Эффективность технологии проблемного обучения.
статья (2 класс) на тему

Деманина Лариса Витальевна

Эффективность технологии проблемного обучения в том, что она способствует развитию познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности обучающихся, становлению экологически грамотной личности воспитанника, готовности использовать усвоенные знания, умения и навыки в реальной жизни для решения различных экологических проблем, которые насыщают нашу жизнь все в большей и большей мере.

Использование элементов технологии проблемно-поискового обучения на занятиях объединений ведёт к глубокому усвоению обучающимися образовательных программ, одновременно способствуя развитию личности ребёнка. На занятиях, построенных с использованием форм и методов этой технологии, создается атмосфера сознательного поиска и творческого успеха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnost_tekhnologii_problemnogo_obucheniya.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективность технологии проблемного обучения.

Макарова Л.В-учитель нач. классов

г.Саратов                                                                                         2012год.

Эффективность технологии проблемного обучения в том, что она способствует развитию познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности обучающихся, становлению экологически грамотной личности воспитанника, готовности использовать усвоенные знания, умения и навыки в реальной жизни для решения различных экологических проблем, которые насыщают нашу жизнь все в большей и большей мере.

Использование элементов технологии проблемно-поискового обучения на занятиях объединений ведёт к глубокому усвоению обучающимися образовательных программ, одновременно способствуя развитию личности ребёнка. На занятиях, построенных с использованием форм и методов этой технологии, создается атмосфера сознательного поиска и творческого успеха.

По результатам сравнительного анализа диагностики уровня экологической культуры (2007, 2011гг.), у детей растет интерес к проблемам взаимодействия человека и природы, потребность заниматься практической экологической деятельностью, мотивированная убеждением, что бережное отношение к природе каждого конкретного человека способствует решению экологических проблем. Конкретизировались отношения к поведению в природе, повысилось сознание долга за сохранение всего живого.

При сравнении результатов диагностики по личностному отношению к природе выявлено, что уменьшилось количество детей с недостаточно осмысленным и  не очень активным отношением.  Резко возрос уровень с глубоким и правильным отношением к природе. За время работы над опытом увеличилось число детей, участвующих в экологических акциях, операциях, конкурсах. Такой результат говорит о том, что в целом уровень экологической культуры обучающихся соответствует нормам знаний, умений и навыков образовательных программ. Основным достижением педагогического труда является мотивация воспитанников к природоохранной деятельности, она стала более осознанной, стойкой и экологически разнообразной по своим истокам.

Выводы:

1. Анализируя теоретические основы экологического образования, используя различную психолого-педагогическую и методическую литературу по технологии проблемного обучения, можно сделать вывод об актуальности данной темы не только на уровне общеобразовательного учреждения, но и в педагогической деятельности учреждений дополнительного образования на современном этапе развития общества и природы.

2. Разработанная в ходе опыта технология проблемного обучения в экологическом образовании, позволила педагогам дополнительного образования методически правильно моделировать учебные занятия, четко определять конкретные результаты и основные виды деятельности на каждой ступени обучения и на каждом этапе занятия. Апробированные педагогами методики и элементы проблемно-поискового обучения вошли в методические рекомендации станции юных натуралистов: «Технология проблемного обучения как эффективный метод формирования экологической культуры обучающихся», «Занятия-экскурсии как средство формирования познавательного интереса к природе и воспитания экологической культуры обучающихся», «Диагностические критерии, показатели и уровни развития экологической культуры», «Экологическое воспитание в семье».

3. В ходе  подбора содержания образования и диагностики уровня экологической культуры обучающихся доказано, что проблемное обучение имеет специфику, вызываемую возрастными особенностями и возможностями обучающихся. Проанализировав данные особенности проблемного обучения, выявлена эффективность использования заданий проблемного характера в повышении уровня экологических знаний детей младшего школьного возраста через обучение и игру, младших подростков – обучение и эмпатию, старших подростков – обучение и социализацию через общественные формы экодвижения, юношеский возраст – социальные действия.

