Урок русского языка по теме «Написание ь знака на конце существительных после шипящих»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Данная разработка урока знакомит учащихся с правилом написания ь знака на конце существительных после букв шипящих согласных;
на этом уроке необходимо закрепить знания по теме “Имя существительное”;
совершенствовать умения распознавать существительные по родам;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_3_klass.docx | 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме
«Написание ь знака на конце существительных после шипящих»
Подготовила учитель начальных классов
МОУ СОШ№8 с Русского
Сергачева А.П.
26.02.2014уч.г.
Предмет: Русский язык, 3 класс
Тема урока «Написание ь знака на конце существительных после шипящих»
Цели урока:
Образовательная
знакомство учащихся с правилом написания ь знака на конце существительных после букв шипящих согласных;
закрепление знаний по теме “Имя существительное”;
совершенствование умения распознавать существительные по родам;
формирование умения применять на практике полученные знания;
Развивающая
развивать орфографическую зоркость, речевые умения;
развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, доказывать, работать по алгоритму;
Воспитательная
воспитание интереса к русскому языку;
воспитание аккуратности, любознательности, интереса к предмету;
воспитание читательской активности;
Задачи урока:
Углубить знания и представления учащихся об имени существительном, о написании мягкого знака.
Познакомить учащихся с правилом написании ь знака после шипящих в именах существительных.
Продолжить работу над умением работать с текстами.
Продолжить работу по развитию речи детей, творческого начала, пополнение их словарного запаса.
Дидактический материал
электронная презентация “Знакомство с правилом написания ь знака на конце существительных после букв шипящих согласных”
карточки с учебными заданиями, литературными текстами, таблички для оформления доски.
Ход урока
1 . Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Итак, ребята у нас на уроке сегодня присутствуют гости . Повернитесь , поздоровайтесь.
– Посмотрите-ка, ребята, к вам на урок русского языка пожаловал герой мультфильма “Вовка с тридесятого царства”. Он считает, что “всё-то он может, всё-то он знает, всё-то у него получается”, потому что в сказках ведь всё делается “по щучьему велению”. Верите ли вы, что в жизни, так же как и в сказке можно надеяться на чудо? Верите ли вы, что Вовка может измениться и делать всё и самостоятельно, и качественно?
– Проверим наши предположения (видео)
– Вовка своими руками сделал новое корыто для старухи! Как вы думаете, почему?
– А сможет ли он построить дом? Что для этого ему необходимо?
Девиз нашего урока “Ученье - путь к умению”
– Герои этого мультфильма будут нашими проводниками.
Повторить (царь)
Попробовать (старуха)
Подумать (Василисы Премудрые)
Найти (печка)
Потренироваться (Двое из ларца, одинаковых с лица)
Проверить себя (золотая рыбка)
– Ну что ж, в путь!
– Как вы думаете, кто из них первый? (Царь, потому что у него карточка со словом “повторить”, а чтобы узнать новое, нужно начать с повторения необходимого)
2 . Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Повторить (царь) Первым проводником является царь , который предлагает повторить раннее изученные знания о ь.
Минутка чистописания
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу
Сяду ровно не согнусь
За работу я примусь
Запишите число и классная работа.
мать
молот
сестра
щенята
дочь
Условия для поиска букв:
выделить слова, содержащие мягкие согласные звуки;
среди них найти лишнее слово;
из него выписать буквы, обозначающие мягкие согласные звуки
( п. о.Буквы Н, Щ. Напишите эти буквы в соединение)
Какое правило напоминает сочетание этих букв? ( п. о. в этих сочетаниях ь не пишется)
Работа на интерактивной доске.
– Прочитайте слова, подумай, везде ли нам необходим ь знак?
Даны слова : пал...то, плат...е, руч...ка, морков..., кон...ки, мощ...ный, кроват..., сосул...ка, мебел..., поч...товый, варен...е лещ, дочь
- какую работу выполняет в них ь знак?
Орфограмма сочетание букв ЧТ, ЩН, ЧК и т.д.
Ь – показатель мягкости согласного звука / смягчитель
Ь – разделительный / предупредитель
Н. ф. глагола, 2 л. наст.вр., буд.вр. / указывает на форму
Постановка проблемы урока
Кто сможет ответить на вопрос нужен ли ь в словах лещ, дочь или нет?
Секрет какой буквы мы сегодня узнаем?
Белка хвостик изогнула,
У пенёчка отдохнула.
Распушила хвост, да так –
Стал похож на …
(Мягкий знак.)
Назовите шипящие звуки?(ж,ш,ч,щ)
Игра «шипящие звуки»
Дети хлопают если услышали шипящий звук на конце.
Речь, дождь, мышь, грач, енот, плащ, самолет, врач, повар , шофер, малыш, актер
3. Следующим проводником является старуха , которая предлагает попробовать найти выход из данной ситуации.
Попробовать (старуха)
Работа в группах
- Речь, малыш.
