Главные вкладки

    Конспект урока русского языка "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова"
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

    Румянцева Надежда Борисовна

    Урок русского языка во 2 классе по системе Л.В.Занкова

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pravopisanie_bezudarnykh_glasnykh.doc60 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая цепочка.

    Информационно-поисковые действия младших школьников (работа со словами). УУД: Преобразование и интерпретация информации.

    • Поиск информации заданной в явном виде, актуализация знаний. Сопоставление объектов.
    • Ключевые понятия (ударная и безударная гласная).
    • Конструирование алгоритма.
    • Группировка слов по алгоритму.

    Урок русского языка

     Тема: «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова» (2 класс)

    Цель: учить писать слова с проверяемым  написанием.

    Задачи урока:

    • формировать умение видеть орфограмму в корне слова;
    • учить конструированию алгоритма правописания проверяемых безударных гласных в корне слова;
    • учить определять пошаговое решение орфографической задачи, используя  алгоритм проверки безударных гласных;
    • воспитывать интерес к предмету, коммуникативные качества личности.

     1.Организационный момент.

    Проверка готовности к уроку. Эмоционально-положительный настрой на работу. (Учитель предлагает учащимся повернуться друг к другу, улыбнуться, пожелать хорошей работы).

    2.Минутка чистописания.

    На доске записаны буквы: а, о, и, е.
    Учитель: Что объединят эти буквы? Что вы  о них знаете?

    Ответы детей.

    3.Словарная работа:

    Учитель: Слова рассыпались. Соберите эти слова. Для этого я предлагаю вам поработать в парах.

    Один ученик записывает слова на доске, объясняет орфограмму. Учащиеся работают в тетрадях.  

               (Комар, ветер, корова).

    Дети называют слова, называют орфограмму «непроверяемая безударная гласная».

    Учитель: Сегодня мы познакомимся с новой орфографической темой. Нас ждет серьезная работа. А девизом сегодняшнего урока станет высказывание Генри Форда  «Знания есть лишь у того, у кого есть вопросы».  Как понимаете это высказывание? Согласны ли?

    Дети: Познание начинается с вопроса. Если есть вопрос, значит, начинается поиск ответа на него.

    Учитель: Сегодня, работая над новой орфографической задачей, вы самостоятельно найдете ответ и составите алгоритм действий при ее решении. Но эта цель будет достигнута лишь в том случае, если вы правильно поставите вопрос к нашему уроку.

    4. Актуализация знаний.

    (на доске записано стихотворение)

    Учитель: Прочитайте стихотворение О. Высотской «Ёлочка».

    Ни  листочка , ни травинки!
    Тихим стал наш сад.
    И
    берёзки, и осинки
    Скучные стоят.
    Только ёлочка одна
    Весела и зелена.
    Видно, ей
    мороз не страшен,
    Видно, смелая она.

    Учитель: Выпишите выделенные слова, расставьте ударение, отметьте слабые и сильные позиции гласных звуков в корне слова.

    Листо́чка, трави́нки, берёзки, оси́нки, моро́з.

    Учитель: Что объединяет эти слова? 

    Дети: Во всех словах есть безударная гласная в корне.

    Учитель: По какому признаку можно разделить данные слова на две группы?

    Дети: Слова с проверяемым и непроверяемым написанием слов.

    Учитель: Как вы думаете, какой вопрос станет вопросом урока?

    Дети: Как проверить написание безударной гласной?

    Учитель:  На этот вопрос мы и должны сегодня найти ответ. Сформулируйте тему нашего урока.

    Дети: «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова».

    5. Изучение нового материала.

    Учитель: Выберите из данных слов слова с непроверяемым написанием. Как мы можем определить написание гласных в этих словах?

    Дети: Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяются по орфографическому словарю.

    Учитель: Выпишите слова с проверяемым написанием, записывая их друг под другом, образуя столбик. Подберите проверочные слова.

    листо́чка - лист, ли́стья
    трави́нки – тра́вка, тра́вы
    Ученики называют разные варианты проверочных слов.
    Учитель:
    Теперь у вас есть вся информация, как проверить правописание безударных гласных в корне слова. Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, нужно использовать алгоритм. Что такое алгоритм?

