Корень слова. Однокоренные слова. 1 класс
презентация к уроку по русскому языку (1 класс) по теме

Тихомирова Елена Борисовна

Урок разработан на основе программы "Школа 2100" для 1 класса. На уроке дети в доступной форме повторяют и обобщают полученные знания по теме Корень. Однокоренные слова. Предлагается выполнить различные виды работ по отработке темы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение по теме «Корень слова и однокоренные слова».

Цель:

  1. Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний о корне  слова и однокоренных словах.

Задачи: 

  • Образовательная:  совершенствовать умение находить корень в словах через подбор родственных слов.
  • Развивающая: способствовать развитию мыслительных операций, наблюдательности и орфографической зоркости.
  • Коррекционная: учить различать однокоренные слова при помощи сопоставительного анализа, расширять словарный запас детей, учить точному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях.
  • Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родному языку, прививать навыки дружеского общения.

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

-ценностное отношение к процессу определения корня в однокоренных словах;

-ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

-осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Предметные:

-знание об определение корня в однокоренных словах;

-умение применять знания в жизненных ситуациях;

-умение находить общую часть  родственных слов;

Метапредметные:

-умение принимать и сохранять цель урока;

-умение находить способы решения поставленной цели;

-умение планировать,контролировать и оценивать свои действия;

-умение слушать собеседника и вести диалог,высказывать свою точку зрения,правильно говорить;

-умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.

- Ребята, вы готовы к уроку?

 На вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший, дружный класс.

Все получится у нас!

- Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что уже знаем и постарались открыть новые секреты русского языка.

В начале урока выполним упражнение на внимание:

Разминка «Да» или «Нет»:

  1. В алфавите 33 буквы.(да)
  2. В неделе 8 дней.(нет)
  3. Гласный звук образует слог. (да)
  4. В радуге семь цветов.(да)
  5. В слове конь три буквы. (нет)
  6. В слове цветы первый слог ударный. (нет)

Откройте тетради. Запишите …число. Классная работа
Минутка чистописания.   

 м л о р е а с у          

На какие группы можно разделить буквы?

Гласные: о, а, е, у

Согласные: м, л, р, с

Какая буква лишняя в каждой группе?

е – обозначает два звука. В каких случаях буква е обозначает 2 звука?

-в начале слова

-после гласных

-после ь и ъ знаков

с – согласный глухой.

-Минутка чистописания(1строчка-мо ма му ла ло лу ла ро ру,2строчка-ом ам ум ал ол ул ар ор ур)

2. Тема, задачи.

- Итак, сегодня на уроке мы обобщим ваши знания о корне и однокоренных словах. Закрепим умение находить корень в однокоренных словах. Как вы думаете, все ли вы знаете о корне и однокоренных словах?

Все знания вы получаете постепенно, как бы поднимаясь по лестнице. У каждого на столе лежит «лист самооценки». Как вы думаете, на какой ступеньке вы стоите? Поставьте себя в начале урока. А в конце урока мы проверим, как повысилась ваша самооценка.

         Как вы думаете, какие знания, будем обобщать и какие умения тренировать?

-На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?        

Вспоминаем, обсуждаем:   

- Что такое корень слова?

- Роль корня в слове.

- Как выделить корень в слове?

- Вы любите разгадывать загадки? Предлагаю вам несколько разгадать.

Человечек, слепленный из комков снега. (снеговик)

Мелкий снег.(снежок)

Внучка Деда Мороза. (Снегурочка)

Атмосферные осадки- белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда. (снег)

Тонкий слой ледяных кристаллов на ветвях деревьев. (иней)

Небольшая певчая птичка с красной грудкой.(снегирь)Что можно сказать об этих словах?

- Запишите слова  через запятую в тетрадь.

- Что можно сказать об этих словах?

-Какой корень?

-Все ли слова однокоренные? Почему?

3. Работа по теме.Вспоминаем, обсуждаем.

-Что такое корень?

-Как вы думаете слово корень однозначное или многозначное? Докажите.

Слово корень – многозначное. Обратимся к словарю и посмотрим значения этого слова.

Итак, корень – это подземная часть растения, внутренняя находящаяся в теле часть зуба.

Что общего в значениях слова корень? (Важная часть чего-либо)

А ещё в словаре говорится, что корень – это значимая основная часть слова.

Как по-другому можно сказать о корне слова?

