Конспект урока русского языка "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Румянцева Надежда Борисовна

Урок русского языка во 2 классе по системе Л.В.Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_bezudarnykh_glasnykh.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая цепочка.

Информационно-поисковые действия младших школьников (работа со словами). УУД: Преобразование и интерпретация информации.

  • Поиск информации заданной в явном виде, актуализация знаний. Сопоставление объектов.
  • Ключевые понятия (ударная и безударная гласная).
  • Конструирование алгоритма.
  • Группировка слов по алгоритму.

Урок русского языка

 Тема: «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова» (2 класс)

Цель: учить писать слова с проверяемым  написанием.

Задачи урока:

  • формировать умение видеть орфограмму в корне слова;
  • учить конструированию алгоритма правописания проверяемых безударных гласных в корне слова;
  • учить определять пошаговое решение орфографической задачи, используя  алгоритм проверки безударных гласных;
  • воспитывать интерес к предмету, коммуникативные качества личности.

 1.Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Эмоционально-положительный настрой на работу. (Учитель предлагает учащимся повернуться друг к другу, улыбнуться, пожелать хорошей работы).

2.Минутка чистописания.

На доске записаны буквы: а, о, и, е.
Учитель: Что объединят эти буквы? Что вы  о них знаете?

Ответы детей.

3.Словарная работа:

Учитель: Слова рассыпались. Соберите эти слова. Для этого я предлагаю вам поработать в парах.

Один ученик записывает слова на доске, объясняет орфограмму. Учащиеся работают в тетрадях.  

           (Комар, ветер, корова).

Дети называют слова, называют орфограмму «непроверяемая безударная гласная».

Учитель: Сегодня мы познакомимся с новой орфографической темой. Нас ждет серьезная работа. А девизом сегодняшнего урока станет высказывание Генри Форда  «Знания есть лишь у того, у кого есть вопросы».  Как понимаете это высказывание? Согласны ли?

Дети: Познание начинается с вопроса. Если есть вопрос, значит, начинается поиск ответа на него.

Учитель: Сегодня, работая над новой орфографической задачей, вы самостоятельно найдете ответ и составите алгоритм действий при ее решении. Но эта цель будет достигнута лишь в том случае, если вы правильно поставите вопрос к нашему уроку.

4. Актуализация знаний.

(на доске записано стихотворение)

Учитель: Прочитайте стихотворение О. Высотской «Ёлочка».

Ни  листочка , ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И
берёзки, и осинки
Скучные стоят.
Только ёлочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей
мороз не страшен,
Видно, смелая она.

Учитель: Выпишите выделенные слова, расставьте ударение, отметьте слабые и сильные позиции гласных звуков в корне слова.

Листо́чка, трави́нки, берёзки, оси́нки, моро́з.

Учитель: Что объединяет эти слова? 

Дети: Во всех словах есть безударная гласная в корне.

Учитель: По какому признаку можно разделить данные слова на две группы?

Дети: Слова с проверяемым и непроверяемым написанием слов.

Учитель: Как вы думаете, какой вопрос станет вопросом урока?

Дети: Как проверить написание безударной гласной?

Учитель:  На этот вопрос мы и должны сегодня найти ответ. Сформулируйте тему нашего урока.

Дети: «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова».

5. Изучение нового материала.

Учитель: Выберите из данных слов слова с непроверяемым написанием. Как мы можем определить написание гласных в этих словах?

Дети: Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяются по орфографическому словарю.

Учитель: Выпишите слова с проверяемым написанием, записывая их друг под другом, образуя столбик. Подберите проверочные слова.

листо́чка - лист, ли́стья
трави́нки – тра́вка, тра́вы
Ученики называют разные варианты проверочных слов.
Учитель:
Теперь у вас есть вся информация, как проверить правописание безударных гласных в корне слова. Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, нужно использовать алгоритм. Что такое алгоритм?

Дети: План действий (последовательность шагов).

Учитель: «Алгоритм – совокупность действий, правил для решения данной задачи» (Ожегов С.И.)

Выведение алгоритма правильного написания гласной в корне.

Учитель: Назовите последовательность действий для правильного написания гласных в корне.

Дети рассказывают план действий, определяют последовательность шагов.

Учитель: Запишите алгоритм.

(Слабым детям предлагается заготовка алгоритма.)

                    да                                                                               нет

                                                                                                   

Физкультминутка.

Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз. (Имитируем движением мороз)
Во дворе у снежной Бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морозный нос. ( Натираем нос)
В речке стала вдруг вода, (прыжки на месте)
Неподвижна и тверда.
Вьюга злится, (дети кружатся)
Снег кружится,
Заметая всё кругом (имитируем движения руками)
Белоснежным серебром.
 

Учитель: Откройте учебник на странице 71. Проверьте и сравните свой алгоритм с алгоритмом в учебнике. Кто согласен, у кого есть вопросы и замечания?

Ответы детей.

Учитель: Вспомните вопрос, который вы поставили в начале  урока.

 Дети:  Как проверить написание безударной гласной.

Учитель: Можем ли сейчас на него ответить? Что нам в этом поможет?

Дети: Алгоритм.

Учитель: Назовите два способа проверки безударной гласной в корне слов.

Учитель: Сделайте вывод.

Дети: Чтобы грамотно писать, нужно знать правила и уметь применять их на практике, уметь работать со словарём и памяткой-алгоритмом, а также много читать, развивать зоркость, ум и внимание, тренировать память.

Учитель: Давайте научимся применять алгоритм на практике при выполнении заданий.

6. Работа над темой урока.

Выполнение  пошаговых действий, используя  алгоритм проверки безударных гласных в корне слова. 

Коллективная форма работы:

Упражнение 144 – учебник (цепочкой у доски)

Самостоятельная работа.

1 вариант выписывает слова с безударной гласной проверяемой ударением.

2 вариант выписывает слова с непроверяемой безударной гласной.

Зимой.

Стоит декабрь на дворе. Трещат лютые морозы. Дуют холодные ветры. Берёзки и липа стоят без листьев, голые. Только сосна да ель зелёные. Медведь залез в свою берлогу и спит. Белка в дупле ест грибки и орешки. Серые волки по ночам воют от голода.

Взаимопроверка. (При затруднении дети используют орфографический словарь)

7.  Итог урока.

Учитель: Какую орфографическую задачу мы решали на уроке?

-Что помогло нам ответить на вопрос «Как проверить написание безударной гласной?»?

Ответы детей.

8. Рефлексия.

Самооценка собственного эмоционального состояния на уроке. Выберите и подчеркните одно из высказываний.

  • Я все понял,  но у меня остались вопросы.
  • Я все понял, могу работать по алгоритму.
  • Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому.

9. Домашнее задание.

-По выбору: упражнение  145, 146.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Способы проверки написания безударных гласных в корне слова"

Цель урока: применять различные способы проверки безударных гласных в корне слова при выполнении различных упражненийЗадачи урока:а) выполнить упражнения в написании слов с безударными гласными,...

технологическая карта урока русского языка "Проверяемые безударные гласные в корнях слов"

Урок русского языка "Проверяемые безударные гласные в корне слова". В конспект урока включены приемы работы, направленные на формирование работать с учебником, в паре и группе....

Конспект урока русского языка "Проверка безударных гласных в корне слова.»

Урок можно использовать на уроке русского языка во 2 классе по УМК "Школа России"....

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Презентация к уроку русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова.Проверочные и проверяемые слова".

Данная презентация использовалась на открытом уроке к педсовету как сопроводительный материал....