    Дети: План действий (последовательность шагов).

    Учитель: «Алгоритм – совокупность действий, правил для решения данной задачи» (Ожегов С.И.)

    Выведение алгоритма правильного написания гласной в корне.

    Учитель: Назовите последовательность действий для правильного написания гласных в корне.

    Дети рассказывают план действий, определяют последовательность шагов.

    Учитель: Запишите алгоритм.

    (Слабым детям предлагается заготовка алгоритма.)

                        да                                                                               нет

                                                                                                       

    Физкультминутка.

    Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)
    По ночам трещит мороз. (Имитируем движением мороз)
    Во дворе у снежной Бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)
    Побелел морозный нос. ( Натираем нос)
    В речке стала вдруг вода, (прыжки на месте)
    Неподвижна и тверда.
    Вьюга злится, (дети кружатся)
    Снег кружится,
    Заметая всё кругом (имитируем движения руками)
    Белоснежным серебром.
     

    Учитель: Откройте учебник на странице 71. Проверьте и сравните свой алгоритм с алгоритмом в учебнике. Кто согласен, у кого есть вопросы и замечания?

    Ответы детей.

    Учитель: Вспомните вопрос, который вы поставили в начале  урока.

     Дети:  Как проверить написание безударной гласной.

    Учитель: Можем ли сейчас на него ответить? Что нам в этом поможет?

    Дети: Алгоритм.

    Учитель: Назовите два способа проверки безударной гласной в корне слов.

    Учитель: Сделайте вывод.

    Дети: Чтобы грамотно писать, нужно знать правила и уметь применять их на практике, уметь работать со словарём и памяткой-алгоритмом, а также много читать, развивать зоркость, ум и внимание, тренировать память.

    Учитель: Давайте научимся применять алгоритм на практике при выполнении заданий.

    6. Работа над темой урока.

    Выполнение  пошаговых действий, используя  алгоритм проверки безударных гласных в корне слова. 

    Коллективная форма работы:

    Упражнение 144 – учебник (цепочкой у доски)

    Самостоятельная работа.

    1 вариант выписывает слова с безударной гласной проверяемой ударением.

    2 вариант выписывает слова с непроверяемой безударной гласной.

    Зимой.

    Стоит декабрь на дворе. Трещат лютые морозы. Дуют холодные ветры. Берёзки и липа стоят без листьев, голые. Только сосна да ель зелёные. Медведь залез в свою берлогу и спит. Белка в дупле ест грибки и орешки. Серые волки по ночам воют от голода.

    Взаимопроверка. (При затруднении дети используют орфографический словарь)

    7.  Итог урока.

    Учитель: Какую орфографическую задачу мы решали на уроке?

    -Что помогло нам ответить на вопрос «Как проверить написание безударной гласной?»?

    Ответы детей.

    8. Рефлексия.

    Самооценка собственного эмоционального состояния на уроке. Выберите и подчеркните одно из высказываний.

    • Я все понял,  но у меня остались вопросы.
    • Я все понял, могу работать по алгоритму.
    • Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому.

    9. Домашнее задание.

    -По выбору: упражнение  145, 146.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока "Способы проверки написания безударных гласных в корне слова"

    Цель урока: применять различные способы проверки безударных гласных в корне слова при выполнении различных упражненийЗадачи урока:а) выполнить упражнения в написании слов с безударными гласными,...

    Конспект урока 2 класса. Тема: "Безударная гласная в корне слова. Обобщение.".

    2 классКонспект урока по теме:"Безударная  гласная в корне слова". Обобщение....

    технологическая карта урока русского языка "Проверяемые безударные гласные в корнях слов"

    Урок русского языка "Проверяемые безударные гласные в корне слова". В конспект урока включены приемы работы, направленные на формирование работать с учебником, в паре и группе....

    Конспект урока русского языка "Проверка безударных гласных в корне слова.»

    Урок можно использовать на уроке русского языка во 2 классе по УМК "Школа России"....

    Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

    Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

    Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

    Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...