Краткие имена прилагательные
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) на тему

конспект урока русского языка в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkie_prilagatelnye.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Краткие имена прилагательные

Цель: знакомство учащихся с лексическими особенностями и грамматическими признаками краткой формы имён прилагательных.

Задачи.

Учебные:

- познакомить учащихся с лексическими особенностями и грамматическими признаками, кратких имен прилагательных;

- самостоятельно формулировать определение кратких имён прилагательных;

- различать краткие и полные имёна прилагательные;

- наблюдать за подвижностью ударения в кратких формах имён прилагательных;

- определять роль кратких прилагательных в предложении.

Развивающие:

- сравнивать полную и краткую форму имён прилагательных по составу, грамматическим признакам, лексич., значению и роли в предложении;

- уметь анализировать, обобщать и делать выводы о подвижности ударений, о грамматических особенностях и роли кратких прилагательных в предложении;

- развивать устную и письменную речь.

Воспитательные:

- прививать учащимся любовь к родному языку;

- учить сопоставлять черты портрета человека с красотой его души и с поступками;

- быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниями других учащихся О.У.У.Н.

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- применять правила и пользоваться особенными закономерностями;

- осуществлять рефлексию способов и условий действий;

- проверять свою работу и работу учащиеся;

- решать проблемы различного характера;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

Вид урока: формулирование новых знаний.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

У.У.Д.

1. Орг. момент

Организация начала урока

Поздоровались (стоя). Открыли тетради, записали число и слова классная работа

Познавательные У.У.Д. (общеучебные)

2. Актуализация знаний

Образуйте от имен существительных притяжательные имена прилагательные, измените прилагательное по родам

(слова написаны на доске)

Верблюд

Охотник

Ворона

- Для чего нужны притяжательные имена прилагательные?

Верблюжий, верблюжья, верблюжье, верблюжьи

Охотничий, охотничья, охотничье, охотничьи

Вороний, воронья, воронье, вороньи

- Они обозначают принадлежность предмета к другому лицу или животному

Например: верблюжий горб, воронье крыло.

2. Определение темы и цели урока уч-ся

- Откройте учебники на странице 85.

- Прочитайте тему нашего урока.

- Как будет по-тувински «краткие»?

- Прочитайте сообщение.

- Что вы поняли из сообщения?

- Как вы думаете, какие  прилагательные появились в языке раньше?

- Чему на уроке мы научимся?

Открывают учебник на странице 85, находят название темы урока. Один из учащихся читает вслух.

- Краткие имена прилагательные”.

«Краткий – кыска»

Один из учащихся четко и внятно читает сообщение.

- Имена прилагательные имеют полную и краткую формы.

- Полные, потому что краткая форма образуется от полной.

- Образовывать краткую форму имен прилагательных

Познавательные УУД (логические) - анализ.

Регулятивные (самоконтроль).

Познавательные УУД (решать проблему).

Регулярные УУД (самопроверка).

 

Выпишите в столбик полные имена прилагательные из примеров, которые нам привели

Поставьте к ним вопросы:

Какой? Какая? Какое? Какие?

Найдите краткие формы прилагательных и запишите во второй столбик, напротив полной формы

- Какое затруднение вы встретили при написании краткой формы прилагательных?

- Давайте сами попробуем образовать краткую и полную формы прилагательных

Дети находят слова:

Записывают в столбик, один человек работает у доски.

- красивая

- здоровый

- сильный

Дети устно ставят вопросы.

- Какая? – красивая

- Какой? – здоровый, сильный

Красивая – красива

Здоровый – здоров

Сильный - …

_________ - болен

- Нет краткой формы слова «сильный» и полной формы к слову «болен»

Сильный – силен,

Больной - болен

Познавательные УУД (общеучебные)

Регулятивные УУД (целеполагание).

3. Основная часть

Сейчас мы продолжим анализ наших кратких прилагательных.

- На какой вопрос отвечают краткие прилагательные?

Вывешивает надпись:

краткие прилагательные – какова? каков?

Мы знаем, что прилагательные изменяются по родам и числам.

- Как будут звучать вопросы кратких И. прилагательных ср. р. И мн. Числа?

Вывешивает надпись: Каково? Каковы?