Вывод: это главная часть слова.

-Итак,мы ответили на первый вопрос.(Корень-это главная часть слова) Роль корня в слове.

Вернёмся к нашему плану и обсудим его второй пункт.

Послушайте стихотворение «Как растут слова?»

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –

был он только словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

Выросло необыкновенное дерево, а вместо ветвей на нём росли слова. И у всех слов была общая часть та, которую человек посадил сначала.

-Прочитайте слова, запишите, выделите корень.

соль, соленье, посолил, рассол, соленый.

Выберите любое слово и прочитайте в нём только корень.

Поняли, что означает это слово?

Попробуёте закрыть корень слова и прочитать остальные части.

Ясен ли смысл слова? Какой вывод можно сделать?

Вывод: В корне заключен общий смысл однокоренных слов.

-Вот мы ответили и на второй вопрос.(В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов)

Как выделить корень в слове?

Обсуждаем третий пункт плана. Посмотрите на фотографию.
Как вы думаете, кто на ней изображен?
(Семья, родственники).

 Вы знаете, раз уж мы сегодня на уроке ведём разговор о семьях слов, то я приглашаю
вас побывать ещё в одной семье, даже в двух.
Итак, жил-был
тигр. У него была тигрица, а у неё маленький сынок тигрёнок.. Вот мы
и получили две семьи: в одной живут звери, а в другой – слова, которые их называют. Какие это слова?
– Запишем эти слова через запятую в тетрадь(один человек работает у доски)
- Вот мы и получили две семьи: в одной живут звери, а в другой – слова, которые их называют. Какие это слова?

-Что можно сказать об этих словах?

В семье зверей больше никого нет, а в семье слов есть: раздаётся рык … (какой? чей?) тигриный. Например, есть акула, которая такая же полосатая, поэтому её называют тигровая акула, и есть камень, который за свой цвет тоже называют тигровый.

В семье слов выделите корень. Как выделить корень?

Вывод: Надо подобрать однокоренные слова и выделить у них одинаковую часть – корень.     

Вот мы нашли ответ и на третий вопрос.Как выделить корень в слове?(подобрать родственные слова и выделить общую часть-корень

Физкультминутка.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик!

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора

4. Тренировочные упражнения.  «Играем, наблюдаем».

Мы вспомнили и обсудили все вопросы первой части нашего урока.

Следующая часть называется “Играем, наблюдаем”, в которой вы будете выполнять тренировочные упражнения.

Упражнение в распознавании однокоренных слов.  Работа в группах.

                                                       Игра «Засели домики» 

На партах у учеников лежат слова. Дети читают и крепят свое слово в домике с нужным корнем

- Одновременно в 3 домика приехали «родственники». Правильно  «заселите» родственников  в домики, нет ли среди них «чужих»?  

Проверка.

- Какие однокоренные слова вы поселили в 1-ый домик?  Почему слово «лист» не подходит? (У него другое значение, поэтому оно не  является родственным).

- Какие слова «заселили» во 2-ой домик? Какое слово «лишнее»? Почему?

-Какие слова  будут жить в 3-ем домике? Какое «лишнее»? Докажите.

-Пропедевтическая работа: - Понаблюдайте, как пишутся корни в однокоренных словах.

Игра “Зоркий глаз”

Мы отправляемся в гости еще к одной семье. Работа в парах. Карточка 1

Прочитайте внимательно задание. Выполните задание.
Найдите в тексте однокоренные слова Выделите корень. Назовите лишнее.

Физминутка. Релаксация для глаз.  

Игра “Помоги мальчику найти пары родственных слов”

Помогите мальчику найти пары родственных слов.

Объясните.

Лес – лесник

Река – плот

Дуб - дерево

Соленый - соль

Дом – домашний

Птица - гнездо

Гриб – грибной

-Цепочкой у доски и в тетрадях

Игра « Быстрей, вперед» Работа в парах. Карточка 2
прочитайте задание. Распределите задание. Выполните его в тетрадь. Вынесите его на доски

5. Итог, рефлексия.
Найдите правильное определение корня.

Карлсон думает, что корень  - это главная часть предложения.

Буратино думает, что корень – это общая часть всех слов.

Маша думает, что корень – это общая часть родственных слов. Кто из них прав?

-Давайте вспомним, какие проблемные вопросы мы ставили в начале урока?

