Обучение орфографии в начальных классах
статья (русский язык) по теме

Одним из главных вопросов преподавания русского языка в школе был и остаётся вопрос об орфографической грамотности учащихся. Перед нами, учителями начальных классов, возникает необходимость искать наиболее эффективные средства для решения задач в области обучения орфографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_orfografii_v_nachalnoy_shkole.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение орфографии в начальных классах.

Учитель начальных классов

Пятницкова Т.С.

                Одним из главных вопросов преподавания русского языка в школе был и остаётся вопрос об орфографической грамотности учащихся. Перед нами, учителями начальных классов, возникает необходимость искать наиболее эффективные средства для решения задач в области обучения орфографии. Одним из таких средств, позволяющих учителю легче и быстрее добиться усвоения детьми знаний, выработать у них прочные орфографические навыки, являются средства наглядности.

       В своей работе я следую словам великого педагога К.Д.Ушинского, который говорил, что наглядное обучение строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах. Что «детская природа ясно требует наглядности, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но скажите с картинками 20 таких слов – и ребёнок запомнит их на лету». Опыт показывает, что, для того чтобы ученики сделали самостоятельный вывод и у них осталось достаточно времени для закрепления полученных знаний, нужны наглядные пособия. Я заметила, что примеры, в которых шрифтом, красками, подчёркиванием выделены буквы слова, части слова, знаки препинания, запоминаются лучше, чем при обычной записи на доске, а урок, на котором применяются средства наглядности, интересен для учеников, активизирует их деятельность.

       Покажу это на конкретных примерах.

       ПЕРВЫЙ ПРИМЕР. Проводя письменные работы, я выявила, что простые слова дети свободно делят на слоги и переносят их, а перенос слов такого типа, как пришла, засветила, представляет для них определённую трудность: они часто отрывают букву от корня.

       Свою работу я подкрепляю наглядными таблицами, которые составляются так: из работ детей выбираются слова с ошибками на уже изученные правила, объясняется их правильное написание, потом вывешиваются таблицы, где указано, как надо правильно переносить слова.

       Время от времени таблицы меняются. Сейчас на правило переноса слов дети почти не делают ошибок.

                                     Переноси правильно!

                                                 за-шла

                                                 на–правил

                                                 по–ехали

                                                разъ-яснила

       ВТОРОЙ ПРИМЕР. Правописание слов с безударными гласными – трудный материал программы. Ошибки на это правило допускают в своих работах учащиеся не только начальных классов, но и средней школы. Поэтому, готовясь к уроку, особенно тщательно продумываю, как лучше показать детям этот материал. Привлекаю для этого и сочинение по картине, и таблицы, и т.д.

       Много ошибок допускают дети на правописание безударных  гласных, непроверяемых ударением.

      В работе над словами с непроверяемым написанием я часто использую загадки, которые вызывают у детей живой интерес. Например, я предлагаю детям угадать, что это за предмет, о котором говорят: Никто не пугает, а вся дрожит. Ребята отвечают, что это осина, так как у осины дрожат листочки от малейшего дуновения. Затем показываю детям картинку, на которой нарисована осина, а под картинкой написано слово осина (непроверяемая гласная о выделена красным цветом).

       Дети с удовольствием сами подбирают загадки на новое слово с непроверяемым написанием, потом предлагают одноклассникам отгадать их, при этом сами делают рисунок к загадке и надпись.

       ТРЕТИЙ ПРИМЕР. Кроме таблиц, схем, плакатов, наглядной записи и альбомов, на уроке русского языка я использую раздаточный материал, состоящий из отдельных карточек. Тесты в карточках включают в себя слова на изученные правила. Карточки помещаются в папки, на которых указывается название той или иной орфографической темы. В каждой карточке имеются задания для самостоятельной работы учащихся. Вот примерная карточка.

   -Из данных пословиц и загадок выписать слова с пропущенными буквами. Рядом написать проверочные слова.

1.Был бы дружным колхо.., а урожай будет.

2.Земля любит наво.., а лошадь овё…

3.Тот колхо.. богат, в котором ла  .

4.Не сне.., не лё  , а серебром деревья убирает.

       

       Указанный раздаточный материал лучше использовать при повторении или закреплении материала, а также при проведении индивидуальных заданий. Кроме того, раздаточный материал такого типа оказывает большое воспитательное воздействие на  младшего школьника, расширяет его представление об окружающем мире.

ЧЕТВЁРТЫЙ ПРИМЕР. Правописание падежных окончаний имён существительных дети усваивают с большими трудностями. Чтобы облегчить им усвоение этой сложной орфографической темы, я использую карточки со словами, в которых пропущены окончания.

Вызванный ученик раскладывает эти карточки по кармашкам. На каждом кармашке написаны окончания имён существительных. Или называю имена существительные с указанием падежа, а учащиеся поднимают карточки с окончаниями. Работа проходит быстро, дети работают с большим увлечением.