Рекомендации:

- чтобы формирование экологической культуры обучающихся проходило более эффективно, необходимо освоение элементов экологического сознания, которое должно определяться содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений;

- одной из основных задач педагогической деятельности в рамках проблемы должно быть формирование у воспитанников практических навыков и умений природоохранной деятельности, в ходе которой (уход за животными и растениями в уголке природы и на учебно-опытном участке, участие в эколого-натуралистических мероприятиях) обучающиеся осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом потребностей живых организмов. Важными являются осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность отдельных живых организмов и систем. Именно освоение

практических навыков и умений делает отношение наших воспитанников к природе не созерцательным, а осознанно-действенным;

- воспитание гуманного отношения к природе необходимо теснейшим образом связывать с содержанием учебного материала, формами и методами его усвоения обучающимися.

Формирование экологической культуры обучающихся, будет успешным при условиях, если:

  • будет создана специальная экологизированная образовательная среда, включающая информационный компонент (образовательные программы по экологическому воспитанию, инновационная деятельность педагогов в соответствии с содержанием программ, качественное методическое сопровождение); социальный компонент (взаимодействие педагогов дополнительного образования, родителей, общественности социума в качестве образца экологически правильного поведения и экологического сознания, на базе которого и будут формироваться особенности восприятия природных объектов детьми);
  • при работе над проблемой будут учтены возрастные особенности  формирования экологической культуры обучающихся;
  • будут использованы методы коррекции личностного отношения к природе: экологопсихологические тренинги, анкетирования, тестирования, обучение по эколого-психологическим образовательным программам, введение элективных курсов по экопсихологии при условии создания социально-психологической службы в учреждении.

Практическая значимость опыта заключается в следующем:

- экспериментально проверена эффективность методов, форм и элементов технологии проблемно-поискового обучения в формировании уровня экологической культуры обучающихся объединений эколого-биологической направленности;

- исследование особенностей личностного отношения к природе у обучающихся раскрыло перед педагогами эффективные пути активизации экологического воспитания, исходя из определенного уровня сформированности экологического сознания, установок и поведения конкретного контингента воспитанников;

- материалы и результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе любого учреждения дополнительного образования эколого-биологической направленности.

Заключение

Проблемное обучение обеспечивает возможности творческого участия обучаемых в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления, высокую степень органичного усвоения знаний и мотивации учащихся. Фактически основой для этого является моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. При этом осознание, принятие и разрешение этих проблемных ситуаций происходит при оптимальной самостоятельности учащихся, но под общим направляющим руководством педагога в ходе совместного взаимодействия.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баксанский О. Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация //Наука и школа.- № 1- 2000 г. - с.19-25
  2. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемного обучения. М., 1983.
  3. Дерябо С.Д., Ясвин В.П. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996.
  4. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы  // Педагогика и психология. 1991 г.,- № 4- с. 201
  5. Лернер И. Л. Проблемное обучение.- М., 1994
  6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
  7. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы, методы, эффективность использования проблемного обучения на уроках русского языка в 1классе.

Проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания...

Статья «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения: теоретические основы»

Знания только тогда знания, когда они приобретаютсяусилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.Л.Н.Толстой...

Мастер-класс Современные педагогические технологии: технология проблемного обучения

педагогические термины, исполҗзование технологию проблемного обучения...

Применение технологии проблемного обучения на уроках математики, как основной путь повышения эффективности образовательного процес-са

Применение технологии проблемного обучения на уроках математики, как основной путь повышения эффективности образовательного процесса...

Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....

Методическая мастерская "Эффективные методы проблемного обучения на уроках математики в начальной школе"

Мы живём в очень сложном, очень многозадачном и постоянно меняющемся мире. Вся  деятельность современной школы направлена на формирование такой личности, которая способна творчески мыслить и прео...