Урок - путешествие в город Грамматику 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Додонова Надежда Геннадьевна

Последний урок русского языка в 1 классе. Цель: создание условий для определения учащимися своих достижений и успехов за курс обучения в 1 классе; способствовать осознанию необходимости новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_1_klasse.docx35.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие в город ГрамматикУ

1 класс

Цели деятельности учителя: создавать условия для определения учащимися своих достижений и успехов за курс обучения в 1 классе; способствовать осознанию необходимости новых знаний.

Тип урока: рефлексия.

Планируемые результаты

Предметные: применяют изученные правила правописания, в том числе написание словарных слов; употребляют прописную букву в начале предложения, в именах собственных; выполняют звукобуквенный разбор слов; пишут предложения под диктовку; используют небуквенные графические средства при списывании: пробел между словами, абзац, знаки препинания; применяют правила переноса слов; выделяют в слове орфограммы; классифицируют предложения по цели высказывания и интонации.

Личностные: участвуют в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; сохраняют интерес к учебному материалу; проявляют знание основных моральных норм поведения.

Метапредметные универсальные учебные действия:

•  познавательные: анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

•  коммуникативные: допускают существование различных точек зрения, договариваются, приходят к общему решению, используют в общении правила вежливости;

•  регулятивные: ориентируются на возможное разнообразие способов решения задач.

Методы и формы обучения: частично-поисковая; индивидуальная, фронтальная.

Организационная структура урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

1. Психологический настрой на урок.

– Ребята, сегодня у нас последний урок русского языка в этом учебном году. В течение года вы каждый день узнавали что-то новое. Вы пришли в первый класс и даже не умели писать буквы, а сейчас вы уже пишете диктанты, сочиняете собственные рассказы и даже стихи.

Сегодня необычный урок – путешествие. А чтобы мы были готовы, давайте проведем зарядку для пальчиков.

2. Пальчиковая гимнастика.

Выполняют пальчиковую гимнастику по выбору учителя.

II. Игра-путешествие.

– Ребята, сегодня нам предстоит путешествие в город Грамматику. Каждый из вас во время путешествия будет получать звезду-фишку (учитель заранее готовит большое количество фишек в виде звездочек) за каждый правильный ответ. Королева города грамматики по количеству звезд-фишек проверит, кто из вас может стать почетным жителем ее города. Но чтобы попасть на прием в королевский дворец, необходимо пройти сложные испытания.

1. первое испытание заключается в том, чтобы показать стражникам этого города свои знания, только тогда они вас пропустят.

– Скажите, чем отличается звук от буквы? (Звук употребляется в устной речи, а буквы в письменной речи.) Расскажите алфавит.

Дети могут рассказывать по цепочке.

Игра «Четвертый лишний». 

– Внимательно посмотрите на буквы. Какая из четырех букв не подходит к остальным и почему?

а) А У П И                                в) Л Н Т Р

б) Ш Щ Е Ц                                г) Ж Щ М Ш

– Назовите слова, в которых есть твердые звуки: [л], [м], [в], [р], [б].

Учитель называет слова с мягкими согласными, а ученики должны назвать слово с твердым звуком.

мял – мал                                вёл – …

вёз – …                                бил – …

ряд – …                                люк – …

Вы правильно выполнили все задания, и стражники пропускают вас в свой город.

2. Второе испытание.

– Каждый, кто попадает в город грамматика, должен побывать в замке королевы Письменной Речи.

– Как вы думаете, кто это такая? (Королева города Грамматики.) Как ее зовут? (Письменная Речь.) Как вы напишете ее имя? (С большой буквы, так как это имя собственное.)

– Чтобы попасть во дворец, нужно пройти по улицам города, а на каждой улице вас ожидают испытания.

Первая улица называется Буквенная.

Найдите ошибки и назовите правильные слова:

Фамолёт, маразин, мозлята, стакач, капусла, свег, пуловица.

– Поставьте в этих словах ударение.

Исключите из слова по одному звуку, чтобы образовалось новое слово:

Плуг, крот, шарф, гроза, корка.

– А теперь добавьте к словам один звук, чтобы образовалось новое слово:

Точка, утка, лещ, лень.

– Разделите эти слова для переноса.

– Молодцы ребята, преодолели еще одно испытание! Все получили свои заслуженные фишки-звездочки? (Да!) Тогда отправляемся дальше по улицам города к замку королевы Письменной Речи.

3. Третье испытание.

– Пройдя буквенную улицу, вы попали на площадь орфографии. Здесь вас ожидает следующее испытание.

Отгадайте загадки и запишите отгадки в два столбика: в 1-й столбик запишите те слова, которые вы должны заполнить, так как это словарные слова, а во 2-й столбик запишите слова с известными вам орфограммами.

Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач.

На вкус, как сахар сладок,

На вид похож на мяч. 

                                 (Арбуз.)

Закипит – исходит паром,

И свистит, и пышет жаром,

Крышкой брякает, стучит:

– Эй! Сними меня! – кричит.   

                                  (Чайник.)

Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам, красногрудый?

