Урок русского языка в 4-м классе "Отработка правописания -тся, -ться в глаголах "
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Антонова  Евгения  Михайловна

Цель урока: закрепить умения учащихся о способах действия при выборе правильного написания -ться и -тсяв глаголах.

Задачи:

  • Отработать способ действия при выборе написания -ться и -тся, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы.
  • Развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость.
  • Воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям; интерес к устному народному творчеству.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otrabotka_pravopisaniya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4-м классе

 "Отработка правописания -тся, -ться в глаголах "

Цель урока: закрепить умения учащихся о способах действия при выборе правильного написания -ться и -тсяв глаголах.

Задачи:

  • Отработать способ действия при выборе написания -ться и -тся, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы.
  • Развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость.
  • Воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям; интерес к устному народному творчеству.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки.

                                                                    ХОД УРОКА

I. Организация урока

– Здравствуйте, ребята, садитесь. Запишите число, классная работа.
– По данному приветствию определите тему урока.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороват…ся:
– Доброе утро – улыбчивым лицам.
И каждый становит…ся
Добрым, доверчивым.
Доброе утро продлит…ся
до вечера!

II. Минутка чистописания

-тся -ться
– Придумайте по одному глаголу с данными суффиксами и запишите их.

Не стыдно (не ) знать, стыдно (не)учит..ся.

– Объясните пропущенные орфограммы.

 – Дайте смысловое значение данной пословицы.

IІІ. Актуализация знаний учащихся

ІV. Словарная работа

К….мандир, д…ректор, ж…лать,в…лшебник, р…шать, св…ркать, к…питан,г…товить.

На какие две группы можно разделить эти слова?
– От каких из этих глаголов можно образовать новые, с помощью суффиксов
-ться, -тся?

Одновременно проводится индивидуальная работа учащихся по карточкам.

Карточка № 1.

Замените существительные однокоренными глаголами, поставив их в неопределенной форме.

Увлечение, наслаждение, раздражение,удаление.

Карточка № 2.

Поставьте глаголы в неопределённой форме.

Тащимся, мчимся, рассержусь, улыбаюсь.

Карточка № 3.

Поставьте глаголы в неопределённой форме.

Умываемся, собираемся, возвращаюсь, приближаюсь.

– Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе?

– Помни: вопрос – твой помощник!

Что делает? Что делать?
Что сделае
т? Что сделать?
броси
тся броситься
нрави
тся нравиться
удиви
тся удивиться
верну
тся вернуться

– Существует еще один способ действия при определении правильного написания  -тсяи -ться в глаголах.

– Посмотрите внимательно на таблицу. От чего в данномслучае зависит написание ь?

Работа с таблицей:

http://festival.1september.ru/articles/563636/img1.gif

– Откройте учебник на стр. 101 и прочитайте правило. Проверьте правильность ваших выводов.Обратите внимание на обозначение орфограммы.
– От чего же зависит написание
-тьсяи -тся в глаголах?

Физминутка

Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, умы
ться,
Кашу съесть,
Поскакать легонько,
На коленочки присесть.
Встать, попрыгать, посмея
ться,
Покружи
ться, покачаться,
Поклони
ться, распрямиться
И опять начать труди
ться.

V. Тренировочные упражнения

1. Аукцион пословиц, содержащих слова на изучаемую орфограмму.

– Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.

Друзья (что делают?) познаются (3-е л.) в беде.
Трус своей тени
 (что делает?) боится (3-е л.)
Всякий человек в деле
(что делает?) познаётся(3-е л.)
У него дело из рук
 (что делает?) валится (3-е л.)
Несчастья
 (что делать?) бояться (неопр. ф.),так и счастья (что делать?) невидать (неопр.ф.)
Не стыдно не знать, стыдно
 (что делать?) не учиться (неопр. ф.)
За всё
(что делать?) браться (неопр. ф.) –ничего не сделать.

2. Работа по учебнику № 1, стр. 102

3. Исправь ошибки в тексте и докажите

В зоопарке проживает много зверей. Крошечные медвежата резвяться в своей клетке. Львёнок Сенечка пытается укусить сваю маму. Обезьяна держиться за ветку и сладко спит. Семейство тигров дружно умывается. Интересно ухаживать за животными и заботится о них.

4. Внимание! Не путайте формы этих глаголов с существительными,которые оканчиваются на -ца! 

Переносица – переносится
Водица – водиться
Спица – спится

– Составьте с этими словами словосочетания,чтобы было ясно лексическое значение слов.

Болит переносица – собрание переносится
Чистая водица – не надо с ним водиться
Острая спица – ему не спится

5. Заменить словосочетания одним словом.Запишите глаголы в начальной форме и в форме 3лица ед.ч.

  1. Проявлять стремление стремиться – стремится
  2. Испытывать волнение волноваться – волнуется
  3. Допускать ошибки ошибаться – ошибается
  4. Принять решение решиться – решится
  5. Чувствовать радость радоваться – радуется

6. Домашнее задание № 2, стр.101.

7. Итог урока. Рефлексия

– Когда в глаголах, оканчивающихся на -тсяпишется Ь?

Выставление оценок за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2-м классе. Тема : Правописание приставок на з-/с-.

                              Как создать на уроке ситуацию успеха?...

Урок русского языка и презентация 2 класс ФГОС"Правописание безударных гласных, проверяемых ударением"

Презентация к уроку русского языка "Правописание безударных гласных, проверяемых ударением". Задания построены по возрастающей сложности. Материал подобран занимательный и интересный. Проводить урок м...

Урок русского языка в 4 "Б" классе по теме: "Упражнения в спряжении глаголов будущего времени"

Тренировочный проблемно-исследовательский урок-практикум обобщающего повторения с использованием технологии проблемного обучения, технологии сотрудничества, а также ИКТ технологии был проведён для сту...

Урок русского языка в 4-м классе "Буква Ь после шипящей в глаголах 2-го лица единственного числа"

·         знакомить учащихся с новой грамматической ролью Ь знака с новой орфограммой;·         научить правильно, писат...

ФГОС. ОС "Школа 2100". Урок русского языка во 2-м классе. Тема: «Правописание слов с одинаковым звучанием типа: «Орёл – орёл».

Урок открытия новых знаний.Основные задачи урока:познавательные /3 ЛР*/: развивать умение различать одинаково звучащие слова в контексте, развивать умения доказательства и обобщения при выделении зако...

Урок русского языка в 4-м классе. Тема: "Правописание безударных личных окончаний глаголов"

    Урок русского языка в 4-м классе. Тема: "Правописание безударных личных окончаний глаголов"...

Конспект урока русского языка для учащихся 4 класса Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов второго спряжения»

Данный урок русского языка проводится в 4-ой четверти с целью закрепления умения учащихся писать безударные личные окончания глаголов 2- го лица настоящего и будущего времени. С помощью алгоритма учен...