Методическая разработка урока русского языка «Учимся писать письмо»
консультация по русскому языку по теме


учимся писать письма на основе эпистолярного жанра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_russkogo_yazyka.docx48.74 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка «Учимся писать письмо»

Тема: «Эпистолярный жанр-письмо»

Аннотация автора

Методическая разработка урока русского языка по  теме «Эпистолярный  жанр-письмо» составлена в соответствии с МСО ГОС, региональным компонентом, программой по русскому языку, утверждённой МП РФ, и на основании Положения об областном конкурсе «Лучший урок письма» в рамках ежегодного Всероссийского конкурса.

Цели урока: повысить интерес учащихся к эпистолярному жанру и услугам почтовой связи, закрепить навыки написания писем с использованием правил речевого этикета.

Сценарием комбинированного урока предусмотрено сообщение учителя о типах писем, об особенностях эпистолярного жанра, о Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма», чтение писем с фронта, демонстрация  предметов почтовых отправлений, формирование у  учащихся навыков написания писем при соблюдении правил речевого этикета.

Дети учатся работать в группах, анализировать, делать выводы, составлять памятки и применять на практике полученные знания и умения при составлении поздравительных открыток и благодарственных писем.

В ходе сообщений школьники познакомятся с особенностями работы почты, подробнее узнают о требованиях к её работникам.

Выполняя домашнее задание, школьники напишут письма по выбранной ими номинации и примут участие в конкурсе. При написании писем они используют знания, умения и навыки, полученные на интегрированном уроке.

Представление на методическую разработку.

 В современной жизни, насыщенной современными средствами связи, люди перестают писатть друг другу письма, предпочитая телефон, Интернет.

Урок русского языка, разработанный преподавателем, позволяет раскрыть перед школьниками богатство эпистолярного жанра, учит детей, соблюдая правила этикета, выражать свои мысли и чувства на бумаге. Приобрести такие умения всегда актуально.

Новизна данной учебно-методической разработки состоит в том, что учителю удалось удачно  интегрировать материал сразу нескольких предметов : литературы, русского языка, развития речи.

 Продумано использование методических приёмов: игра, элементы проектирования, создание проблемных ситуаций.

Высока практическая значимость разработки, как для учащихся, так и для педагогов. Ребята на уроке приобретают умение писать письма, пробуют разные варианты обращений, пожеланий и т.д.  Кроме того, содержание урока позволяет профессионально ориентировать учащихся на  работу в отделениях Почты России. Методическое обеспечение продукции позволяет использовать разработку данного урока в своей практике любому учителю.

Разработка урока отличается своей продуманностью, творческим подходом, направленностью на развитие лучших личностных качеств ребёнка, воспитание нравственности.

Интегрированный урок русского языка «Учимся писать письма»

Тема урока: Эпистолярный жанр –письмо.

Цели урока:

  • Привлечь внимание школьников к ценностям родного языка, познакомить с историей возникновения эпистолярного жанра;
  • Научить детей правильно писать деловые, официальные и личные письма;
  • Продолжить формирование у учащихся навыков использования правил речевого этикета;
  • Обратить внимание на использование данного жанра в литературе;
  • Повысить интерес к эпистолярному жанру и видам услуг почтовой связи;
  • Вызвать у учащихся желание написать письма и принять участие в конкурсе писем.

Оборудование урока:

  1. Выставка произведений,  содержащих письма.
  2. Материалы из жизни Почты России.
  3. Письма к детям ( по 5 на каждую группу)
  4. Высказывания о русском языке

Структура урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  • Сообщение темы и цели урока.
  • Краткие сведения об эпистолярном жанре
  1. Выступление учащихся (создание проблемной ситуации)
  2. Сообщение учителя о типах писем, сопровождаемое выступлениями учащихся:
  • Бытовые письма;
  • Отзыв в форме письма;
  • Сочинение в форме письма
  1. Анализ писем, составление памятки в ходе обсуждения писем:
  • Выявление адресата;
  • Определение характера героя;
  • Выяснение цели писем;
  • определение композиции письма;
  • наблюдение за использованием этикетных правил при написании писем.
  1. Практикум:
  • Игровые элементы;
  • Составление текстов писем;
  • Демонстрация писем, конвертов
  1. Сообщение о конкурсе письма, его тематике, номинациях. Распределение заданий по написанию писем.
  2. Домашнее задание
  3. Подведение итогов урока.
  4. Сообщение об услугах почтовой связи о профессии работников почты.

