Бинарный урок 2 класс (русский и английский языки)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Барановская Ирина Вацлавовна

Урок дан в рамках районного семинара "Бинарные уроки как одна из форм реализации межпредметных связей".

Тема урока "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon baranovskaya_sergeeva_16.02.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бинарный  урок русского и английского языков

Тема: «Собственные и нарицательные имена существительные.

Заглавная буква в именах  сказочных героев».

Учителя: Барановская Ирина Вацлавовна, Сергеева Валерия Александровна.

Класс: 2

Программа: «Школа России».

Тип урока: интегрированный комбинированный урок

Цель: Формирование речевой компетенции младших школьников посредством интеграции содержания русского и английского языков.

Задачи урока:                  

  • повысить  интерес учащихся  к изучаемым языкам;
  • сравнить орфографию имен собственных в русском и английском языках
  • углубить знания учащихся об именах собственных, совершенствовать навыки  правописания заглавной  буквы в именах собственных.
  • повторить спряжение глагола to have в 3м лице единственном числе
  • научиться употреблять глагол to have с подлежащим-именем собственным
  • познакомиться с некоторыми английскими сказочными персонажами.
  • развивать  аналитическое мышление, память, монологическую речь;

Формирование  УУД:

Личностные УУД:

  • формирование интереса (мотивации) к учению.

Регулятивные УУД:  

  • умение определять и формулировать задачи  на уроке с помощью учителя;
  • работать по  коллективно составленному плану;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • высказывать своё предположение.
  •  организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Познавательные УУД:

  • умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.
  • отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Коммуникативные УУД: 

  • умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы
  • участвовать в диалоге на уроке.
  •  участвовать в работе  в паре.

Формы работы учащихся:

фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах

Необходимое оборудование:

  • компьютер, проектор, презентация к уроку;
  • учебник «Русский язык», часть 2, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий;
  • сигнальные карточки – «светофорчики»; ручка с зелёной пастой;красный цветной карандаш;
  •  карточки для парной работы;
  • карточки с изображением Винни-Пуха, Гого, Питер Пена;
  • карточки с домашним заданием по английскому языку;
  • «колобки» на рефлексию, «визитка» Айболита,телефон Маргарет.

Ход урока.

До начала урока звучит песня  «Приходите в гости к нам» из к/ф «Там на неведомых дорожках».

.  Организационный момент.   Настрой на урок

( готовность проверить до урока)

Встаньте, пожалуйста.                                                                                         СЛАЙД

И.В   - Ребята! Сегодня у нас необычный урок, в течение которого работать с вами будут два учителя – учитель английского языка и учитель русского языка. А так же у нас сегодня гости. Повернитесь.

Поприветствуем гостей

-Здравствуйте!

В.А - Поздороваемся  на английском языке

-Good morning!

Sit down, please.

И.В.  В некотором царстве

          В некотором государстве

         Жил да был 2 «А» класс.

         Слышите, ребята, это я про вас.

- Со слов «жил да был»  обычно начинаются    произведения,  какого жанра? (сказки)

Вот сегодня  мы с вами  тоже отправимся  в сказку.

.  Актуализация знаний. Определение темы и задач урока.

И.В. – Ребята, назовите, пожалуйста, самого известного героя русских народных сказок. (Подскажу: имя у этого героя – самое распространённое на Руси).

Проверим свои  предположения. Откройте  учебник. Стр. 57, упр.98

  • Прочитайте 1-ый абзац.  Мы были правы?  (Да, Иванушка самый любимый сказочный персонаж)  Зачитай …
  • Назовите в 1 абзаце  слова, которые относятся к именам собственным.

( Иванушка, Иван, Руси)

  • Что они обозначают?
    (
     Имена, название  государства)
  • Вспомните,  какие ещё слова относятся к именам собственным (кроме имён, названий государств)?  Что они могут обозначать?

                                                                                                                                                                 СЛАЙД

Имена, фамилии,  отчества.

       Клички животных.

       Географические названия.

       Названия сказок,  рассказов, картин.

