конспект урока по русскому языку 4 класс "Правописание глаголов"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме

урок русского языка для 4 класса  по теме "Правописание глаголов". + презентация к данному уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka.doc101.5 КБ
Файл epigraf.docx13.59 КБ
Office presentation icon pravopisanie_glagolov.ppt789 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Начальная школа XXI века» под ред. Н. Ф. Виноградовой

Предмет: русский язык

Класс: 4 «а»

Тема урока: Правописание глаголов

Дидактическая цель урока: совершенствовать умение в правописании глаголов.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Задачи урока:

  1. Обучающая:
  • Повторить правила правописания глаголов: не с глаголами, ь после шипящих в глаголах, -ться, -тся в глаголах, спряжение глаголов. Познакомить с орфограммой «Буква ё после шипящих в окончаниях глаголов»
  • способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетентностей.
  • обучать учащихся приёмам самооценивания.

2) Развивающая:

  • развивать речь; орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся;
  • активизировать словарный запас.

3) Воспитывающая:

  • воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Методы: наглядный, дифференцированный, словесный.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, дифференцированная, самостоятельная работа.

Средства обучения: учебник «Русский язык» 4кл, часть1 (автор Иванов С.В.и др.), тетрадь№1 «Пишем грамотно» (автор Кузнецова М.И.), карточки с индивидуальными заданиями, презентация, мультимедийный проектор.

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98673502 (ССЫЛКА ПУБЛИКАЦИИ)

План урока

время

Ход урока

Формы и методы работы

Формирование ууд

1 мин

1 Оргмомент

Цветовой тест

2мин

2 .Введение в тему

Работа с таблицей

Фронтальный опрос «Я знаю, что…»

Создание ситуации успеха

Личностные УУД

Действие смыслообразования

Мотивация учения

2 мин

3.Постановка темы и целей

Наглядный, использование ИКТ

Фронтальная работа

Продолжи предложение

Регулятивные УУД

Постановка целей урока на основе известных и усвоенных знаний

1 мин

4.Минутка чистописания

Фронтальная работа

Самостоятельная работа

Регулятивные УУД

Контроль за аккуратностью выполнения задания

8 мин

5. Актуализация знаний.

а) теоретическая минутка.  

б) повторение

Работа в парах

Оценочный лист Дифференциация по степени самостоятельности

Оценочный лист

Проверочный лист

Коммуникативные УУД

Развитие учебного сотрудничества Познавательные УУД

Логические универсальные действия - классификация

10мин

6.Работа по теме урока:

б) наблюдение над орфограммой

в) закрепление

Фронтальная работа

Вывод

Работа по учебнику

Фронтальная работа

Самостоятельная работа Р.Т.

Дифференциация по степени самостоятельности

Логические учебные действия, построение цепи рассуждений

Контроль и оценка результатов деятельности

2мин

1 Ф минутка на снятие напряжения с глаз. ( Здоровьесберегающие технологии)

1 Ф минутка на снятие напряжения в теле

5 мин

7.Творческая работа

Самостоятельная работа

Эмоциональный настрой

Музыкальное оформление

Познавательные УУД

Построение речевого высказывания

Личностные УУД

5 мин

8.Работа с информационным текстом

Приём «Пометки на полях»

Самостоятельная работа

Регулятивные УУД

Оценка

2мин

9.Итоги урока

Фронтальная работа

Цветовой тест

Личностные УУД

2 мин

10. Домашнее задание

Объяснение выполнения упражнения

Личностные УУД

4 мин

11. Работа с оценочным листом

Беседа с обучающимися

Регулятивные УУД

Оценка

  1. Организационный момент. Настрой на работу на уроке.

Прочитайте эпиграф нашего урока:

«Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет, успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении» Марсель Ашар.

- Вы согласны с Марселем Ашаром? Почему? Перед вами на столах лежат волшебные снежинки: желтая, красная, синяя. Посмотрите на них внимательно и выберете ту их них, которой соответствует ваше настроение именно сейчас. У всех хорошее настроение.  Надеюсь, наш урок будет успешным.