Ход урока

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Учитель: Сегодня, ребята, мы проводим необычный урок. Соединим три предмета: русский язык, литературу и развитие речи. А тема его будет: «Учимся писать письма». Запишите в тетрадях дату и тему. Работая на уроке, вы научитесь:

  • писать письма различной формы;
  • вспомните этикетные нормы письменного общения;
  • углубите знания по истории эпистолярного жанра;
  • познакомитесь с особенностями работы Почты России.

Итак, Антуан де Сент- Экзюпери сказал: «Есть только одна подлинная ценность- это связь человека с человеком».  Какие способы связи существуют в современном мире?по ее речи

Учащиеся: телефонная связь, интернет, личные беседы при встречах, устные общения, письма.

Учитель: как вы считаете, ребята, нужно ли в наше время учиться писать письма?

Учащиеся:  не все живут в зоне приема теле- радио  сигналов, не все имеют телефонные аппараты, не все умеют пользоваться средствами связи. Поэтому, думаем, что письма надо писать и уметь их писать.

Учитель:  «есть только одно благо – знание и только одно зло – невежество» - сказал  Сократ. Не будем невеждами, будем учиться писать письма. Начнем с выступлений учащихся.

ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ (СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ)

Инсценировка отрывка из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. (см. приложение 1)

Учитель: О чем узнали из этой инсценировки?

Ученики: Характер человека можно узнать по его речи. Богатыри узнали, что она царевна, по ее речи.

Учитель: Как мы называем этот тип общения?

Ученики: Это устная речь.

Учитель: Послушайте исследование ученицы 9 класса, которая дает характеристику героя из романа А.С.Пушкина  «Евгений Онегин» на основании письма Татьяны к Онегину.

Ученица: выступление (см. приложение №2)

Учитель: Итак, какие типы речи использовались для характеристики этих героев?

Ученик: Устная и письменная речь.

Учитель: Что еще можно узнать из писем, созданных человеком?

Ученик: О грамотности автора письма, об увлечениях, об отношении человека к миру, о его чувствах, о культуре человека, его интеллигентности, о событиях в его жизни, о проблемах, о мечтах, о его впечатлениях от услышанного и увиденного вокруг.

СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ О ТИМАХ ПИСЕМ, СОПРОВОЖДААЕМОЕ ВЫСТУПЛЕНИЯМИ УЧАЩИХСЯ.

Учитель: Верно, ребята! Я сейчас прочитаю вам одно из писем, а вы сделайте вывод, что можно сказать о человеке, написавшем это письмо, и о чем оно вам говорит. (см. приложение №3)

Учащиеся:

  • это человек высокой культуры;
  • неравнодушный к проблемам подростков;
  • умный, предупреждает о плохих последствиях слепого подражания;
  • добрый, понимающий людей;
  • уважительно относиться к адресату;
  • говорит просто и понятно;
  • такому человеку хочется поверить, прислушаться к его советам;
  • заставляет нас задуматься о своем поведении.

Учитель: Итак, по письму вы правильно определили и назвали черты характера человека, написавшего данное письмо. Таких людей называют интеллигентными. Таким и является автор этих строк, Дмитрий Сергеевич Лихачев. А сейчас послушайте сообщение ученика о типах писем (см. приложение №4)

РАБОТА В ГРУППАХ. АНАЛИЗ ПИСЕМ. КОЛЛЕКТИВНОЕ СОСТАВЛЕНИЕ ПАМЯТКИ.

Учитель: А сейчас поработаем в группа. У вас в каждой группе письмо. Прочитайте, обсудите тему письма, дайте характеристику адресату , найдите недостатки и подготовьтесь написать памятку «Как правильно писать письма». (Дети обсуждают, готовят выступления, предлагают формулировки пунктов памятки. В группах выданы письма).

Задание 1 группе. Чтение и обсуждение композиции письма С.Я.Маршака «Коле Бирюкову» (см приложение №4)

Учитель: Послушаем выступление 1 группы.