– Облетел я всю Сибирь.

– Как зовут тебя? (Снегирь.)

Костяной порог,

за ним красный говорок. 

                               (Язык и зубы.)

В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки –

Раздают всем огоньки.   

                                   (Спички.)

У меня отличный слух,

Умный взгляд и тонкий нюх.

Сразу лезу с кошкой в драку,

Потому что я… (собака).

Я прихожу с подарками,

блещу огнями яркими,

нарядная, забавная,

на Новый год я главная.   

                                  (Ёлка.)

Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды? (Якорь.)

Кто растет в лесу

У дорожки?

Есть у них рыжие

Шляпки и ножки. 

                             (Гриб рыжик.)

– Прочитайте слова, которые записали во второй столбик. (Чайник, спички, ёлка, якорь, гриб, рыжик.) Отметьте в них орфограммы.

– Молодцы ребята, и с этим испытанием справились!

Пойдём дальше.

Физпауза

Путешествуем мы смело,

Хорошо мы знаем дело.

На вопросы отвечаем,

На уроке не скучаем.

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз, и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

(Выполняют движения по тексту.)

И беритесь вновь за дело.

Королева в замке ждет.

Кто же первым к ней придет?

4. Четвертое испытание.

– Мы попали в переулок однокоренных слов.

Нужно найти лишнее слово:

а) перо, первый, перышко;

б) дворник, двор, дрова;

в) лесной, лесник, лестница.

– Как вы определили лишнее слово? (Определили корни слов и нашли слова с другим (отличным) корнем.)

5. Пятое испытание.

– Вы успешно преодолели переулок и благополучно добрались до главной площади города, на которой находится замок. На этой площади вас встречают мадам Точка и сеньоры вопросительный и восклицательный знаки. Они тоже приготовили для вас испытание.

Расставьте правильно знаки препинания в предложениях.

Здравствуйте, дети

Вы готовы к уроку

Проверьте книжки и тетрадки

Молодцы

– Ребята, ответьте знакам препинания на вопросы:

1) Предложения, в которых о чём-либо сообщается, произносятся спокойно, в конце ставится (точка).

Если мысль закончил ты,

Записал на строчку,

Не забудь, в конце поставь

Кругленькую точку.

2) Предложения, в которых о чём-либо спрашивается, произносятся с вопросительной интонацией, в конце ставится (вопросительный знак).

С Почемучкой дружишь ты?

Значит, и в тетрадке

Знак вопроса смело ставь.

Будет всё в порядке!

3) Предложения, в которых есть восхищение, удивление, просьба, произносятся с восклицательной интонацией, в конце ставится (восклицательный знак).

Чувства сыплются наружу!

Восхищение в словах!

Торжество, тревога, ужас –

Восклицательный здесь знак!

– Молодцы ребята! Вы справились почти со всеми заданиями и можете войти на прием к королеве Письменной Речи. Она тоже припасла для вас своё задание.

6. Шестое испытание.

– Королева Письменная Речь очень рада приветствовать таких грамотных учеников и просит преодолеть последнее испытание.

Составьте из слов предложения, а из предложений текст.

Узнали они нового много.

Учились первоклассники год целый.

Ребята молодцы

Знания показали в конце свои года они учебного.

– Какой знак препинания вы поставите в последнем предложении? (Восклицательный знак.)

III. Итоги урока. Рефлексия.

– Вот и закончилось ваше путешествие по городу Грамматика. Все активно работали и получили огромное количество фишек-звездочек за правильно выполненные задания.

– Посчитайте свои фишки-звездочки. Сколько получилось у каждого? (Ответы учащихся.) Того, кто получил за свои знания более трех фишек за урок, королева Письменная речь назначает почетным жителем своего города. Ну а те, кто не успел набрать нужное количество фишек, не расстраивайтесь, у вас все получится в следующий раз. Впереди вас ждет веселое лето. Вы отдохнете, наберетесь сил, и во втором классе мы с вами снова будем путешествовать по городу грамматика. И на его улицах, площадях, в переулках вам откроются новые секреты.

Все молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Путешествие по стране "Грамматика"

Урок проводился на дне открытых дверей для родителей. Целью урока было в занимательной форме повторить правила  и орфограммы....

Урок-путешествие по городам мастеров

Знакомство с историей развития промыслов  и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, с технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы, Полхов-Майдана, Семеново,...

Презентация урок - путешествие по городу Здоровейску.

Урок – играПутешествие по городу Здоровейску...

Конспект урока "Путешествие в страну Грамматику"

Урок-смотр знаний учащихся по русскому языку в 3 классе. Вид урока: Урок - смотр знаний.Тема: Обобщение изученного материала за год....

Урок - путешествие в город Мастеров. "Обучение слоговому чтению текстов с буквами П,п" 1 класс

Формирование навыков слогового, правильного сознательного чтения...

Урок - путешествие по городу Здоровья

Этот материал предназначен для использования на обобщающих уроках  после изучения разделов предмета Окружающий мир «Мы и наше здоровье», «Здоровье и безопасность». Занятие...