(прием «жизненное самоопределение» - личностное УУД, мотивация учения)

2.Введение в тему

- Ведь, сегодня мы проведём наш урок в форме деловой игры:

«Заседание  редакторов журнала» (СЛАЙД пустой ОБЛОЖКИ)

- На нашем совете присутствуют редакторы и их помощники.

-Ваше первое журналистское задание: расшифровать тему нашего заседания.

-Определим тему, убрав буквы, которые обозначают глухие согласные звуки:

Слайд ( таблица у каждого на столах)

                

П

Х

Г

Л

С

Ш

А

Г

К

О

Л

-Какое слово получилось?  

 - Глагол

Слайд   (Обложка журнала с глаголом)

-Что вы можете рассказать о глаголе?

-Начинайте свой ответ со слов:

Я знаю, что….(составление кластера на доске, прил 1)

(Конструирование и моделирование. Личностное УУД, Регулятивные УУД, Мотивация учения)

-Молодцы, ребята, вот уже сколько вы знаете о глаголе!

3.Постановка целей и темы урока

- Каждый журналист перед выполнением задания ставит себе определённую цель.

- Сформулируйте цели нашего урока

Повторить……             (правописание глаголов)

Учиться  ….                  (правильно писать окончания глаголов)

Развивать…                   (мышление, внимание, память)

(регулятивные УУД, постановка целей урока на основе известных и усвоенных знаний)

- Заседание редакционного совета журнала “Глагол” считаю открытым.- Редакторы и помощники готовы?

Д. Готовы!

4. Минутка чистописания.

(Правила посадки)

-Журналист записывает свои наблюдения в ежедневник, а мы с вами в рабочую тетрадь.

- Откроем свои тетради , запишем число, классная работа.

- слайд (чистописание)

-К какой части речи относятся слова на экране? В какой части слова пропущены буквы? Каких букв не хватает? И, Е. Правильно! Давайте из них составим соединительный ряд строч*ных букв.

- Обратите внимание на наклон, высоту, ширину букв. Пропишите.

Журналист должен писать красиво!

- У вас на столах лист самооценки.   Оцените свою работу по аккуратности.  Поставьте + за правильный ответ.- Заполните  лист самооценки. 1

5. Актуализация знаний.

Теоретическая минутка.  (работа в парах)

- Для того чтобы качественно выполнять работу, журналисты должны хорошо разбираться в теории.- Поэтому сейчас теоретическая минутка. Работа в парах.

- У каждой пары есть конверт с заданием. Выполните его устно и подготовьте ответ орфограммой. От каждой пары один выступающий.

1 группа: Раскрой скобки. Сформулируй правило о написании НЕ с глаголами

        (Не) лает, (не) кусает, а в дом (не) пускает.

2 группа: Раскрой скобки. Сформулируй правило о правописании глаголов на конце с шипящим и Ь

        Тише едеш(?) – дальше будеш (?)

3 группа: Раскрой скобки. Сформулируй правило о написании –ться и –тся в глаголах

        Дети пошли купат(?)ся на озеро. Они веселят(?)ся и громко кричат.

4 группа: Выбери нужное окончание глаголов.

        В шкафу стоял (о, а, и) хрустальная посуда.

        На полке стоял(о, и, а) книги.

-Давайте проверять.

- У вас на столах лист самооценки.     Поставьте + за правильный ответ.- Заполните  лист самооценки.

 - Поднимите руку, кто справился с заданием. Молодцы!

- С теоретической подготовкой всё в порядке!

- Значит можно переходить к практической части нашего заседания.

6.Работа по теме урока

Журналисты работают с разными источниками информации. Мы с вами поработаем по учебнику.

1).Повторение. Работа по учебнику

Упражнение 1.

На какие орфограммы встретились слова в упражнении?

