Формы, методы, эффективность использования проблемного обучения на уроках русского языка в 1классе.
статья по русскому языку по теме

Петрашевич Ольга Борисовна

Проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.
         Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым войдя в жизнь ребенок будет более защищен от стрессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy.docx684.11 КБ

Предварительный просмотр:

Формы, методы, эффективность использования проблемного

обучения на  уроках русского языка в 1классе.

Система проблемного обучения  предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

Это достигается путем внесения определенных изменений в содержание и организацию процесса обучения по сравнению с традиционной системой.

Изменение содержания осуществляет за счет:

  • введения дополнительной лексики во время словарно орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного;
  • увеличения масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах уроков;
  • расширения объема работы с понятиями и терминами;
  • включения в содержание уроков различных видов текстов воспитательно-познавательного характера.

Более значительные изменения предусматриваются в организации процесса обучения русскому языку. Они связаны с реализацией ряда новых принципов проведения уроков, введением нового этапа урока русского языка в 1-м классе, существенным изменением методики проведения каждого структурного этапа урока во всех классах начальной школы.

К новым принципам, наряду с общепринятыми, относятся следующие:

  • Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка[1] предполагает, что учитель использует во время учебно-воспитательной работы на уроках русского языка такие методы и приемы, подбирает и составляет такого рода упражнения, в процессе выполнения которых у обучающихся не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств. Набор их может быть различен, но в количественном плане — не менее четырех. Например, развитие словесно-логического мышления,  внимания, памяти, речевых способностей.
  • Принцип действенного подхода к обучению[2] заключается в такой организации и проведении уроков русского языка, в результате которых осуществляется поиск детьми собственных, желательно неординарных путей решения заданий, в максимальной степени активизируется их мыслительная деятельность и совершенствуются интеллектуальные качества.
  • Принцип обоснованного ответа[3] предполагает полное, последовательное, доказательное объяснение обучающимися своего мнения в процессе всех или большинства выполняемых ими упражнений по русскому языку. Эффективность реализации этого принципа зависит от учителя, который таким образом построит урок и сформирует задания, что детям необходимо будет обосновывать свою точку зрения, свой вариант их решения.
  • Эффективное выполнение вышеперечисленных принципов зависит от принципа сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся[4]. Он предусматривает сочетание разумной требовательности и строгости с глубоким терпением и уважением к личности каждого ребенка, его мнению, точке зрения; обеспечение внимания со стороны ученика к словам и действиям учителя, уважительного отношения к ответам, мыслям и чувствам одноклассников. Другими словами, ребенок не должен попадать в зависимость от  учителя или автора пособия. Психологическая свобода, атмосфера тепла и доверия предоставят ему возможность утвердиться в поиске новых идей и новых знаний.

Для реализации системы комплексного интеллектуального развития младших школьников используются традиционные типы уроков (изучение нового материала, закрепление знаний, обобщающие учетное-контрольные, комбинированные уроки) с сохранением всех основных этапов (минутки чистописания, словарно-орфографической работы, физкультминутки). Однако существенно меняется методика проведения каждого этапа урока, а в 1-м классе вводится новый — мобилизующий этап.

Цель мобилизующего этапа каждого урока — включение ребенка в работу. В его содержание входят три группы упражнений, которые предусматривают различные операции с буквами (графическое изображение, условные обозначения, воображаемые образцы). Упражнения рассчитаны на 2—4 минуты каждого урока и призваны совершенствовать один из видов мышления ребенка: или наглядно-действенный, или наглядно-образный, или словесно-логический. Одновременно с мышлением развиваются внимание, память, сообразительность, наблюдательность, речевая способность. На каждом уроке используется одна группа упражнений.

В заданиях, направленных на развитие наглядно действенного мышления, буквенный материал используется в виде графического изображения букв на специальных карточках, которые школьники могут переставлять, взаимозаменять на наборном полотне, т.е. осуществлять с ними реальные действия. Со временем обучающиеся переходят к выполнению заданий более сложного характера: увеличиваются количество карточек  буквами и количество их перестановок. Например,

На наборном полотке карточки с буквами расставлены следующим образом:

У. Сравните, как стоят карточки с буквами вверху и внизу. Скажите, какую карточку в нижнем ряду надо переставить, чтобы в обоих рядах буквы одинаково располагались?

