ФГОС. ОС "Школа 2100". Урок русского языка во 2-м классе. Тема: «Правописание слов с одинаковым звучанием типа: «Орёл – орёл».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Кузнецова Татьяна Григорьевна

Урок открытия новых знаний.

Основные задачи урока:

познавательные /3 ЛР*/: развивать умение различать одинаково звучащие слова в контексте, развивать умения доказательства и обобщения при выделении закономерностей для отдельных фактов и явлений, составлять алгоритм действий, работать по алгоритму. Развивать умение сравнивать, анализировать. 

познавательные / 4 ЛР/:   развивать умение находить в тексте слова, одинаково звучащие, правильно писать их, опираясь на алгоритм.

коммуникативные /3 ЛР/: формировать умение строить речевое высказывание, учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников, доказывать и отстаивать свою точку зрения, создать условия для проявления гуманных отношений в групповой работе.

регулятивные : обучать умению формулировать цели урока, принимать и сохранять учебную задачу.

личностные: учить адекватно оценивать свою деятельность, выявлять причины успеха и неудач в своей деятельности.

*ЛР –линия развития учащихся средствами предмета /ОС «Школа 2100/»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_vo_2-m_klasse.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2-м классе.

Учитель: Кузнецова Татьяна Григорьевна

Тип урока: закрепление знаний, формирование навыка.

Тема: «Правописание слов с одинаковым звучанием

типа: « Орёл – орёл»

Тип урока: урок открытия новых знаний.                                                        

Главная дидактическая цель: организовать совместную деятельность учащихся с целью  формирования умения писать одинаково звучащие слова.        Задачи:        

Метапредметные:                        

познавательные /3 ЛР*/: развивать умение различать одинаково звучащие слова в контексте, развивать умения доказательства и обобщения при выделении закономерностей для отдельных фактов и явлений, составлять алгоритм действий, работать по алгоритму. Развивать умение сравнивать, анализировать.  

познавательные / 4 ЛР/:   развивать умение находить в тексте слова, одинаково звучащие, правильно писать их, опираясь на алгоритм.

коммуникативные /3 ЛР/: формировать умение строить речевое высказывание, учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников, доказывать и отстаивать свою точку зрения, создать условия для проявления гуманных отношений в групповой работе.

регулятивные : обучать умению формулировать цели урока, принимать и сохранять учебную задачу.

личностные: учить адекватно оценивать свою деятельность, выявлять причины успеха и неудач в своей деятельности.

*ЛР –линия развития учащихся средствами предмета /ОС «Школа 2100/

Оборудование урока: мультимедийная система (проектор, экран, компьютер).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Организационный момент.

  • Какое у вас настроение? Обозначьте настроение на полях кружочком (желтым или красным)
  • Посмотрите на слова, прочитайте:

Нева, Москва, Россия, Володя, Тузик, Мурка, Пушкин, Золушка.

  • Какой темой объединены все эти слова?

  • К какой орфограмме относятся все эти слова?

  • Мы продолжим сегодня работу с этой орфограммой (показываю на таблице).
  • А вот чему вы должны научиться, вы определите, когда выполните задание.

II  Постановка проблемы. Определение темы и  цели.

  1. Прием. Операция сравнения (устно).

ППС: слайд № 1 из презентации урока.

Дети смотрят на картинки: Летний сад и летний сад.

  • Что это?
  • Какой сад слева?
  • Какой сад справа?
  • Найдите сходства в этих словах.
  • В чем их различия?

  • Какой вопрос вы могли бы сейчас задать?

  • (цель) Вот мы и ответим сегодня на эти вопросы.
  1. Чтение предложений:

Скоро мы пойдем на экскурсию в …….. сад.

Моя бабушка собирается обустроить свой …….. сад.

  • Прочитайте предложения про себя.
  • Ребята, в предложениях потерялись слова.
  • Вставьте их.
  • Будут ли отличаться эти слова друг от друга по написанию?
  • С какой буквы напишете слово летний в первом предложении?

  • Почему? Обоснуйте ответ.

  • Согласны? Кто думает по-другому? ( щелкаю мышкой и появляется слово Летний в первом предложении)
  • С какой буквы пишется слово летний во втором предложении?
  • Почему? Обоснуйте ответ.
  • Согласны? Кто думает по-другому? (щелкаю мышкой и появляется слово летний)
  • Вывод:
  • Почему слова, которые звучат одинаково в двух предложениях, написали по-разному?

ППС: слайд № 2

  • Тема нашего урока:

«Правописание слов с одинаковым звучанием»

Щелкаю мышкой.

