Русский язык ОС Школа 2100 4 класс 2 четверть
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Кузовкова Светлана Геннадьевна

Русский язык 4 класс 2 четверть ОС Школа 2100 авторы Р.Н. и Е.В. Бунеевы, О.В.Пронина

Урок ОНЗ по теме «Именительный и винительный падежи имен существительных»

 

Тема: Именительный и винительный падежи

Цели:

           - организовать исследовательскую деятельность уч-ся под руководством учителя с целью открытия нового знания по теме, способствовать формированию навыков и умений изменять сущ. по падежам, различать именительный и винительный падежи,

           -совершенствовать речевые навыки уч-ся, орфографические умения и навыки, знания постоянных и непостоянных    признаков имен существительных ,развивать орфографическую грамотность, работать над обогащением словарного запаса уч-ся,

            -способствовать формированию функционально грамотной личности, обеспечению языкового и речевого развития ребенка.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruskiy_yazyk_4_klass_2_chetvert.docx44.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 39 с углубленным изучением английского языка»

 Вахитовского района г. Казани  

Русский язык 4 класс 2 четверть

Урок ОНЗ по теме «Именительный и винительный падежи имен существительных»

Кузовкова С.Г. , учитель высшей

квалификационной     категории

Тема: Именительный и винительный падежи

Цели:

           - организовать исследовательскую деятельность уч-ся под руководством учителя с целью открытия нового знания по теме, способствовать формированию навыков и умений изменять сущ. по падежам, различать именительный и винительный падежи,

           -совершенствовать речевые навыки уч-ся, орфографические умения и навыки, знания постоянных и непостоянных    признаков имен существительных ,развивать орфографическую грамотность, работать над обогащением словарного запаса уч-ся,

            -способствовать формированию функционально грамотной личности, обеспечению языкового и речевого развития ребенка.

 

Ход урока:

I Проверка домашнего задания

Грамматическая загадка «В немецком языке их 4, в венгерском 22, в английском 2, а в русском 6.»

-О чем речь?(о падежах)

-Как их различать?(по вопросам)

-Что можете сказать про сущ. в форме множественного числа?(они тоже изменяются по падежам)

-Как определяли падеж сущ. ЗВЕЗДА, ЗВЕЗДЫ? (по вопросам)

-Зачитайте тексты, которые у вас получились. Заслушивание 2-3 рассказов детей.

Пример текста:

     Мама повесила на стену карту звездного неба. На ней изображены звезды(И.П.) Северного и Южного полушариев неба. С давних времен человек стремился к звездам(Д.П.) . О звездах(П.П.) сочиняли песни и стихи. Утренней звездой(Т.п.) называл А.С.Пушкин Венеру. По звездам(Д.п.) моряки находили путь домой в морях и океанах.

II Актуализация

-Прекрасного и удивительного вокруг много, важно уметь это увидеть, как автор стихотворного четверостишья поэт XIX века Ф.П.Савинов…

Вижу ч_дное привол_е,

Вижу нивы и п_ля.

Это ру__кая природа,

Это Родина м_я.

-Прочитайте четверостишье. Сколько предложений?(2)

-Назовите слова с безударными гласными, объясните свой выбор

-Какие еще орфограммы узнали? Объясните.

Выразительное чтение, запоминание, письмо по памяти. Проверка с доски.

III

-Найдите сущ., задайте к ним вопросы и определите падеж.

Затруднение – проблемная ситуация: вопросы одинаковые, а одинаковые ли падежи…

                Вижу (что?) нивы, поля, приволье

                Это (что?) Родина, природа         И.п. или В.п.

-Какие падежи легко спутать? Почему?(И.п. и В.п., у них есть одинаковые вопросы что? )

-Сформулируйте тему нашего урока.(будем учиться различать И.п. и В.п.)

IVРабота по теме. Организация исследовательской деятельности уч-ся

1)-Что вы знаете об именительном падеже? Почему он так называется? (предполагаемые ответы уч-ся)

-Прочитаем об этом текст в учебнике №121

        Почему же именительный падеж так называется? История его восходит к древним временам Греции и Рима.

        Первыми название для него придумали греки -  ONOMASTIKE PTOSIS  (ономастика птозис). Римские ученые перевели эти слова на латынь: (казус номинативус). И греческое ОНОМА и римское НОМЕН одинаково значили «ИМЯ».

        Интересно, что в грамматиках «новых европейских языков» сохранилось название НОМИНАТИВ для падежа, который считается «основной формой существительного» (в английском, немецком, французском языках). Мы перевели это слово на русский язык как ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ (тот, который именует, называет)

-Что нового узнали? Что значит «именительный»?

-В чем преимущество этого падежа? (он именует, называет предметы)

2)сравнительный анализ именительного и винительного падежей

а)№122 по учебнику

-Прочитайте предложение, назовите основу.