Учитель:

  • о чем размышляет С.Я.Маршак?
  • можно ли назвать текст рассуждением?
  • Какой тезис раскрывает автор?
  • Какие доказательства приводит?
  • Какую часть можно назвать выводом?

Учитель: давайте запишем в тетрадь заголовок «Как правильно писать письма» и первые три пункта правил.

  1. Обдумай тему, логичность изложения мысли (тезис, доказательства, вывод)
  2. Сформулируй обращение к адресату.
  3. Правильно оформи концовку письма (дата, кто писал письмо)

Задание 2 группе (см. приложение №5) Чтение и обсуждение письма А.А.Дорохова учащимся школ.

Учитель: Предоставим слово 2 группе.

Ученики:  Мы считаем, что надо соблюдать правила каллиграфии, красиво писать, правильно оформлять письмо.

Учитель: Запишем  4 пункт правил:

4.Пиши разборчивым, аккуратным почерком

Задание 3 группе (см. приложение №6). Чтение и обсуждение недостатков письма неграмотной ученицы. Формулировка следующего правила).

Учитель: Предоставляем слово 3 группе.

Ученики: неприятно читать письма, написанные с ошибками. Предлагаем записать в памятку:

5.Соблюдай правила орфографии и пунктуации.

Учитель: Какие еще необходимо соблюдать условия, чтобы дошло письмо до адресата? Почему письмо Ваньки Жукова не получит дедушка? В каком произведении об этом написано? Объясните.

Учащиеся: А.П.Чехов, «Ванька» Написал на деревню дедушке Константину Макарычу, надо писать точный адрес.

Учитель: Записываем:

                6.Правильно и точно напиши адрес на конверте    

Беседа о письме.

Учитель: Какими бывают письма?

Учащиеся: письма бывают разные: деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету.

Учитель: Кому мы чаще всего пишем письма?

Ученик: Чаще всего мы пишем близким, знакомым, родным.

Учитель: Зачем мы пишем письма?

Учащиеся:  Мы пишем, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями. Нам важно знать, как живет наш собеседник, интересно знать его мнение о том, что нас волнует. В письмах мы советуем, утешаем, спорим, убеждаем, рассказываем о своих делах.

Учитель: «Ничего не стоит нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»,- учил замечательный испанский писатель М.Сервантес.  Любому из нас приятно общаться с вежливым человеком и не хочется разговаривать с невежей и нахалом.  А нужна ли культура поведения при письменном общении?

Учащиеся: Культура поведения – важное средство достижения успеха в общении.

Учитель: как братья узнали, что к ним зашла царевна? Назовите важные условия общения.

Учащиеся: перечисляют этикетные правила.

Учитель: Послушаем сообщения учащихся «Из словаря речевого этикета» (см. приложение №7)

Учитель: Воспитанный человек знает требования этикетного жанра, учитывает особенности конкретной этикетной ситуации, правильно выбирает и оценивает соответствующие жанру и ситуации этикетные формулы и сигналы, умеет подобрать этикетную тему беседы, а главное – всегда помнит о своей этикетной роли: не допускает ни высокомерия, ни панибратства. Прочитайте письма М.Горького и ответьте на вопрос. (см. приложение №8)

Учитель:  Почему в первом письме слово «вы», «ваш» пишется с маленькой буквы, а в другом – с большой?

Ученик: Местоимение «Вы», «Ваш» используется, как форма вежливого обращения к одному лицу. В этом случае они пишутся с большой буквы.

Учитель: Что написано пером, того не вырубишь топором, поэтому надо внимательней относится к текстам писем. Какое из выражений неуместно употреблять в разговоре со взрослыми:

«Пока!- До свидания!»

«Привет!- Доброе Утро!»

Как выделяются обращения на письме?

Какие еще  этикетные формулы вы знаете?

Ученики: Формулы извинения:

  • Извините меня…
  • Прошу прощения…
  • Виноват…

Учитель:  Зачем они нужны?

Ученики:   Невоспитанный человек, услышав замечание в свой адрес, сразу начинает обвинять собеседника или оправдываться. Так возникают ссоры.