  • (целеполагание урока)

Чему же мы будем учиться сегодня на уроке?

При этом ответе – по щелчку мыши появляются фразы

 Научиться различать

научиться правильно писать

III Усвоение нового материала.

ППС: слайд № 3

  • Итак, мы сегодня научимся различать и правильно писать слова, звучащие одинаково.

Я предлагаю вам задание. Но прежде нарисуйте шкалу. Оцените себя, как справитесь с работой.

1. ППС: слайд № 4 (фронтальная работа).

  • Разбей словосочетания на две группы.
  • Запиши в тетради в два столбика:

город Орел

птица орел

планета Земля

плодородная земля

внучок Василёк

цветок василёк

Самопроверка по слайду.

  • У кого совпал результат написания в первом столбике? Отметьте на полях плюсом.
  • Поднимите сигнальные карточки.
  • У кого совпал результат написания во втором столбике? Отметьте на полях плюсом.
  • Поднимите сигнальные карточки.
  • А почему вы так разделили?

  • Вывод: щелчок мышкой
  • имя собственное  имя нарицательное.

ППС: слайд № 5 (пустой)

Звучит музыка.

2.Работа с учебником.

Упражнение 158 – второй столбик (устно – работа в парах).

  • Почему пары слов, которые звучат одинаково, написаны по-разному?
  • Придумай предложения с каждым словом. (смысл)
  • Проговори его товарищу.
  • Вывод.

ППС: слайд № 6.

3.Игра «Угадай».

ППС: слайд № 7.

Правила:

  • Рассмотри пары картинок.
  • Придумай предложения.
  • Раскрой смысл слов.
  • Запиши в тетради 2 предложения.

ППС: слайд № 8.

  • Какие слова с одинаковым звучанием вы подберете к картинкам?
  • Вывод:
  • Какие слова пишутся с большой буквы?
  • Какие – с маленькой?

  • Так какие действия мы должны совершить, чтобы писать одинаково звучащие слова?

IV Алгоритм правильного написания слов, звучащих одинаково.

ППС: слайд № 13.

Читаю слово

Размышляю над смыслом слова

Это имя собственное?

Да                                                           Нет

Пишу с большой буквы                   Пишу с маленькой буквы

V Гимнастика для глаз (аудиозапись).

ППС: слайд № 14 (пустой слайд) – после гимнастики не выключаю.

VI Закрепление новых знаний.

  1. Взаимодиктант.

1 вариант: Мы побывали в Царском Селе и посетили Лицей.

2 вариант: В лицее № 64 интересно прошел первый урок.

  • Все написали?
  • Трудности возникли?
  • Какие?
  • Давайте проверим.

2. ППС: слайд № 15 (фронтальная работа).

На слайде: дети на уроке в лицее № 64 и в Лицее Царского Села.

  • Кто изображен на этих кадрах?
  • А где вас фотографировали?
  • Как пишутся одинаково звучащие слова Лицей и лицей?

  • Как вы написали слово лицей в разных предложениях?

  • Объясните, почему?
  • Откуда пришло это слово?

3. ППС: слайд № 16 (историческая справка).

  • Лицей в Афинах
  • Лицей в Царском Селе
  • Современный лицей

4.Физпауза.

ППС: слайд № 17 («Кабы не было зимы»).

ППС: слайд № 18 (пустой).

VII Подведение итогов урока.

1.Рефлексия.

Читаю стихотворение:

Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла сережку Поля.

Ту сережку нашел Сережка,

Прибежал, постучал в окошко:

- Отыскалась твоя сережка.

(Я. Козловский)

  • Что вы заметили в этом стихотворении.
  • А теперь проверим слово поля.
  • Если Поля пишется с большой буквы – вы поднимаете сигнальную карточку «+».
  • Если поля пишется с маленькой буквы – вы поднимаете сигнальную карточку «-».
  • Ответьте себе на вопрос, научились ли вы различать и писать слова, звучащие одинаково.
  • А теперь проверим слова серёжка, серёжку.
  • Карточки поднимаем по аналогии.
  • А теперь поставьте «+» на полях те, кто не ошибся ни разу.
  • Вывод.
  • Как вы узнали, с какой буквы пишутся слова?

ППС: слайд № 2 (не выключаю до конца урока).

VIII Задание на дом (по выбору).

  • Дети, возьмите в руки конвертик с домашним заданием.
  • Вытащите карточки.
  • Положите на парту карточку с заданием № 1

Вставить пропущенные буквы:

На небе _вездочка.

