Опыт работы по развитию орфографической зоркости
опыты и эксперименты по русскому языку (1 класс) по теме

Опыт работы по развитию орфографической зоркости и предупреждению ошибок на уроках русского языка в начальной школе.

 

Н.С. Рождественский писал:

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.

 

Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.

Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости, а это:

         1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.

Стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет много раз написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

          2. Слуховой фактор.  Ученик должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому я стараюсь развивать фонематический слух.

          3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

         4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_po_razvitiyu_orfograficheskoy_zorkosti.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Медведева Светлана Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 2

ст. Калининской

Краснодарского края

Опыт по развитию орфографической зоркости и предупреждению ошибок на уроках русского языка в начальной школе.

Н.С. Рождественский писал:

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.

         Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.

Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости, а это:

         1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.

Стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет много раз написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

          2. Слуховой фактор.  Ученик должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому я стараюсь развивать фонематический слух.

          3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

         4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание.  

         Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

1) увидеть орфограмму в слове;

2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;

3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;

5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы представляет

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.

Работу по развитию орфографической зоркости  начинаю в период обучения грамоте, когда ведется аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами.

Упражнения:

• ежедневно занимаюсь звуковым анализом, независимо от количества читающих детей в классе;

• постоянно показываю образец анализа звучащего слова;

• использую способ протяжного интонирования звука в целом слове: с-с-с-с-ыр, сы-ы-ы-ы-р;

• на первом этапе предъявляю готовую модель для самоконтроля;

• прием трансформации (если закрою первую букву, какое слово получится?);

• при звуковом анализе ребёнка не тороплю, не делаю за него. Класс в это время может работать в паре со своими модельками (кинестетически прочувствовать);

• подбор слов к звуковым моделям;

• использую задания ловушки (сколько звуков в слове «два», какое слово длиннее «час» или «минута», мне кажется, что все звуки в слове «вата» мягкие?)

Игровые приёмы: «Найди одинаковый звук», «Определи место звука в слове», «Найди предметы с заданным звуком», «Шифровальщики» с пропусками «опасных» мест сразу по слуху.

«Найди опасное место». Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и «опасное место».

«Светофор». Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонек, как только найдут «опасные места».

«Зажги маячок». Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места».

Самый распространенный вид упражнений по русскому языку – «Вставьте пропущенную букву». Это малополезный способ работы в плане развития орфографической зоркости. Основная работа здесь уже выполнена,  т.е. место, где может быть допущена ошибка, найдено и «подсказано». При такой работе овладение орфографической зоркостью возможно лишь на уровне непроизвольного запоминания слов с орфограммами. А ведь пишущему следует самому обнаруживать места орфограмм. Умение это делать – и есть орфографическая зоркость. Наиболее эффективное другое упражнение: поиск орфограмм в «чистом» тексте.

Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость.

1.     Списывание.

Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. Сначала они копируют отдельные буквы и слоги, затем воспроизводят первые слова и предложения, образцы которых даны в «Прописи». В этот период главной своей задачей учителя считают научить детей верному начертанию букв и их соединений, не допускать пропусков и замены букв, соблюдать интервалы между словами. Списывание предполагает и формирование орфографических навыков, одним из шагов которых является орфографическая зоркость.

Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:

·   Внимательно прочитай предложение.

·   Повтори его не заглядывая в текст.

·   Подчеркни в предложении все орфограммы.

·   Прочитай предложение орфографически.

·   Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

·   Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.

·   Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, я предлагаю по желанию, выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся  отрывки. Кроме того рекомендую детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически.

Время для списывания я отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями.

          Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению  выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

1.     Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.

2.     Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

3.     Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

4.     Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

5.     Спиши слова определённой части речи.

6.     Выпиши словосочетания.

2.     Комментированное письмо с указанием орфограмм.

Это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.

3.     Письмо с проговариванием.

 Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

Слабые учащиеся не всегда исполнительные, не уверенные в своих способностях, часто не усвоившие твердо буквы и графический навык, стараются запомнить написание букв зрительно. Поэтому они или не диктуют себе при письме или диктуют формально, вне связи с написанием слогов. У них не формируется орфографическая зоркость. Вот поэтому и важно научить детей данному приему – письму с проговариванием.

4.     Письмо с пропуском орфограмм.

Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

5.     Какографические упражнения.

Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.

6.     Письмо по памяти.

Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.

Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:

 1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

 2.  Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

3. Упражнение в запоминании.

4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.

5. Запись.

6. Проверка.

 

7.     Диктант

- Предупредительный диктант

- Объяснительный диктант

- Выборочный диктант

- Словарный диктант.

- Зрительно-слуховые диктанты

Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память.

8. Орфографические минутки

9. Орфографическое чтение. Необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения. Ежедневно на каждом уроке (математики, русскому языку, чтения, окружающего мира) я отвожу по 5-7 минут для орфографического чтения, это приносит хороший результат (задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний, в парах, по памятке)

Обострению орфографической зоркости способствует прием «Секрет письма зеленой пастой», с помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило – начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет «зажигается» в тетрадях учеников.

Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты  – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.

Литература:

·        М.Р. Львов «Правописание в начальных классах», М., Пр. 1990.

·        Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. М., Пр. 1993.

·        И. В. Борисенко. Обучение младших школьников правописанию. Начальная школа 1998 год №3.

·        Г. И. Хотенцева. Работа над орфографическими ошибками. Начальная школа 1995 год №4.

·        Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников. Начальная школа.- 2001 №5.

·        Фролова Л.А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников. Начальная школа. – 2005 №3.        

·             http://festival.1september.ru/articles/505175/

·                Формирование навыков грамотного письма через    разнообразие форм и методов преподавания         русского языка.

·             http://festival.1september.ru/articles/500057/

·                Виды работ над словами с непроверяемыми   орфограммами.

·               http://festival.1september.ru/articles/411652/

·                Выработка орфографической зоркости на уроках    русского языка.

·              http://www.edu-eao.ru/images/stories/downloads/2008/chancai-m.pdfeao.ru/images/stories/downloads/2008/chancai-m.pdf

·                Развитие орфографической зоркости младших         школьников через дидактическое многообразие        (Из опыта работы Чанцай Татьяны         Ефимовны, учителя начальных классов МОУ СОШ           №15 пос. Биракан)

·        О.В. Епифанова. «Занимательный русский язык для младших школьников»,Волгоград, Экстремум. 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по развитию орфографической зоркости

Данные упражнения вырабатывают  грамотное и осознанное письмо  у младших школьников....

"Приемы и формы работы над развитием орфографической зоркости "

Потребность в качественнообразовании человека к жизни в информационном обществе и обществе знаний сделала проблему грамотности чрезвычайно актуальной. Причиной недостаточности грамотности  учащих...

Презентация Опыт работы "Развитие орфографической зоркости младших школьников"

Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. На современном ...

Опыт работы "Развитие орфографической зоркости младших школьников"

Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру....

«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»

Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...

Мастер-класс "Приёмы работы над развитием орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка".

Всех учителей начальных классов волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным?  Главная причина ...