Урок русского языка в 3 классе по теме "Склонение имен существительных" (обобщающий урок) - программа "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Барановская Наталия Полиектовна

Нестандартный урок по обобщению знаний по данной теме. Чтобы создать интерес к учению, нужно увлечь работой всех учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_rus._yaz._v_3_kl.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по  русскому  языку в 3 классе

Тема: Склонение имен существительных (обобщающий урок)

Цель: Совершенствование умения определять тип склонения у существительных, обобщение знаний об окончаниях существительных 3-х склонений, воспитание любви к языку.

Ход урока

I. Организационный   момент.

Долгожданный дан звонок – начинается урок.

Рабочий настрой.

II. Повторение изученного.

- Тему сегодняшнего урока вы мне скажете сами.

Загадка. Её всегда в лесу найдешь –

             Пойдешь ты  в лес  и встретишь:

             Стоит,  колючая, как еж,

             Зимою в платье летнем  (ель, ёлка)

- С чем сравнивается елка? (с ежом)

- Какие это части речи? (существительные)

Карточки (показать склонения существительных)

        1                2                3

- Скажите тему урока.

Цель: повторить все о существительных 3-х склонений, работать на уроке быстро, подготовиться к зачету по теме.

- Почему я загадала такую загадку? (скоро Новый год)

К Новому году елочку украшают, мы тоже будем наряжать её игрушками, если правильно будете выполнять задания.

(Елка с прорезями, вставляем скрепки с игрушками)

        Записали число. Классная работа.

        Минутка чистописания.

Новый год (первые буквы соединяем в гирлянду для елочки)

        2 строчки заполняем словами, связанными с этим праздником

(В каждом слове – правило)

Это мы все проходили.

Дед Мороз, Снегурочка, праздник, подарки, снежинки, шапочки, ель, звезда, хоровод.

Вешаем гирлянду. Подбираем имена прилагательные.

(Праздник веселый, подарки большие)

1 игрушка.   Из слов состоят предложения.

                Разбор предложения (по членам предложения)

Вы должны правильно находить имена существительные в тексте.

                Мало уметь писать,

                Надо уметь думать!

        Лесом частым, полем вьюжным

        Зимний праздник к нам спешит. (Прием олицетворения)

По частям речи (учащиеся показывают ромашки – существительное, снеговиков – прилагательное, домик – глагол)

        Морфологический разбор по рядам.

        1 ряд                                2 ряд                                3 ряд

     существительное -  лесом                  прилагательное - вьюжным             глагол - спешит

                зимний – по составу.

        Справились с заданием, игрушка вывешивается.

2 игрушка.  З/ т (задание для товарища)

                        работают по 4 человека

- Просклонять зимние слова, выделить окончания.

        1 ряд                                2 ряд                                3 ряд

        1 скл.                              2 скл.                               3 скл.

- Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

Обобщение.

- Какие окончания у существительных 3-х склонений?

        Спешите рассказать (о падежах)

В названиях падежей отразилось главное в их значении.

1. И.п., отвечая на вопросы кто? что? Называет или именует предмет.

        окончания         -а, -я                        -о, е                                -

2. Существительные в Р.п. часто указывают на принадлежность предмета, т.е. откуда родом:

ученик школы                реки Сибири,                житель Севера.

      окончания – ы, - и                    - а, - я                                 -и

3. Д.п. обозначает лицо или предмет, которым что-либо дарят, дают:

подарить отцу,                дать сестре.

окончание - е                - у, - ю                                -и

4. Существительные в В.п. чаще всего обозначают то, что является причиной или, по-старому, виной действия:

        встретить друга                        читать книгу

        окончание – у, ю                        -а, -я,                         -о, а

5. Названия Т.п. нетрудно объяснить.

Оно связано со словом творить, т.е. делать:

        резать ножом                рубить топором                рисовать карандашом

     окончания – ой, -ей                     -ом, ем                                   -ю

6. Существительные в П.п. употребляются только с предлогом, поэтому он так и называется:

        говорить о погоде                жить в селе

окончания – е                        -е                        -и

- В каких склонениях и в  каких падежах имеются одинаковые окончания?