Коза _вездочка.

Щенок _арик.

Воздушный _арик.

  • Положите на парту карточку с заданием № 2

Вставить пропущенные слова:

Корова __________

Яркая __________

Лагерь ____________

Яркое ____________

  • Положите на парту карточку с заданием № 3

Записать свои пары одинаковых слов, которые в одном случае пишутся с большой, а в другом – с маленькой (те, о которых не шла речь на уроке).

  • Вы хорошо поработали и теперь можете выбрать себе задание по душе.
  • Положите его в дневник.
  • Остальные задания оставьте на парте.

VIII Итог. Самооценка.

  • Чему каждый из вас научился на уроке?
  • Поднимите карточку «+» те, кто усвоил правило написания слов, звучащих одинаково.
  • Оцените себя по шкалам, научились ли вы правильно писать буквы, звучащие одинаково.

«+» - те, кто научился различать и правильно писать слова.

«0» - те, кто сомневается в написании этих слов.

«-» - те, кто еще затрудняется правильно писать слова, звучащие одинаково.

  • Обозначьте настроение на конец урока.
  • Встаньте те, у кого совпало настроение.

Дети рисуют на полях

Желтый – хорошее; красный – плохое.

Пишутся с большой буквы

Написание большой буквы

Звучат одинаково.

В написании: пишутся с большой и с маленькой буквы

сад

Летний           ?          летний

Предполагаемый ответ:

  • Почему эти слова пишутся с большой и с маленькой буквы?
  • Почему звучат одинаково, а пишутся по-разному?

Да

  • В первом предложении слово Летний пишется с большой буквы.

Летний сад – это название памятника архитектуры (культуры) Санкт-Петербурга.

Летний сад – это название достопримечательности нашего города.

  • Во втором предложении – с маленькой.

летний сад – это сад летом.

  • В одном случае – это имена собственные, а в другом – имена нарицательные.

Предполагаемые ответы:

  • Писать слова с большой и с маленькой буквы
  • Научиться различать слова по смыслу.
  • Научиться правильно писать одинаково звучащие слова.

Прогностическая оценка.

       П   Р    П – прогноз

                    Р – результат

Пишу с большой буквы имя собственное.

Пишу с маленькой – имя нарицательное.

Пишу с большой буквы имя собственное, различаю словосочетания по смыслу.

Пишу с маленькой – имя нарицательное, различаю словосочетания по смыслу.

Пятачок, лев, орел, тигр, заячий.

Различаю по смыслу:

  • Если это имя собственное – пишу с большой буквы.
  • Если это имя нарицательное  пишу с маленькой буквы.

1.Подумать над смыслом слова.

2.Если это имя собственное, то пишу с большой буквы.

3. Если это имя нарицательное – с маленькой.

 

У каждого на парте карточка с алгоритмом

Дети пишут по алгоритму:

  1. Прочитай предложение.
  2. Продиктуй товарищу.
  3. Оцени свою работу и работу товарища.

Предполагаемый ответ:

  • По-разному

(дети поднимают карточку «+» - если с большой буквы, карточку «-» - с маленькой).

- Одинаково звучащие слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме "Правописание слов с разделительным ъ". ОС Школа 2100

На данном уроке показаны технологии, используемые в ОС "Школа 2100"...

Урок русского языка для 2 класса по теме "Правописание слов с безударной гласной в корне слова"

В данном материале представлена презентация к уроку русского языка во 2 классе. Урок разработан по УМК «Школа 2100».Тема урока: «Правописание слов с безударной гласной в корне слова»Тип урока: урок ра...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова"

Урок моделирования и преобразования модели. По характеру познавательной  деятельности: частично-поисковый. По способам организации и осуществления познавательной деятельности: деятельностный, сло...

Урок русского языка во 2 классе на тему " Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова".

Конспект урока русского языка представлен  в виде технологической карты.Структура урока содержит этапы современного урока систематизации знаний и соответствует ФГОС,Цель урока: способствовать раз...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание слов с безударной гласной в корне слова" по программе УМК «Школа России» автор учебника В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

                   Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание слов с безударной гласной в корне слова"по программе УМК...

ФГОС. ОС "Школа 2100". Урок русского языка во 2-м классе. Тема: «Правописание слов с одинаковым звучанием типа: «Орёл – орёл».

Урок открытия новых знаний.Основные задачи урока:познавательные /3 ЛР*/: развивать умение различать одинаково звучащие слова в контексте, развивать умения доказательства и обобщения при выделении...