Учитель:   А  еще есть формулы утешения и одобрения:

  • Я понимаю твое положение…
  • Не огорчайся, все наладится…
  • Первый блин всегда комом…
  • Бывает и хуже…
  • Выше голову—еще не все потеряно…
  • Все не так страшно, как кажется сначала…
  • Жизнь полосатая-следующая светлая полоска будет у тебя…

Невоспитанный человек скажет контрутешение:

  • Сам виноват…
  • Надо было…
  • Я заранее знал…
  • Я тебя предупреждал…

Формулы вежливого обращения:

  • Здравствуйте, Иван Федорович!
  • Мамочка, доброе утро!
  • Добры день, тетя Дуся!
  • Спасибо, Коля, за марки!
  • Пожалуйста, дедушка!
  • Дядя Коля! Спокойной ночи!
  • Будьте добры!
  • Будьте любезны!

Учитель: сформулируйте следующий пункт памятки (см. приложение№9)

Ученик:

             7. Применяй формулы речевого этикета

Учитель:  итак, мы составили памятку пишущему письмо. Сверьте ее с текстом на экране и внесите исправления. работая над письмом, используйте эту памятку.

ПРАКТИКУМ

Учитель: В речи используются слова благодарности по какому-либо поводу. Напишите письмо одному из ваших друзей, используя слова и словосочетания:

  • От всего сердца…
  • Искренне, горячо благодарю тебя…
  • Признателен тебе за…
  • Большое сердечное спасибо за…

Правильно подпишите его. Используя слова или словосочетания:

  • С уважением…
  • До свидания, жду ответа…
  • Твой друг…

Учащиеся пишут письма на отдельных листочках.

Учитель: Назовите еще этикетные формулы, которые вы знаете.

Ученики:

  • Прощайте!
  • Добрый день!
  • Всего хорошего!
  • Всего доброго!
  • Разрешите попрощаться!
  • Спокойной ночи!
  • До свидания!
  • До встречи!
  • Счастливого пути!
  • Рад вас приветствовать!
  • Здравствуйте!

Учитель: А сейчас вспомним сказки, любимых сказочных героев и вместе с ними потренируемся, играя в применении  правил речевого этикета есть такие этикетные слова, которые помогут  «утешить- успокоить». Назовите эти слова.

Ученики:

  • Не беспокойся.
  • Не огорчайся.
  • Не тревожься.
  • Не волнуйся.
  • Утешься.
  • Успокойся.

Учитель: вспомните, какие слова утешения говорили: Курочка Ряба, Царевна-лягушка, Золотая рыбка,  Карлсон?       Ответы учеников.

Учитель:  Прочитайте пословицы (см. приложение №10), в которых содержится утешение, запишите в тетрадь.

Среди невезенья иного, среди невеселого дня

Скажите мне доброе слово, и слово утешит меня.

А еще есть слова, которые помогут «утешить- поддержать». Скажите, кто говорил такие слова:

  • Спокойствие, только спокойствие!                                              Карлсон
  • Что ты , молодец, не весел, что ты голову повесил?              Василиса

Учитель: Запишите запомнившееся утешение. Есть слова, которые помогут «утешить-помочь». Составьте утешительную записку ослику Иа-Иа, который потерял хвостик.

(Не огорчайся, дорогой Иа-Иа! Я обязательно помогу тебе. И все наши друзья тебе помогут)

Утешьте Таню, которая уронила в речку мяч. (Тише, Танечка, не плачь, мы сейчас достанем мяч)

Учитель:  

Если кто-то загрустит,

Ты его не оставляй,

Добрым словом, добрым делом

Утешай и помогай.

Часто в нашей жизни происходят события торжественные, праздничные. Вам необходимо написать поздравительные открытки. Представьте себе, что вам надо поздравить бабушку. Из каких частей будет состоять поздравление?

Ученик:

  • Начало
  • Само поздравление
  • Пожелания

Составьте поздравление от имени Красной Шапочки её бабушке, выбрав из предложенных вариантов, записанных на доске.

Начало. Обращение.

  • Бабушка, здравствуй!
  • Дорогая бабушка!
  • Любимая моя, бабушка!
  • Свой вариант.

Поздравление

  • Поздравляю тебя с днем рождения.
  • Я хочу поздравить тебя с этим замечательным днем-днем твоего рождения.
  • Мы все рады поздравить тебя с днем рождения.
  • Свой вариант.