  • Прочитайте 2-ой абзац, найдите там имена собственные.
    (
    Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Чудо- Юдо)
  • Что они обозначают?
    (Имена сказочных героев)                                                                                                  СЛАЙД                                                                         
  • Что мы знаем о написании собственных имён существительных?
    (Имена собственные пишутся с заглавной (большой) буквы)- обратить внимание на запись слов на слайде
  • Все остальные (несобственные) имена существительные - как называются?
    (нарицательные)
  • Как пишутся нарицательные имена существительные?
    (со строчной ( маленькой )буквы)

- Как вы думаете,  о чём же мы будем говорить сегодня на уроке?
(О именах собственных и нарицательных)

-А теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока.             СЛАЙД
(«Собственные и нарицательные имена существительные.
Заглавная буква… ( в чём, если  отправляемся в сказку) … в  именах сказочных героев»)

Определим задачи на урок.                                                                      СЛАЙД

1.Учиться находить  в тексте и правильно писать …(собственные имена существительные).


- А как вы думаете, в английском языке есть имена собственные?    (Да, конечно)

А с какой  буквы они пишутся, вы знаете?                            (Да, нет)

Оцените свои знания, покажите ответ на «светофорах».

К концу урока мы найдём ответ  на этот вопрос. А вторая задача на наш урок :

2.Сравнить написание  имён собственных в... (русском и английском  языках).

. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

(русский язык)

 Работа с упр.98. ( Запись в тетрадь.)

  • (Откройте тетради, число и классная работа у нас уже записаны)
  • С новой строчки зелёной пастой запишите так, как на слайде:                                  СЛАЙД

Сказочные герои:  (Это начало предложения, поэтому слово Сказочные пишем с большой буквы)

  • Найдите  изученные орфограммы в этих словах и подчеркните их 

Сказочные герои:

  • Найдите в упр.98  имена сказочных героев
  • Назовите  эти слова   в начальной форме  (т.е. чтобы они отвечали на вопрос кто?)

Сказочные герои: Иванушка, Иван, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Чудо-Юдо,

и ещё одно сказочное имя допишем. Отгадайте…

(Что за старущка?

Глаза большие, нос крючком

Летит на ступе с ветерком),  

Баба-Яга. 

запишите эти слова  в тетрадку  после двоеточия  (синей пастой уже  пишем), слова сложные – сверяйтесь со слайдом.

С какой буквы записываем?

  • - Так с какой буквы записали имена сказочных героев? (С большой)
  • Подчеркните заглавную букву. Обратите внимание, если имя героя состоит из двух слов, то оба слова пишутся с большой буквы.

Сказочные герои: Иванушка, Иван, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Чудо-Юдо, Баба – Яга.

Отложите ручку в сторону, сказка продолжается..

 Но однажды заскучал  Иванушка  в тридевятом царстве. Захотелось ему посмотреть, как люди в других странах живут…

Но сначала отправился он в гости к Бабе – Яге, попросить клубочек волшебный, который помогает путешествовать по странам заморским.

 - Как отправился?                                                                                       Слайд

( Пешком потопал.)

Мы следом за Иваном тоже пойдём, но топать будем не просто так.

Встаём.

Физкультминутка.

Игра «Нарицательное - топай, ну а собственное- хлопай»

  • Я буду называть имена существительные нарицательные и собственные.
  • Собственные имена существительные с какой буквы пишем? ( с большой)
  • Услышите  имя существительное собственное - руки высоко  над головой и хлопаем.
  • Нарицательные  имена  существительные,  с какой буквы пишем? (с маленькой)
  • Услышите нарицательное - руки вниз и просто топаем.

Собака, Артемон, девочка, Мальвина, Винни- Пух, медвежонок.

Сядьте, пожалуйста.

Пока мы топали, и Иванушка притопал к избушке.                                СЛАЙД

Лягте на парту, закройте глазки

Входит Иван  в избушку (скрип двери), а там темно, как и вам … Иванушке  ни – че- го не видно

и встречает его там… (Нет не Баба-Яга, её там не оказалось.)

А встретила его там внучка бабушки  Яги - Маргарет. Она из Англии погостить приехала.

И пообещала она Иванушке помочь….- А вы хотите с ней познакомиться?  Ухожу       Открывайте глаза.

. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

(английский язык)

Этап 1. Организационно-мотивационный

В класс входит учитель английского языка в образе внучки Бабы Яги, ведьмы Margret из Англии.  (встаёт возле «избушки»- экрана)

Margret: “Hello, children!” (Здравствуйте, дети!)

Дети: «Hello!” (Здравствуйте!)

Margret: “ How are you?” (Как дела?)

Дети: “I’m fine, thank you! How are you?” (Всё хорошо, спасибо! Как дела?)

