.

ТРАВКА –растение зелёным невысоким стеблем.        

- В каких из этих слов написание парных согласных можно проверить , а в каких нужно запомнить ?

Завтрак , космонавт – нужно запомнить , травка можно проверить.

Найдите проверочное слово.

ТРАВКА –травы .

IV. Работа по теме урока.

1.Фронтальная работа.( упр. 187 )

- Как произносятся звуки на месте выделенных букв?

- Какие звуки – звонкие или глухие – произносятся после них?

2. Коллективная работа.

Запись под диктовку. (Один ученик работает у доски.)

- Подчеркните согласные буквы , которые нужно проверить. Напишите проверочные слова , обозначьте корни слов.

                 Глазки, косьба, лодка, низкий, коробка, загадка, книжка, улыбка, скользкая, берёзка.

3. Работа над правилом. (стр. 99)

- Что нужно делать , чтобы правильно написать слова с парными звонкими и глухими согласными?

-Изменить слово так , чтобы после этого звука был гласный.

Парные согласные – самые опасные.

В корне ты их проверяй-

Рядом гласный подставляй.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы , когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья , настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались.

Завтракали не торопясь,

В школу , к знаниям, стремясь.

V. Закрепление  изученного.

1.Коллективная работа.(упр. 189)

- Выпишите слова , в которых парные согласные нужно проверять .

-Проверка.

2. Самостоятельная работа.

- Запишите , вставляя пропущенные буквы.

В сенокос горька , а в мороз сла..ка.

Пришёл невод с одной ры…кой.

У ко…ки зоркие гла…ки и острые зу…ки.

Любим мы играть в сне…ки,

Печь из снега пиро…ки.

Взаимопроверка.

3. Творческая работа.

- Из данных слов составьте и запишите предложения:

вянет, и, травка , на , желтеет , лугах

избушка , на , ножках ,стоит, курьих

-Подчеркните в словах парные согласные  ,  которые нужно проверить.

- А теперь прочитайте , что написано на доске.

Парные согласные

Бывают такие опасные!

Звук очень ясно слышится ,

А буква другая пишется.

VI. Итог урока.

- Над какой орфограммой работали на уроке?

- В какой части слова находится эта орфограмма?

-Как проверить парный согласный в корне слова?

VII. Домашнее задание : упражнение 190, стр. 100,

выучить правило (стр.99 )

Вот уроку конец ,

А кто работал – молодец.

Тема :Парные согласные в конце слова.

Цель : развивать умение находить в тексте слова с парными звонкими и глухими согласными и подбирать проверочные слова, формирование умения сравнивать согласную букву проверочного слова и проверяемых , развитие внимания и воспитывать наблюдательность.

Ход урока

I . Организационный момент , сообщение целей урока.

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

II . Чистописание.

Запишите , продолжив закономерность.

Жа       жа            Жб          жб

III . Повторение.

1.Из какой это сказки?

- Кто потерял хрустальный башмачок, убегая из дворца? (Золушка)

-Какая девочка дружила с семью гномами?(Белоснежка)

-Какой старичок наградил падчерицу за трудолюбие и наказал мачехину дочь за лень?(Морозко)

- Запишите отгадку. Подчеркните орфограмму.

- Как её проверить?

- Запишите проверочное слово.

2.Проверка домашнего задания.

IV. Словарно – орфографическая работа.

- Вставьте пропущенные буквы.

                Новая кни…ка , знакомый а…тор , ни…кий потолок , мя…кий диван , гла…кая бумага ,у…кая дорога , сколь…кий пол , ги…кая тросточка , закла…ка в кни…ке.

V . Работа по теме.

1.Письмо по памяти.

- Запишите загадку по памяти , напишите отгадку.

Под сосною у дорожки ,

Кто стоит среди травы?

Ножка есть , но нет сапожек ,

Шляпка есть – нет головы. (Гриб.)

- Подчеркните буквы , обозначающие парные согласные звуки.

2. Наблюдение за парными согласными в конце слов.

- Над чем будем работать сегодня?

- Парные согласные в конце слов.

- В какой части слова находятся парные согласные?

- В конце слова.

Упражнение 191.

-Объясните орфограммы на месте пропуска букв . Спишите текст.

- Проверка.

3. Коллективная работа ( упр. 195)

-Объясните знакомые орфограммы.

Физкультминутка.

Собираем детвору

Поиграть в одну игру.

Покажите мне, ребята,

Как в лесу живут зверята.

Как лисёнок просыпается,

Как бельчонок умывается,

Как зайчонок поскакал,

Как волчонок пробежал.

Как ежонок и ежиха

Собирают ежевику.

Только медвежонок спит,

Просыпаться не спешит.

V. Закрепление изученного.

1.Творческая работа.

- Вставьте пропущенные буквы. Запишите словосочетания. Составьте предложения с каждым из словосочетаний.

