пояснительная записка по предмету русский язык
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Чувахина Светлана Владимировна

Пояснительная записка по предмету "Русский язык". УМК "Школа России". Авторы  В.П.Канакина, В.Г.Горецкий   . 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_po_rya.docx36.52 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

     Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса составлена в соответствии:

- с  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);

- Основной образовательной программой начального общего образования ООП НОО МКОУ Талалихинская начальная школа-детский сад;

- Сборник рабочих программ «Школа России». Рабочая программа по русскому языку В.П.Канакина, В.Г.Горецкий – Москва «Просвещение», 2011г.

-  Программа соответствует учебнику: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 2 класс (в2-х частях) - Москва: «Просвещение», 2012г.

    Программа учитывает возрастные и психологические особенности младших школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Реализует цели и задачи ООП НОО МКОУ Талалихинской начальной школы-детского сада.

Целью изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

  • ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково – символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного и безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи, решаемые при изучении предмета:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способности к творческой деятельности.

Место в учебном плане.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования на изучение русского языка во 2 классе  отводится  170 часов из расчета 5 ч в неделю.

    Выбор данной авторской  программы и учебно-методического комплекса обусловлен соответствием требованиям ФГОС по русскому языку в начальной школе.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.

Личностные результаты:

 1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

 6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

 7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

 8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

 10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

          1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 3. Использование знаково-символических средств представления информации.

 4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

 5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

 8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

 9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

 11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

 12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

 13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты:

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

 3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

 4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

 5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

 6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

 7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

 8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

 9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Обучающийся научится:

   -   понимать, что предложение – это основная единица речи;

   -    понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;

   -    различать предложения по интонации (восклицательные,

невосклицательные);

   -    оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

   -  различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);

   - называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

   -    понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

   -    различать словосочетание и предложение;

   - называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);

   - понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

   -    называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);

  -    понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

  -    различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;

   - использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

  -    давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

  -    понимать влияние ударения на смысл слова;

  -   различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

  -   понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твердого знака в слове.

 Обучающийся получит возможность научиться:

    - орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (35-45 слов), включающий  изученные орфограммы;

 - проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;

 - производить звуковой и звуко - буквенный разбор слова;

 - производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;

 - распознавать части речи и их грамматические признаки;

 - интонационно правильно произносить предложения, определять вид предложений по цели высказывания и интонации;

 - вычленять  в предложении основу и словосочетания;

 - производить элементарный синтаксический разбор предложений;

 - определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части;

   - определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;

   -писать изложение и сочинение (35-45 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.

названия и порядок букв русского алфавита, признаки гласных и согласных звуков, ударные и безударные гласные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие, способы обозначения мягкости согласных на письме гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и мягким (ь) знаком, правила переноса слов.

Содержание курса.

Наша речь (3 ч.)

Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.

Текст (4 ч.)

Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте.

Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей.

Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения.

Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.

Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя.

Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.

Предложение (12 ч.)

Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.

Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.

Слова, слова, слова… (18 ч.)

Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов).

Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем.

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

Звуки и буквы. ( 59 ч.)

Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко- буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.

Основные признаки гласных звуков, их смысло¬ различительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила.  Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.

Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обо-значение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу.

Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.

Части речи. (58)

Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран,  городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, име¬на существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами.

Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.

Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению.

Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.

Повторение ( 16 ч.)

Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.  Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.

Содержание учебного предмета.

п/п

Наименование раздела

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

1

Наша речь

3

3

2

Текст.

4

4

3

Предложение.

12

12

4

Слова, слова, слова…

18

18

5

   Звуки и буквы.

59

59

6

   Части речи.

58

58

7

   Повторение.

16

16

ИТОГО

170

170


ГРАФИК ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

Дата

Вид работы, ее название

Тема курса

15.09

Контрольный диктант по теме «Повторение в 1 классе».

 «Преложение».

29.09

Диктант по теме « Предложение».

«Предложение».

29.10

Контрольный диктант по теме «Слова, слова, слова…»

 «Слова, слова, слова…»

10.11

Контрольный диктант за 1 триместр.

01.12

Контрольный  диктант по теме  «Правописание  слов с безударным гласным звуком в корне».

 «Правописание  слов с безударным гласным звуком в корне».

23.12

Контрольный  диктант по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».

«Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».

28.01

Контрольный диктант по теме «Правописание слов с парными согласными в корне слова».

«Правописание слов с парными согласными в корне слова».

09.02

Контрольный диктант за 2 триместр.

16.03

Контрольный диктант по теме  «Имя существительное».

 «Имя существительное».

29.03

Контрольный диктант по теме «Глагол» .

 «Глагол» .

20.04

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

«Имя прилагательное».

12.05

.Контрольный диктант по теме «Части речи»

«Части речи»

19.05

Контрольный диктант  за год.

Учебно- методическая литература:

  1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Учебник « Русский язык» 2класс  - Ч. 1, 2. –М.: «Просвещение» 2012год.
  2. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю.  Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс. – М.: ВАКО, 2012.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Электронное приложение к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Русский язык», М., «Просвещение», 2012г.

Рассмотрено

На заседании ШМО_____

Протокол №____ от «___»_____________2015г.

СОГЛАСОВАНО

ЗАМ.директора по УВР

_____________/ ______/

«___»_________2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка по предмету Русский язык 2 класс в коррекционной школе 8 вида

Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферыдеятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей....

Пояснительная записка к планированию. Русский язык 3 класс Л.Ф.Климановой УМК "Перспектива".

Пояснительная записка к планированию. Русский язык 3 класс Л.Ф.Климановой УМК "Перспектива"....

пояснительная записка к программе "русский язык" 1 класс

пояснительная записка к программе "русский язык" 1 класс школа России...

Пояснительная записка по предмету "Русский язык" 1 класс Школа России

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Русский язык" 1 класс Школа России...

Пояснительная записка по предмету русский язык 1 класс

В данном документе содержится пояснительная записка по русскому языку для учащихся 1 класса. УМК "Школа России"...

Пояснительная записка по предмету "Русский язык"

Пояснительная записка к рабочей программе предмета "Русский язык" для 2 класса...

Пояснительная записка по предмету русский язык 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа курса русского языка для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ ...