Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме" Обобщение орфографических знаний"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Фёдорова Елена Анатольевна 1968

Данный материал урока помогает повторить и обобщить орфографические  знания учеников 2 класса. На уроке организованы различные виды и формы  работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Обобщение орфографических знаний»

Цель:  обобщить знания о непроверяемой и проверяемой безударных  гласных в слове, о правописании парных согласных в середине и в конце слов .

Задачи:

- научить пользоваться правилами написания по опорным схемам

-Повторить и закрепить орфографические знания,

-Развивать орфографическую зоркость, внимательность, мышление, речь, умение работать в парах.

- Воспитывать интерес к изучению русского языка, любовь и доброту к живому, умение дружить.

Средства и оборудование: запись фонограммы песни, схемы-опоры, раздаточный материал, дерево из картона с гнёздышком, на доске эпиграф урока «Красив язык мой русский и в радости и в грусти. Язык родной, дружи сл мной» (А.Шибаев).

                                                                          Ход урока.

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

–От улыбки хмурый день светлей, от улыбки в небе радуга проснётся, поделись улыбкою своей, и она к  тебе раз ещё вернётся…

Доброе утро, ребята! Оно на самом деле доброе, потому что мы его начали с улыбки. Подарите улыбку друзьям и мне, вашему учителю.

У нас всё должно получиться на уроке.

  1. Постановка темы урока.

Взгляните на опорные схемы на доске, рассмотрите их и сделайте вывод: о чём пойдёт речь на уроке? (об орфограммах, об опасных местах)

- Что такое орфография? (Раздел языкознания, который изучает правильное написание слов; в переводе с греческого ОРФО- правильно, графа – пишу)

- Перед вами орфографическое дерево, на ветви которого  в течение урока вы будете приклеивать листочки с выполненными заданиями.

Запишите эпиграф урока: «Красив язык мой русский и в радости и в грусти. Язык родной, дружи сл мной» (А.Шибаев).

  1. Далее идёт беседа о красоте русского языка, его роли в жизни.

- Что значит дружить с языком? (изучать, любить, интересоваться процессами, протекающими в нём)

- Что можно сказать о слове «язык» (многозначное, словарное, 4 буквы,5 звуков) Каково значение слова в данном случае? (речь, средство общения)

- У вас на партах лежат листочки с фразеологизмами. Прочтите их,  посоветуйтесь с соседом. Что они означают?  (тянуть за язык,  длинный язык, придержать язык, языком чесать, язык проглотить, злой язык, сорвалось с языка, язык подвешен)

- Какой фразеологизм окрашен положительно?

- Я желаю, чтобы ваш язык был подвешен на уроках, т.е. вы могли хорошо, правильно говорить.

- Что значит говорить хорошо?  (ясно, точно и чётко излагать мысли)

Есть такая пословица «В речи хороша краткость, а в деле….»

Отгадайте слово по первым буквам отгадок

  1. Удвоенный согласный в названии шестого дня недели. (б)

8. Звук этой буквы находится в сильной позиции слова РАДУГА и в данном слове (а)

4 и 7 буквы парный согласного «д»

5-я буква звонкого  непарного  звука в слове РАДУГА

2-я этой буквы нет заглавной в русском алфавите

3-я приставка слова «слёт»

6-я проверяемый безударный гласный в слове «хорошо»

Получилось слово

1

2

3

4

5

6

7

8

б

ы

с

т

р

о

т

а

Как можем применить пословицу на уроке? Запишите пословицу.

  1. Работа над словами с непроверяемым написанием.

- Как проверить слова,  которые не поддаются правилам проверки? (по словарю)

Слово «быстрота» образовалось от слова ….(быстро)

Расскажите всё, что знаете о нём. ( словарное, 6б, 6з., вопрос как? И т.д.)

Образуйте ряд однокоренных слов. Запишите. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга, какие слова получились.

(Учитель берёт карточки с однокоренными словами из «гнезда» и размещает на доске)

БЫСТРО, БЫСТРЫЙ,  БЫСТРОТЕЧНЫЙ, БЫСТРИНА.

Выделите  в этих словах корень (-быстр-).

Ряд однокоренных слов в науке называют словообразовательными гнёздами.

Продолжим работу над словами с непроверяемым написанием по группам.