Пожелание

  • Желаю тебе здоровья, долгих лет жизни.
  • Очень хочется, чтобы ты не болела.
  • Желаю, чтобы никто тебя не беспокоил.
  • Свой вариант.

Учитель: Зачитайте свой полный текст поздравления. Попытайтесь составить шутливое пожелание своим близким, знакомым, друзьям, используя фрагменты из сказок:

  • Пусть твоя борода никогда не поредеет и не родится такой джин, который снова загонит тебя в бутылку (Старик Хоттабыч)
  • Пусть твоя красота никогда не померкнет, а твоя мудрость поможет тебе сохранить любовь Иванушки.(Василиса)
  • Пусть никогда на твоем пути не встретятся людоеды, а твоя доброта и находчивость помогут тебе прожить жизнь счастливо. (Мальчик-с-Пальчик)
  • Желаю тебе сохранить и умножить свои миллионы.
  • Сохранить красоту и молодость без живой и мертвой воды.
  • Уметь забраться на Луну по веревочной лестнице и вытащить себя за волосы из болота.

Учащиеся:  Записывают понравившиеся пожелания

Учитель: Поздравления к празднику 8 Марта можно составить тоже в шутливой форме. Прочитайте эти поздравления, вставьте имена, кому папа Карло написал открытку.      (Слайд     )

ДОСТОПОЧТЕННАЯ…!
(Черепаха Тортилла)

Поздравляю Вас с праздником!

Желаю Вам быть по-прежнему доброй, мудрой и щедрой, как и триста лет назад. Вы по-прежнему обаятельны. Так держать!

  Ваш друг Карло.

Изобретательная… !
Алиса

Поздравляю Вас с Женским днем!

Желаю Вам оставаться такой же умной, лукавой и привлекательной.

Пусть Вам повезет с честным и предприимчивым другом, и Вы сможете заработать миллион.

Поклонник Ваших талантов  Карло

Милая…!
Мальвина

Поздравляю тебя, дорогая девочка, с праздником больших и маленьких женщин!

Желаю тебе счастливой и безоблачной жизни, стать звездой театра и кино, а еще – сохранить дружбу со старыми друзьями- Буратино и Пьеро.

Целую тебя. Папа Карло.

Учитель: напишите поздравление маме, бабушке, учительнице, сестренке, однокласснице.

Ученики: Пишут открытки.

Учитель:  Для отправления писем в настоящее время используются различные виды конвертов. Посмотрите, какие раньше были конверты. (Демонстрируются виды конвертов. Заслушивается сообщение о первой почтовой марке. Проводится работа со словами, трудными для написания: почтальон, квитанция, штемпель, конверт)

СООБЩЕНИЕ О КОНКУРСЕ ПИСЬМА, ЕГО ТЕМАТИКЕ, НОМИНАЦИИ.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПО НАПИСАНИЮ ПИСЕМ.

Антуан де Сент- Экзюпери сказал: «Есть только одна подлинная ценность- это связь человека с человеком».  

Представьте себе, что  кто-то из ваших знакомых, родных живет там, куда можно долететь только самолетом. Нет там никакой связи: телефона, радио, компьютера, телевизора. И одно единственное средство связи- это письма, которые доставляют самолетами или вертолетами. Есть адресаты, которые не владеют компьютерами, например ветераны. Назовите адресата, кто возможно, находится в таком положении, и кому из них вы захотели бы написать письмо? слайд

Учащиеся: в начале урока мы отмечали, что тематика писем бывает очень разнообразной. Определитесь, кому бы вы хотели написать письмо

Учитель: Дети, мы можем поучаствовать во Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма». Как писать письма вы научились на этом уроке. Жюри будет оценивать письма по следующим критериям:

  • Нестандартное решение темы
  • Эмоциональность
  • Соблюдение правил написания письма
  • Стиль изложения

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать письма по выбранной вами номинации для конкурса. Помните, что по речи можно судить о характере человека, его интеллекте, грамотности.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Учитель: Чему научились на уроке?

Ученик: Определять тему текста, строить текст, логически, правильно излагать мысли; использовать речевой этикет при написании писем, правильно оформлять письма.

СООБЩЕНИЕ О РАБОТЕ ПОЧТЫ, ОБ УСЛУГАХ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ, О ПРОФЕССИИ РАБОТНИКОВ ПОЧТЫ.

