Писать сочинения по картинам - это интересно!
методическая разработка по русскому языку по теме

Шайдуллина Рузаля Ракиповна

Одна из важнейших задач современной школы - формирование функционально грамотных людей. Эти основы закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pisat_sochineniya_po_kartinam_-_eto_interesno.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Писать сочинения по картинам – это             интересно!

Рузаля Шайдуллина, учитель начальных классов татарско – русской средней школы №34 Московского района города Казани.

   Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Эти основы закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

   Учащиеся учатся высказывать свое предположение при работе с иллюстрацией текста, оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, оценивать конкретные поступки: хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, входить в образ героев, выражать свои эмоции. Для этого учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений, красоту, яркость и точность слова в тексте, например, употребление слов в переносном значении. Дети наблюдают, как писатели видят и рисуют мир словами. Учащиеся учатся понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

  Для достижения цели необходима системность в работе. Работу эту необходимо начинать с букварного периода. Интересно строится работа по букварю Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой и О.В.Прониной,  где есть простор для творческой работы, где широкие возможности для коллективного  составления  небольших  рассказов по рисункам из жизни детей, предложений к картинкам по заданным схемам. Учащиеся учатся строить простые предложения,  определять в них смысл, видеть границы, то есть начало и конец предложения,  описывать различные предметы с помощью прилагательных, при изучении темы: «Слова, которые отвечают на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? Познавательно,  увлекательно и интересно проходит следующее упражнение. Я показываю картинку с любым существительным, дети начинают описывать данный предмет при помощи прилагательных. Особенно учащимся нравится тема животных. Показав им картинку котенка, они от описания - незаметно переходят к рассказам о своих домашних питомцах. Часто предложения  детьми строятся неверно, необходимо их вовремя исправлять, корректировать. В конце таких уроков, я обычно даю задание нарисовать своего домашнего питомца, подготовить о нем небольшой рассказ, обращая внимание на особенности повадок, характера животного или просто найти и выучить стихотворение. Данный букварь составлен так, что дает ребенку простор мыслей, рассуждений. До знакомства с тем или иным литературным произведением, авторы предлагают рассмотреть рисунки и предположить, о чем же пойдет речь в данном рассказе. Удивительно, дети  при описании рисунка, обращают внимание на такие тонкие детали, невидимые взрослому человеку, дополняя друг друга, вводят все новые и новые нотки в свои рассуждения. Прочитав рассказ и узнав действительность, возникает иногда спор, иногда радость или разочарование,… При этом я поддерживаю диалог учащихся наводящими вопросами, необходимыми репликами. Дети думают, говорят, сравнивают и незаметно для себя делают выводы. В конце урока я спрашиваю детей: «Кому понравилось это произведение? У кого возникло желание дома перечитать, нарисовать свой рисунок?» И таковыми оказываются все. Дополнительно я прошу подчеркнуть в произведении строчки, которые особенно понравились детям.

Постепенно у детей просыпается творческий дух, им начинает нравиться творить, создавать, сочинять. Когда я чувствую, что настал момент готовности учащихся к сочинительству, то предлагаю им для внеклассной дополнительной работы учебник О.Л.Соболевой «Русский язык» для первого класса, с таким прекрасным подзаголовком «Радуга речи». Работаем мы по этому учебнику не спеша на протяжении двух лет. Детям особенно нравятся выражения, с помощью которых автор беседует с ними, например такие как: «Мы лепим предложения. Наш пластилин – волшебный. Или: «Придумывать предложения легко, как летать во сне. Нужно только не стараться их придумывать, а позволить им придумываться самим. О чем угодно. На любую тему! Ты хочешь попробовать?» И учащиеся пробуют,  придумывают с огромным удовольствием! Автор предлагает детям, чтобы простое слово попало в предложение, которое постепенно будет расти, например:

Море спит.

Спит синее море.

У берега спит синее море.

У берега сладко спит синее море.

Можно поиграть с другими словами, например с помощью таблицы. Возьмем слово – облако:

        Какое?

    Что делает?

           Где?

          Как?