Д.  Карточку с буквой В надо поставить в пустой кармашек. Тогда буквы в верхнем и нижнем рядах будут иметь одинаковый порядок.

У.  Какой звук обозначает буква А?

Д. Буква А обозначает звук [а]. Он гласный. Бывает ударным и безударным.

Выполняя задания на формирование наглядно-образного мышления, обучающиеся мысленно совершают действия с буквами, не меняя положения в их фактическом изображении. Операции с идеальными образами букв способствуют развитию у школьников интеллектуальной гибкости, умению полемизировать с самим собой, действовать аргументированно, доказательно. Например,  

На доске вычеркивается игровое поле с девятью (далее с двенадцатью) квадратами. В каждом квадрате-домике живет одна буква. От домика к домику прыгает зайчик наискось через дорожку (в дальнейших заданиях второй группы характер ходов сохраняется).

                

У. В домик с какой буквой может прыгнуть зайчик, если он находится в домике с буквой А?

Д. Зайчик из домика с буквой А может попасть в два домика: домик с буквой Ю и домик с буквой Э, так как он прыгает наискось через дорожку.

У. Охарактеризуйте буквы, напечатанные на игровом поле, и звуки, которые они обозначают. Какой буквы здесь не хватает?

Д. На игровом поле мы видим гласные буквы. Гласных букв 10. Не хватает буквы Ы. Гласные буквы обозначают гласные звуки. Гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].Они бывают ударными и безударными.

Задания, направленные на развитие словесно-логического мышления, не предусматривают непосредственных операций ни с буквами, ни с их мысленными образами. Они заставляют ученика оперировать условными обозначениями букв (например, цифрами). Такого рода задания формируют у детей умение четко, последовательно, доказательно выражать свои мысли.

                    Мобилизующий этап

На доске написано задание. Учитель его читает один раз.

У. Буквы А и Я живут в разных домиках. Один домик высокий, другой — низкий. Причем буква А не живет в низком домике. В каком домике живет каждая буква?

Д. Мы знаем, что две буквы А и Я живут в двух домиках: высоком и низком. Если буква А не живет в низком домике, значит она живет в высоком. Тогда буква Я живет в низком домике.

У. Дайте характеристику буквам а и я.

Д.  А и Я — буквы алфавита. Они обозначают гласные звуки. Буква а обозначает твердость согласных звуков, буква я — мягкость согласных звуков. С буквы а начинается алфавит, буквой я — заканчивается.

На минутке чистописания изменяется структура и методика ее проведения.

«В структуре учитель выделяет две фазы: подготовительную и исполнительную. Подготовительная фаза, в свою очередь, состоит из двух частей:

  • определение и формулирование обучающимися темы минутки чистописания;
  • формулирование детьми плана предстоящих действий
    по написанию букв и их элементов»
    [5].

Минутка чистописания (1)

У. В каждом из данных слов пропущена одинаковая буква один или два раза:

м...ч , р...д , в...з , д...д..., н...н..., м...мл....

Какая это буква?

Д. В данных словах пропущена буква я.

У. Что обозначает слово вяз?

Д. Вяз — это большое дерево с крепкой древесиной. У. Кого называют мямлей"!

Д. Мямлей называют вялого, нерешительного человека.

У. Определите порядок следования букв в данном ряду:

Яяб  Яящ  Яяв  Яяш  Яя...

Д. Заглавная Я, строчная я чередуются с согласными буквами с начала и конца алфавита.

У. Продолжите данную запись до конца строки, ориентируясь на алфавит.

                             Минутка чистописания (2)

У. На минутке чистописания мы напишем букву, которая будет следующей в данном ряду: б, в, г, д, ж,...

Д. Это звонкие согласные, написанные по алфавиту, поэтому следующей должна быть буква з.

У. Определите последовательность букв в цепочке: Ззае Ззяю Ззёи Ззэы Зз...

Д. Заглавная 3, строчная з чередуются с двумя гласными с начала и двумя гласными с конца алфавита.

У. Напишите начатый ряд букв в данной последовательности, ориентируясь на алфавит.

Минутка чистописания (3)

Внимательно посмотрите на данное изображение. Скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания? Она встречается чаше, чем другие. Сколько раз? Какая это буква?

