Конспект урока-рефлексии русского языка "Правописание безударных личных окончаний глагола" 4 класс 4 четверть
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Кузовкова Светлана Геннадьевна

Русский язык, 4 класс, 4 четверть  (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Урок рефлексии по теме «Глагол» Образовательная система «Школа 2100»)

 

 

Тема: Упражнения в правописании глаголов с безударными личными окончаниями

 

Цели урока:    - совершенствовать навыки и умения уч-ся в применении алгоритма  выбора   нужной гласной в безударном личном окончании глагола,

                         -систематизировать умения уч-ся в разборе глаголов по составу, способствовать обобщению знаний по изучаемой теме,

                         - осуществить работу по повторению ранее изученных орфограмм (безударная гласная в корне слова, в окончаниях существительных и прилагательных, непроизносимая согласная в корне слова), над лексическим значением слова, над постановкой знаков препинания в предложении с однородными членами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_klass_4_chetvert.docx43.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 39 с углубленным изучением английского языка»

Вахитовского района г. Казани  

Русский язык 4 класс 4 четверть

Урок рефлексии по теме «Глагол. Правописание безударных личных окончаний глагола»

Кузовкова С.Г. , учитель высшей

квалификационной     категории

школа №39

Русский язык, 4 класс, 4 четверть  (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Урок рефлексии по теме «Глагол» Образовательная система «Школа 2100»)

Тема: Упражнения в правописании глаголов с безударными личными окончаниями

Цели урока:    - совершенствовать навыки и умения уч-ся в применении алгоритма    выбора     нужной гласной в безударном личном окончании глагола,

                         -систематизировать умения уч-ся в разборе глаголов по составу, способствовать обобщению знаний по изучаемой теме,

                         - осуществить работу по повторению ранее изученных орфограмм (безударная гласная в корне слова, в окончаниях существительных и прилагательных, непроизносимая согласная в корне слова), над лексическим значением слова, над постановкой знаков препинания в предложении с однородными членами.

Ход урока:

IАктуализация изученного

На доске предложение

  Л.дяной ветер гуля.т в широк.м пол. нос.тся по лесу меж гиган.ских сосновых мачт.

1)-Какая орфограмма-буква есть во всех словах предложения, кроме одного? (безударная гласная)

-Найдите лишнее слово. (гигантских) –Почему? (орфограмма – непроизносимая согл.)

-Подберите проверочное слово и запишите.

ГИГАНТ

-Объясните значение данного слова. (Что-то, выделяющееся своим большим размером)

_Подберите слова – синонимы.

ГИГАНТ, ВЕЛИКАН, БОГАТЫРЬ, ИСПОЛИН

-Выделите в этих словах безударную гласную, требующую запоминания.

2)-Вернемся к предложению.

-Что объединяет все остальные слова с пропущенными орфограммами? (это орфограмма – безударная гласная)

-На какие группы можно разделить эти слова? ( 1. безударная гласная в корне слова,

2. безударная гласная в окончании)

-Какие гласные вставите в корне? Почему? Объясните свой выбор. (уч-ся подбирают проверочные слова, выделяют орф.)

ЛЕДЯНОЙ –ЛЕД, СОСНОВЫХ – СОСНЫ

-Какое правило будете использовать для выбора гласной в окончании слов: ГУЛЯЕТ, ШИРОКОМ, ПОЛЕ, НОСИТСЯ? Почему понадобится несколько правил? (это разные части речи)

Учащиеся объясняют свой выбор, записывают в тетрадь, один уч-ся работает у доски.

Затем осуществляется взаимопроверка с доски.

-ПОЛ. – существительное, 2 скл., подбираю слово-помощник ОКНО, подставляю В ОКНЕ – ударное окончание Е, пишу В ПОЛЕ

ШИРОК.М – прил., задаю вопрос В ПОЛЕ КАКОМ ? – окончание в вопросе –ОМ, пишу в ШИРОКОМ.

ГУЛЯ.Т – глагол, ставлю в неопр. форму  ГУЛЯТЬ, суффикс –Я-, значит, 1 спр., пишу в окончании гласную Е   - ГУЛЯЕТ

НОС.ТСЯ – глагол, ставлю в неопр. форму НОСИТЬСЯ, суффикс –И- , значит 2 спр., пишу в окончании гласную И  -НОСИТСЯ

3)Запись предложения в тетрадь, объяснение знаков препинания, составление схемы предложения и его характеристика.

___     ___

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, осложнено однородными членами, разделенными на письме запятой.

4)морфологический разбор сущ. В ПОЛЕ, прил. (В) ШИРОКОМ (поле) – проверка с доски

II Включение в систему знаний, повторение.

1) -Выпишите глаголы в одну строчку. Чем они похожи? ( наст. вр., 3 лицо, ед. ч., несов. вид)

-Чем различаются? (спряжением, значением, один возвратный)

                 

                            ГУЛЯЕТ                                НОСИТСЯ

2)-Расскажите о правилах разбора глагола  по составу.

На доске схема опора  

1.

Суффиксы неопр. формы-ть, -ти, -чь

2.

Суффикс прош. вр. –л-

3.

Возвратная частица –ся-,

-сь -

4.

Глагольные суффиксы –а-, -о-, -у-, -ы-, -и- и т.д.

5.

Порядок разбора

Учащиеся рассказывают:

- определяем форму глагола,

-выделяем окончание и суффиксы, которые не входят  в основу (-ть-, -ти-, -чь-, -л-)

- выделяем основу

-выделяем корень, приставку, глагольные суффиксы

Разбор глаголов по составу

3)-Вспомним наш девиз: «Усердным трудом все получишь, а лениться будешь, последнее потеряешь».

-Выпишите глаголы из данной пословицы, распределяя их по столбикам в зависимости от спряжения.

                       ГУЛЯЕТ                                      НОСИТСЯ

                       

                       БУДЕШЬ                                     ПОЛУЧИШЬ

                       ПОТЕРЯЕШЬ

Уч-ся записывают глаголы, выполняют разбор по составу, объясняют выбор безударной гласной в личном окончании глагола, пользуясь алгоритмом.

В целях предотвращения ошибок следует обратить внимание на сохранение вида глагола при подборе неопр. ф., н-р, ПОЛУЧИШЬ  неопр.ф. ПОЛУЧИТЬ –II спр., а не ПОЛУЧАТЬ – Iспр.

III Самостоятельная работа.

Цель – индивидуальная рефлексия достижения цели

Дидактический материал 4 класс №155

Аналогичная работа с пословицей «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь».

Уч-ся добавляют в столбики в зависимости от спряжения, разбирают по составу, выделяют орф.

                       РАЗРУШАЕТ                            НЕ ДОГОНИШЬ

                       ПОДНИМАЕТ                           УСЛЫШИШЬ

-Что объединяет  два последних глагола 2 спр.? (это глаголы-исключения)

-Проговорите глаголы-исключения друг другу в парах.

Проверка выполненной работы по образцу с доски, исправление ошибок и оценивание своей работы под руководством учителя.

IV Подведение итогов работы

На доске запись предложения:

Хвались не тем, что (начать) делать, а тем, что уже (закончить).

-Запишите  пословицы, употребляя глаголы в скобках в форме прошедшего времени.

Хвались не тем, что начал делать, а тем, что уже закончил.

Разбор по составу глаголов прош. вр. и глаголов в неопр.ф.

-Что нужно помнить при разборе данных глаголов? ( по схеме-опоре)

-Можем ли мы похвалиться, что можем закончить изучение глагола?

(нет, закончен урок, еще есть над чем работать)

-Чему мы учились сегодня на уроке? Что повторяли? Были ли у вас ошибки? В чем?

-Какой вывод сделаете для себя по итогам урока? (уч-ся определяют мотивы будущей деятельности, анализируют свою работу)

Домашнее задание: №269, 270 по заданию учебника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний" 3 класс

Правильно писать  окончание глаголов, определять спряжение, знать глаголы исключения....

презентация к уроку русского языка "Безударные личные окончания глаголов,4 класс"(школа 2100)

в презентации разработана минутка чистописания,дана самостоятельная работа.презентация красочно оформлена...

Технологическая карта урока русского языка "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями" 4 класс Школа 2100

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС и направлен на достижение следующих целей:– совершенствование учебно-языковых и правописных умений по теме «Глагол»: находить, образовывать глаголы, пи...

Конспект и презентация к уроку русского языка "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями, 4 класс, "Школа 2100"

Конспект к уроку русского языка "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями, 4 класс, "Школа 2100". Урок сопровождается презентацией, автор Батурина Ж.А....

Конспект урока по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» (4 класс). УМК Школа России

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умений правописания окончаний глаголов в безударной позиции; обобщить полученные ранее знания учащихся и на их основе составить алгоритм пр...

Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями», 4 класс( УМК "Школа России")

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования умения правильно писать безударные личные окончания глаголов.Задачи урока Дидактические:Формировать ум...