По 1 абзацу: - Чем  различаются эти предложения? (1 – простое с однородными членами, 2 – сложное)

-Составьте схему 1 вариант – 1 предложения, 2 вариант – 2 предложения.

____  ____   и   ____   .         _____  _____  ,  и    ____    _____  .

-Запишите 2 предложение, выделите синтаксическую основу и определите падеж подлежащего.

    На дне озера лежали истлевшие листья (И.п.), и в воде плавали коряги (И.п.).

По 2 абзацу: -Выберите предложение к следующей характеристике

  • Простое, повествовательное, невосклицательное, осложнено однородными сказуемыми. (Рыба нырнула и прошла под резиновой лодкой.)

-Запишите предложение, определите падеж у подлежащего.

  • Простое, повествовательное, невосклицательное, нераспространенное. (Лодка закачалась.)

-Что замечаем? Сделайте вывод.

ИМЯ СУЩ. в ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПОДЛЕЖАЩИМ.

б)-Назовите вопросы В.п. (кого? Что?)

-Почему он получил такое название? (Ученые связывают название падежа со словом ВИНА)

На доске схема-опора (заполняется по ходу урока)

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ

ВИНИТЕЛЬНЫЙ

КТО? ЧТО?

КОГО? ЧТО?

подлежащее

№123 – Что общего у существительных ОСТРОВ, ГОРОД, РАССКАЗ? (сущ. неод., мужской род, ед.число, 2 скл., нулевое окончание)

-Измените по падежам:

И.п. (что?) ОСТРОВ     ГОРОД       РАССКАЗ

В.п. (что?)  ОСТРОВ     ГОРОД       РАССКАЗ

-Что заметили? (форма слов одинаковая)

-Какая проблема может возникнуть? (у сущ. мужского рода с нулевым окончанием легко спутать И.п. и В.п.)

-Какую цель поставим перед собой на следующем этапе урока? (научиться различать эти падежи)

№124

-Прочитайте 1 и 2 предложения.

-Что нам советуют? (найти главные члены предложения) –Для чего, как это может нам помочь? (подлежащее всегда употребляется в И.п.)

В океане затерялся необитаемый остров.  ОСТРОВ  - подлежащее, И.п..

Мореплаватели открыли необитаемый остров.   ОСТРОВ – второстепенный член предложения, значит, В.п.

1 абзац с комментированием

ВЫВОД: СУЩ. НЕОДУШЕВЛЕННОЕ МУЖСКОГО РОДА ЕД.ЧИСЛА С НУЛЕВЫМ ОКОНЧАНИЕМ СТОИТ В И.П., КОГДА ЯВ-СЯ ПОДЛЕЖАЩИМ, И В В.П., КОГДА является ВТОРОСТЕПЕННЫМ ЧЛЕНОМ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

-Проверьте себя по учебнику (с.76 правило)

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ

ВИНИТЕЛЬНЫЙ

КТО? ЧТО?

КОГО? ЧТО?

В предложении является подлежащим

Второстепенный член предложения

Не употребляется с предлогами

Употребляется с предлогами

-Пользуясь схемой-опорой, выполните по вариантам

1вариант – предл.3,4,  2 вариант – предл.5,6

Проверка фронтальная

-Что помогало вам в определении падежа? (по схеме)

в) №125

V Итог урока

Рефлексия

Какие падежи изучали? Почему их можно спутать? Как их можно различать?

VI Д\задание

сравнительная таблица падежей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РУССКИЙ ЯЗЫК . ПРОГРАММА «ШКОЛА 2100» . 4 КЛАСС. Тема: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью

Цель: Введение предложений с прямой речью (конструкция предложения «слова автора плюс прямая речь»), показ роли таких предложений в речи....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку. УМК "Школа 2100" 2 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку. УМК "Школа 2100" 2 класс...

Урок русского языка ОС"ШКОЛА 2100", 2 класс.

Урок русского языка во 2 классе."Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих". ОС «ШКОЛА 2100» ; Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Пронина О. В. Русский язык. 2 класс...

презентация к уроку русский язык ОС"ШКОЛА 2100" 2 класс

приложение к уроку русского языка 2 класс ОС "ШКОЛА 2100" по  теме «Упражнение в написании слов с буквами И, У, А после шипящих »...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс.

§1.Пояснительная записка.§2.Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.§3.Содержание учебного предмета "Русский язык" §4.Система контроля в курсе русского языка....

Памятка для учащегося начальной школы по русскому языку УМК Школа 2100 Работа над ошибками Орфограммы, изученные в 1-2 классе

"Как выполнять работу над ошибками" . Памятка для учащихся 1-2 классов по русскому языку. Работа над ошибками  . Орфограммы, изученные в 1-2 классе...