(Дети объединяются в группы, читают загадки из конвертов, отгадывают их, записывают отгадки  на зелёных листочках, подчёркивают и объясняют орфограммы)

Отгадки: Салют, сорока, телефон, сапоги, лопата, колос, перрон, собака.

- Какое слово здесь лишнее  (Колос – проверяемая орфограмма.  Мы пока ищем слова с непроверяемой  гласной,  которую сверяем со словарём)

Отгадайте ещё загадку: четыре четырки, две растопырки, седьмой вертун, а сам ворчун.

Кто это? (собака)

Пальчиковая гимнастика.  (покажите на пальчиках, как лает собака)

Листочки со словами приклеивают на дерево.

(чтобы быстрее мобилизовать ребят, уместно провести физкультминутку «Дерево»)

5.Работа над проверяемыми безударными гласными в словах.

- Ребята, вы нашли в отгадках лишнее слово – колос. Глядя на опору-схему, расскажите, как проверить безударную гласную в слове?.

Сейчас вы прочтёте рассказ Е.Емельянова «Как я купил собаку» и после выпишите из него слова с проверяемым написанием на листочки розового цвета.

Охотник продавал собаку. Это была большая, умная собака. Я купил её. Её звали Томка. Мы вышли с ней из дома хозяина. Томка вздрогнула и оглянулась.

Дома собака опустила мне на колени голову. В её глазах мелькнул ужас. Три дня она отказывалась от еды.

Собака мучилась. Я полюбил её за верность хозяину. Я вызвал охотника телеграммой. Он приехал. Томка радостно завиляла хвостом, легла на бок.

Собака дала нам хороший урок. Мы поняли, что друзей не продают и не покупают.

Работа над текстом после прочтения.

- О ком этот рассказ? О чём он? (о взаимоотношениях человека и животного, о верности, дружбе, преданности)

- Почему автор вернул хозяину собаку?

- Какова основная мысль этого рассказа?

- Чему учит нас этот рассказ? Запишите. (Друзей не продают и не покупают)

После дети выписывают слова с проверяемыми гласными в корне вместе с проверочными словами, затем сверяют с образцом. Образец на доске: Большая – больше, продавал – продать, оглянулся – взгляд, она –он, легла – лёг, хвостом – хвост, голову –голова)

Вывод: как проверить безударную гласную в корне?

- Какие способы проверки существуют? (изменить форму слова, число, подобрать однокоренное слово)  В каком слове нам пришлось изменить часть речи? (большая – больше)

                                                         ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Если назову существительное – вы приседаете, прилагательное – прыжки на месте, глагол – руки на голову в замок. (учитель выбирает слова из текста)

Приклейте листочки к дереву.

6.Работа над парными глухими – звонкими согласными.

- В проверочном слове – головка- встретилась ещё одна орфограмма. Найдите её и объясните правописание по опоре.

- Соедини начало пословицы с её концом Прочитайте получившиеся пословицы. Чему они нас учат?

Друг научит, а недруг проучит. Сам погибай, а товарища выручай. Нет друга – ищи, а нашёл – береги. Старый друг лучше новых двух. Ложь дружбу губит, почему дружба её не любит. Человек без друзей, что сокол  без крыльев. Знал дружка в радости, не оставляй в горести.

Запиши те, в словах которых есть проверяемые парные согласные.

Выпишите слова с проверяемыми парными согласными на листочки голубого цвета и приклейте на дерево.

7. Рефлексия

У нас остались листики жёлтого цвета. Нарисуйте на нём смайлик, выражающий ваше настроение, напишите, что вам понравилось на уроке больше всего, что запомнили.

Я вам желаю удачи, верных друзей и прочных знаний. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 1 класс УМК "Планета знаний"

конспект урока по русскому языку в 1 классе по УМК "Планета знаний". Конспект составлен с требованиями ФГОС. Тема урока "Сочетания чк, чн"...

Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК "Школа России " "Применение общего орфографического правила к разным частям слова"

Цели деятельности учителя: формирование умения обозначать фонемы в слабой позиции; формирование навыка соблюдения последовательности действий по выполнению учебной задачи...

Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК Школа России «Освоение изученных орфографических правил».

Конспект урока по русскому языку на тему:«Освоение изученных орфографических правил»Класс: 3Цель: закрепить изученные орфографические правила: слова, состоящие из двух корней; формировать ...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 1)"

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 1)"...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 2)"

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 2)"...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 3)"

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 3)"...