                        Р.        и                и

Таблица                Д.        е

                        П.        е        е        и

3 игрушка. Повторили падежи, склонения.

                Работаем по рядам.

1 ряд – Словарная работа. (Написать по 3 существительных каждого склонения – взаимопроверка)

2 ряд – Поставить существительные в Р.п., Д.п., П.п., выделить окончания.

        Загадка. Гуляет в поле, да не конь.

                       Летает на воле, да не птица (вьюга, метель, пурга)

3 ряд – Определить падежи существительных.

        (Работа с карточками)

Елка.

        Ребята долго ждали веселого праздника. Наступил конец декабря. В комнату внесли пушистую елку. В доме запахло смолой и свежестью. Стали наряжать лесную красавицу. На ветках паутинки. На верхушку елки мальчики укрепили звезду. Елка ожила. В комнате стало шумно и весело.

        Проверка

1 ряд – В каком падеже у 3-х существительных одинаковые окончания?

2 ряд – Кто работал без ошибок?

3 ряд – Оцениваю работу с падежами.

4 игрушка.   Словознайка.

        В Новый год шумно и весело. А когда?

Когда приходят друзья в гости, заходят на огонек. А что это значит? Почему мы так говорим? Зайти на огонек.

        Раньше в небольших городах России был интересный способ приглашать в гости. На окне ставили высокие свечи. Если на окне горит свеча (огонек), значит, хозяева дома и приглашают к себе всех, кто хочет их видеть.

        Сейчас выражение «зайти на огонек» значит – зайти к знакомым без специального приглашения.

        «Шел мимо, ну и зашел к вам на огонек».

        

Ну, а если к вам зашли гости, вы их, конечно, угостите чаем, чтобы они отогрелись от мороза.

        Известно ли вам, когда на Руси было первое чаепитие?

        В 1638 году монгольский хан прислал русскому царю Михаилу Федоровичу богатые дары: соболиные меха, драгоценное оружие. Но больше всего понравился русскому царю темно-золотистый напиток в серебряной чашечке – чай. Попробовал царь неизвестный до этого времени напиток и сказал: «Хорошее питье! Еще!»

        Это было первое чаепитие на Руси.

5 игрушка.         Загадки. Фонетический разбор отгадки.

        (Работа в парах сменного состава)

- Кто больше отгадал загадок?

III. Итог урока.

- Какая работа больше всего понравилась?

- Что повторили на уроке?

        Оценки за работу.

IV. Домашнее задание.

Подготовиться к зачету по теме «Имя существительное».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Имя существительное» (обобщающий урок)

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Имя существительное» (обобщающий урок)Ахметова Саида Аслановна, учитель начальных классов  План - схема открытого урока...

Технологическая карта урока русского языка (3 класс). Тема: "Обобщение знаний об имени прилагательном". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение полученных знаний об имени прилагательном как части речи, закрепление навыка определения рода, числа и падежа имен прилагательных.Планируемые результаты: Пре...

Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число имен прилагательных" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать прилагательные в единственном числе и во множественном числе.Планируемые  результаты:Предметные:знать, что такое имя прилагательное, ка...

Урок русского языка в 3 классе "Связь имени прилагательного с именем существительным."( Школа России)

Тема урока : Связь имени прилагательного с именем существительным.Цель урока: развивать умение устанавливать связь слов в предложении..Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена при...

Технологическая карта урока русского языка. Тема:"Закрепление изученного об имени прилагательном"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: рефлексияЦель урока: обобщение и систематизирование знаний о имени прилагательном.Задачи урокаДидактические:Закрепить знания о имени прилагательном;Совершенствовать умение отличать имя прил...

Урок русского языка 4 класс по теме " Морфологический разбор имени прилагательного. " УМК "Школа России

Тип урока: Урок повторения, углубления и обобщения изученного. Цель: развивать умение называть грамматические признаки имён прилагательных (производить морфологический разбор Оборудование: ...