Margret: «I’m fine too, thank you! My name is Margret! I’m 25. What is your name? (У меня тоже всё хорошо, спасибо! Меня зовут Маргрет! Мне 25. Как тебя зовут?) How old are you? (Сколько тебе лет?) Nice to meet you! (приятно познакомиться!)” 2 человека

Margret: “Вижу у вас урок русского языка. Что же, и я могу немного говорить по-русски. Давайте я познакомлю вас и Иванушку со своими английскими друзьями!»

Этап 2. Введение нового материала.

Margret: “Look! Here they come!” (Смотрите! Вот они идут!) (жестом обращает внимание учащихся на экран)                                                                      Слайд                                                                                                                     

«Who is it?” (Кто это?) (вопрос классу, ответ при поднятой руке) «That’s right! It’s Winnie-the-Pooh! (Правильно! Винни Пух!)                                                 Слайд

Ребята, скажите, пожалуйста, какие буквы в его имени заглавные? А у вас, в русском языке, имена героев сказок пишутся с большой буквы или с маленькой? (вместе дети отвечают) Вот и отлично! Так и в английском языке, что мы видим? (дети отвечают)»

Ребята, обратите внимание. Имя у медвежонка состоит из двух слов, и оба слова пишутся с большой буквы.

«Who is it?” (Кто это?) (вопрос классу, ответ при поднятой руке) «That’s right! It’s Peter Pan! (Правильно! Это Питер Пен!)                                                             Слайд

-С какой буквы написано его имя? (с большой, оба слова)

«Who is it?” (Кто это?) (вопрос классу, ответ при поднятой руке) «That’s right! It’s Gogo!» (Правильно! Это Гого!)                                                                               Слайд

- И у Гоги имя тоже написано с какой буквы?

Margret: “ Ребята, а что любит больше всего Winnie-the-Pooh? Как вы думаете, что есть у него дома? What has got Winnie-the-Pooh?”(вопрос классу, ответ при поднятой руке) “That’s right! Wiinie-the-Pooh has got honey!” (Правильно! У Винни Пуха есть мёд!)                                                                                                        Слайд

“Какой глагол англичане используют, чтобы сказать, что у кого-то что-то есть?» (вопрос классу, ответ при поднятой руке)That’s right! Look at the screen!” (Правильно! Смотрите на экран!)

“Peter Pan has got a pen! What’s the pen?” (У Питера Пена есть перо! Что такое перо?) (вопрос классу, ответ при поднятой руке)                                                        Слайд                                                        

“ Gogo has got a tail! What’s the tail?” (У Гого есть хвост! Что такое хвост?)(вопрос классу, ответ при поднятой руке)                                                               Слайд                                                                         

Этап 3. Закрепление изученного материала.

Далее на доску Margret прикрепляет три картинки с изображениями своих друзей (на доске уже прикреплены имена-карточки).

Margret: «Ребята, теперь давайте-ка я проверю, как хорошо вы запомнили моих друзей. Насколько вы внимательные? Кто подберет правильное имя для каждого друга?» (по одному ребята поднимают руку, выходят к доске и выбирают из карточек те, где имена написаны с большой буквы, прикрепляют магнитами имена рядом с изображением).    Вызываю…………………………………………………………………………

А теперь, ребята, подытожим.

-С какой буквы пишутся имена сказочных героев в английском языке?...

-А в русском?                                                                                                  Слайд- «сравнение»

Вернёмся к задачам, которые мы ставили в начале урока.                    

-Выполнили мы вторую задачу? (Сравнить написание  имён собственных в... (русском и английском  языках).                                                                                                                                      Слайд

                                                                                                     

Margret: «Молодцы! Имена вы запомнили и то, что писать их нужно с большой буквы тоже знаете. Помогу я, пожалуй, Иванушке! Только уж и вы помогите мне, пожалуйста, последний раз! Help me, please! Мои друзья растеряли свои вещи. Я их собрала и прошу вас, вернуть вещи владельцам!»

Margret берет коробочку с картинками. Достает первую картинку:

«It’s honey. Who has got honey?( Это мёд. У кого  есть мёд?) (вопрос классу, ответ при поднятой руке)

Учащийся, поднявший руку, выходит к доске, прикрепляет  картинку рядом с персонажем.

Margret спрашивает ученика: “ Так мой друг снова может потерять свои вещи! Чего не хватает, чтобы связать их вместе, заметил?» Учащийся самостоятельно или при помощи класса отвечает: “ Has got!”

