Урок по русскому языку в 3 классе на тему;"Безударные гласные в окончаниях имён существительных 1 склонения" Начальная школа XXI века
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему

Клочко Надежда Анатольевна

На этом уроке  учащиеся сами открывают законы, по которым живёт русский язык. Работают в парах, группах, самостоятельно. Карточки составлены с учётом дифференцированного подхода к третьеклассникам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок  по русскому языку.                                                   Тема урока : «Безударные гласные в окончаниях имён существительных         1 – ого склонения.        3 класс.                Учитель начальных классов Клочко Н.А.

[Введите подзаголовок документа]

     

User

Тема урока: «Безударные гласные в окончаниях имён существительных 1-го склонения.»

Цель урока: Обеспечить восприятие и осмысление  изучаемого материала. Вывести правило и на его основе алгоритм проверки окончания существительных 1 склоне- ния.                                                                                                     Развивать умение самостоятельно применять полученные знания в разнообразных ситуациях .Научить учащихся  пользоваться двумя способами проверки безударных окончаний имён существительных 1-го склонения.

Воспитывать внимательность, аккуратность, чувство долга и ответственности перед товарищами.  

Материал к уроку : мультимедийный  проектор, экран, ноутбук, проигрыватель, карточки с разноуровневыми заданиями, памятки для определения склонения,  памятки с алгоритмом проверки  окончания 2-я способами, словари,линейки, карандаши.

 

                                         

                                       Ход урока.  

1.Организационный момент.

2.Проверка дом. задания.      

-Какие слова склоняли?(лиса. земля. весна)

-К какому склонению они относятся?(к 1 )

-В каком падеже сущ.1скл. имеют п -у -ю ,-и,-ы,-ой,-ей-,-е-?

Эти знания нам сегодня понадобятся, а пока откройте свои тетради и запишите число, кл. раб. Начнем словарную работу.

3.Словарная работа.  (слайд) 

Отгадайте о чём идёт речь.

а) чтение загадки с учебника с. (картинка и слово (кастрюля)) (слайд)

б) запись слова (кастрюля) в словарь,  

      запись слова(кастрюля) в тетрадь,

  А что можно сварить в кастрюле?

в ) запись словарных слов, которые можно варить в кастрюле (слайд)

-Сидит девица в темнице ,а коса на улице.                                                         -Живет Ивашка , коричневая рубашка. Рубашку снимает и в  суп ныряет.

-Что использовали чтобы доказать, что принцесса настоящая?

-Сто одежек и все без застежек.

(морковь, картофель, горох, капуста)Как можно назвать эти слова одним словом?(овощи)Какие овощи вы еще знаете?(огурец, помидор) (слайд)

г )классификация слов по склонениям.

Запишите эти слова в 3 столбика(1скл.,2скл.,3скл.) (пользуйтесь памятками)

Можно ли изменить слова так, чтобы они стали 1скл.2скл.,3скл.?

(морковка, картошка, горошина)-дописать  (слайд)

               1скл.

                2скл.

               3скл.

кастрюля

картофель

морковь

капуста

горох

огурец

помидор

овощ

               1скл.

                2скл.

               3скл.

кастрюля

картофель

морковь

капуста

горох

морковка

огурец

картошка

помидор

горошина

овощ

д) Игра «Что лишнее?» (слайд)

Шкаф с посудой.(Лишний-шкаф.Посуда-лишний-чайник,т.к.-2скл.)

4.Работа над предложением.

а ) Составление нераспространенного предложения со словом (кастрюля)Почему это нераспр. предл.?

б ) Составление распространенного предложения.(Большая кастрюля с кашей стоит на нашей печке.)                                                                                                 в )Запись на доске и разбор по частям речи и членам предложения.

5.Создание проблемной ситуации.

-Как проверяли безударную гласную в слове ( кастрюля)?А в слове (стоит)?А в слове(большая)?А как проверить безударную гласную в окончании?(с кашей, на печке)

Кот  Матроскин со словами. (слайд)

6.Сообщение темы урока.

