Состав слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

урок по словообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mart_rus.yaz_-11111.doc111 КБ
Файл fevralya.pptx567.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Состав слова»

Цель: объединить знания учащихся о частях слова в целостное представление о том, что у каждого слова есть определенная структура, состав.

Задачи:

- образовательная: научить разбирать слова по составу;

- развивающая: развивать память, умение сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать; развивать навык работы со словарём;

- воспитательная:

 Воспитывать навыки самостоятельной работы, взаимопроверки;

Формирование УУД:    

- способствовать развитию аналитического мышления ( умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);

- способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез);

- стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;

- повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;

- способствовать формированию коммуникативных умений.

Тип урока: открытие новых знаний.

Планируемый результат:

  Обучающиеся должны знать разбор слова по составу; уметь выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа, пользоваться обратным словарём, объяснять значение слова с разными приставками.

Оборудование урока:

  • Учебник «Русский язык», 2 класс, Н.А. Чуракова.
  • «Поурочные разработки по русскому языку», 2 класс, Н.М. Лаврова.
  • Рабочая тетрадь.
  • Проектор, презентация.
  • Игра «Железная дорога»
  • Грамматическое домино.
  • Карточки с частями слов.

Ход урока

  1. Организационный момент.

 Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности. (2 мин.)

Вводное слово учителя.

Начнем наш урок с добрых пожеланий.

Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи на уроке.

Глубоко вдохните, и выдохните. Выдохните обиду вчерашнего дня и забудьте про нее. А теперь прикаснитесь  ладошками к своему соседу по парте .Чувствуете тепло? Мысленно пожелайте друг другу добра и удачи.

-Садитесь.

    II. Актуализация прежних знаний и способов действий учащихся. Цель: Повторить и закрепить знания детей о частях слова.  (5 мин.)

  1. Работа в парах.

?  _______   .!        

(Слайд 2)

- Посмотрите на доску. На какие группы можно разделить эти знаки, встречающиеся нам на уроках русского языка?

Знаки препинания -  .   !   ?

Члены предложения  -                        ________

Части слова –    

  - Какая группа знаков среди них лишняя и почему? (части слова, т.к. относится к разбору слов.)

  - Что обозначает первый значок?

- Какая часть слова выделяется в квадратик?

- Каким значком выделяется главная часть слова?

- Что обозначают оставшимся значком?

 

 2. Чистописание.

й у ж д ы е р н (Слайд 3)

- На какие две группы можно разделить эти буквы? (На гласные и согласные)

- Каждую группу напишите с новой строки, составив разные цепочки:

Уны еуы ыеу йждрн нйждр

  1. Словарная работа.

- Составьте из букв строки чистописания слова и вы узнаете, как называют исполняющего в порядке очереди какие-либо общественные  обязанности.

- Какое слово? (Дежурный)

- Запишите это слово.

- Запишите предложение «Дежурный обеспечивает порядок в классе»

- Разберите слова - названий действий по составу. (Самооценка учащихся)

- Молодцы.

III. Подготовка учащихся к восприятию.

Цель: познакомить учащихся с задачами урока.  (8мин.)

  1. Вступление

На доске: Р, С, М, Л, О, С, Ц, Т, А, Н, Х, В, Щ.

- Если вы уберёте не парные согласные, то прочитаете главное слово нашего урока.

- Какое значение может иметь слово “состав”?

 Состав – это: (Слайд 4)

- Но мы на уроке русского языка. Состав чего мы можем изучать?

- Тема нашего урока – состав слова. (Учитель открывает тему урока на доске)

- Сегодня мы действительно будем говорить о составе слов, будем наблюдать, постараемся систематизировать имеющиеся знания.

   2. Беседа по теории состава слова

Учитель: А что мы должны знать по теме урока?

Ученик: Мы должны знать, что такое окончание, основа, корень, приставка, суффикс.

Ученик: В какой последовательности выполнять разбор по составу.

Ученик: Как правильно выделять из слова окончание, основу, корень, приставку, суффикс.

Разбор одного слова по составу (используя памятку).

Физкультминутка.

IV. Восприятие новых знаний.

Цель: формировать умения разбирать слова по составу. (17 мин.)

  1. Задание учителя

- Мы с вами отправляемся в места дикой природы. Там нет электричества и путешествовать нам придется на паровозе. (Слайд 5)

-Ну что ж, давайте рассмотрим состав, на котором совершим путешествие по саванне. Самое главное в составе поезда – паровоз. Это движущая сила, без него нет состава. Так и в слове есть самая главная часть, без которой слово существовать не сможет. Что же это за часть? (Корень)

-Впереди маленький открытый вагончик для угля. (Ведь паровозу для движения нужен уголь). Так и слову для изменения его значения впереди нужна частичка.

- Кто знает, как она называется? (Приставка)

- Вагон за паровозом – это вагон для нас пассажиров. И в слове есть частички, которые следуют только за корнем и образуют новые слова. Как они называются? (Суффикс)

- А в конце состава маленький квадратный вагончик для груза. С какой частью слова его можно сравнить? Где всегда находится окончание?

- Состав паровоза очень похож на состав слова. Из каких частей состоит слово? (Ответы детей)

2. Работа по учебнику. Стр. 74-75, ч. 3

- Прочитайте объяснение Волшебницы. Мы правильно с вами составили поезд?

- Что такое состав слова?

Упр. 79, стр. 75

- Откройте Обратный словарь на букву А. Найдите, группу слов на  –иха. (Выполнение с соответствии с заданиями)

3. Выполнение упражнение в тетради для самостоятельной работы №2.

Упр. 52, стр. 39.