белое

плывет

по небу

легко

пушистое

плавает

в небе

медленно

легкое

движется

на небе

забавно

лохматое

спит

на небосклоне

тяжело

любопытное

мечтает

вдали

быстро

светлое

танцует

у горизонта

задумчиво

тяжелое

ползет

за окном

танцуя

круглое

падает

над нами

еле - еле

причудливое

скользит

над школой

играя

заплаканное

катается

над крышами

улыбаясь

маленькое

плачет

над землей

сладко

огромное

грустит

над садами

горько

прекрасное

радуется

над морем

смущенно

необычное

улыбается

над лесом

плавно

Или можно предложить схему вопросов для любых слов:

какой?

какая?          +

кто?             +

как?             +

что делает?  

+    где?

какое?

что?

что делал?

         куда?

Такие уроки проходят особенно интересно, активно, они надолго остаются в памяти учащихся и вместе с тем помогают более интенсивному развитию речи, помогают детям раскрепоститься, прививают интерес к чтению. Важно научить детей давать полные ответы на вопросы, составлять небольшие рассказы по готовому плану;  обучить учащихся из простых предложений составлять распространенные для наиболее точного выражения своих мыслей.

   При такой кропотливой системной работе к концу первого класса учащиеся хорошо справляются с написанием коллективно составленных небольших сочинений по готовому плану.

   Во втором классе вся эта работа продолжается. В сочинения детей постепенно вводятся элементы описания.

   Учитель помогает детям увидеть, что свои мысли и чувства писатель передает через героев -  их характеры, поступки, чувства и переживания; через главную мысль произведения. В результате дети высказывают свое отношение к прочитанному.

   Учитель должен научить детей: отвечать на вопросы по содержанию текста; подробно пересказывать по вопросам или картинкам; грамматически правильно строить устные высказывания; выразительно читать с соблюдением соответствующей интонации, громкости и темпа речи.

   Работая с текстом, иллюстрацией, мы постепенно переходим к упражнениям творческого характера, связанные с развитием речи. Ученики  должны научиться создавать в воображении сюжет, представлять себе обстановку, на фоне которой протекает событие, до и после того момента, который запечатлен на картине. Картина воздействует на чувства ребенка, развивает наблюдательность, воображение учащегося, учит понимать искусство живописи.

   Сказки особенно любимы детьми. Накопив достаточный багаж знаний  и навыков, я предлагаю учащимся перечитать русскую народную сказку «О сестрице Аленушке и братце Иванушке». По мотивам этой сказки В. М. Васнецов написал картину «Аленушка». Зрительно картина детям очень хорошо знакома, но заранее я им не показываю её, то есть не называю, по какой именно картине мы будем писать сочинение.

   Подготовка у нас проходит в течение нескольких уроков. На дом я даю учащимся задание найти и прочитать о жизни и творчестве В.М. Васнецова. На уроках мы подбираем и объясняем лексику, которая связана со спецификой живописи,  учимся находить  синонимы к словам, чтобы не было повторов. Например к слову художник – живописец,  мастер кисти, пейзажист; художник картину пишет, создает; картина – репродукция, полотно и так далее. Знакомясь с малознакомыми, новыми словами для учащихся, мы проводим орфографическую подготовку. Беседуем об образе жизни людей или событиях, близких к планируемой картине. Я знакомлю детей со словосочетаниями и выражениями, которыми они могли бы воспользоваться при написании сочинения, попутно объясняя и разбирая их, в каких случаях можно было бы воспользоваться этими словами. Например по картине В.М.Васнецова «Аленушка» я даю такие выражения и словосочетания, как: в изображении художника; пленяет человечностью, искренностью и обаянием; убежавшая с горя; к глубокому омуту; выплакать обиду, попечалиться; в поникшей фигуре; безысходное горе и недетская печаль; взгляд неподвижен; шелковистые каштановые волосы; спутанными прядями; крепко сжаты пальцы рук; готов вырваться стон; порванный сарафан; ноги босые; природа созвучна настроению девочки; пора увядания природы; зеркальная поверхность воды; щебечут ласточки; краски неяркие, темно – зеленые; и так далее.