Margret дает карточку с глаголом, учащийся прикрепляет ее между подлежащим и дополнением, то есть, между сказочным персонажем и его предметом.

По той же схеме составляем на доске еще 2 предложения.

Margrete : «Thank you so much, children! Ребята,  вы возьмёте эти листочки после урока,заполните пропуски нужными словами и пришлите мне в Англию эти письма, чтобы я знала, что вы помните обо мне и моих друзьях! (домашнее задание)Адрес вам даст Ирина Вацлавовна

 А Иванушке я, пожалуй, помогу! Клубок, конечно, уже давно устарел и по миру путешествовать не поможет.

- А поможет  тебе, Иванушка,(обращается к экрану) знание английского языка, которым я с тобой поделилась! Теперь тебе  все двери во всех царствах-королевствах открыты!»

-Спасибо, девица-красавица! (голос Ивана «за кадром»)                                  Слайд

Этап 4. Физкультминутка+музыкальная пауза.                                    Видео

Margret: « Что-то я тут с Вами засиделась! Хочется размяться! Ребята, давайте с вами немного подвигаемся! Stand up, please! Show me your head! Show me your eyes! Show me your ears! Show me your nose! Show me your mouth! Show me your shoulders, knees and toes! And let’s move and sing all together!” Песенка-разминка “ Head, shoulders, knees and toes”. «Thank you, children! Sit down!”

Этап 5. Заключение.

Раздается телефонный звонок.нажать на слайде Margret берет трубку. «Oh! I see. I’m very sorry!” (О! Понятно. Мне очень жаль!)

Margret: “Беда! Беда! Ребята, Winnie-the-Pooh has got a headache!» (У Винни-Пуха болит голова)(последний английский слайд) Have you got a doctor?  У вас есть какой-нибудь сказочный доктор?  Кто помогает всем зверям в лесу?»

Дети: Доктор Айболит!

И.В. Маргарет,  не волнуйтесь. Вот вам номер телефона доктора Айболита. Смело обращайтесь, он обязательно поможет.

Маргарет. Спасибо, до встречи, ребята. (на английском языке)

(Маргарет уходит в конец класса, «преображается»)

IV.Закрепление изученного (русский язык).

И.В. А мы, ребята, тоже заглянем с вами к доктору Айболиту.

стр.58 УПР.99

Рассмотрите  рисунок.

- Что делает доктор Айболит?  (полным предложением)

(Доктор Айболит встречает гостей.)

Прочитайте текст упражнения  про себя.

Зачитайте, кто пришёл к Айболиту.

(К Айболиту пришли его друзья: и Таня, и Ваня, и Пента, и…)

- Чем угостил их доктор? (зачитайте)

- Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы?

(имена собственные)

На партах лежат листочки, возьмите их.

- Рассмотрите и предположите, какое задание мы будем выполнять?

Айболит

Хрю- Хрю

Чичи

Авва

Бумба

Варианты ответов учащихся:

- Я думаю, что нужно будет  заполнить таблицу.

-- Я думаю,  нужно будет записать, что обозначает эти слова?

- В первом столбике записаны все слова с заглавной буквы. Я думаю, что во второй столбик нужно будет записать слова с маленькой буквы.

И.В. Я вам предлагаю поработать в парах.  

Напротив каждого слова необходимо записать, что оно обозначает .

Подсказку найдёте в упр. 99.

В верхней строчке пока ничего не пишем.

Сначала обсудите в паре, а затем записывайте.

- Проверьте правильность выполненной работы.

(На слайде  появляется образец)

?

?

Айболит

доктор

Хрю- Хрю

свинка

Чичи

обезьянка

Авва

собака

Бумба

сова

- Покажите на сигнальной карточке зелёным цветом, кто не допустил ошибок.  

- Какие орфографические ошибки вы допустили?  Исправьте их.

  Кто не допустил ошибок,  поставьте себе зелёной пастой на карточке- 5, 4- если одна ошибка.

И.В.

- Предположите, что могут обозначать вопросительные знаки в таблице?

(Я думаю, что надо найти общее в каждом столбике и дать название столбику.)

  • Обсудите в паре, какое название столбикам мы можем дать?
  • Учащиеся работают в парах
  • -Какие у вас варианты?

На слайде открываются названия столбиков в таблице

- Напишите название каждого столбика в свою  таблицу зелёной пастой

собственные

нарицательные

Айболит

доктор

Хрю- Хрю

свинка

Чичи

обезьянка

Авва

собака

Бумба

сова

-  Глядя на эту таблицу , какое правило вспоминаем?