Сегодня мы проведем расследование и узнаем как проверять безударные п  имен сущ.1скл.

7.Работа с таблицей стр.36.  

Прочитать про себя. Какое слово с безударным п ?Каким словом его можно проверить?

8.Чтение правила стр.37.Как еще можно проверить? Значит  сколько существует способов проверки?

Чтобы убедиться в правильности высказываний составим алгоритм проверки

9.Составление алгоритма проверки.  

            Алгоритм проверки. (слайд)

Определяю скл. Если – 1скл. ,то:      

1)подставляю слово с ударным п (весна, земля)  

или

2)определяю падеж и вспоминаю п этого падежа.

10.Упражнение в склонении сущ.на разноуровневых карточках.

1вар.-(парта, доска)

2вар.-(река, ветка)

3вар.-(мишка, вишня)

-В каком слове п было безударным? Как проверяли?  (слайд) 

1вариант                                       2 вариант                                               3 вариант                                                                                                          

И.п.

доска

парта

И.п.

река

ветка

И.п.

мишка

вишня

Р.п.

доски

парты

Р.п.

реки

ветки

Р.п.

мишки

вишни

Д.п.

доске

парте

Д.п.

реке

ветке

Д.п.

мишке

вишне

В.п.

доску

парту

В.п.

реку

ветку

В.п.

мишку

вишню

Т.п.

доской

партой

Т.п.

рекой

веткой

Т.п.

мишкой

вишней

П.п.

доске

парте

П.п.

реке

ветке

П.п.

мишке

вишне

Физминутка.

11.Упражнение в проверке безуд. п другим способом.

Запись слов с комментированием. Определить падеж и п.

(Под грядкой, на стенке, по тропинке, от дороги, о белке, у дяди, по стулу, из речки.)

12.Самостоятельная работа. №3 стр.38. (слайд)

13.Взаимопроверка.

14.Работа по развитию речи. Работа в группах.

Озаглавить. Найти в тексте что-то необычное, интересное. Показать свое знание русского  языка. (слайд)

1 вар.( Старый рыбак Пахом рыбачил на реке. Он наловил много рыбы и собрался домой, но рыбка из ведра исчезла. Кто же ловил её в ведре? Это кот-рыболов. Наелся рыбёшек и развалился на солнце.)

2вар.(В кастрюле можно сварить кашу, компот, борщ, суп и уху. Для  

приготовления борща мама нарезает свёклу, картофель, лук, помидор, морковь и капусту. Компот варит и из яблок, и из груш, и из слив, и из вишни.)

3 вар.(К нам в гости приехала бабушка. У бабушки тёплые руки. Я приготовил бабушке подарок. Все были рады видеть бабушку. Мы с бабушкой читали сказки. О бабушке все говорят с любовью.)

15.На дом :  т. С. 10 № 1. (слайд)                                                                                                                          16. Итог урока. (слайд)  

Вот и подошло к концу наше расследование. Я надеюсь, что все запомнили, как проверяются п имён сущ. 1 скл.

Слова кота  Матроскина. (слайд)                                                                                                                          

                         1 вариант.                                                          Старый рыбак Пахом рыбачил на реке. Он наловил много рыбы и собрался домой, но рыбка из ведра исчезла. Кто же ловил ее в ведре? Это кот-рыболов. Наелся рыбёшек и развалился на солнце.  

                           2вариант.                                                                         В кастрюле можно сварить кашу, компот, борщ, суп и уху. Для  

приготовления борща мама нарезает свеклу, картофель, лук, помидор, морковь и капусту. Компот варит и из яблок, и из груш, и из слив, и из вишни.  