  • глаголы с частицей не;
  • глаголы с орфограммой «Мягкий знак после шипящих в глаголах»
  • глаголы на тся, ться

( таблички на доске)

Помощники сейчас будут работать у доски, а редакторы на месте.

(ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ)

Молодцы! А теперь давайте  оценим свою работу!     Поставьте + за правильный ответ.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

2.)Наблюдение над орфограммой «Буква ё после шипящих в окончаниях глаголов»

- Журналисты очень наблюдательны. Я предлагаю вам понаблюдать за словами, записанными на доске:

Печём, печёт, печёшь, печёте.

Бережём, бережёт, бережёшь, бережёте. (НА ДОСКЕ)

-Слова, какой части речи записаны?

-Произнесите  слова с ударением.

-Какой звук вы слышите под ударением?

-Какой буквой обозначается ударный звук?

-В какой части слова находится буква?

-После какой буквы?

-Какой сделаем вывод?

- А теперь давайте проверим.

 Откроем учебник и прочитаем правило золотого ключика.

3).Закрепление

У вас в рабочей тетради есть материал, который необходимо поместить в номер журнала, но над ним надо ещё поработать.

Упражнение 2 ( дифференцированное задание)

-В какой форме записаны слова-подсказки?

-Как мы будем их записывать в предложении?

(разобрать 3 предложения у доски.)

 -Кто не понял, как выполнять упражнение?

- Выполнять будем под диктовку.

- Проверка                             Поставьте + за правильный ответ.

Ф пауза

7..Творческая работа.

 Звучит музыка .И.Чайковского  «Времена года»

- Какие ассоциации возникают у вас при слове зима? (назвать сущ)

Слайд (зимний пейзаж)

- Какие чувства вызвала у вас картина?

- Журналисты люди творческие и наша задача сейчас придумать глаголы к существительным и определить их  спряжение.

( Глаголы записать в тетрадь )  

Устно составить 1 предложение           Поставьте + за правильный ответ.

8. Работа с информационным текстом (прием «Заметки на полях»)

- Ребята, у каждого из вас на столе лежит лист с текстом. Предложения там пронумерованы. Вы читаете его и отмечаете маркировочными значками информацию. В конце листа находятся условные обозначения. От вас, ребята, потребуется активное и внимательное чтение.

Информационный текст

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

  1. Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагол: ходить, стоять.
  2. Глаголы бывают совершенного (построить, достигнуть)  и несовершенного вида (строить, делать)

будущее время – погасит

  1. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
  2. В предложении глагол обычно служит сказуемым и вместе с подлежащим образует его грамматическую основу. Например, Никита спешит на урок.
  3. В окончаниях глаголов после шипящих под ударением пишется буква о печём, бережём. Буква о в окончаниях глаголов не пишется
  4. Глаголы склоняются, то есть изменяются по числам и падежам.

(Данное предложение содержит заведомо неверную информацию, для того, чтобы учащиеся критически подходили к изучению информации)

                                       Маркировочные знаки:

  • - информация, которая уже была известна тебе;

+    -новая информация ;

-     -неверная информация;

?     -информация, которую ты не понял.

Вывод

-Что оказалось новым? С чем вы не согласны? Что вызвало сомнение? Почему? Докажите свою точку зрения.

9. Итоги урока.

Продолжите предложения:

Я научился …..

Я узнал ……

Мне понравилось…..

Мне было трудно …..

- Посмотрите в лист самооценки и оцените свою работу

Слайд

Подсчитайте баллы:

5  и – я понял все темы, которые раскрывает журнал “Глагол”

4– я многое понимаю, но некоторые вопросы не помешает уточнить

 менее 3 – мне нужна помощь.

- Как вы думаете, достаточно ли мы подготовлены к выпуску  сегодняшнего номера  журнала?

- Главный редактор согласен и разрешает готовить материал к печати.

Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока «Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет, успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении» Марсель Ашар.

-Вы по прежнему согласны с Марселем Ашаром?