Г    Б    Р    В    М

Р

Н

д

У

г

Р

в

Ч

Р      С       Р       Е

С

А

Д. Сегодня мы будем писать букву р. Она изображена чаще других, а точнее — пять раз.

У. Определите порядок написания букв в данном ряду: Рраб Ррвг  Рр...

Д. Заглавная Р, строчная буквар, две буквы алфавита по порядку.

У. Продолжите данную запись, ориентируясь на алфавит.

Для проведения второй части подготовительной фазы учитель пишет на доске цепочку букв (или букв и их элементов), для каждого урока составленную по новому принципу, и предлагает детям очередное задание. Например: «Определите порядок написания букв в данном ряду: Рра Рре Ррё Рр...»

Учащиеся объясняют вслух систему записи: «Заглавная Р, строчная р чередуются с гласными буквами по порядку их расположения в алфавите».

На исполнительной фазе дети записывают в тетради начатый ряд букв, самостоятельно продолжая его до конца строки и ориентируясь на алфавит.

Таким образом, на минутке чистописания обучающиеся не только совершенствуют свой графический навык, но развивают мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность, речевые и аналитико-синтетические способности.

В словарно-орфографической работе также изменились структура и методика проведения урока[6].

К структурному изменению относится введение мини-моби-лизирующей части. Она дается перед ознакомлением обучающихся с лексическим значением нового слова. Ознакомление с лексическим значением изучаемого слова осуществляется частично-поисковым методом, во время которого дети составляют определения, находя родовое понятие и существенные признаки того или иного предмета, обозначенного новым словом.

Для введения нового слова в активный словарь детей разработан ряд способов, каждый из которых совершенствует определенную сторону мышления ребенка[7].

Первый способ — сопоставление двух изученных слов, не связанных между собой по смыслу, с целью нахождения возможно большего количества общих существенных и несущественных признаков. Он учит сравнивать предметы, устанавливать ассоциативные связи между понятиями, улучшает процесс понимания, осмысления и запоминания новых слов, вырабатывает умение правильно выражать свои мысли. Например.

У. Новое слово, с которым мы сегодня познакомимся, зашифровано. Чтобы его прочитать, надо ориентироваться на прямоугольники — от самых больших к маленьким. Какое это слово?

Д. Зашифровано слово барабан.

У. Что такое барабан?

Д. Барабан — это музыкальный инструмент.

У. Верно, но гитара, балалайка — это тоже музыкальные инструменты. Что их отличает?

Д. Барабан — ударный инструмент, а гитара и балалайка —струнные.

У. Что находится вверху и внизу барабана?

Д. Верх и низ барабана обтянуты кожей.

У. Что же обозначает слово барабан!

 Д. Барабан — это ударный музыкальный инструмент, верх и низ которого обтянуты кожей.

У. Найдите слово барабан в орфографическом словарике.Что можете сказать о его правописании?

Д. В слове барабан три буквы а.

У. Какая из них ударная?

Д. Ударная — третья буква а.

У. Как называются первая и вторая буквы а?

Д. Первая и вторая буквы а называются безударными.

У. Можно ли проверить их написание?

Д. Проверить написание данных букв нельзя.

У. Что же надо сделать?

Д. Правописание первых двух гласных надо запомнить.

У. Напишите слово барабан в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Найдите общие признаки слов барабан и одежда.

Второй способ — поиск противоположных предметов путем сопоставления их существенных и несущественных признаков. Данный способ эффективен в плане развития детского воображения, наблюдательности, усвоения навыков первичного анализа так же, как и совершенствования речи учащихся

Сегодня мы познакомимся с новым словом. Вы его сможете определить, если расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них.

Какое слово вы составили?

Д. Мы составили слово медведь.

У. Кто такой медведь?

Д. Медведь — крупное хищное животное.

У. Какие признаки этого животного вы можете назвать? (Учитель показывает картинку с изображением медведя.)

Д. У него длинная шерсть и толстые ноги.

У. Скажите полностью, что обозначает слово медведь.

Д. Медведь — это крупное хищное животное с длинной шерстю и толстыми ногами.

У. Каким медведь изображается в сказках?

Д. В сказках медведь глуповатый, неуклюжий, косолапый.