-Удалось ли нам на них ответить?

-Молодцы! Справились с заданием.

Давайте проверим, изменилась ли ваша самооценка после урока.

Как вы думаете, на какую оценку вы знаете материал о корне и однокоренных словах? Оцените себя.

- Дорисуйте человечка и покажите, как для вас прошел урок.

-Спасибо за работу. Урок закончен.

6. Домашнее задание.

- Предлагаю попробовать свои силы в самостоятельной работе, где потребуется умение доказывать и рассуждать. (Работа по карточкам)

- Спасибо за урок!- Урок окончен.                                         

 Раздаточный материал

      Лист самооценки

                                                                                 Знаю на 5

                                                                   Знаю на 4

                                                  Требуется помощь

                                    Не знаю

      Лист самооценки

                                                                                 Знаю на 5

                                                                   Знаю на 4

                                                  Требуется помощь

                                    Не знаю

      Лист самооценки

                                                                                 Знаю на 5

                                                                   Знаю на 4

                                                  Требуется помощь

                                    Не знаю

      Лист самооценки

                                                                                 Знаю на 5

                                                                   Знаю на 4

                                                  Требуется помощь

                                    Не знаю

 Карточки 1 для дополнительной работы

Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень.

Лесок, лесник, леска, лесной, перелесок.

Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень.

Горка, горочка, горевать, горный, пригорок.

Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень.

Лесок, лесник, леска, лесной, перелесок.

Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень.

Горка, горочка, горевать, горный, пригорок.

Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень.

Лесок, лесник, леска, лесной, перелесок.

Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень.

Горка, горочка, горевать, горный, пригорок.

Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень.

Лесок, лесник, леска, лесной, перелесок.

Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень.

Горка, горочка, горевать, горный, пригорок.

Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень.

Лесок, лесник, леска, лесной, перелесок.

Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень.

Горка, горочка, горевать, горный, пригорок.

Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень.

Лесок, лесник, леска, лесной, перелесок.

Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень.

Горка, горочка, горевать, горный, пригорок.

Карточка 2

Разделите слова на две группы.

Выделите корень в однокоренных словах.

Моряк, заморозки, отморозил,  мореплаватель, заморские, морозец, морозный, морская.

Разделите слова на две группы.

Выделите корень в однокоренных словах.

Болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка.

Разделите слова на две группы.

Выделите корень в однокоренных словах.

Моряк, заморозки, отморозил,  мореплаватель, заморские, морозец, морозный, морская.

Разделите слова на две группы.

Выделите корень в однокоренных словах.

Болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка.

Разделите слова на две группы.

Выделите корень в однокоренных словах.

Моряк, заморозки, отморозил,  мореплаватель, заморские, морозец, морозный, морская.

Разделите слова на две группы.

Выделите корень в однокоренных словах.

Болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка.

Разделите слова на две группы.

Выделите корень в однокоренных словах.

Моряк, заморозки, отморозил,  мореплаватель, заморские, морозец, морозный, морская.

Разделите слова на две группы.

Выделите корень в однокоренных словах.

Болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка.

Разделите слова на две группы.

Выделите корень в однокоренных словах.

Моряк, заморозки, отморозил,  мореплаватель, заморские, морозец, морозный, морская.

Разделите слова на две группы.

Выделите корень в однокоренных словах.

Болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка.

Домашнее задание

Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

Стоит, поляна, могучий, на, дуб.

Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.

На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.

Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

Стоит, поляна, могучий, на, дуб.

Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.

На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.

Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

Стоит, поляна, могучий, на, дуб.

Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.

На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.

Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

Стоит, поляна, могучий, на, дуб.

Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.

На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.

Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

Стоит, поляна, могучий, на, дуб.

Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.

На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.

Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

Стоит, поляна, могучий, на, дуб.

Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.

На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.

Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

Стоит, поляна, могучий, на, дуб.

Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.

На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.

Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.

Стоит, поляна, могучий, на, дуб.

Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.

На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».            Цель: формировать общее представление об однокоренных с...

План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....

Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)

Русский язык Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(2 класс)...

Конспект урока по теме: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(3 класс)

Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова....

Карточки по теме "Корень слова. Однокоренные слова. Сложные слова" 3 класс УМК "Школа России"

Карточки по теме "Корень слова. Однокоренные слова. Сложные слова" 3 класс УМК "Школа России"...