                               3 вариант.                                                                           К нам в гости приехала бабушка. У бабушки теплые руки. Я приготовил бабушке подарок. Все были рады видеть бабушку. Мы с бабушкой читали сказки. О бабушке все говорят с любовью.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по русскому языку в 3 классе на тему : «Безударные гласные в окончаниях имён существительных 1 склонения». Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 2 ст. Архонская» Клочко Н А

Слайд 2

Словарная работа:

Слайд 3

Кастрюля а

Слайд 4

морковь капуста горох помидор огурец овощи картофель

Слайд 5

Запишите слова в три столбика помидор капуста горох морковь картофель кастрюля огурец овощ 1 скл . 2 скл . 3 скл . горошина морковка картошка

Слайд 8

Тема урока: «Безударные гласные в окончаниях имён существительных 1-го склонения».

Слайд 9

Алгоритм проверки . Определяю скл . Если – 1скл. ,то: 1)подставляю слово с ударным (весна, земля) или 2)определяю падеж и вспоминаю этого падежа.

Слайд 10

1вариант 2 вариант 3 вариант И.п. доска парта Р.п. доски парты Д.п. доске парте В.п. доску парту Т.п. доской партой П.п. доске парте И.п. река ветка Р.п. реки ветки Д.п. реке ветке В.п. реку ветку Т.п. рекой веткой П.п. реке ветке И.п. мишка вишня Р.п. мишки вишни Д.п. мишке вишне В.п. мишку вишню Т.п. мишкой вишней П.п. мишке вишне

Слайд 11

ЭТО ИНТЕРЕСНО: Школьники Эстонии должны запомнить 14 падежей. Ученики в Финляндии – 15 падежей . Дети в Венгрии – 22 падежа. В некоторых языках народов Дагестана – свыше 50 падежей. У китайцев существительные совсем не склоняются и падежей в грамматике нет . В древнерусском языке было 7 падежей . Седьмой назывался звательный.

Слайд 12

Самостоятельная работа № 3 стр. 38 Рыбачил на речке П.п. Думаю о бабушке Варится в кастрюле П.п. П.п.

Слайд 13

Работа по развитию речи. 1 вар . Старый рыбак Пахом рыбачил на реке. Он наловил много рыбы и собрался домой, но рыбка из ведра исчезла. Кто же ловил её в ведре? Это кот-рыболов. Наелся рыбёшек и развалился на солнце. 2вар. В кастрюле можно сварить кашу, компот, борщ, суп и уху. Для приготовления борща мама нарезает свёклу, картофель, лук, помидор, морковь и капусту. Компот варит и из яблок, и из груш, и из слив, и из вишни. 3 вар . К нам в гости приехала бабушка. У бабушки тёплые руки. Я приготовил бабушке подарок. Все были рады видеть бабушку. Мы с бабушкой читали сказки. О бабушке все говорят с любовью.

Слайд 14

Домашнее задание: Т. с. 10 № 1.

Слайд 15

Итог урока: Два способа проверки безударного окончания существительных 1 склонения: Подставить слово с ударным окончанием. (весна, земля) . Выучить окончания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по русскому языку для 4 класса "Безударная гласная в окончании имён существительных"

Тест по шаблону Д. Иванова. В тесте 10 заданий с вариантами ответов. После выполнения теста при закрытии документа изменения не сохранять....

Урок русского языка в 3 классе по теме: Повторение правил правописания окончаний имён существительных, оканчивющихся на -ий, -ие, -ия.

Разработка урока по русскому языку в 3 классе по теме:  Повторение правил правописания окончаний имён существительных, оканчивающиеся на -ий, -ие, -ия с презентацией на тему: "Путешеств...

Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100

Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....

Методическая разработка. Тест по русскому языку 2 класс по теме "Безударные гласные"

Тест по русскому языку 2 класс по теме "Безударные гласные"...

Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс «Повторение правописания безударных окончаний имён существительных»

Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс  «Повторение правописания безударных окончаний имён существительных»...

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему" Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже". Школа России

Познакомить с правилом написания окончаний имён существительных в дательном падеже, научить правильно писать безударные окончания существительных в дательном падеже, определять склонение существительн...

Урок русского языка «Безударные гласные в корне слова» план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок по теме «Безударные гласные в корне слова" по учебнику А.В. Поляковой....