  Вариант I                                         Вариант II

Вкусный пиро…                            Душистый ланды…

Хороший уло…                             Свежий хле…

2.Комментированное письмо (упр.196)

Звонкие согласные                            Глухие согласные

- Как распределить существительные в единственном числе в две группы? Запишите каждую группу слов.

3. Самостоятельная работа .

- Поставить пропущенные буквы, в скобках написать проверочные слова.

                                                   Кто он ?

                Живёт в лесу симпатичный зверё…  .  Летом шу…ка у него серая. Хвост короткий и пушистый. У…ки торчат длинные. Гла…ки круглые и всегда испуганно блестят.

4.Игра «Цепочка слов» ( последняя буква первого слова становится первой буквой второго слова )

Холод –дед – дог – газ – зуб – брод – дуб - ….

Мороз – зуб – багаж – жук – куб – бег - ….

VII.Итог урока.

-Что нового узнали на уроке?

- Как проверить парный согласный в конце слова?

  VIII.   Домашнее задание: упражнение 194, повторить словарные слова.              

Тема: Правописание парных согласных звуков в конце и в середине слова.

Цель: закреплять умения выделять корень в словах и находить однокоренные слова, закрепить умения грамотного написания слов с парными согласными в середине и на конце слова, закреплять умения работать самостоятельно и в парах, используя приобретённые на уроке знания.

Ход урока

I.Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Вот книжки на столе,

А вот – тетрадки.

Не хочется играть

Сегодня в прятки,

И недосуг дуть на корабль бумажный-

Сегодня в классе у ребят

Урок уж больно важный!

II.Чистописание.

1.Отгадайте загадку.

Палочка волшебная

Есть у меня , друзья!

Палочкою этой

Могу построить я

Башню, дом и самолёт

И большущий пароход!(Карандаш)

- Назовите парные согласные , требующие проверки.

- Назовите согласный, составляющий ему пару.

2. Запишите, продолжив закономерность.

Дт          ж Ш

3.Прочитайте пословицу, объясните её значение.

В зимний холо…  всякий моло…  .

- Запишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.

III.Повторение.

1.Проверка домашнего задания.

2.Словарный диктант.

              Обед, четверг, космонавт, автобус, готов, багаж, завтрак, морковь, голубь, тетрадь, обувь.

- Что общего у этих слов?(Во всех есть парные согласные.)

- Подчеркните их.

3. Проверка знаний правила проверки парных согласных.

-Нужно ли проверить написание парных согласных в середине и на конце слова?(да)

- Какое слово является проверочным?(Слово, в котором после согласного стоит гласный.)

IV.Игра «Чей ряд быстрее».

- Вставьте в слова пропущенные буквы. Соедините с проверочным словом.

1-й ряд

бро…ь                                                    тетради

дроз…                                                     круги

тетра…ь                                                 брови

уло…                                                       дрозды

стол…                                                      уловы

кру…                                                       столбы

2-й ряд

жира…                                                    дожди

дож…ь                                                    жирафы

сугро…                                                   паруса

сне…                                                       рукава

пару…                                                     сугробы

рука…                                                     снега

V.Работа по теме.

1.Письмо по памяти.  

 В сенокос горька,                                

 А в мороз сладка.

Что за ягодка?(Рябина)

-Подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки.

2.Кроссворд.

а) В огне не горит, в воде не тонет.(Лёд)

б) Сидит дед , в 100 шуб одет,

    Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)

в ) Берега зелёные, вода красная, а рыбки чёрные. (Арбуз)

г ) Его весной и летом мы видим одетым,

     А осенью с бедняжки слетели все рубашки. (Дуб)

д ) Кто растёт корнем вверх? (Зуб)

Л

А

Ё

Л

Р

Д

У

Б

К

У

З

У

Б

        

- В словах – отгадках объяснить написание парных согласных.

        Физкультминутка.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер- полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

3.Комментированное письмо (упр.204)

-Прочитайте, объясните орфограммы на месте пропуска букв.

- Спишите , вставляя пропущенные буквы.

- Найти проверочные слова.

VI. Закрепление  изученного .

1.Самостоятельная работа (упр.206)

-Взаимопроверка.

2.Сравнение написания и произношения слов (упр.210)

-Сравните написание слов с их произношением.

- Спишите слова. Подчеркните знакомые орфограммы.

3.Игра «Не ошибись».

          Учитель читает слова , а учащиеся показывают карточки , на которой написана буква, обозначающая парный звонкий или глухой согласный звук. Подбирают проверочные слова. Выигрывает та группа , которая набрала больше фишек.

                Бере…, ястре… , ле…, стри…, голу…ь, ёр…, го…, огоро…, дохо…, хоро…, утю…, пля…, ёр…, сне…ки, серё…ки, берё…ки, сапо…ки,шля…ка, ло…ка, карто…кА.

VII.Итог урока.

- Над какой орфограммой работали на уроке?

- Как проверить парные согласные в конце и в середине слова?

Домашнее задание: упражнение 213.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Путешествие в страну умных игр» Учитель начальных классов МБОУ «СОШ 7» г.Менделеевска Р.Т. Николаева Валентина Александровна

Слайд 2

Загадка: Братцы в гости снарядились, Друг за друга уцепились, И помчались в путь далёк, Лишь оставили дымок.

