Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Изменение имен существительных по падежам"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Шевченок Екатерина Григорьевна

Урок закрепления новых знаний и формирования умений по теме:  "Изменение имен существительных по падежам" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3-м классе по теме:

"Изменение имен существительных по падежам"

Тип урока: закрепление нового знания и формирование умений

Цели урока:

  • Закреплять умения различать по совокупности их признаков, правильно употреблять существительное в нужном падеже
  • Развивать речь, мышление, внимание
  • Воспитывать интерес к русскому языку
  • Развивать интеллектуальные способности
  • Творческую взаимосвязь между учащимися
  • Прививать и воспитывать любовь к природе

Оборудование: презентация к уроку, музыка П.И. Чайковского «Времена года».

Ход урока:

  1. Орг.момент –

Подравнялись, тихонечко садитесь

Откройте тетради, произнося стихотворение

        Тетрадь правильно кладу,

        Ручку правильно держу.

        За посадкою слежу,

        С чистотою я дружу,

        На «отлично» напишу.

Запишите число, классная работа, обозначьте орфограммы.

  1. Сообщение темы и цели урока –
  2.  Словарная работа –

Погода                 Декабрь

Север                        Январь

Ветер                        Февраль

Мороз                        Береза

Валенки                 Осина

Как работаем со словарными словами?

Запишите в два столбика, вставляя непроверяемые гласные

А сейчас проверьте

К какому времени года можно отнести все словарные слова?

Почему?

  1.  Беседа

Когда вы шли в школу, обратили внимание на погоду сегодня. Постарайтесь найти самое точное, яркое слово для описания сегодняшнего утра.

        Закроем глаза и шепотом произнесем: зима… Какое чувство у вас вызвало?

(стало холодно, грустно. А мне стало радостно, я люблю зиму…)

        А каким вы видели или представляете себе зимний лес.

  1. Упражнения

Под музыку И.П. Чайковского «Времена года» прочитать и записать предложение –

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

                        С.Есенин

  • Назовите имена существительные, записанные на второй строчке
  • Форма какого падежа является начальной для имен существительных. (форма именительного падежа единственного числа)
  • Есть ли здесь имена существительные в начальной форме?
  • Поставьте остальные имена существительные в начальную форму, определите их род.

  1.  Физминутка для глаз
  2. Работа с именами существительными в начальной форме

- Диктант

Запишите слова в тетрадь:

Мороз, метель, снегопад, шубка, снеговик, лед, снегирь, лыжник, северный

  • Какое слово вызвало затруднение?
  • Перечитайте слова еще раз внимательно. Нет ли лишнего слова? Почему так решили?
  • В каком падеже стоят имена существительные?
  • Что вы знаете об именительном падеже? (сущ. в И.п. всегда употребляются без предлога)
  • Как называются остальные падежи? (косвенными)
  • Как по другому называется изменение имен существительных по падежам? (склонение)

- Раз, два, три, четыре, пять будем слово снег склонять (устно)

  • Что происходить с существительными при склонении?
  • Составьте предложение с существительным снег так, чтобы оно стояло в одном из косвенных падежей. Падеж назвать

- Пошел снег и закрыл несколько букв в следующем задании.

Прочитать предложения

Списать, вставляя пропущенные буквы

На старой б__резе с__дела любопытная с__ничка.

Она с интересом наблюдала за д__тьми под деревом.

  • Какое правило вспомнили, вставляя буквы? (о правописании безударных гласных)
  • Как же проверить безударную гласную?
  • Подчеркнуть главные члены в первом предложении. Какой частью речи они выражены?
  • Что знаете о падеже подлежащего?
  • Как определить падеж имени существительного в предложении?

  1. Физминутка

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь,

Мы снежинки – балеринки,

Мы танцуем день и ночь!

Встанем вместе все в кружок,

Получается снежок!

Мы деревья побелили,

Крыши снегом залепили,

Землю бархатом укрыли,

И от стужи сберегли.

  1.  Самостоятельная работа

Запишите словосочетания, раскрывая скобки. Поставьте существительное, данное в скобках, в указанном падеже. Если нужно, добавьте предлог, окончание у существительного выделить.

        Ветка (рябина) Р.п.

        Гулять (улица) Д.п.

        Любоваться (снежинка) Т.п.

Какая особенность у существительных в Д.п.? (предлоги к, по)

Русская природа красива во все времена года. Вот так вдохновенно Р.Рождественский при помощи одного из падежей говорит о ней:

  • Узнали падеж? Докажите
  • Какая особенность у существительных в предложном падеже? (употреблять только с предлогами)

А теперь отправимся в музей Зимы, где она выставила картины, показывающие красоту зимней природы. Рассмотрите их внимательно и выберите для себя одну, которая вам больше всего понравилась.

  1. Домашнее задание

Просклонять существительное зима

Рефлексия

- Наш урок идет к финалу,

- Убедилась я вполне:

- Все падежные вопросы

- Вы усвоили легко.

  1.  Итог урока
  • Чем же мы занимались на уроке?
  • Какое задание вызвало затруднение?
  • Какое задание понравилось?
  • Спасибо за работу.

  1. Оценки за урок

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка, литературного чтения и изобразительного искусства. Тема:Склонение имен существительных. Винительный падеж. Осенний калейдоскоп.

Урок составлен по программе УМК "Школа России" для учащихся 4 класса. Цели урока:1.       Углублять знания детей об имени существительном как части речи. Познакомить...

Разработка урока русского языка для 2 класса по теме "Изменение имен существительных по падежам".

Разработка урока русского языка для 2 класса  по программе "Начальная школа 21 века" по теме "Изменение имен существительных по падежам"....

Открытый урок по русскому языку 4 класс по теме: "Изменение имен существительных по падежам"

Развитие умений извлекать информацию на слух и при чтении из разных источников (учебных, художественных текстов, стихотворных строк, таблиц) преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу...

Урок по русскому языку для 3 класса на тему:"Изменение имен существительных по падежам (склонение)"

Урок интересен своими разнообразными видами деятельности на уроке. И отвечает всем параметрам ФГОС....

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Изменение имен существительных по падежам (склонение)"

Цель урока: дать первоначальное представление о склонении имен существительных. Задачи: Образовательные: - ввести термин "падеж" и "склонение"; - познакомить с названиями падежей, шестью парами падежн...