Главные вкладки

    Игры и загадки на уроках русского языка.
    методическая разработка (русский язык) по теме

    Использование игр и загадок на уроках в начальных классах.Практическое использование их на уроках.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_v_zagadki_na_urokakh_russkogo_yazyka.docx20.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игры в загадки на уроках русского языка.

         

         Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью и детей пользуются игры в загадки. Вызывает интерес как сам процесс отгадывания загадок, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, через межпредметные связи развивают и обогащают речь. Также они «имеют неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов способности к творчеству: логического мышления (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления. Загадка по словам К.Д.Ушинского, «Доставляет уму ребёнка полезное упражнение». По мнению современных педагогов, «процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребёнка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству».

         Приведу примеры использования игр в загадки в своей практике.

    1. Загадки, в которых дается описание предмета или явления путём перечисления различных его признаков, например:

                          Сам алый, сахарный,

                          кафтан зеленый, бархатный.

    (Арбуз – словарное слово. Отгадка – ключ к его запоминанию). Ребята учатся проводить анализ, выделяя признаки предмета (цвет, вкус, форму), и синтез, объединяя эти признаки в единое целое.

    2.  Загадки, где описание предполагает краткую  характеристику предмета или явления.

                Белая скатерть всё поле покрыла.

    (Снег – парная согласная в конце отгадки требует проверки). Игровая ситуация помогает запомнить правило.

    3.  Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего. Это шарады – слова, загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По ним и нужно разгадать целое слово.

    Первое – предлог,

    второе – летний дом,

    а целое порой решается с трудом.

    (За-дача).

    4.  Загадки – метаграммы, в которых из загаданного слова путём замены одной буквы другой получается новое слово.

    Например:

        С «ч» над морем я летаю,

        С «г» в машинах я бываю.

    (чайка – гайка).

    5.  Анаграммы – слова, получающиеся в результате перестановки букв в слове, например:

                   Легко дыша в моей тени,

                   Меня ты летом часто хвалишь,

                   Но буквы переставь мио –

                   И целый лес ты мною валишь.

     (липа –пила).

    6.   Логографы – слова – загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв, например:

                   Известное я блюдо,

               Но лишь прибавишь «м»,

               Летать, жужжать я буду,

               Надоедая всем.

     (уха – муха).

    7.  Загадки – шутки, связанные с омонимичностью слов, например:

                   Какой город летает?

    (Орёл – имя собственное, отгадка помогает сопоставить слово с названием птицы – существительным).

     

         Форма разгадывания загадок может быть различной (фронтальной, групповой, индивидуальной). Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разнообразными. Из отгадок можно составить кроссворды, чайнворды, лото, провести игру в виде викторины, лотереи соревнования. Можно усложнить задание, рассыпав слова – загадки, получится деформированный текст, над составлением которого нужно поработать. Слова – отгадки можно предложить записать в разные столбики в соответствии с изучаемой темой, например, записать существительные 1,2,3 склонения или мужского, женского и среднего рода и т.д. Можно записать весь текст загадки и поработать над ним или проанализировать только слово – отгадку, рассмотрев его с разных сторон.

         Дети любят загадки, небылицы и всякую словесную игру. Слова для них – предмет игры, а через игру ребёнок узнаёт язык и его законы. В свои уроки я включаю различные игры на превращение слов. Они помогают мне развить у учеников орфографическую зоркость, позволяют предупредить некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь. Положительная эмоциональная атмосфера в классе способствует активному творческому поиску детей, возбуждает их интерес к знаниям.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Загадки к урокам русского языка

    Загадки распределены по темам. Для отгадок подобранны преимущественно слова, трудные в орфографическом отношении, что помогает усвоению правописания....

    загадки на уроках русского языка

              Загадки учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображ...

    загадки на уроках русского языка

    загадки о падежах, мягкий знак - показатель мягкости, парные согласные....

    Загадки к уроку русского языка

    Отгадки  слова с непроверяемым написанием (словарные сло...

    Загадки на уроках русского языка

    Предлагаемые загадки можно использовать как на уроках русского языка при изучении темы «Непроверяемые безударные гласные» так и на уроках обучения грамоте, чтения, природоведения, ознакомления с окруж...

    загадки к урокам русского языка

    Материал поможет разнообразить уроки русского языка...

    Доклад "Игры в загадках на уроках русского языка"

    Преодоление нарушений письма и чтения у младших школьников предполагает,  прежде всего, формирование языкового анализа и синтеза. Предать привлекательность занятиям, привлечь интерес детей, помог...