- Собственные имена существительные  пишутся с большой буквы, а нарицательные имена  существительные пишутся с маленькой буквы.

-Но помните, нарицательные имена существительные в начале предложения напишем  с большой  буквы

V. Итог урока. Рефлексия.

И.В.   А сейчас подведём итог всего нашего урока.

-Какие умения мы отрабатывали сегодня на уроке?

( Мы отрабатывали умения находить в тексте  и правильно писать имена собственные и нарицательные.) 

И.В   - Выполнили мы  1 задачу урока?  Посмотрите на слайд.     Слайд

(Учиться находить  в тексте и правильно писать …(собственные имена существительные )                                                                              

- Да.

В.А.   -Вторую задачу урока  выполнили?  Посмотрите на слайд.

(Сравнить написание  имён собственных в... (русском и английском  языках).                                                                                                                                      

-Да.  

И.В.   А сейчас очень быстро  игра «Плюс-минус»

Если вы согласны с моим утверждением, то ставите «+», если – нет, то «-»

Имя Дюймовочка пишу с маленькой буквы, потому что  Дюймовочка маленькая.

Фамилию вредного  почтальона  Печкина из деревни Простоквашино пишу с маленькой буквы,  мне он не нравится.

Тотошка- пишу с маленькой  буквы, потомучто это маленькая собачка.

Имена сказочных героев пишу с большой буквы.

- С каким утверждением  вы согласились? ( с последним)

-Как оно звучало? (Имена сказочных героев пишу с большой буквы)    

    Это самое главное, что вы должны были запомнить сегодня на уроке.

И.В.  Послушайте домашнее задание. Объяснение по слайду

         Русский язык  работа по диску( тема № 30 .Необходимо соотнести имена и клички сказочных персонажей).

В.А.    Английский язык –  задание от Маргарет ( на карточках на выбор – разной сложности)

 
В.А. Наш урок подошёл к концу. Пора покидать волшебную страну сказок, но у нас остался ещё один гость …

У вас на партах  лежат бумажные колобки. Вам надо дорисовать рот.

  • Если вам было всё понятно на уроке, вы многое запомнили и узнали, то нарисуйте улыбающийся рот.
  • Если вы чувствовали себя неуютно, не всё поняли на уроке, нарисуйте обычный рот.
  • Если у вас ухудшилось настроение, вы ничего не запомнили, изобразите рот с опущенными уголками губ.

И.В. Поднимите колобки и покажите сначала нам с Валерией Александровной, а теперь покажите гостям.

Оценки за урок от Валерии Александровны

Всем спасибо за урок.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по русскому и английскому языку по теме: "Заимствованные слова:англицизмы"

Интегрированный урок по русскому и английскому языку по теме:"Заимствованные слова:англицизмы."УМК "Начальная школа  21 века.2 класс...

Открытый бинарный урок по русскому языку и чтению в 3 «А» классе «Сердце отдаю маме…»

Совместная работа с учителем старшего звена по русскому языку и литературе....

Открытый бинарный урок по русскому языку и чтению в 3 «А» классе «Сердце отдаю маме…»

Совместная работа с учителем старшего звена по русскому языку и литературе....

Интегрированный урок по русскому и английскому языку в 3 классе "Имя прилагательное. Значение и употребление в речи".

Целью урока является развитие умений наблюдать за собственной речью, оценивать её, формировать и развивать у учащихся навыки  употребления прилагательных в письменной и устной речи....

БИНАРНЫЙ ОТКРЫТЫЙ УРОК. 2 КЛАСС (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ /АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)

Данный урок представляет собой интеграцию различных предметов, с целью наиболее полноценного усвоения учебного материала.В такой яркой, неординарной форме проведения урока сокрыты большие потенциальны...

Презентация к бинарному уроку 2 класс (русский и английский языки)

Урок дан в рамках районного семинара "Бинарные уроки как одна из форм реализации межпредметных связей".Тема урока "Собственные и нарицательные имена существительные.Заглавная буква в именах сказочных ...

Технологическая карта/конспект бинарного урока русского и английского языков "Предложения с прямой речью. Применение правил записи прямой речи в русском и английском языках"

Открытый бинарный урок русского и английского языков "Предложения с прямой речью. Применение правил записи прямой речи в русском и английском языках" на городском семинаре "Формирование...