А сейчас, ребята, послушайте сообщение учащихся о работе почты. Это очень сложная, ответственная работа, поэтому к работникам почты предъявляются очень высокие требования. Об этом вы сейчас узнаете. (см.приложение 11)

Приложение №1

(горница братьев, все прибрано, чисто. Входят семь богатырей)

БОГАТЫРЬ

Что за диво? Все так чисто и красиво!

Кто-то терем прибирал

И хозяев поджидал.

Кто ты? Выдь и покажися,

С нами честно подружися.

Коль ты старый человек,

Дядей будешь нам навек.

Коли молодец румяный,

Братец будешь нам названый.

Коль старушка, будь нам мать,

Так и будем величать.

Коли красная девица,

Будь нам милая сестрица.

(Входит царевна)

ЦАРЕВНА

Люди добрые!  Простите,

Что я в гости к вам зашла,

Хоть звана и не была.

Оказалась я у вас

Не по волюшке своей.

Я бежала от людей.

Я по лесу шла и шла

И на терем набрела.

И увидела, что тут

Люди добрые живут.

Знать не будет мне обидно…

(Братья приглашают и усаживают ее за стол, угощают)

ЧТЕЦ

Вмиг по речи те спознали,

Что царевну принимали.

Посадили в уголок,

Подносили пирожок,

Рюмку полну наливали,

На подносе подавали.

От зеленого вина

Отказалася она,

Пирожок лишь отломила

И кусочек откусила

(царевна отказывается от вина, обращается к ним)

ЦАРЕВНА

Братья вы мои родные,

Молодцы вы удалые,

Очень трудным был мой путь,

Я хотела б отдохнуть.

(Братья провожают ее на отдых)

Приложение №2

Я прочитала роман и обратила внимание на письмо Татьяны. Мне оно показалось интересным, и я поделилась впечатлениями с подругой.

                                                             «Здравствуй, Вера!

Давно я тебе не писала, поэтому хочу поделиться последними событиями.

Недавно я прочла известное произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин». И в третьей главе на меня произвело огромное впечатление письмо Татьяны к Онегину. Татьяна очень искренняя девушка, поэтому первая призналась Евгению в любви.

Когда прочтешь это письмо,  сразу понимаешь на сколько натура поэтическая, высокая, одухотворенная.  В своем письме выражает всю свою душу. А разве такая сможет не понравиться? Она отдала бы свое сердце, ради того, чтобы увидеть хоть  на минуту его лицо. Я думаю, впоследствии она стала бы верной женой для Евгения. Татьяна во многом похожа на других девушек. Например, она чем-то похожа на тебя. Может быть, ты будешь отрицать, но черты  не потерял свой свежести и чистоты. Возможно, я бы поступила так же, как и Татьяна, но это лишь предположения.

Советую тебе обязательно прочесть роман, при этом обрати внимание на главную героиню, она абсолютно безупречная натура.

Мне нужно идти, надеюсь, ты прочтешь произведение.

Жду с нетерпением твоего ответа.

                                                                                                                                                       Кристина»

Приложение №3

                                                             Дорогой друг!

В жизни каждого человека есть любопытное возрастное явление: сторонние влияния. Эти сторонние влияния бывают чрезвычайно сильными, когда юноша и девушка начинают становиться взрослыми – на переломе. Потом сила этих влияний проходит. Но о влияниях, их « патологии», а иногда и нормальности надо помнить юношам и девушкам.

Может быть,  тут и нет особой патологии: просто подрастающему человеку, мальчику или девочке хочется поскорее стать взрослыми, самостоятельными. Но, становясь самостоятельными, они стремятся освободиться прежде всего от влияния своей семьи. Со своей семьей связаны представления об их «детскости», отчасти в этом виновата бывает и сама семья, которая не замечает, что их «ребенок» если не стал, то хочет быть взрослым. Но привычка слушаться не прошла, и вот он «слушается» того, кто признал его «взрослым»- иногда человека, самого еще не ставшего взрослым и по-настоящему самостоятельным.

