Пояснительная записка по предмету русский язык 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Камышова Наталья Владимировна

Рабочая программа курса русского языка для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ от 06.10.2009 №373);на основе авторской программы  М.Л. Каленчук, Н. А. Чураковой  « Русский язык» , входящей в учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа» «Программы по учебным предметам» 1-4 кл: в 2 ч., составитель Р.Г.Чуракова- М:Академкнига/Учебник, 2011- ч.1: 240 с.(Проект: «Перспективная начальная школа»).

Программа направлена на обеспечение базового уровня образования обучающихся в начальной школе.

Рабочая программа рассчитана на 4 часа в неделю, (34 учебных недели), что составляет 136 часов в учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа курса русского языка для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ от 06.10.2009 №373);на основе авторской программы  М.Л. Каленчук, Н. А. Чураковой  « Русский язык» , входящей в учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа» «Программы по учебным предметам» 1-4 кл: в 2 ч., составитель Р.Г.Чуракова- М:Академкнига/Учебник, 2011- ч.1: 240 с.(Проект: «Перспективная начальная школа»).

Программа направлена на обеспечение базового уровня образования обучающихся в начальной школе.

Рабочая программа рассчитана на 4 часа в неделю, (34 учебных недели), что составляет 136 часов в учебный год.

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы      

по русскому языку к концу 2-го класса

Личностные универсальные учебные действия:

  • внутренняяпозиция школьникана уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;
  • интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике  и учебных пособиях;  
  • ориентация на пониманиепредложенийиоценок учителейитоварищей;                                    
  • понимание причин успехов в учебе;      
  • оценка одноклассников на основе заданныхкритериев успешности учебной деятельности;
  • пониманиенравственного содержания поступков окружающих людей;  
  • этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализапоступков одноклассников и собственных поступков;      
  • представлениео своей этнической   принадлежности  их мышления, воображения,  интеллектуальных  и  творческих  способностей .  

Ученик научится (или получит возможность научиться):

  • принимать и сохранять учебную задачу;    
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;      
  •  принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;  
  •  в  сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;  
  •   осуществлятьпошаговый контроль по результату под  руководством учителя;
  •  вносить необходимые коррективы   в  действия   на   основе   принятых правил;                                                    
  •  адекватно воспринимать оценкусвоей работы учителями, товарищами, другими лицами;  
  • принимать роль в учебном сотрудничестве;    
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
  • контролировать и оцениватьсвоидействия присотрудничестве с учителем, одноклассниками;  
  • на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;      
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится (или получит возможность научиться):

  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;  
  • строить сообщение в устной форме;  
  • находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;                                                  
  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;                                                                                                                  
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;                                                                                  
  • воспринимать смысл предъявляемого текста;                                                  
  • анализировать объекты с выделениемсущественныхинесущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;                                                                                                                                                                              
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов посамостоятельно выделеннымоснованиям (критериям) при указании количества групп;                                                                                                                                            
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;                            
  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);                                                                                                                                    
  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: частьречи –самостоятельная часть речи – имя существительное – одушевленное/неодушевленное и т.д.);                                                                          
  • проводитьаналогии между изучаемымматериаломи собственным опытом.    
  • строитьнебольшие сообщения в устной и письменной форме;                                              
  • выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей ;                                                                                                                
  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;                                                                                      
  •  проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;                                                                                        
  • обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов.    

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится (или получит возможность научиться):

  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;    
  • воспринимать другое мнение и позицию;                                                  
  • формулировать собственное мнение и позицию;                                                                          
  • договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);                                                                                                                    
  • строить понятные для партнера высказывания;                                                                                              
  • задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить
  • строить монологическое высказывание;                                                                                            
  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;                                                
  • учитывать другое мнение и позицию;                                                                                      
  • договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
  • контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
  • адекватно использовать средства устной речи для решения о различные коммуникативные задачи;
  • осуществлять действия взаимоконтроля.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету  «Русский язык» к концу 2-ого класса.

Раздел «Фонетика и графика»

Обучающиеся  научатся:

  • Определять в слове количество слогов, находить ударные и безударные слоги;
  • Соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков.

Раздел «Орфоэпия»

  • Обучающиеся  получат возможность научиться:
  • Правильно употреблять приставки на- и о- в словах: надеть, надевать, одеть, одевать;
  • Правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Обучающиеся  научатся:

  • Различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • Различать родственные слова и формы слова;
  • Находить значимые части слова;
  • Выделять в слове окончание и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;
  • Выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;
  • Сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования;
  • Мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;
  • Обнаруживать регулярные исторические чередования, видимые на письме;
  • Разграничивать разные слова и разные формы одного слова

Раздел «Лексика»

Обучающиеся  научатся:

  • Выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  •  Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.

Раздел «Морфология»

Обучающиеся  научатся:

  • Определять начальную форму существительных, прилагательных, глаголов;
  • Изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;
  • Изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам.

Раздел «Синтаксис»

Обучающиеся  научатся:

  • Различать предложение, словосочетание и слово;
  • Находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;
  • Определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
  • Находить в предложении основу и неглавные члены;
  • Задавать вопросы к разным членам предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающиеся  научатся:

  • Проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
  • Выбирать букву и или ы в позиции после ц в разных частях слова;
  • Писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
  • Определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • Различать на письме предлоги и приставки;
  • Употреблять разделительные ь и ъ знаки;
  • Находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.

Содержательная линия «Развитие речи»

Обучающиеся  научатся:

  • Определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;
  • Членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
  • Грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;
  • Владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуация
  • Соблюдать орфоэпические нормы речи;
  • Устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.
  1. Содержание программы
  1. Основы лингвистических знаний(75 ч)

Фонетика и орфоэпия

        Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный -непарный; согласный звонкий - глухой, парный -непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика

Различение звуков и букв: буква как знак звука.  Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения.Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.

Состав слова (морфемика)

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов.Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.

Синтаксис

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений.

2.Орфография и пунктуация (65 ч)

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

•сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу в положении под ударением;

•сочетания чк — чн, чт, щн,

•  перенос слов;

•  прописная  буква  в  начале  предложения,  в  именах собственных;

•  проверяемые безударные гласные в корне слова;

•  парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

•  непроизносимые согласные;

•  непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

•  гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

•  разделительные ь и ь;

•  мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, рожь, мышь);

•  безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин );

•  безударные окончания имен прилагательных;

•  раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

•  не с глаголами;

•  мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);

•  мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

•  безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

• знаки  препинания   в  предложениях  с  однородными членами.

  3.Развитие речи(30 ч)

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста(абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка по предмету Русский язык 2 класс в коррекционной школе 8 вида

Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферыдеятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей....

Пояснительная записка по предмету "Русский язык" 1 класс Школа России

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Русский язык" 1 класс Школа России...

пояснительная записка по предмету русский язык

Пояснительная записка по предмету "Русский язык". УМК "Школа России". Авторы  В.П.Канакина, В.Г.Горецкий   . 2 класс....

Пояснительная записка по предмету русский язык 1 класс

В данном документе содержится пояснительная записка по русскому языку для учащихся 1 класса. УМК "Школа России"...

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" (УМК "Перспективная начальная школа"4 класс)

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключаетс...

Пояснительная записка по предмету "Русский язык"

Пояснительная записка к рабочей программе предмета "Русский язык" для 2 класса...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...