Слайд 5

C ю р п р и з

Слайд 6

КОНВЕРТ № 1 «Угадай-ка!»

Слайд 7

У меня есть пятачок, Вместо хвостика – крючок, В луже я лежать люблю И похрюкивать: «Хрю, хрю!»

Слайд 8

Я маленькая, белая Пушистая, несмелая, Шерсть даю своей хозяйке На шарфы и на фуфайки

Слайд 9

Хоть и бархатные лапки, Но зовут меня «царапкой», Мышек ловко я ловлю, Молоко из блюдца пью.

Слайд 11

Бородатый и рогатый Заберётся в огород Съест капусту и укроп.

Слайд 13

И сметану и кефир, Молоко и вкусный сыр, Чтобы были мы здоровы, Даст нам пёстрая…

Слайд 15

Я хозяину служу, Дом хозяйский сторожу. Я рычу и громко лаю, И чужих я прогоняю.

Слайд 16

Кто я, догадайтесь сами. Я везу зимою сани, Что легко скользят по снегу, Летом я везу телегу.

Слайд 17

Комочек пуха – длинное ухо Прыгает ловко, любит морковку.

Слайд 18

КОНВЕРТ № 2 «Кто где живёт?»

Слайд 19

1. Где живёт лошадь? - в конюшне 2. Собака - в конуре 3. Кролик - в клетке, в крольчатнике 4. Свинья – в свинарнике 5. Кошка – в доме 6. Корова – в хлеву, в коровнике 7. Коза – в хлеву 8. Овца – в овчарне

Слайд 20

Конура

Слайд 22

Свинарник

Слайд 23

В хлеву

Слайд 24

В клетке

Слайд 25

КОНВЕРТ № 3 « Назови народные приметы»

Слайд 26

1. Кошка моется – гостей зазывает. 2. Конь храпит – к вьюге. 3. Кошка мордочку прячет – к морозу. 4. Собака ест траву – к дождю. 5. Конь ложится, катается – к теплу. 6. Кошка спит крепко – к теплу. 7. Кошка лежит брюшком кверху – к жаре. 8. Свинья чешется – к ветру.

Слайд 27

Кошка моется – гостей зазывает

Слайд 28

Конь храпит – к вьюге.

Слайд 29

Кошка мордочку прячет – к морозу

Слайд 30

Собака ест траву – к дождю

Слайд 31

Конь ложится, катается – к теплу

Слайд 32

Кошка спит крепко – к теплу

Слайд 33

Кошка лежит брюшком кверху – к жаре.

Слайд 34

Свинья чешется – к ветру

Слайд 35

КОНВЕРТ № 4 Физкультминутка

Слайд 36

«Лошадка» Цок, цок, цок, цок, Я лошадка – серый бок Я копытцем постучу, Если хочешь – прокачу Посмотри, как я красива, Хороши и хвост и грива. Цок, цок, цок, цок, Я лошадка – серый бок.

Слайд 37

КОНВЕРТ № 5 «Узнай по описанию»

Слайд 38

КОНВЕРТ № 6 «Объясни словечко»

Слайд 39

Табун

Слайд 40

Стадо

Слайд 42

Свора

Слайд 43

Отара

Слайд 44

Пальчиковое упражнение «Котёнок» Кусается сильно котёнок – глупыш, Он думает это не палец, а мышь (смена рук) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парные согласные звуки и буквы. Дидактическая игра

Автор: Федотова В.А. Дидактическая игра для урока обучения грамоте и русского языка. Картинки следует вырезать, в окошечках домиков сделать прорези для вставки букв...

Парные согласные звуки д-т. Буквы Д д и Т т.

Презентация предназначена для урока обучения грамоте в 1 классе по программе " Школа России". Автор учебника Горецкий В.Г. В презентации предоставлен урок №53 Парные согласные звуки д-т. Буквы Д,д и Т...

Звонкие и глухие парные согласные звуки и буквы

Урок по русскому языку в 1 классе по программе "Перспектива" ( с применением нетбуков)...

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 г классе УМК « Гармония » «Парные согласные звуки [п],[п’],[б],[б’] и буквы П,п и Б,б» ( с исользованием ИКТ )

Конспект урока по обучению грамоте проведенный  в 1классе.Цель урока: формирование умений различать парные согласные звуки [п],[п;],[б],[б;] и буквы П,п, Б,б. Урок с яркой презентацией....

Конспект урока по теме "Парные согласные звуки в середине слова"

Урок русского языка в 3 классе по учебнику А.В.Поляковой. Цель урока:    - учить различать сильные и слабые позиции парных согласных в словах;     -  упражнять...

Звонкие и глухие парные согласные звуки. Закрепление

Интегрированный урок русский язык и история СПб...

Парные согласные звуки. как отличить глухой от звонкого согласного звука?

Открытый урок по русскому языку во 2 классе по ФГОС...