-Какое настроение у вас в конце урока? Выберите снежинку, покажите друг другу.

- Заседание редакционного совета журнала “Глагол” считаю закрытым.

- Все молодцы! Спасибо всем за работу.

Оценочный лист

__________________

№ задания

Задание

Самооценка

+ правильный ответ

- неправильный ответ

1

Минутка чистописания

2

Работа в парах. Определение орфограммы

3

Работа по учебнику упр1 стр113

4

Самостоятельная работа в ТПО стр43 упр2

5

Творческая работа

ИТОГО баллов

Оценочный лист

__________________

№ задания

Задание

Самооценка

+ правильный ответ

- неправильный ответ

1

Минутка чистописания

2

Работа в парах. Определение орфограммы

3

Работа по учебнику упр1 стр113

4

Самостоятельная работа в ТПО стр43 упр2

5

Творческая работа

ИТОГО баллов



Предварительный просмотр:

«Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает.

Нет, успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении»

Марсель Ашар.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

научно-познавательный журнал

Слайд 2

научно-познавательный журнал ГЛАГОЛ

Слайд 3

Вставить пропущенные буквы. Выполнить задание. мечта шь помеша те стро т кле т … … … … е е и и Составить цепочку из букв Е , И , а так же букв, которые находятся в алфавите между ними. Буквы Е , И . еёжзи еёжзи еёжзи … слайд 24

Слайд 4

НЕ с глаголом : не кричать, недоумевать (искл), ненавидеть (искл), не готовился, не утихает «Ь» после шипящих в глаголах : ле чь , бере чь , приле чь , узнае шь , съе шь те, обже чь ся глаголы на –ться и –тся: кусае тся , куса ться , волнова ться , волнуе тся

Слайд 6

Информационный текст Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагол: ходить, стоять. Глаголы бывают совершенного (построить, достигнуть) и несовершенного вида (строить, делать) Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. В предложении глагол обычно служит сказуемым и вместе с подлежащим образует его грамматическую основу. В окончаниях глаголов после шипящих под ударением пишется буква о печём, бережём. Буква о в окончаниях глаголов не пишется. Глаголы склоняются, то есть изменяются по числам и падежам.

Слайд 7

Информационный текст Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагол: ходить, стоять. Глаголы бывают совершенного (построить, достигнуть) и несовершенного вида (строить, делать) Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. В предложении глагол обычно служит сказуемым и вместе с подлежащим образует его грамматическую основу. В окончаниях глаголов после шипящих под ударением пишется буква Ё печём, бережём. Буква о в окончаниях глаголов не пишется.

Слайд 8

С.113, упр.2. – Спиши, дописывая окончания глаголов. Домашняя работа: СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Словообразование глагола" 3 класс "Школа "21 века"

Урок по теме "Словобразование глагола". Буду рада, если кому-то понадобится....

Конспект урока по русскому языку "Спряжение глаголов"

Конспект урока по русскому языку "Спряжение глаголов" в 4 классе. Цели урока: познакомить детей с понятием «спряжение» как системой личных окончаний глаголов;развивать логическое мышление уч...

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Глагол. Неопределенная и личная форма глагола. Закрепление изученного".

Урок направлен на восстановление и закрепление знания учащихся об общем понятии глагола как части речи....

Конспект урока по русскому языку "Роль глаголов в языке и речи"

Конспект урока по русскому языку "Роль глаголов в языке и речи"...

Конспект урока по русскому языку "Роль глаголов в языке и речи"

Конспект урока по русскому языку "Роль глаголов в языке и речи"...

Конспект урока по русскому языку, тема: "Глагол, его роль в языке" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с понятием глагол.Планируемые результаты: Предметные:- знать что такое глагол и его обозначение на письме;- уметь слышать гла...

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Глагол, его роль в языке» (3 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с понятием глагол.Планируемые результаты: Предметные:- знать что такое глагол и его обозначение на письме;- уметь с...