Влияния бывают хорошие и плохие. Помните об этом. Но плохих влияний следует опасаться. Потому что человек с волей не поддается дурному влиянию, он сам выбирает себе путь. Человек же безвольный поддается дурным влияниям. Бойтесь безотчетных влияний: особенно если вы еще не умеете точно, четко отличать хорошее от плохого, если вам нравится похвалы и одобрения своих товарищей, какими бы эти похвалы и одобрения не были: лишь бы хвалили».

Приложение №4

Задание для 1 группы

Чтение и обсуждение композиции письма С. Я. Маршака Коле Бирюкову.

«Милый Коля Бирюков!

Ты говоришь, что любишь читать, пишешь сочинения,  но не можешь понять, для чего нужно изучать грамматику. Ведь русский язык и без того знаешь. Я тоже люблю читать и тоже немного сочиняю. Но должен сказать, что  знание склонений и спряжений, то есть знание грамматики не раз оказало мне услугу.

Тот, кто не изучал грамматики, не  знает законов языка. Он говорит более или менее правильно. Но такого человека легко сбить с толку.  Он может незаметно для самого себя испортить свой язык, усвоить неправильные обороты речи. Ведь он не изучал правила русского языка и не знает, что правильно и что не правильно.

Склонять, спрягать, соединять отдельные слова в предложения такой человек научился бессознательно, как научиться ходить. Этого знания языка ему хватает для выражения самых простых мыслей. Но когда понадобиться ему выразить мысль сложную, требующую пояснений и дополнений- вот тогда ему трудно придется , если он не знает законов языка.

Грамматику изучать необходимо и полезно!

                                                                                                                 С уважением С.Я. Маршак»

Приложение№5

Задание для 2 группы

Чтение и обсуждение А.А. Дорохова.

«Дорогие  ребята!

Максим  Горький каждый день получал не меньше пяти-шести писем. И ни одного из них не оставлял без ответа. Горький знал: не ответить на письмо это значит незаслуженно обидеть человека.

Письма Горького кажутся напечатанными, такой четкий был у него почерк. А какой почерк у тебя? Если ты пишешь небрежно, неразборчиво, то не бережешь время того, кому ты пишешь, не щадишь глаза читающего.

Прислушайтесь к моему совету, дорогие!

                                                                                                                    С уважением А.А.Дорохов».

Приложение№6

Письмо безграмотной ученицы «Жалоба «(поэт И. Босев).

Жалоба.

Дядя Ваня.!

Дядя, прашу тебя, помаги

Тваей плимяннице Оли,

А то небудет её наги,

В этай пративной школе

Мне вчера за дектант на слова

Учитель поставил мне два,

Асам сказал, что маю работу

Даже несмок прачитать.

Папраси его, дядя, исправить двойку.

И паставить мне пять.

Приложение №7

Сообщение учащихся ( из словаря речевого этикета)

Этикет- это установленный порядок поведения в обществе, правила общения людей.Различают речевой и неречевой этикет.

Этикетный жанр определяет правила беседы на ту или иную тему. Эти правила требуют от человека определенных речевых или неречевых этикетных действий. Наиболее распространенные этикетные жанры – приветствие, прощание, знакомство, поздравление, приглашение, благодарность, извинение, просьба, отказ, сочувствие, утешение, пожелание, комплимент, порицание.

Этикетная формула- это слова (словосочетания, предложения), которые воспитанные люди произносят в соответствии с этикетными жанрами и этикетной ситуации. («Здравствуйте!», «Как вы себя чувствуете?»

Этикетная роль- это положение человека в этикетной ситуации. Например, собеседники могут вести себя как равные или как младший и старший по положению, как близкие друзья, просто знакомые или незнакомые люди. Один и тот же человек при общении с разными людьми может выступать в различных этикетных ролях.

Этикетные сигналы- это речевые и неречевые знаки, указывающие на осознание человеком этикетных ролей участников диалога. Например, этикетными сигналами могут быть обращение на «ты» и «ВЫ», обращение к собеседнику по имени и отчеству, только по имени или только по отчеству.

Этикетная тема беседы- это тема, соответствующая этикетной ситуации и этикетным ролям участников разговора, тема, приятная и интересная для собеседника и уж во всяком случае не вызывающая его раздражения.

Приложение №8

Дорогие мои ребята!