       Повторяя пройденный материал, я использую различные виды наглядных пособий. Этим вызываю интерес у детей. А где работа идёт с интересом, там и результаты лучше. Важно, чтобы любая работа проходила эмоционально, живо, с огоньком и вызывала у каждого ученика желание знать больше, чем знает его товарищ. Добрый дух соревнования всегда является верным спутником в моей работе.

       Вопрос беглого, сознательного и выразительного чтения меня всегда волновал. И теперь, когда достигнуты заметные успехи на протяжении не-

скольких моих выпусков, можно поделиться с коллегами и некоторым опытом работы.

       Структуру уроков чтения я пересмотрела так, что дети стали очень активными, полюбили чтение, увлеклись им. Помогла и та атмосфера на уроках, в которых дети чувствуют себя творцами, т. е. они не боятся высказать своё мнение по поводу чтения товарища, дать совет. А как им хочется быть на уроке в роли учителя (при этом добиваюсь от учеников доброжелательного тона по отношению к товарищу, умения подмечать не только ошибки, присутствия постоянного сопереживания между учащимися). Ребята любят уроки чтения, активно готовятся к ним, так как каждому хочется испытать эти элементы управления ( если можно так сказать) на уроке, а для этого необходимо не только владеть техникой беглого чтения, но хорошо знать содержание текста, выразительно читать его и т.д.

       Когда дети стали с интересом читать, появилась беглость и осознанность чтения, заметно повысилась успеваемость и по русскому языку и по математике.

       Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А.Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: « Если в начальной школы дети мало читали, мало мыслили, у них складывается структура малодеятельного мозга».

       С чем приходится часто встречаться в школе? Наблюдая за выполнением домашних заданий, нетрудно заметить, что многие младшие школьники делят задания на главные и второстепенные. Выполнение упражнений по русскому языку, решение примеров и задач по математике они считают главными и выполняют в первую очередь  ежедневно. А остальные – второстепенными. И, к сожалению, многие родители со своей стороны не уделяют внимания  проверке письменных работ, чтению рассказа, статьи и т.д.

       На родительских собраниях и на консультациях стараюсь убедить родителей в том, что громкое чтение, как и чтение про себя, должно войти в ежедневную привычку ребёнка. При этом,  особенно на первых ступенях грамотного чтения, необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение.

Хорошо, когда родители проявляют живой, ярко выраженный интерес к содержанию рассказа, отрывка и т.д. Прошу родителей, во время такого чтения быть предельно сдержанными, терпеливыми, снисходительными и доброжелательными к ребёнку.

       Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приёмам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.  

       Наиболее распространённым видом работы на уроке чтения является рассказ учителя, который должен быть ярким, эмоциональным и понятным для детей, затрагивающим их сердца, пробуждающим их чувства. Его не следует перегружать фактами, сложными терминами. Он не должен быть большим по объёму. Хорошо такой рассказ чередовать с беседой. Учитывая психологию младшего школьника, добиваюсь активного сознательного участия каждого на уроке, чтобы дети как бы были участниками обсуждаемого, переживали за судьбу  героя.

      Я стараюсь, чтобы дети могли в знакомом по первоначальному  чтению в тексте открывать что-то для себя новое, ранее незамеченное, сосредоточивали своё внимание на главном, важном. Это является хорошим средством достижения сознательного чтения.

       Большую роль в привитии любви к чтению играет связь с библиотекой, особенно школьной. Обязательно проводим мероприятие «Неделя детской книги». Интересны и уроки внеклассного чтения. Обычно к ним дети готовятся целую неделю.

       Чтение – это лучшее учение в любом возрасте. Но только не просто беглое чтение, а чтение осознанное. Над ним сейчас мы и работаем. Главное в этой работе – добиваться оптимальной мыслительной деятельности каждого ребёнка, хорошо знать индивидуальные особенности всех учащихся. Необходимо следить за продвижением каждого из них, вовремя заметить возникающие трудности , всячески поддерживать все положительные усилия ребёнка. Только творческий, новаторский подход в этом вопросе даст желаемые результаты в обучении правильному беглому, сознательному и выразительному чтению.

       На уроках использую современные педагогические технологии, развивая мыслительную активность младшего школьника, воспитываю организованность, самостоятельность. Считаю, чем более дети деятельны и активны на уроках, тем успешнее они учатся, поэтому постоянно ищу и применяю новые эффективные методы обучения.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе.

      Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это одежда мысли, по кото...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ОРФОГРАФИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

Информация будет полезна учителям, работающим по любому УМК....

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах

На дистанционных курсах Педагогического университета " Первое сентября" выполняла контрольные работы по курсу обучения орфографии в начальной школе. Многие вопросы заинтересовали....

Семинар «Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах»

Семинар рассчитан на формирование и развитие орфографической зоркости на уроках русского языка...

Педагогическое представление по теме самообразования «Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах»

Педагогическое представление по теме самообразования   «Современные подходы к обучению орфографии  в начальных классах»...

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.На своих уроках использую следую...