У. На самом же деле медведь — это умный, ловкий, очень сильный, быстрый и хитрый зверь. Если он от кого-либо убегает, его трудно догнать. Когда крадется к своей добыче, ни одна веточка не хрустнет под его лапами. А что делает медведь зимой?

Д. Медведь зимой спит.

Третий способ — поиск третьего слова, которое соединяло бы между собой два изученных, но не связанных между собой по смыслу. В подобной ситуации учащиеся выискивают самые непредсказуемые ассоциативные связи; они учатся видеть окружающий мир под непривычным для нас углом зрения, у них развивается нестандартное мышление.

У. Слово, с которым мы сегодня познакомимся, вы составите сами, если внимательно проследите за движением стрелки.

        Л

К

М

У. Какое слово вы составили?

Д. Получилось слово молоко.

У. Что такое молоко?

Д. Молоко — это жидкость, которую получают от коров.

У. Кроме коров какие животные могут давать молоко?

Д. Молоко могут давать козы, овцы, лошади, верблюды.

У. Зачем людям нужно молоко?

Д. Молоко употребляют в пищу.

д

У. Обобщите, что же обозначает слово молоко?

У

Молоко — это жидкость, которую получают от коров и других животных и употребляют в пищу. Произнесите вслух слово молоко, определите ударный слог.

Д. Ударный слог — третий.

У. Найдите слово молоко в орфографическом словаре, напишите его в тетради, поставьте  ударение и подчеркните безударные гласные, которые надо запомнить. Подберите слово, которое соединяло бы между собой слово молоко и собака так, чтобы получилось предложение.

Четвертый способ — составление предложения с одновременным включением в него двух-трех изученных слов.

На доске прикреплены картинки на которых изображены предметы в следующей последовательности: утка, чашка, ель, нитки, игла, кошка.

У. Сегодня мы познакомимся со словом, в котором есть буква е. Его вы должны назвать сами. Выделите первую букву в названии каждого изображенного на картинке предмета. Соедините буквы между собой в том порядке, в котором изображены предметы на картинках. Какое получилось слово?

Д. Получилось слово ученик.

У. Кого можно назвать учеником?

Д. Учеником можно назвать человека, который где-либо учится.

У. Где может учиться такой человек?

Д. Он может учиться в школе.

У. Учеником также называют человека, который учится в профессиональном училище. Теперь дайте полный ответ, что обозначает слово ученик?

Д. Ученик — это человек, который учится в школе или в профессиональном училище.

У. Найдите слово ученик в орфографическом словаре. Напишите его. Поставьте ударение. Подчеркните гласные, на которые не падает ударение. Какую гласную надо запомнить?

Д. Надо запомнить гласную е.

У. Составьте предложение, в котором слова ученик и тетрадь соединялись бы между собой с помощью любого третьего слова.

Пятый способ — сопоставление под различным углом зрения фразеологических оборотов, поговорок, пословиц, в состав которых входят изучаемые слова. Данный способ, помимо положительного воздействия на совершенствование интеллектуальных способностей обучающихся, способствует расширению их эрудиции, ознакомлению с элементами фольклора.

Практическое применение на уроках всех способов позволяет учителю систематически решать вместе со школьниками лингвистические задачи, поскольку в каждом случае от обучающихся требуются рассуждение, доказательство и конкретное решение. Рациональное использование каждого способа является важнейшим фактором комплексного интеллектуального развития младших школьников.

«В начальных классах для изучения нового учебного материала применяется частично-поисковый метод — совместная поисковая деятельность учителя и обучающихся при ознакомлении с новым лингвистическим понятием или правилом. Четко сформулированные вопросы учителя чередуются с ответами обучающихся таким образом, что в конце рассуждения-поиска ученики самостоятельно приходят к необходимому выводу.

Создание проблемной ситуации предусматривает несколько уровней: высокий, средний, низкий. Уровни проблемности отличаются степенью обобщенности задачи, предложенной обучающимся для решения, и степенью помощи со стороны учителя. Проблемная задача (ситуация) на высоком уровне не содержит подсказок или (в зависимости от сложности изучаемого учебного материала) может иметь одну подсказку, на среднем — 1—2 подсказки. На низком уровне роль подсказок выполняют вопросы и задания, отвечая на которые учащиеся приходят к нужному выводу»[8].

Например, при изучении темы «Мягкий знак в конце имен существительных после шипящих» возможны три уровня.

Высокий уровень. Внимательно прочитайте написанные слова. Найдите разницу в их написании. Сформулируйте правило. Дочь, врач, тишь, шалаш, рожь, нож.

Средний уровень. Внимательно прочитайте написанные столбики слов. Объясните принцип их группировки. Сформулируйте правило их написания.

дочь        врач

                                  тишь                                  шалаш

рожь        нож

Низкий уровень. Внимательно прочитайте написанные в первом и втором столбиках слова:

дочь        врач

                                  тишь                                  шалаш

рожь        нож

Ответьте на следующие вопросы:

  • К какой части речи относятся все написанные слова?
  • Определите род имен существительных первого и второго столбиков.
  • Какие согласные буквы стоят в конце имен существительных обоих столбиков?
  • В конце каких существительных и в каком случае пишется мягкий знак?

Для работы над решением проблемной ситуации учитель определяет группы в соответствии с уровнем подготовки детей. Не сообщая новой темы, она раздает каждой группе отдельную карточку с написанной в ней проблемной задачей. Обучающиеся работают с карточками, решают задачу, формулируют вывод. Проверка результатов их деятельности осуществляется с группы, решавшей задачу на низком уровне, далее — на среднем и высоком. После этого учитель формулирует правило в соответствии с вариантом учебника.

Ознакомление обучающихся с заданием к упражнению, подготовка к его выполнению осуществляются тремя способами.

Первый способ. Учитель читает задание с последующим пересказом его обучающимися. В момент пересказа дети осмысливают предстоящую работу; учатся логично, правильно выражать свои мысли; строят предварительный план действий. Данный способ применяется в случаях, когда у обучающихся недостаточно сформулирован навык чтения, когда представлены задания повышенной трудности, требующие пояснения, дополнительной расшифровки.

Второй способ состоит в самостоятельном чтении задания обучающимися и одновременном его осмыслении. По мнению психологов, чтение рассказов, описаний предполагает аналитическую деятельность мышления. Принято считать, что чтение требует больших интеллектуальных усилий, чем восприятие устной речи, и большей самостоятельности школьника в процессе умственной деятельности. Скользя глазами по строчкам, ребенок должен правильно оценить значение каждого слова в отдельной фразе и уловить, о чем идет речь, связать одну фразу с другой. Интонация и логическое ударение, являющиеся важным фактором в устной речи, в данном случае не играют роли. Обучающиеся должны выделить ключевые слова, соединить их, придать каждому из них правильное значение, определить их степень важности. Для проверки задания учитель может задать детям несколько вопросов. Данный способ при условии владения детьми хорошим темпом чтения и при высокой эффективности воздействия учителя на интеллект ребенка является в предлагаемой системе основным.

Третий способ состоит в самостоятельном составлении  школьниками собственного задания к конкретному материалу. Обучающиеся предлагают варианты, класс выбирает и выполняет наиболее удачный либо каждый ученик выполняет свое задание.

Например, при изучении темы «Предложение» учитель изображает на доске следующую схему и просит придумать к ней задание.

Возможные варианты заданий обучащихся:

  • составить предложение по данной схеме;
  • дать полную характеристику предложению, которое со
    ответствует данной схеме;
  • составить предложение с изученными орфограммами в
    главных и второстепенных членах;
  • составить предложение, все слова в котором начинаются с одной и той же буквы;
  • составить предложение, в котором один член предложения пишется с большой буквы. И т. д.

Предлагаемый способ развивает творческое самостоятельное мышление, совершенствует аналитико-синтетические и речевые способности обучающихся, их внимание и наблюдательность; может применяться с первых дней обучения в школе. Большим преимуществом данного способа является неизменный интерес к нему со стороны детей.

При использовании любого из способов анализируются условия предстоящей работы, вырабатывается план дальнейших действий, что является важным фактором повышения эффективности интеллектуальной деятельности школьника на втором, основном этапе работы с упражнением. Практическое выполнение задания реализуется более эффективно, что предопределяется большой подготовительной работой, а также спецификой упражнений.