Рад был  получить  ваши письма и, конечно, очень обрадован вашими успехами. Рад я, что вы организуете оркестр и что у вас хорошо идет театр. И работа хорошо идет. Всякая работа тоже игра, если любить работу. Ну, будьте здоровы, товарищи, желаю вам всего доброго и бодрости духа!  

Ваш М.Горький

Дорогой Антон Семенович!

Вчера прочитал Вашу книжку «Марш 30-го года». Читал с волнением и радостью. Я Вас искренне поздравляю с этой книгой. Крепко жму Вашу руку. Передайте ребятам привет мой, скажите, что я страшно рад прочитать, как они живут, как хорошо работают и хорошо, по-дружески, по-настоящему относятся друг к другу.

Желаю Вам дальнейших успехов и новых творческих работ.  М. Горький

Приложение №9

«Памятка пишущему письмо»

Обдумай тему, логичность изложения мысли (тезис, доказательства, вывод)

Сформулируй обращение к адресату.

Правильно оформи концовку письма (дата, кто писал письмо)

Пиши разборчивым, аккуратным почерком

Соблюдай правила орфографии и пунктуации.

      Правильно и точно напиши адрес на конверте    

 Применяй формулы речевого этикета

Приложение №10

Пословицы

Горе не беда- с кем не была.

Нет худа без добра.

Одна беда- не беда.

Это беда-не беда, только бы больше не была.

Наши лепешки тоже поели кошки.

И у нас дома не здорово- таракан с печки свалился.

Приложение№11

Сообщение учащегося

 С годами люди все сильнее привыкали к тому, что почта всегда к их причалам.

 Для быстроты городские разносчики писем-почтальоны- начали ездить не только на лошадях, но и на велосипедах. И лишь одно оставалось неудобным.

 Каждое письмо надо было обязательно взвесить, высчитать, на какое расстояние его придется везти, и уж потом только узнать по специальным книгам, сколько денег взять за пересылку. Затем выписать квитанцию.

 И вот более ста лет тому назад люди изобрели почтовую марку, почтовый  конверт и штемпель. О нет! Придумать же такое было вовсе не просто. Удобство же получилось огромное. Именно с этого времени переписка стала делом обычным. Почти все государства подхватили оба эти открытия.

 В нашей стране первая почтовая марка была выпущена в конце 1857 года. По А. Шейкину

Литература

  1. Д.Архарова, Т.Долинина, А.Чудинов. Речь и культура общения. Практическая риторика.-Издательство «Сократ» Екатеринбург, 2004 год
  2. М.Баранов, Т.Ладыженская. Русский язык, учебник. М.Просвещение 2003год.
  3. Г.Богданова «Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении как вид ученического сочинения». Журнал «Русский язык в школе».
  4. Т.Колганова. Сочинения различных жанров. М.Просвещение 1997 год.
  5. Н.Ладыженская. Сценарии компьютерных задач по речевому этикету. Журнал «Русский язык в школе» 1993год.
  6. Д.Лихачев  Письма о добром и прекрасном. М. «Детская литература» 1989год.
  7. Т. Матвеева «15 уроков по культуре речи»-Издательство «Сократ», Екатеринбург, 1998год

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка "Учимся писать сочетания чу - щу"

Разработка урока русского языка "Учимся писать сочетания чу - щу" во 2 классе начальной школы....

Методическая разработка урока на тему «Учусь писать письмо»

Образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку предполагает формирование коммуникативной компетенции, что подразумевает, например, «адекватное восприятие устной и письменной р...

Методическая разработка урока во 2 классе (русский язык) "Учимся писать письма по плану".

Метапредметные задачи: Регулятивные УУД: умение определять и формулировать на уроке цель с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать свое предположение на...

Конспект урока русского языка "Учимся писать письма"

Конспект урока русского языка "Учимся писать письма"...

Технологическая карта урока русского языка «Учимся писать письма» (УМК «Начальная школа 21 века», 3 класс 1 часть)

Тип урока: урок открытия «новых» знаний.Цель урока: формирование умения писать письма и правильно адресовать их. Задачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся с правилами офор...

Технологическая карта урока русского языка "Учимся писать письма" ( УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс)

Тип урока: общеметодологической направленности.Цель урока: формирование у обучающихся представления о правилах написания писем.Планируемые результаты: Предметные:1. Знать последовательность напис...