- Мы будем учиться находить слова – названия действий  в начальной форме; среди них находить слова с одинаковой  приставкой; объяснять, от каких глаголов  образовались глаголы с приставкой.

(Выполнение с соответствии с заданиями)

V.   Формирование умений и отработка навыков .

Цель: Обобщить и закрепить полученные знания. (8 мин)

1. Работа по учебнику

Упр. 80, стр. 76

(Выполнение с соответствии с заданиями)

- Группа слов, основа которых заканчивается на –к , на –ик, состоит с нулевыми окончаниями. Этих окончаний не видно.

- Все эти слова состоят не из двух, а из трех частей:

корень + суффикс + нулевое окончание.

- Какой оттенок смысла придает всем словам суффикс –ик? (уменьшительно-ласкательный)

Упр. 81, стр.76.

(Выполнение с соответствии с заданиями)

  1. Работа в парах.

- Ребята перед вами карточки разного цвета:

гриб  езд  ход  лист  пуск  вод  ок  по  на  к  ик  за  под  н  а  ый ой и

- Подумайте, что на них написано? (части слов)

- Верно. Прочитайте и подумайте, какая часть слова записана на красных карточках? (Гриб, езд, ход, пуск, вод – это корни слов.)

- Прочитайте части слова на синих карточках. Что это за часть слов?

(ый, а – это окончания)

- Что записано на зелёных карточках?

(ок, к, н – это суффиксы)

- Какая часть слов записана на жёлтых карточках?

(по, на, за, под – это приставки)

- Задание: составьте как можно больше слов из данных частей.

- Слова будем вписывать в таблицу, которая есть и на доске, и в тетрадях.

На доске открываются (слайд 6)

Под

Вод

н

ый

На

Ход

к

а

За

Пуск

По

Езд

Гриб

ок

                         О     С     Н      О      В       А

(Самопроверка в парах)

  1. Обобщение изученных знаний.

Игра «Грамматическое домино»

  1. Класс делится на 2 команды. Во время игры используются карточки двух видов. На одних – вопросы, на других – ответы.
  2. I команда задает вопросы II.
  3. -Что вы знаете о родственных словах? (Родственные слова имеют общую часть. Они близки по смыслу)
  4. - Какая часть слова бывает во всех словах? (Главная часть слова – корень)
  5. - Что называется корнем? (Корнем называется общая часть всех родственных слов)
  6. II команда задает вопросы I.
  7. - Что называется окончанием? ( Окончанием называется изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слова в предложении)
  8. - Что такое приставка? (Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем. При помощи приставок образуются новые слова)
  9. - Что такое суффикс? (Суффикс – часть слова, которая стоит после корня. При помощи суффиксов образуются новые слова)
  10. Ребята! Мы повторили всё, что мы знаем о частях слова. А теперь попробуем сами составить слова из частей разных слов.

VI.  Оценка учебных достижений, подведение итогов урока.  Рефлексия. Цель: Подвести итог проделанной работе на уроке.  (5 мин.)

  1. Рефлексия.

-   Вы сегодня все отлично работали, молодцы!

- Но хочется отметить самых активных учеников. (Звучат фамилии учеников).

-  Кого, на ваш взгляд, я не отметила за отличную, хорошую работу?

-  Встаньте и изобразите собой шкалу успеха.

-  Покажите, на сколько сегодня вы:

•        Были активны на уроке.

•        На сколько вы поняли новую тему.

•        На сколько вам понравился урок

   (Сидят за партами – плохо, слабо;

    Просто стоят – хорошо;

    Стоят,  руки вверх – отлично).

  1. Домашняя работа.

а) Тетрадь для самостоятельной работы №2: упр. 53, стр. 40.

б) Дополнительное домашнее задание (по желанию ученика):

- Сегодня я вам хочу дать ещё одно дополнительное задание. Но его можно выполнить не всем, а только желающим. Задание состоит в следующем:

- Подумайте, какой корень может быть в слове Самоделкин.

- Это слово так же записано в ваших тетрадях.

- На этом наш урок окончен. Всем спасибо! (Слайд 8)

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

13 марта Классная работа А Р Ю Ш Ф

Слайд 2

06.03.2014 2 ?_____.!

Слайд 3

06.03.2014 3 Знаки препинания- . ! ? Члены предложения- Части слова-

Слайд 4

06.03.2014 4 Р,С,М,Л,О,С,Ц,Т,А,Н,Х,В,Щ

Слайд 5

06.03.2014 5 «Состав»

Слайд 6

Как называются эти слова? САД САДИК САДОВЫЙ ПОСАДКА

Слайд 7

САД САДИК САДОВ ЫЙ ПО САДК А

Слайд 8

Тема урока: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки

Слайд 9

Я хочу -узнать, что … -узнать, как… -понять, где… 06.03.2014 9

Слайд 10

06.03.2014 10

Слайд 11

Алгоритм «Как найти приставку» 1.Подбери однокоренные слова 2.Укажи (выдели) корень 3.Отметь часть слова перед корнем –приставку 4.Назови приставку 06.03.2014 11

Слайд 12

06.03.2014 12

Слайд 13

Спасибо за урок! 06.03.2014 13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

Состав слова. Приставка-часть слова.

Урок русского языка в 3 классе,система Л.В.Занкова с презентацией....

Русский язык "Слово. Состав слова. Окончание", 3 класс

-         формирование представления об окончании как части слова, основе;-         формирование коммуникативных к...

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"

Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...

Состав слова. Роль каждой части слова.

Урок-закрепление по теме "Состав слова. Роль каждой части слова"....

Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100

Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100...

Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».            Цель: формировать общее представление об однокоренных с...