Изменен взгляд в новой системе и на учетно-контрольную работу: словарные, текстовые и другие виды диктантов. Функция контроля знаний здесь также сочетается с интеллектуальным развитием детей. Так, для проведения словарного диктанта учитель подбирает необходимое количество слов, компонуя их попарно на основе ассоциативной связи.

Например: корова молоко; завод рабочий; ученик тетрадь; класс — учитель; работа — лопата; ворона воробей; одежда пальто; мороз коньки и т. п.

Каждую цепочку, состоящую их двух слов, учитель произносит один раз, о чем предварительно предупреждает учащихся; делает паузу, во время которой дети записывают то, что запомнили; читает новую цепочку из двух слов и опять делает паузу. Необычная диктовка происходит до тех пор, пока не осуществится запись всех запланированных для словарного диктанта слов, после чего ученики подсчитывают написанное ими количество слов и проверяют правильность их написания.

Итак, на всех этапах урока  должны быть использованы разнообразные занимательные формы обучения: игры, упражнения, состязания, конкурсы, диктанты-молчанки, сигнальные карточки, игры-путешествия, викторины, загадки, шутки.

В решающей степени эффективность новой системы зависит от деятельности учителя. Достигается она лишь в тех случаях, когда во всех видах учебно-воспитательной работы по русскому языку педагог отдает предпочтение методам и приемам обучения, стимулирующим сложные познавательные процессы: анализ, обобщение, оценку явлений и т. д.,— и осваивает их специфику; способствует самостоятельной деятельности обучающихся, ориентированной на творчество; использует тактику качественного изменения заданий, а не количественного их увеличения; не злоупотребляет упражнениями репродуктивного характера, основанными на подражании и не требующими усилий детского ума.

«На любом этапе урока учителю не следует давать готовую информацию, необходимо предоставлять обучающимся право первым формулировать понятия, правила, задания к упражнениям, темы уроков и т. д.; чаще давать им возможность задавать вопросы; создавать доброжелательную творческую атмосферу партнерства и сотрудничества, уважения к своим юным собеседникам»[9].

Таким образом, интеллектуальное развитие младших школьников в процессе обучения русскому языку по предлагаемой системе происходит путем обогащения его содержания и совершенствования способов практической деятельности обучающихся на уроке. При этом не форсируется раннее обучение детей, не увеличивается объем учебного материала. Используются те преимущества в развитии интеллекта ребенка и овладении им основами курса русского языка, которые заложены в психофизиологических возрастных особенностях младшего школьного возраста.


[1] Вильков Л. В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения,- М., 1966., стр.4

[2] Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения - М., 1986., стр.68

[3] Кудрявцев Г. В. О проблемном обучении как основе умственного развития - М., 1966.

[4] Бабанекий Ю. К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. – Ростов - на Дону., 1970.

[5] Герасимов С. В.. Когда учение становится привлекательным - М., 1993., стр.12

[6] Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах /под ред. Н. С. Рождественского, Р. А. Фомичевой - М, 1977., стр.48

[7] Беспалько В. П. Новые методы и средства обучения - М., 1968., стр.73

[8] Кадян Г. Б. Проблемные ситуации в обучении - М. , 1963., стр.62

[9] Данилов М. А. Процесс обучения в начальной школе - М., 1960., стр.83


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность использования развивающего обучения на уроках русского языка.

Обучение грамоте-очень важный начальный период овладения младшими школьниками русским языком.От глубины приобретённых знаний и прочности сформированных на обозначенном этапе общеучебных ум...

Эффективность технологии проблемного обучения.

Эффективность технологии проблемного обучения в том, что она способствует развитию познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности обучающихся, становлению экологически грамотно...

Конспект урока открытия новых знаний на основе технологии проблемного обучения по русскому языку "Безударные гласные в корне слова", 2 класс

Конспект урока открытия новых знанийна основе технологии проблемного обучения  по русскому языку"Безударные гласные в корне слова", 2 класс...

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте, русский язык 1класс

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте, русский язык. УМК "Школа России" 1 класс...

мастер -класс на тему:"Использование алгоритмов на уроках русского языка, как эффективный приём работы над повышением грамотности учащихся".

мастер -класс на тему:"Использование алгоритмов на уроках русского языка, как эффективный приём работы над повышением грамотности учащихся"...