открытый урок. русский язык. 2 класс."Состав слова"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Комова Светлана Ивановна

открытый уроу по русскому языку. Тема: "Состав слова" по программе "Планета знаний". Учебник "русский язык" - 2 класс, 1-часть. Авторы Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostav_slova_2_klass.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие. Русский язык. 2 класс.

Тема: Состав слова (обобщение)

Программа:  Планета знаний.

Учебник:  Желтовская Л.Я. Русский язык ( часть 1). 2 класс- Москва: АСТ Астрель, 2010.

Цели деятельности учителя: учить выполнять разбор слова по составу; совершенствовать умение работать с памятками по устному и графическому разбору слов, отвечать на вопросы по теме.

Планируемые результаты:

 личностные: осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий;

метапредметные: регулятивные – научатся следовать рекомендациям памяток при анализе и списывании текстов; получат возможность научиться намечать действия при работе в паре;

познавательные – научатся выполнять разбор слов по составу, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочный материал учебника;

коммуникативные – научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;

предметные: научатся выполнять разбор слова по составу.

Оборудование: предметные картинки, смайлики, компьютер, проектор, презентация.

Урок был проведен в ноябре 2013 г. Конспект урока включает ответы детей. Во время урока проводится 1 физминутка. Смена слайдов и эффектов анимации происходит по щелчку мыши.

СЦЕНАРИЙ  УРОКА.

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Возьмите за руку того, кто сидит вместе с вами за партой. Закройте глаза и молча, пожелайте своему товарищу что-нибудь очень приятное, доброе, удачи в работе. Открывайте глаза.

-Как вы думаете, теперь вам будет легче работать?

-Настроились на работу? Очень хорошо.

-Ребята, вспомните, над  какой темой мы работали на прошлом уроке? (суффиксы и приставки в слове, над составом слова)

Сообщение темы урока.

-Что значит разобрать по составу слово? (это значит находить части слов и выделять их)

-Какие части слов вы знаете? (окончание, основа, приставка, суффикс и корень) СЛАЙД №1

-Какова цель нашего сегодняшнего урока? (мы будем закреплять знания о составе слов, учиться образовывать новые однокоренные слова)

-Мы продолжаем нашу работу по теме СОСТАВ СЛОВА. СЛАЙД №1

-Для этого нам придется активно поработать на уроке.

Интересный урок сегодня у нас,

 К нему готовился каждый из вас.

 Надо многое знать, уметь,

 Думать, логически рассуждать.

 Вам я думаю, все по плечу,

 Ведь я вас второй год учу.

-Открываем тетради и записываем дату, классная работа.

Минутка чистописания.

-А урок сегодня будет необычным, мы с вами отправимся в путешествие. А для того, чтобы узнать куда – посмотрите на доску и попробуйте отгадать ребус. Кто догадался? (в космос) Слайд №3,4

-С какой буквы начинается это слово?  (с согласной буквы К)

-Вот сейчас мы вспомним, как пишутся заглавная и строчная буква К.

Слайд № 5

-Итак, мы отправляемся с вами в космос. А кто знает значение этого слова? (космос – вселенная, мир)

-Подберите однокоренные слова к слову «космос». (Космос, космонавт, космический)

-А вот какие слова получились у меня, посмотрите на слайд. Подумайте, какое слово «лишнее». Почему? Слайд 6

-Какое значение имеет слово “ракета”? (1 – Летательный аппарат, 2 – снаряд для фейерверков, 3 – быстроходное судно на подводных крыльях)

-Как вы думаете, какое значение подходит в нашем случае? (летательный аппарат)

-Так какие слова получились? Выделите корень. Слайд 7

-Что такое космос мы выяснили,

 - А какое значение имеют остальные слова? (Космонавт- человек, совершающий полет в космос, космический – относящийся к космосу)

-Почему эти слова можно назвать однокоренными? (Они имеют общий корень и являются родственными, т.е. близкими по значению) а теперь можно и в путь. Слайд 8

                                                 Далекие звезды над нами горят,

Зовут они в гости хороших ребят.

       Собраться в дорогу нетрудно для нас-

И вот мы к полету готовы сейчас.

Словарная работа.

-Итак, в космос мы отправляемся на ракете. И первое, что мы посетим – это планета «Витаминка». Слайд 9. Здесь нас ждут словарные слова. (Орех, морковь, яблоко, ягода, арбуз, капуста) (на доске.)

                                                    Внимание! Взлет!

И наша ракета мчится вперед.

           Прощально мигнут и растают вдали

 Огни золотые любимой земли.

-Мы с вами на старте. Как вы думаете, что мы сможем увидеть в космосе? (планеты, спутники, звезды…) СЛАЙД №10

-Летим! Сейчас вы будете представлять, как мы с вами летим.

А Костя расскажет, что же нам встретится на пути. Вы  следите по тексту и постарайтесь найти в тексте слово, которое употребляется в разных формах. Отправляемся в путь!

КАРТОЧКА №1

«Впереди небо, которое усыпано множеством звезд. Очень красиво! Нам на пути встречаются звезды голубого, желтого, красного цвета. Расстояния между звездами огромны. Мы летим. Чувства переполняют. Так и хочется об этих звездах сложить песню.»

