Три склонения имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Закирзянова Эндже Рахимзяновна

 

Тема:Три склонения имен существительных

Цели урока

1. Образования :продолжение формирования умения распознавать тип склонения имени существительного по роду и окончанию в именительном падеже..

 

2.   Развития: развитие зрительной памяти и орфографической зоркости.

 

3.  Воспитания: формирование культуры поведения в общественных местах, воспитание эстетических чувств, развивать у детей представление о природе, ее красоте, прививать любовь к природе.

 

Материал :Учебник «Русский язык» Т.Г.Рамзаева 4 класс, карточки, рисунки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus.yaz_97-2003.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Три склонения имен существительных

Цели урока

1. Образования :продолжение формирования умения распознавать тип склонения имени существительного по роду и окончанию в именительном падеже..

2.   Развития: развитие зрительной памяти и орфографической зоркости.

3.  Воспитания: формирование культуры поведения в общественных местах, воспитание эстетических чувств, развивать у детей представление о природе, ее красоте, прививать любовь к природе.

Материал :Учебник «Русский язык» Т.Г.Рамзаева 4 класс, карточки, рисунки.

  1. Организационный момент.

1. Подготовка к уроку.

      --Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Мы одновременно будем совершенствовать знания по русскому языку и окружающему миру. Давайте вспомним, какие существительные  относятся  к 1-ому, 2-ому, 3-ему склонению ? (ответы детей)

   - Мы будем упражняться в распознавании типа  склонения  имён существительных .

 2. Актуализация прежних знаний.

  1. Словарно-орфографическая работа.

31   12   19  12  21  18 19  10 33  

-Ребята, ориентируясь на данные числа, назовите слово из словаря.

-Какое это слово?

-Как вы его определили?

  (Это слово экскурсия. Мы определили его по числам, которые  обозначают порядок каждой буквы в алфавите.)

-Как вы понимаете значение слова экскурсия?

( Экскурсия - это посещение какого-либо музея, достопримечательностей города, села.)

-С какой целью совершаются экскурсии?

(Экскурсии совершаются   с целью отдыха, получения новых знаний.)

-Что мы можем отметить  в написании этого слова?

( В слове экскурсия пишутся подряд  три согласные буквы к, с, к. Начинается слово с буквы э.)

-Напишите этот слово в тетради, мысленно проговаривая. Какого склонения это слово?

- Посмотрите на данную схему: Кто? Что делали? С кем? на экскурсию куда?Составьте предложение, отвечая на поставленные вопросы, подчеркните главные  члены предложения.

 (Школьники ходили с учителем на экскурсию в лес.)

- Приходилось ли вам, ребята, гулять по лесу спокойно, без беготни, не аукать, не кричать, а просто тихо-тихо пройти по лесной тропе? В таком лесу можно увидеть много интересного.  Давайте совершим воображаемое путешествие на природу. Приготовились. Представьте, что мы собрались на экскурсию в лес.

- Ребята, а какие правила поведения  в лесу мы должны соблюдать? Давайте, проверим знаете ли вы это? Для этого поиграем  одну игру, которая называется «Разрешается. Запрещается.»

1. Листья деревьев  собирать с земли …

2.  Срывать травянистые растения…

3. Обрывать паутину…

4. Шуметь в лесу …

-Молодцы, ребята. Вы знаете как вести себя в лесу. Настоящий турист бережет каждое дерево, куст, цветок.   Не  разводит в лесу костры. После себя убирает весь мусор. А теперь отправляемся в лес.

  Ластик и Карандаш придумали слова с буквами  а и о. Ластик спрятал в своих словах букву а, а Карандаш – о. Достаньте свои вееры с гласными буквами.

д_рога                                дерев_

_сина                                 т_п_ль

 с_сна                                 ябл_к_  

ив_                                     п_ук

3. Изучение материала

Вот,  ребята, мы уже в лесу.  Лес прекрасен и всегда молод! Прогулка в лес – источник радости и здоровья. Роль лесов в природе очень велика. Они смягчают очень засушливый климат, закрепляют склоны оврагов, улучшают водный режим рек, делают их наиболее полноводными.

А какую пользу приносит лес человеку?

-Правильно. Лес называют "легкими" нашей планеты.

-Защитник воздуха, водоемов, почв.

-Дом для растений, животных, грибов.

-Место для отдыха человека.

-Источник ягод, грибов, лекарств.

-Источник древесины.

-Что вы почувствовали, войдя в него?  Может, кто-то из вас расскажет об этом стихами?

                     Когда ты входишь в лес

                      Душистый и прохладный,

                      Средь пятен солнечных

                      Осенней тишины

                      Встречает грудь твоя

                      Так радостно и жадно

                      Дыханье влажных трав

                      И аромат сосны.

                      Бродит осень по дорогам,

                      Ищет осень, где присесть,

                      Чтобы с грустью и тревогой

  Письмо по памяти

Молоденькие осинки выстроились у лесной полянки.

Определить падеж, склонение имен существительных, определить главные члены предложения.

- Посмотрите, какие весточки оставила нам осень?

На разноцветных осенних листьях даны индивидуальные разно уровневые задания по определению склонения имен существительных.

  1 уровень. Запишите данные слова в единственном числе, обозначьте склонение: деревья, звери, грибы, ветки, шишки .

  2 уровень .   Запишите к каждому слову близкое по значению слово или однокоренное слово  другого склонения. Обозначьте склонение   всех   имен существительных: дорога, гербарий, яблоко, поляна.

  3 уровень .Допишите пословицы. Определите склонения имен существительных:

                  1)  Готовь сани летом, а …   …  .

                  2) Больше снега- … … .

                  3) Осторожность – мать … .

          Физкультминутка.

   Мы листики осенние,  (плавные покачивания руками вверху над головой)

   На ветках мы сидим .

   Дунул ветер – полетели.  ( руки в стороны)

   Мы летели, мы летели

   И на землю тихо сели.   (присели).

   Ветер снова побежал

   И листочки все поднял. (плавные покачивания руками вверху над головой)

  Закружились , полетели

   И на землю снова сели (дети садятся по местам)

- А теперь посмотрите на поляну. У нас под ногами разноцветный ковер из листьев.(слайд)

                Давайте соберем три букета из этих листьев, а хвоинки  возьмем для составления экибаны.(Запишите названия  деревьев в три столбика по склонениям)  .

       1 склонение              2 склонение              3 склонение              

          береза                        ясень                          ель

          сосна                          дуб                              

          липа                           клен

          ольха                      

          осина

Работа по учебнику.Упр.173. стр.91. Написать слова по группам, указать склонение имен существительных.     

4.Запишите домашнее задание : Что вы увидели в осенней природе, как надо вести себя там, употребляя существительное 1, 2,3 склонения ,написать сочинение.

5.Итог.

  - Ребята, понравилась ли вам наша экскурсия? Что мы узнали нового? Что повторили? А теперь возвращаемся домой . Помните, что природу надо сберегать. Будьте внимательны и осторожны !

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».

Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.

Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...