- Грач, ночь.
- Мяч, вещь.
- Плащ, мышь.
ответьте на вопросы.
– Что общего во всех словах? (Существительные, на конце шипящий звук)
– Проведите анализ слов как часть речи.
– На какие II группы разделили бы слова? (Мужской род, женский род)
– На какие еще 2 группы можно разделить слова?. (Есть ь и нет ь.)
-Что их отличает друг от друга. (Род.)
Физкультминутка.
4. Выявление места и причины затруднения.
Следующим проводником являются Василисы Премудрые ,которые предлагают подумать и поработать по учебнику и в тетради на печатной основе.
Подумать (Василисы Премудрые)
Работа в тетради на печатной основе упр 503
– что объединяет слова каждого столбика ?
-Чем различаются слова?
Над какой проблемой нужно поработать?
Работа в парах
Составим алгоритм (правильный порядок определяют сами учащиеся в парах) – из разрезанных полосок
Чтобы правильно ответить на вопрос нужно ли писать ь или нет? Разложите предложения правильно по порядку так, чтобы получилось правило.
Есть ли шипящий звук (ч, щ, ш) на конце слова?
Это имя существительное?
В начальной форме?
Определяю род.
Женский род - пишу ь, мужской род - не пишу ь
Когда же нужно писать ь?
5. Построение проекта выхода из затруднения.
Следующим проводником является печка.
Найти (печка)
– Достроим схему этого секрета мягкого знака в упр. 505 и объясним ее словами.
В именах существительных в начальной форме с шипящими на конце всегда есть орфограмма, потому что выбираем, писать или не писать ь.
Чтение правила
Сравним свои выводы с сообщением автора учебника на стр73.
Рефлексия полученного способа и модели.
Проверка понимания прочитанного
6.Реализация построенного проекта.
Следующим проводником являются Двое из ларца, одинаковых с лица, которые предлагают нам потренироваться .
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На доске перед вами картинки. Ваша задача назвать и написать слово, применив правило написания ь знака после шипящих.
Шалаш, камыш, гараж, калач
Работа по учебнику упр 506 стр 74
Игра “Четвертый лишний” (слайд + устно)
плащ, шалаш, помощь, лещ
чертёж, ёж, ёрш, речь
гараж, рожь, стриж, чиж
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа в парах.
Работа с пословицами
Перед вами пословица. Ваша задача правильно вставить букву.
Если надо писать ь знак в слове левого столбика, то закрасьте слово в правом столбике ,если сделаете всё правильно, то получится пословица.
| ландыш__ | покрыт |
| ноч_ | скупой |
| ткач__ | правда |
| вещ_ | богач |
| силач__ | чем |
| мыш_ | беднее |
| лож_ | нищего |
7. Включение в систему знаний и повторение.
Проверить себя (золотая рыбка)
Диктант с взаимопроверкой
Ключ, печь, калач, дочь, кирпич, меч, мелочь, дичь, стеречь, прыщ, рожь, брошь, вещь, ёрш, мышь, чиж, камыш, тушь - туш
Рефлексия деятельности.
Какую учебную задачу вы решали сегодня на уроке?
В чём возникли затруднения и удалось ли их преодолеть? (что получилось, какие задания понравились, над чем необходимо поработать завтра): повторить, попробовать, подумать, найти, потренироваться, проверить себя
Как вы думаете, построит ли Вовка дом старухе?
Действительно ли УЧЕНЬЕ – ПУТЬ К УМЕНИЮ?
Домашнее задание.
(детям раздаются индивидуальные карточки с заданиями)
8. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Упражнение в написании мягкого знака на конце слов после шипящих"
Урок разработан по программе "Школа России"...
Урок русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Урок русского языка 3 класс. Учебник "К тайнам нашего языка" М.С. Соловейчик.На уроке использованы упражнения для интеллектуального развития учащихся, также применены групповые формы работы с ра...
Урок русского языка по теме "Написание слов с мягким знаком на конце"
Правописанию слов с мягким знаком уделяется значимое место на уроках русского языка...
Открытый урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Открытый урок русского языка с применение технологии проблемного обучения...
Презентация к уроку русского языка по теме «Написание ь знака на конце существительных после шипящих»
Данная разработка урока знакомит учащихся с правилом написания ь знака на конце существительных после букв шипящих согласных;на этом уроке необходимо закрепить знания по теме “Имя существительное”;сов...
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Мягкий знак на конце слов после шипящих"
Урок русского языка общеметодологической направленности в 4 классе по теме «Мягкий знак на конце слов после шипящих» позволяет создать условия для систематизации и о...
Презентация к уроку русского языка по теме "Написание -ТСЯ и -ТЬСЯ в конце глаголов" 4 класс.
Презентация к уроку русского языка по теме "Написание -ТСЯ и -ТЬСЯ в конце глаголов" для 4 класса применяется на уроке русского языка по теме " Правописание...