   

В запланированный, для написания сочинения день, я ставлю картину перед детьми. У них бывает легкий шок и удивление. Знакомую с малых лет картину, они несколько минут молча  рассматривают новым, свежим взглядом. Учащимся удается сразу уловить и понять настроение картины, чувства, которые хотел передать художник.  После предварительной беседы, мы переходим к работе по готовому плану. Вот примерный план для написания сочинения по картине В.М.Васнецова «Аленушка»:

  1. Кто написал картину «Аленушка»?
  2. Кто изображен на картине?
  3. Почему Аленушка такая печальная и задумчивая?
  4. Как одета девочка?
  5. Кто сочувствует Аленушке?
  6. Какое время года изображено на картине?
  7. Почему художник выбрал осень?
  8. Какие краски выбрал художник?

После работы по плану, дети пишут сочинение. Работы получаются самые разнообразные, интересные, каждый выделил что то свое, особенное. Активное участие учащиеся принимают и во время анализа работ. Наиболее удачные работы я зачитываю полностью, встречаются ярко построенные предложения, сравнения, описания и так далее, то есть ни одна работа не остается незамеченной.

Через некоторое время, мы берем картину того же художника, то есть В.М.Васнецова. Сюжет картины так же взят из народной сказки,  о Жар – птице, приносящей людям счастье. Картина эта называется «Иван – Царевич на Сером волке». Эта работа несколько сложнее предыдущей, так как в ней важно подробно описать жуть дремучего леса, который расступается перед молодыми людьми, пытаясь помочь им. Для этого я даю такие вспомогательные выражения и словосочетания, как: тесно переплелись корявые сучья и ветки; столетние стволы деревьев; кривые ветви, словно протянувшиеся руки столетних стариков; воздух наполнен болотными испарениями; высоко над головой гудит ветер; птицы не заглянут в такую глушь. В картине важно описать и заботливое отношение молодого человека к своей девушке и их одежду, присущую состоятельным, богатым людям того времени, это: меха соболиные; ткани из парчи, драгоценные камни; на юноше – древнерусский полукафтан, на девушке – казакин, накинутый на платье и так далее. Важно описать характеры героев.

Учащиеся, увидев вторую картину, отмечают, что обе они написаны по мотивам сказок, что в той и другой работе В.М.Васнецова основным фоном служит мрачный лес, но который помогает героям картины. Они уже гораздо легче  определяют тему картины, выделяют главное и второстепенное. Но все же необходимо для этого  правильно построить беседу, вопросы задавать так, чтобы направлять внимание детей на основное в картине, но не упускать из виду и детали, имеющие не менее важное  значение. Нужно попытаться ввести учащихся в эмоциональный мир сказки, помочь прислушаться к себе: какие чувства у них вызывает эта картина. Необходимо научить ребенка воспринимать картину как часть реально существующего мира: предугадывание того, что происходит за пределами картины – дальнейшее поведение героев, логическое завершение событий и так далее. План, который я предлагаю учащимся:

  1. Кто написал картину «Иван - Царевич на сером волке»?
  2. Кто изображен на картине?
  3. Опишите лес.
  4. Что выражает лицо Ивана – Царевича? Чем он встревожен?
  5. Отчего задумалась и склонила голову Елена Прекрасная?
  6. Расскажите, как одеты Иван – Царевич и Елена Прекрасная?
  7. Что вам особенно понравилось в картине?

   В третьем классе я знакомлю учащихся с творчеством художника – пейзажиста Исаака Ильича Левитана, с его картинами: «Золотая осень» и «Весна. Большая вода». Я предлагаю учащимся найти материал и познакомиться с жизнью и творчеством художника. Дети отмечают, что И.И.Левитан писал пейзажи, он обладал редким даром понимания природы. Величие и красота русских лесов и полей, озер и рек сливались в его восприятии с образом любимой Родины. Пейзажи Левитана безлюдны, но человек в них всегда как бы присутствует. О нем напоминают и деревянные строения, что просматриваются вдали, и прибившая к берегу лодка. Поменялся стиль кисти, что для учащихся ново. Важно научить детей наблюдать за природой, анализировать, выражать словами ее красоту, чувствовать оттенки воздуха в разные дни. Для этого необходимо провести экскурсию в природу, где учащиеся смогут в полной мере сделать свои наблюдения.

Готовясь к написанию сочинения по картине «Золотая осень», я даю следующие слова: время увядания природы; жизнерадостное настроение; речка спокойно несет свои глубокие воды; у одиноко стоящей березы; контраст цветов; голубовато – синяя вода; сплошь покрыты золотистой листвой; художник наносит краски обобщенно, свободными мазками кисти; молодая зелень вносит новый цвет в преобладающие желтые тона и так далее.

