Пояснительная записка к планированию. Русский язык 3 класс Л.Ф.Климановой УМК "Перспектива".
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) по теме

Пояснительная записка к планированию. Русский язык 3 класс Л.Ф.Климановой УМК "Перспектива".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_3_klass._poyasnitelnaya_zapiska.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

средняя общеобразовательная школа № 57

Приморского района Санкт-Петербурга

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора школы по УВР

_____________________ ФИО

«_______» сентября  20______ г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

_________________ФИО

Приказ от «__»сентября 20__ г. №__

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по  русскому языку

 для учащихся 3 - б класса

на 2013-2014 учебный год

                                                                    Составитель программы:

                                                                       учитель первой  категории

                                                                                 Мельник Наталья Николаевна

Санкт-Петербург

1 . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА  

Статус документа    

Данная рабочая программа составлена на основании:  

  1.  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ;  
  2.  Рабочей программы по русскому языку для 3 класса начальной школы Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной.  Москва. Просвещение. 2012 г.
  3.  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  4.  Планируемых результатов начального общего образования.                                                          

 

 Цели:  

   В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет « Русский язык» реализует следующие основные цели:  

 1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формированием на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);  

 2) социокультурную ( формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной  и письменной речи,  монологической и диалогической речи , а также навыков грамотного , безошибочного письма, как показателя общей культуры человека).                           Особенностью предмета является тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области « Филология»:  

Задачи:

  1. развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;  
  2. развитие коммуникативных умений;  
  3. развитие нравственных и эстетических чувств;    
  4. развитие способностей к творческой деятельности.  

                               Место предмета в учебном плане.

              Федеральный базисный учебный план для начальной общеобразовательной школы отводит на изучение предмета «Русский язык» УМК « Перспектива» :

       Год -  170 часов.     Учебных недель – 34.   В неделю – 5 часов.

 

                            Список плановых контрольных работ.                

1)Урок 16.      Контрольная  работа.    Мир общения. Повторяем- узнаем  новое.

2) Урок 32.      Контрольная  работа.    Язык-главный помощник в общении.

3) Урок 55.      Контрольная  работа.    Язык-главный помощник в общении.

4) Урок 73.      Контрольная  работа.    Состав слова.

5) Урок 108.    Контрольная  работа.    Имя  существительное.

6) Урок 137.    Контрольная  работа.    Глагол.

7) Урок 152.    Контрольная  работа.    Имя прилагательное.

Общеучебные  умения, навыки и способы деятельности.

  Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. 

Лексика[1]. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).

Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).

Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).

Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями.

Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.

Состав слова.   Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Общее представление о частях речи.

Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.

 Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных  на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.

Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Употребление числительных в речи.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи.

Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы (и, а, но), их роль в речи. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.

Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

  • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу;
  • сочетания чк—чн, чт, щн;
  • перенос слов;
  • заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  • разделительные ъ и ь;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);
  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
  • безударные окончания имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
  • не с глаголами;
  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
  • мягкий знак в глаголах на -ться;
  • безударные личные окончания глаголов;
  • раздельное написание предлогов с другими словами;
  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Освоение позитивной, духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.

2.  Основное  содержание.

РАЗДЕЛЫ/темы

Количество часов

По программе,

взятой за основу

По плану

1

Мир общения . Повторяем – узнаем новое.      

16 ч.

16 ч.

2

Язык –   главный помощник в общении    

40 ч.

40 ч.

3

Состав слова    

18 ч.

18 ч.

4

Имя существительное    

30 ч.

30 ч.

5

Местоимение

3 ч.

3 ч.

6

Глагол

26 ч.

26 ч.

7

Имя прилагательное

15 ч.

15 ч.

8

Повторение

7 ч.

7 ч.

9

Резервные  уроки      

10 ч.

10 ч.

3.  Требования  к  уровню  подготовки  обучающихся .

В результате  изучения  предмета  в    классе ученик должен:

Знать:

  1.  Русский язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка, как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  2. Главные понятия курса «Русского языка» (фонетические, лексические, грамматические), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

Уметь:

  1. Ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.
  2. Выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
  3. Использовать приобретенные знания и умения для улучшения общения (диалоги, составление текстов), орфографического письма.

4.  Учебно-методическое обеспечение.

     1)   Климанова Л.Ф.,Бабушкина Т.В. Русский язык. Учебник  3 класс в  2 ч. Ч.1.

      Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык.  Учебник  3 класс в  2 ч. Ч.2.

      Москва. Просвещение. 2012 г.

     2)  Л.В. Савельева, Е.А. Офицерова .  Грамматико- орфографический словарь. Начальная школа. Санкт- Петербург.VICTORV. 2012 г.

     3)   Морфемно- словообразовательный словарь. «Как растет слово?» 1-4 классы.Москва. АСТ-ПРЕСС. 2010 г.

     4)   Климанова Л.Ф.,Бабушкина Т.В. «Русский язык.Методическое пособие с поурочными разработками». Москва.Просвещение. 2012 г.

      5)  Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Рабочая тетрадь «Русский  язык»  для 3 класса. Москва.Просвещение. 2012 г.

 Приложение № 1 –  Тематическое планирование.

 Приложение № 2 –  Контрольные работы.


[1] Изучается во всех разделах курса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка по предмету Русский язык 2 класс в коррекционной школе 8 вида

Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферыдеятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей....

Пояснительная записка к планированию. Математика 3 класс Л.Г.Петерсон УМК "Перспектива".

Пояснительная записка к планированию. Математика 3 класс Л.Г.Петерсон УМК "Перспектива"....

пояснительная записка к программе "русский язык" 1 класс

пояснительная записка к программе "русский язык" 1 класс школа России...

Пояснительная записка. УМК "Перспектива". Русский язык 4 класс.

Пояснительная записка. УМК "Перспектива". Русский язык 4 класс....

Пояснительная записка по предмету "Русский язык" 1 класс Школа России

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Русский язык" 1 класс Школа России...

Пояснительная записка по предмету русский язык 1 класс

В данном документе содержится пояснительная записка по русскому языку для учащихся 1 класса. УМК "Школа России"...

Пояснительная записка по предмету русский язык 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа курса русского языка для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ ...