Главные вкладки

    Доклад "Игры в загадках на уроках русского языка"
    статья по русскому языку на тему

    Кабакова Ольга Ивановна

    Преодоление нарушений письма и чтения у младших школьников предполагает,  прежде всего, формирование языкового анализа и синтеза. Предать привлекательность занятиям, привлечь интерес детей, помогают речевые игры. В игре дети не только легче овладевают навыками языкового анализа и синтеза, но и учатся оценивать свои ответы и решения, а также ответы и решения других. Ученики привыкают к тому, что каждое предлагаемое учителем задание таит в себе какую- то «хитрость», «фокус», требует от них  самоконтроля и самооценки, активного внимания, мыслительной и речевой деятельности. Игровые ситуации увлекают детей, снимают напряжение, усталость, чувство скованности, нередко испытываемые детьми на уроках русского языка.

                    

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_v_zagadkah.docx19.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ школа № 8 г. Лабинска.

    Подготовила учитель нач. классов   - Кабакова О.И.

    Доклад на метод. объединение учителей.

    «Игры в загадках на уроках русского языка».                                        

           Преодоление нарушений письма и чтения у младших школьников предполагает,  прежде всего, формирование языкового анализа и синтеза. Предать привлекательность занятиям, привлечь интерес детей, помогают речевые игры. В игре дети не только легче овладевают навыками языкового анализа и синтеза, но и учатся оценивать свои ответы и решения, а также ответы и решения других. Ученики привыкают к тому, что каждое предлагаемое учителем задание таит в себе какую- то «хитрость», «фокус», требует от них  самоконтроля и самооценки, активного внимания, мыслительной и речевой деятельности. Игровые ситуации увлекают детей, снимают напряжение, усталость, чувство скованности, нередко испытываемые детьми на уроках русского языка.

            Среди различных развивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры – загадки. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, через предметные связи обогащают их речь. «Загадка, - по словам К.Д. Ушинского,- доставляет уму ребёнка  полезное упражнение. Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребёнка».

            Приведу несколько примеров использования игр в загадках.

        1.   Загадки, в которых даётся описание предмета или явления путём перечисления различных его признаков.

      Например:  Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный.( Арбуз – словарное слово). Ребята учатся проводить анализ, выделяя признаки предмета ( цвет, вкус, форму), синтез, объединяя эти признаки в единое целое.

       Например: Белая скатерть всё поле покрыла. ( Снег – парная согласная в конце слова, она требует проверки).  Эта игровая ситуация помогает запомнить правило.

       

         2.   В загадку включаются противопоставления.

       Например: По земле ползёт, а к себе не подпускает. ( Змея – безударная гласная в  корне слова, она требует проверки).  Отгадывающий должен поочерёдно сопоставлять разные и в то же время в чём-то сходные предметы, явления, признаки, действия. Выделять  в них сходство и группировать по-новому.

        3.   Загадки, в которых из загаданного слова путём замены или добавления одной буквы получается новое слово.

               Например:  С «ч» над морем я летаю,                        Известное я блюдо,

                             С «г» в машинах я бываю.                        Но лишь прибавишь «м»,

                                             (Чайка – гайка).                        Летать, жужжать я буду,

                                                                                    Надоедая всем.     (Уха – муха).

       4.   Загадки – шутки, связанные с омонимичностью слов.

             Например:  Какой город летает?  (Орёл – Имя собственное, отгадка помогает сопоставить слово с названием птицы – Существительным нарицательным.)        

         Форма загадывания загадок может быть различной ( фронтальной, групповой, индивидуальной). Виды упражнений, включающих в себя отгадывание загадок, тоже могут быть разными. Из отгадок можно составить кроссворды, чайнворды, лото, повести игру в виде викторины, лотереи, соревнования. Можно усложнить задание, рассыпав слова – загадки, получится деформированный текст, над составлением которого нужно поработать. Слова - отгадки моно предложить записать в разные столбики в соответствии с изучаемой темой.

         Дети любят загадки, небылицы и всякую словесную игру. Слова для них – предмет игры, а через игру человек узнаёт язык и ёго законы. В свои уроки я включаю различные игры на превращения слов. Они помогают развить у учеников орфографическую зоркость, позволяют предупредить некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь. Положительная эмоциональная атмосфера в классе способствует активному творческому поиску детей, возбуждает их интерес к знаниям.

          Приведу некоторые загадки, которые можно использовать при изучении орфографических и грамматических тем.

                                                    

                                                    Безударные гласные.         

        1.  Отгадай загадку, проверь написание (запиши проверочное слово), запиши отгадку.

     

            Рыжая, с пушистым хвостом,                        Два брата через дорожку живут.

            Живёт в лесу под кустом. (Лиса).                А никогда не видятся. (Глаза).