-Так какое это слово? Назовите формы этого слова. Запишите эти слова.

( звезд, звезды, звездами, о звездах)

-Выделите окончание и основы  слов. СЛАЙД №11

-Расскажите, что вы знаете об окончании. (окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.)

-Проверим. Прочитаем.

ФИЗМИНУТКА ( СЛАЙД 12)

-Сейчас мы с вами летим на одну из планет. Эта планета очень необычная, фантастическая. А давайте мы сделаем подарок этой планете – посадим дерево. Но сначала вспомним, какие части есть у дерева? (корень, ствол, ветки, листья) Слайд 13.

-А какая часть самая главная? (корень)

-А дерево мы посадим необычное – словообразовательное. На нем будут вырастать новые слова. У нашего дерева корень – уч-.( СЛАЙД 13)

- Чтобы оно выросло, надо ответить на вопросы:

-Как вас называют в школе? (ученики)

-Почему вас так называют? (т.к. мы учимся)

-Как называют того человека, который учит? (учитель)

-Над какой пословицей мы работали на прошлом уроке? (ученье – свет, а неученье – тьма)

-Запишите эти слова с новой строки и выделите корень.

-Проверим. Работаем цепочкой.

-Как называют эти слова? (однокоренные)

-Почему их так называют? (у этих слов общий корень, они родственные по значению)

-Что такое корень? (корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение родственных слов)

-Проверим, прочитаем. (СЛАЙД № 14)

-Вот какое красивое дерево выросло. На этой планете очень красиво. Воздух чистый, вода в реке прозрачная, небо голубое. Много цветов.

-А цветы на планете тоже загадочные. Один из них очень похож на цветок, который растет в нашей местности. Какой? (ромашка)

-На этой планете такой цветок называется приставочным. (Слайд №15).

-Как вы думаете, почему? (на лепестках приставки)

-Образуйте с помощью этих приставок и корня  -лить- новые слова, запишем их на новой строке, выделяя приставку.

-Что такое приставка? (приставка- это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов) Слайд 16.

-А сейчас нам предстоит отправиться на другую планету «Книжную»

(Слайд №17), где мы поработаем по учебнику: стр. 87, упр. 4

-Читаем задание. (как можно образовать ласковые имена детей)

-Работаем в паре, помогаем если нужно друг другу, советуемся.

-Запишите на строке  полученные слова, выделим суффикс. Проверим.

-Что такое суффикс и для чего он служит?

Двигаемся дальше по планете. Перед нами “Суффиксное поле”.(СЛАЙД №19)

 Но на пути к нему сломался мостик через реку. На одном берегу остались слова, а на другом – суффиксы. Чтобы восстановить мостик, надо присоединить суффиксы к словам. Полученные слова запишите

-А теперь посмотрите на строки. Назовите по порядку части слов, которые вы выделяли. (окончание, основа, корень, приставка, суффикс)

-Как называется такой разбор? (разбор слова по составу)

-А теперь проверим, чему мы научились на этих планетах.

 Самостоятельная работа

-Сделайте разбор по составу.

-Проверьте.

Итог.

-Нам уже пора домой. Но прежде, чем отправиться в путь, давайте узнаем, как называются эти планеты. Для этого надо отгадать кроссворд.

1. Изменяемая часть слова.

2. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

3. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

4. Общая часть однокоренных слов.

-Планеты, на которых мы побывали, называются Планетами МОРФЕМ. Морфемы – это части слов, которые мы сегодня выделяли.

Возвращаться нам пора,

                                                         По местам мои друзья!

Из полета возвратились,

       Мы на землю приземлились.

-Вам понравилось путешествие? Какое настроение у вас после урока? Покажите мне.

Домашнее задание.

-Домашнее задание я для вас приготовила на карточках, которые лежат в ваших дневниках.

  • Прочитайте предложения. Спишите, в однокоренных словах выделите корень.

Под осиной растут подосиновики. В лесу работает лесник. Рыбак ловит рыбу. Муравьи живут в муравейнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: Состав слова 2 класс

Урок русского языка во 2 классе с использованием активных форм работы, проводится в виде игры «Счастливый случай».     Тема: Состав слова. Обобщающий урок. Задачи: Обобщить знания о сост...

Открытый урок русского языка. Тема: "Душа слова"

Открытый урок русского языка в 3-б классе.Тема: "Душа слова"Ход урока:Организационный момент (1 мин).Психологический настрой учащихся к деятельности. Учитель: - Каждое утро солнышко вс...

Урок русского языка. Тема: "Состав слова"

Цель: – развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов....

Открытый урок русского языка по теме "Слова признаки"

Закрепление по теме "Слова признаки" 3 класс...

Открытый урок русского языка по теме "Слова признаки"

Закрепление по теме "Слова признаки" 2 класс...

Конспект урока русского языка Тема: Состав слова. Значение слов с разными приставками 2 класс УМК «ПНШ»

Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию родственных слов с приставками и овладению умением состав...

Открытый урок русского языка 1 кл. "Слово и слог".

Открытый урок русского языка 1 кл. "Слово и слог"....