В этой картине особенно отчетливо показано трехмерное пространство, глубина картинного изображения, краски и тона, которыми написана картина.  Все это дети недопонимают. Понять это, помогает учащимся преподаватель изобразительного искусства. На уроках, после теоретической части, разбирается серия картин, в которых дети пытаются уловить и описать трехмерное пространство, рассказывают, что изображено на переднем, заднем плане картины, в основной части.

Надо отметить, что не только художники  восхищались  красотой природы, но и поэты описывали ее в разные времена года. Я даю учащимся заранее подготовить стихотворения разных поэтов. После предварительной беседы, когда уже выяснили какой именно день запечатлен на картине, мы подбираем наиболее подходящие отрывки стихотворений. Например из учебника «Литературное чтение. 3 класс», отрывок из стихотворения Федора Тютчева:

«Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора.

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…»

Или слова Александра Сергеевича Пушкина:

«Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье…»

Учащиеся делают для себя открытие, что и художники, и поэты пишут об одном и том же, донося до нас красоту пейзажей. В этот момент я знакомлю детей со словом «эпиграф», для чего он нужен, как им пользоваться.

Вопросы, которые я использую для беседы и составления плана по картине И.И.Левитана «Золотая осень»:

  1. Какое впечатление производит на вас эта картина? Что в ней особенно красиво?
  2. Почему осень называется золотой? Объясните выражение: «в багрец и золото одетые леса». Что это значит?
  3. Когда лес бывает золотым, таким, как он изображен на картине Левитана, в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?
  4. Все ли деревья осенью одеваются в золотые листья? Назовите, какие деревья остаются зимой зелеными, Покажите их на картине.
  5. Сравните ближние березки с березкой, которая стоит у поворота реки. Почему окраска у них разная?
  6. Почему вода в речке у левого берега темная, а дальше становится светло – голубой?
  7. Что видно на высоком берегу вдали? Чем осенью может быть засеяно поле? Почему крестьянские домики маленькие?

 Вспомогательные слова к картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода»: весенний разлив; обильная вода; речная патока; затопляющей все на своем пути; в прозрачной, отстоявшейся воде; слегка колеблющиеся отражения; березки застенчиво – робкие, целомудренные; пробуждающаяся природа; лодка – челнок; роща просматривается насквозь и так далее.

Вопросы для беседы и составления плана:

  1. Что изображено на картине И.И.Левитана?
  2. Отчего реки выходят из берегов?
  3. Что вам нравится в этой картине? Расскажите о березках.
  4. Какие еще деревья растут в этой роще?
  5. Почему елочка зеленая, когда все другие деревья еще без листьев?
  6. Как называется маленькая лодочка, выдолбленная из одного куска дерева, обычно осины? Оживляет ли она пейзаж?  (У берега лодка, значит рядом находится человек, живут люди)

 Стили картин похожи, много одинаковых элементов, некоторые термины и слова повторяются, поэтому подготовка к картине «Весна. Большая вода» гораздо легче.

Аналогичную работу я провожу и с остальными картинами.  Продолжаю знакомить детей и с другими художниками, такими, как: А.К.Саврасов, И.И.Шишкин. Учащиеся начинают понимать картины, видеть в них прекрасное и это очень радует меня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Конспект занятия "Зачем нужна пунктуация?"...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Учимся писать сочинения и изложения

Книга, которая содержит правила работы над сочинениями и изложениями в нчаальной школе....

Учимся писать сочинение (Что такое сочинение).

Решая учебно - практические и учебно - познавательные задачи, учащиеся знакомятся с понятие "сочинение", повторяют особенности текста...

Как научить ребёнка писать сочинение по картине. Советы для родителей.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9361403","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; height: 112px; width: 70px;"}}]]Искусство в жизни человека играет большую...

Учимся писать сочинение по картине Серебряковой "За обедом"

В работе представлена карточка-опора для учеников для написания сочинения по картине...

Учисмя писать сочинение по картине, 4 класс

Учимся составлять рассказ по картине И. Левитана "Весна. Большая вода"...