             По земле ползёт,                                        На дереве в лукошке

            А к себе не подпускает.  (Змея).                Подрастают крошки. (Птенцы).

       

           2.   Загадки – складки. Дополни, чтобы звучало в рифму.

            Целый день «уа – уа»,                                Ты не бойся – это гусь.

            Вот и все её …(слова).                                Я сама его …(боюсь).

                                    Е. Благинина.                                        З. Александрова.

            И сейчас же щётки, щётки                        Где обедал воробей?

            Затрещали, как…(трещотки).                        В зоопарке у…(зверей).

                                    К. Чуковский.                                        С. Маршак.

                                                    ЧУ – щу,  ча – ща

             1.   Отгадай загадку.

            Ног нет, а хожу,                                        Разошлись мальчики

            Рта нет, а скажу –                                В тёмные чуланчики.

            Когда спать, когда вставать,                        Каждый мальчик

            Когда работу начинать.  (Часы).                В свой чуланчик.  (Перчатки).

            Хвостом виляет.                                        Из горячего колодца

            Зубаста, а не лает.  (Щука).                        Через нос водица льётся. (Чайник).

       

             

     2.   Скороговорки.

            Чащи чище в нашей пуще,                        Мама, ты нас не ищи:

            В нашей пуще чащи гуще.                        Щиплем щавель мы на щи.

                                                       ЖИ - ШИ 

              1. Отгадай загадки.

            Бегут по дорожке                                Странная звёздочка с неба упала        

            Доски да ножки.                                    Мне на ладошку легла–и пропала

                                     (Лыжи).                                                                         (Снежинка)

            2.   Скороговорки.

            Уж и ужи уже в лужу.

            В живом уголке жили ежи да ужи.

            С мышами во ржи подружились ежи.

          3.  Составь из слогов слова.

                            пу                                                                лы

                   мы                          на                                              вы                  сне

                            Ши                                                                жи

            ма                   до                                              нка                   ла

                            стый

                                            Парные звонкие и глухие согласные.

            

             Отгадай загадку, напиши проверочное слово.        

            На дворе переполох:                                        Если хорошо заточен,

            С неба сыплется горох.                                        Всё легко он режет очень. –

            Съела шесть горошин Нина,                                Хлеб, картошку, свёклу, мясо,

            У неё теперь ангина.  (Град).                                Рыбу, яблоки и масло.  (Нож).

            Пройдусь слегка горячим я,                                Вот так Чудо! Чудеса!

            И гладкой станет простыня.                                Подо мной два колеса.

            Могу поправить недоделки                                Я ногами их верчу

            И навести на брюках стрелки.  (Утюг).                И качу, качу, качу.  (Велосипед).

                                                    Двойные согласные.

            По асфальту идёт дом,                                        День и ночь  стоит на крыше

            Ребятишек много в нём,                                        Этот чудо  -  постовой:

            А над крышей вожжи,                                        Всё увидит, всё услышит,

            Он ходить без них не может.                                Всем поделится со мной!

            (Троллейбус)        (Антенна)

                         Мягкий знак  (ь).

    Мала, а никому не мила.  (Мышь).                           В воде купался, сухим остался.   (Гусь).

    Попало наше тесто в горячее место.                          Гуляет в поле, да не конь,        .        

    Попало – не пропало, румяной булкой стало.              Летает на воле, да не птица.                        (Печь).        (Метель).

    Летом вырастают, а осенью опадают.                 Крыльями машет, а улететь не может.        (Листья).        (Мельница).

            Список используемой литературы:

    1. Сидорова  С. А. Игры в загадки на уроках русского языка. //Начальная школа. 2004. №10

    2.   Тупичкина Е.А. Играем с детьми в загадки. //Начальная школа.  1990.  № 6.

    3.   Илларионова Ю. Г.  Учите детей отгадывать загадки.  М.. 1985.

    4.   Новоторцева  Н. В.  Развитие речи детей. Ярославль. 1997.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Загадки к урокам русского языка

    Загадки распределены по темам. Для отгадок подобранны преимущественно слова, трудные в орфографическом отношении, что помогает усвоению правописания....

    загадки на уроках русского языка

              Загадки учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображ...

    загадки на уроках русского языка

    загадки о падежах, мягкий знак - показатель мягкости, парные согласные....

    Загадки к уроку русского языка

    Отгадки  слова с непроверяемым написанием (словарные сло...

    Игры и загадки на уроках русского языка.

    Использование игр и загадок на уроках в начальных классах.Практическое использование их на уроках....

    Загадки на уроках русского языка

    Предлагаемые загадки можно использовать как на уроках русского языка при изучении темы «Непроверяемые безударные гласные» так и на уроках обучения грамоте, чтения, природоведения, ознакомления с окруж...

    загадки к урокам русского языка

    Материал поможет разнообразить уроки русского языка...