- Как образовать полные прилагательные от кратких?

- Выполните упр. 4. Проведите обратную работу, образуйте полные прилагательные от кратких форм

Какова?

Каков?

Дети высказывают своё мнение.

Один ученик читает вслух сообщение на стр. 86.

- Каково?

- Каковы?

- При помощи окончаний.

Волосата –волосатая,

Зелена – зеленая.

Познавательные (общеучебные).

Информационные

4. Первичное закрепление

Прочитайте упр. 2 на стр. 86.

- Что вы заметили?

- Что вы поняли об ударении в полной форме прилагательных?

 А в краткой форме прилагательных?

- Ударение меняет место в словах.

Оно неподвижное.

Оно подвижное.

 

5. Сам-ая работа

4. Выполните самостоятельно упр. 3.

- Обсудите ударения в этих словах со своим соседом по парте.

Сделайте вывод.

Запишите под диктовку: В саду растет пушистая елка. В саду елка пушиста.

Подчеркните основу предложений. Что вы заметили?

- Что ещё нового вы узнали о кратких прилагательных.

Вывешиваются записи:

- Род.

- Число.

Мы заканчиваем нашу схему.

- Кто же из вас готов сформулировать определение, что такое краткое прилагательное?

Дети записывают:

Один у доски:

Ели зелены, задачи просты, цветы красивы, люди смелы, краски ярки, вопросы легки, люди добры, пряники сладки, пироги вкусны.

Работа в парах.

Вывод: ударение в этих словах подвижно.

Краткие прилагательные в предложении являются сказуемыми.

- Краткое прилагательное - это форма полного прилагательного, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы:

Какова?, каков?, каково?, каковы?

Имеет грамматические признаки: род и число.

В предложении является сказуемым.

Коммуникативные УУД (взаимодействие)

6. Домашнее задание (творческого характера)

Составить свой автопортрет, используя краткие имена прилагательные. Опишите себя с внешней и внутренней стороны

Дети записывают домашнее задание в дневник.

Личностный компонент (самоопределение)

7. Итог урока.

- С чем познакомились на уроке?

- Что нового узнали?

- Чему научились на уроке?

С краткой формой имени прилагательного. Краткие прилагательные имеют грамматические признаки род и число:

- подвижное ударение,

- в предложении бывают сказуемыми.

- Образовать краткие формы прилагательных от полных форм, путём усечения морфемы

Регулятивные (обобщение)

Рефлексия

“Метод шести шляпок”.

Раздается учащимся шесть шляпок разного цвета.

- Каждой шляпке соответствует?

1. Белая шляпка: Что понравилось в уроке?

2. Красная шляпка:  С какими трудностями столкнулись на уроке?

3. Желтая шляпка: Что легко давалось?

4. Зелёная шляпка: Где в дальнейшем можете использовать эти знания?

5. Черная шляпка: Что не понравилось? Что бы вы хотели изменить?

6. Синяя шляпка: Учитель подводит итоги урока, оценивает ответы учащихся, выставляет отметки

Отвечают на вопросы, соответствующие цвету своей шляпки.

Регулятивные (самоанализ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3 класс)

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" для 3 класса по УМК "Школа 2100"...

Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей.

Урок русского языка в 3 классе (программа «Школа 2100») по теме «Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей» рассчитан на пров...

Приложения к уроку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"

Приложения содержит презентацию, задание в программе ПервоЛого и задания для учащихся....

Краткие имена прилагательные

конспект урока русского языка в 3 классе...

Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей

Урок повторения, обобщения и систематизации материала  по теме: "Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"....

Конспект урока : «Полные и краткие имена прилагательные» 4 класс

\ Предмет:  русский языкКласс: 4Тема урока: «Полные и краткие имена прилагательные»Цели урока: познакомить учеников с понятиями «краткие и полные прилагательные», научить изменять полные при...

Конспект урока русского языка , 3 класс .Имя прилагательное. Анализ проверочной работы. Значение и употребление имён прилагательных в речи. Сложные имена прилагательные

В процессе урока обучающиеся смогут:повторить знания учащихся об имени прилагательном;сформировать точное представление детей о роли прилагательных в русском языке;учить выделять имена прилагательные ...